49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна ______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна _______
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
________
ции
№ п/п Вид учебной деятельности Требования к выполнению работы
1. Устные ответы на занятиях 2 балла – развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с использованием примеров из профессиональной деятельности педагога по ФК, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему.
1 балл – ответ, содержащий общие знания или обоснование собственного мнения на данную проблему.
2. Письменная работа - Проект построения тренировочного процесса 10 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.
8 баллов – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.
6 баллов – содержит общие сведения или собственное мнение.
3. Письменная работа - анализ и составление комментария протокола тестирования физической подготовленности спортсменов определенного возраста и квалификации в избранном виде спорта - 10 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.
8 балла – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.
6 балла – содержит общие сведения или собственное мнение.
4. Презентация 5 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.
3 балла – содержит общие сведения или собственное мнение.
Вопросы для подготовки к экзамену
1.Сущность спорта, спорт в узком и широком понимании.
2.Социальные функции спорта.
3. Общая характеристика любительского спорта. Классификация любительского спорта:
4. Общая характеристика профессионального спорта. Классификация профессионального спорта.
5.Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс 23
6.Современные тенденции и направления в развитии отечественного и зарубежного спорта высших достижений.
7. Основные направления спортивного движения в современном мире.
8.Понятие «соревновательная деятельность». Содержание и особенности соревновательной деятельности (на примере избранного вида спорта).
9.Соревнование как основа существования спорта. Понятие «спортивное соревнование», особенности спортивных соревнований, классификация спортивных соревнований.
10.Общая характеристика и структура спортивных соревнований.
11.Система международных соревнований в избранном виде спорта. Особенности индивидуальной системы соревнований спортсмена.
12. Спортивный результат как специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности, критерии их измерения и оценки.
13. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности.
14. Понятие «спортивная тренировка». Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки
15. Общие методические принципы и их место в теории спортивной тренировки: общепедагогические принципы, принципы воспитания, принципы развития физических способностей.
16. Специальные принципы спортивной тренировки: единство углубленной специализации и направленности к высшим спортивным достижениям (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).
17. Специальные принципы спортивной тренировки: единство общей и специальной подготовки спортсмена (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).
18. Специальные принципы спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).
19. Специальные принципы спортивной тренировки: Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).
20. Специальные принципы спортивной тренировки: волнообразность и вариативность динамики нагрузок (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).
21. Специальные принципы спортивной тренировки: цикличность тренировочного процесса (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).
22. Средства спортивной тренировки: собственно тренировочные средства.
23. Средства спортивной тренировки: естественно-средовые средства.
24. Медико-биологические средства спортивной тренировки, их разновидности и особенности использования.
25. Психологические средства спортивной тренировки, их варианты и особенности использования.
26. Материально-технические средства спортивной тренировки, их разновидности и особенности использования в избранном виде спорта.
27. Задачи, содержание, варианты равномерного и переменного методов развития физических качеств.
28. Задачи, содержание, варианты повторного и интервального методов развития физических качеств.
29.Задачи, содержание, методические особенности игрового и соревновательного методов в спортивной тренировке.
30.Задачи, содержание, варианты круговой тренировки на разных этапах подготовки спортсменов. 24
31.Методика развития скоростных качеств спортсмена.
32.Методика развития скоростно-силовых качеств спортсмена. 33.Методика развития силовых качеств спортсмена.
34.Методика развития координационных способностей спортсмена.
35.Методика развития специальной выносливости в избранном виде спорта.
36.Методика развития гибкости в избранном виде спорта.
37. Стороны спортивной тренировки: Техническая подготовка спортсмена (понятие). Виды, задачи, средства, методы технической подготовки. Специфика технической подготовки в избранном виде спорта.
38. Стороны спортивной тренировки: Тактическая подготовка спортсмена (понятие). Виды, задачи, средства, содержание и методические особенности тактической подготовки в избранном виде спорта.
39. Стороны спортивной тренировки: Физическая подготовка спортсмена. Специфика физической подготовки в избранном виде спорта.
40. Стороны спортивной тренировки: Психологическая подготовка спортсмена: понятие психологической подготовки спортсмена, ее виды, значимые психические качества спортсмена в избранном виде спорта, психологическая подготовка к соревнованиям.
41. Стороны спортивной тренировки: интеллектуальная подготовка спортсмена (ведущие компоненты интеллектуальных способностей спортсмена, содержание интеллектуальной подготовки спортсмена, теоретические знания, необходимые для
42. Стороны спортивной тренировки: Интегральная подготовка спортсмена, её средства и методы. Специфика интегральной подготовки в избранном виде спорта.
43. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля в спортивной тренировке.
44. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля в спортивной тренировке при занятиях в условиях среднегорья.
45. Структура отдельного тренировочного занятия.
46. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): собственно тренировочные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.
47. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): предсоревновательные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.
48. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): соревновательные и восстановительные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.
49.Построение спортивной тренировки в средних циклах (мезоциклах) на примере избранного вида спорта: типы мезоциклов, варианты чередовании микроциклов в мезоциклах.
50.Построение спортивной тренировки в макроциклах (на примере избранного вида спорта). Соотношение динамики объема и интенсивности нагрузки в структуре годичного цикла при одно-, двух-, трехпиковом варианте его построения.
51.Соотношение общей и специальной подготовки в годичном цикле (на примере избранного вида спорта).
52. Соотношение физической и технико-тактической подготовки в годичном цикле тренировки (на примере избранного вида спорта)
53. Особенности построения тренировочного процесса в подготовительном периоде годичного цикла подготовки в избранном виде спорта.
54. Особенности построения тренировочного процесса в соревновательном периоде годичного цикла подготовки в избранном виде спорта.
55.Спортивная ориентация и отбор в спорте, их общая характеристика и отличие.
56.Этапы спортивного отбора: первичный отбор и критерии отбора занимающихся.
57.Этапы спортивного отбора: предварительный этап и критерии отбора занимающихся.
58.Этапы спортивного отбора: промежуточный отбор и критерии отбора занимающихся
59.Этапы спортивного отбора: основной отбор и критерии отбора занимающихся 25
60.Этапы спортивного отбора: заключительный отбор и критерии отбора занимающихся Особенности направленности и содержания этапов спортивной тренировки в избранном виде спорта.
61. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе предварительной подготовки и начальной специализации в избранном виде спорта.
62. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе углубленной специализации в избранном виде спорта.
63. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе спортивного совершенствования в избранном виде спорта.
64.Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе сохранения достижений (спортивного долголетия) в избранном виде спорта.
65.Особенности построения и содержания тренировочного процесса женщин на основе ОМЦ.
66.Особенности силовой подготовки женщин-спортсменок.
67.Сравнительный анализ тренировочной и соревновательной нагрузки мужчин и женщин в одном из видов спорта (по выбору).
68.Прогнозирование спортивных способностей детей в процессе углубленных занятий спортом.
69.Особенности развития физических качеств в юношеском возрасте.
70.Нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки юных спортсменов.
71.Контроль в подготовке спортсменов: значение и виды контроля.
72. Контроль за технической подготовленностью спортсмена в процессе многолетней подготовки.
73. Контроль за тренировочными и соревновательными нагрузками в процессе подготовки в избранном виде спорта.
74. Контроль физического состояния спортсмена в процессе подготовки в избранном виде спорта.
75. Психологический контроль в подготовке спортсменов.
76.Методика комплексного контроля в подготовке спортсменов.
77. Учет в процессе спортивной подготовки, его значение и виды
Виды контроля Распределение баллов по видам работ
Текущий
контроль Виды работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов
Устные ответы на семинарах 2 балла 2х5=10
Письменная работа 10 баллов 10х5=50
Дополнительные баллы:
Составление презентации 5 баллов 5х1=5
Промежуточная
аттестация
(экзамен) Собеседование по теоретическому вопросу (устный ответ на экзамене) 9 баллов 9х3=27
Всего 100 баллов