2021-2022_49_03_01 ФК ФО очно 2019_plx_Теория спорта
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Теория спорта
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.07
 
экзамены 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
15
самостоятельная работа
51
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
51
51
51
51
Часы на контроль
15
15
15
15
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
PhD, проф., Филатова Нина Петровна;PhD, доц., Асеева Анна Юрьевна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, проф., Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Теория спорта
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 12
 
Протокол от 09.03.2022 г.  № 11

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с проектированием, организацией и реализацией  тренировочного процесса и соревновательной деятельности, ориентации и отбора, восстановительных мероприятий, задач управления спортивной подготовкой лиц, вовлеченных в сферу спорта, являющихся непосредственными потребителями услуг
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология физической культуры и спорта
2.1.2
Спортивная биохимия
2.1.3
Спортивная метрология
2.1.4
Спортивный отбор
2.1.5
Теория и методика физической культуры
2.1.6
Биохимия человека
2.1.7
Спортивная физиология
2.1.8
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.9
Физиология человека
2.1.10
Анатомия и морфология человека
2.1.11
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
2.1.12
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре и спорту
2.1.13
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Теория и методика детско-юношеского спорта
2.2.3
Тренерская практика
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
 
ПК-1.1: знает содержание планирования образовательного процесса по физической культуре и спорту
 
ПК-1.3: умеет разрабатывать основные документы планирования образовательного процесса по физической культуре и спорту
 
ПК-1.5: имеет опыт планирования занятий физической культурой и спортом разных форм 
 
ПК-3: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
 
ПК-3.1: знает содержание контроля в образовательном процессе по физической культуре и спорту
 
ПК-3.2: умеет подбирать формы, методы, средства контроля образовательного процесса по физической культуре и спорту
 
ПК-3.3: имеет опыт анализа эффективности занятий физической культурой и спортом
 
ПК-3.4: имеет опыт оценки подготовленности занимающихся физической культурой и спортом
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение в теорию спорта
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.1
Особенности предмета теории спорта. Ее специфические понятия /Лек/
2
ПК-1.1
8
Детализация понятий: "спортивная деятельность", "спортивное движение", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка", взаимосвязь и специфическое содержание этих понятий.  Уточнение соотношения понятий "спорт" и "физическая культура".
0
 
1.2
Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития /Лек/
2
ПК-1.1
8
Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития. Специфическая эталонная и эвристическая роль спорта.  Оздоровительно-рекреативная функция спорта; его роль и место в оптимизации досуга широких слоев населения. Эстетические свойства спорта; спорт как зрелище, причины необычайной зрелищной популярности спорта; взаимопроникновение спорта и искусства. Идеологическое значение спорта; спорт и политика. Коммуникационное значение спорта; спорт как фактор международных связей. Экономическое значение спорта; спорт как фактор повышения производительности труда и как одна из сфер экономических отношений. Обусловленность состояния и развития спорта фундаментальными (социально-экономическими) общественными отношениями и политическим строем общества.
0
 
1.3
Особенности предмета теории спорта. Ее специфические понятия /Пр/
2
ПК-1.1
8
Детализация понятий: "спортивная деятельность", "спортивное движение", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка", взаимосвязь и специфическое содержание этих понятий.  Уточнение соотношения понятий "спорт" и "физическая культура".
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.4
Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития /Пр/
2
ПК-1.1
8
Специфическая эталонная и эвристическая роль спорта.  Оздоровительно-рекреативная функция спорта; его роль и место в оптимизации досуга широких слоев населения. Эстетические свойства спорта; спорт как зрелище, причины необычайной зрелищной популярности спорта; взаимопроникновение спорта и искусства. Идеологическое значение спорта; спорт и политика. Коммуникационное значение спорта; спорт как фактор международных связей. Экономическое значение спорта; спорт как фактор повышения производительности труда и как одна из сфер экономических отношений. Обусловленность состояния и развития спорта фундаментальными (социально-экономическими) общественными отношениями и политическим строем общества.
0
 
1.5
Особенности предмета теории спорта. Ее специфические понятия. /Ср/
4
ПК-1.1
8
Сущность понятий: "спортивная деятельность", "спортивное движение", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка", взаимосвязь и специфическое содержание этих понятий.  Уточнение соотношения понятий "спорт" и "физическая культура".
0
 
1.6
Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития. /Ср/
4
ПК-1.1
8
Специфическая эталонная и эвристическая роль спорта.  Оздоровительно-рекреативная функция спорта; его роль и место в оптимизации досуга широких слоев населения. Эстетические свойства спорта; спорт как зрелище, причины необычайной зрелищной популярности спорта; взаимопроникновение спорта и искусства. Идеологическое значение спорта; спорт и политика. Коммуникационное значение спорта; спорт как фактор международных связей. Экономическое значение спорта; спорт как фактор повышения производительности труда и как одна из сфер экономических отношений. Обусловленность состояния и развития спорта фундаментальными (социально-экономическими) общественными отношениями и политическим строем общества.
0
 
 
Раздел 2. Теория спортивных соревнований
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.1
Сущность и  формы спортивных соревнований /Лек/
2
ПК-1.1
8
Спортивное состязание как высшее испытание физических и психических возможностей спортсмена. Специфический "эмоциональный фон" и стрессовые ситуации, возникающие в связи со спортивным состязанием.  Понятие о "соревновательной нагрузке"; проблемы ее нормирования. Структура соревновательной деятельности.  Особенности соревновательной деятельности в спорте.
0
 
2.2
Соревнование как основа специфики спорта  /Пр/
2
ПК-1.1
8
Спортивное состязание как высшее испытание физических и психических возможностей спортсмена. Специфический "эмоциональный фон" и стрессовые ситуации, возникающие в связи со спортивным состязанием.  Понятие о "соревновательной нагрузке"; проблемы ее нормирования. Структура соревновательной деятельности.  Особенности соревновательной деятельности в спорте.
0
 
2.3
Основы системы спортивных соревнований  /Пр/
2
ПК-1.1
8
Соревновательная практика индивидуальная, командная. Спортивная тактика как направляющая программа и общий способ организации соревновательной деятельности спортсмена (команды). Спортивная техника как целесообразный способ выполнения соревновательных действий, обусловленных тактикой состязания. Единство спортивной техники и тактики; технико-тактические действия. Показатели, критерии и факторы технического мастерства в спортивном состязании. Роль состязаний в формировании личности и в специальной психологической подготовке спортсмена. Необходимость широкой соревновательной практики в процессе становления и совершенствования
0
 
2.4
Сущность и  формы спортивных соревнований /Ср/
4
ПК-1.1
8
Спортивное состязание как высшее испытание физических и психических возможностей спортсмена. Специфический "эмоциональный фон" и стрессовые ситуации, возникающие в связи со спортивным состязанием.  Понятие о "соревновательной нагрузке"; проблемы ее нормирования. Структура соревновательной деятельности.  Особенности соревновательной деятельности в спорте.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.5
Основы системы спортивных соревнований /Ср/
4
ПК-1.1
8
Роль состязаний в формировании личности и в специальной психологической подготовке спортсмена. Необходимость широкой соревновательной практики в процессе становления и совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства. Тренирующий эффект соревновательной практики; ее роль в приобретении, сохранении и дальнейшем развитии специфической тренированности спортсмена. Динамика соревновательной практики в процессе многолетней спортивной деятельности.
0
 
 
Раздел 3. Основы системы подготовки спортсмена 
0
 
3.1
Общая характеристика системы подготовки спортсмена /Лек/
2
ПК-1.1 ПК-3.1
8
Значение общепедагогических принципов (общих принципов обучения и воспитания) как отправных положений деятельности тренера. Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация и индивидуализация как закономерные черты подготовки спортсмена, отражающие их принципиальные положения.  Диалектическая взаимосвязь различных сторон подготовки спортсмена; основные положения принципа единства и избирательной  направленности различных сторон подготовки спортсмена. Специфическая непрерывность как закономерность спортивно-тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом; конкретизация основных положений принципа непрерывности в спортивной тренировке. 
0
 
3.2
Основные стороны подготовки спортсмена  /Лек/
2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
8
Физическая подготовка спортсмена. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интегральная подготовка
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
3.3
Технологии планирования и контроля как фактор педагогического управления в системе подготовки спортсмена  /Лек/
2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
8
Структура тренировочного процесса как основа его целостной упорядоченности: макро-, мезо, микро- структура тренировочного процесса Структура отдельных тренировочных занятий, тренировочных дней, микроблоков Планирование. Сущность и назначение планирования. Объекты, объективные основания и формы планирования подготовки спортсмена; существующие способы планирования ее содержания, порядка построения и ожидаемых результатов (текстовые, графические, математические и др.). Перспективное планирование многолетней спортивной подготовки. Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки. Основные формы и операции по составлению плана многолетней подготовки спортсмена. Современный модельно-целевой подход к построению подготовки спортсменов высокого класса. Крупноцикловое (на год, полугодие и т.п.), поэтапное и оперативное (краткосрочное) планирование процесса подготовки спортсмена; содержание соответствующих планов, их формы и основные операции по составлению.
0
 
3.4
Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки /Лек/
2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.2 ПК-3.3
8
Сущность ориентации и отбора в спорте. Этапы отбора. Критерии отбора на этапах многолетней спортивной подготовки  в избранном виде спорта. Первичный отбор;  Предварительный отбор; на втором этапе многолетней подготовки. Промежуточный отбор; на третьем этапе многолетней подготовки. Основной отбор; спортивный результат как основной критерий отбора; Заключительный отбор, оценка перспективности спортсмена как основной критерий отбора.
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
3.5
Общая характеристика системы подготовки спортсмена /Пр/
2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
Диалектическая взаимосвязь различных сторон подготовки спортсмена; основные положения принципа единства и избирательной  направленности различных сторон подготовки спортсмена. Специфическая непрерывность как закономерность спортивно-тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом; конкретизация основных положений принципа непрерывности в спортивной тренировке. Принципиальные положения, выражающие тенденции динамики воздействующих факторов в процессе подготовки спортсмена: динамичность, повторяемость и вариативность, постепенность и «предельность», волнообразность, контрастность, опережающее и адаптивное моделирование целевой соревновательной деятельности;  закономерности, лежащие в их основе. Соревновательно-соотнесенная цикличность как одна из функциональных закономерностей процесса спортивной подготовки; конкретизация положений принципа цикличности в спортивной тренировке.
0
 
3.6
Основные стороны подготовки спортсмена  /Пр/
4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2
8
Физическая подготовка спортсмена. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интегральная подготовка
0
 
3.7
Структура спортивной тренировки /Пр/
4
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Структура и разработка проектов годичного цикла подготовки, мезоциклов, микроциклов подготовки спортсменов в избранном  виде спорта
0
 
3.8
Подготовка спортсмена как многолетний процесс  /Пр/
2
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Общее представление о подготовке резерва сборных команд, непосредственном отборе и комплектовании команд для участия в крупнейших состязаниях.  Оптимальная система тренировочных сборов, сочетании индивидуальных и централизованных форм организации подготовки
0
 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
3.9
Технологии планирования и контроля как фактор педагогического управления в системе подготовки спортсмена /Пр/
6
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Планирование. Сущность и назначение планирования. Объекты, объективные основания и формы планирования подготовки спортсмена; существующие способы планирования ее содержания, порядка построения и ожидаемых результатов (текстовые, графические, математические и др.). Перспективное планирование многолетней спортивной подготовки. Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки. Основные формы и операции по составлению плана многолетней подготовки спортсмена. Современный модельно-целевой подход к построению подготовки спортсменов высокого класса. Крупноцикловое (на год, полугодие и т.п.), поэтапное и оперативное (краткосрочное) планирование процесса подготовки спортсмена; содержание соответствующих планов, их формы и основные операции по составлению.
0
 
3.10
Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки /Пр/
2
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Критерии отбора на этапах многолетней спортивной подготовки  в избранном виде спорта. Первичный отбор;  Предварительный отбор; на втором этапе многолетней подготовки. Промежуточный отбор; на третьем этапе многолетней подготовки. Основной отбор; спортивный результат как основной критерий отбора; Заключительный отбор, оценка перспективности спортсмена как основной критерий отбора.
0
 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
3.11
Общая характеристика системы подготовки спортсмена. Подготовка спортсмена как многокомпонентная система  /Ср/
4
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
Диалектическая взаимосвязь различных сторон подготовки спортсмена; основные положения принципа единства и избирательной  направленности различных сторон подготовки спортсмена. Специфическая непрерывность как закономерность спортивно-тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом; конкретизация основных положений принципа непрерывности в спортивной тренировке. Принципиальные положения, выражающие тенденции динамики воздействующих факторов в процессе подготовки спортсмена: динамичность, повторяемость и вариативность, постепенность и «предельность», волнообразность, контрастность, опережающее и адаптивное моделирование целевой соревновательной деятельности;  закономерности, лежащие в их основе. Соревновательно-соотнесенная цикличность как одна из функциональных закономерностей процесса спортивной подготовки; конкретизация положений принципа цикличности в спортивной тренировке.
0
 
3.12
Основные стороны подготовки спортсмена (содержание и основы методики) /Ср/
4
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Физическая подготовка спортсмена. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интегральная подготовка
0
 
3.13
Структура спортивной тренировки /Ср/
8
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Структура и разработка проектов годичного цикла подготовки, мезоциклов, микроциклов подготовки спортсменов в избранном  виде спорта
0
 
3.14
Подготовка спортсмена как многолетний процесс (основные стадии и этапы /Ср/
4
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Общее представление о подготовке резерва сборных команд, непосредственном отборе и комплектовании команд для участия в крупнейших состязаниях.  Оптимальная система тренировочных сборов, сочетании индивидуальных и централизованных форм организации подготовки
0
 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
3.15
Технологии планирования и контроля как фактор педагогического управления в системе подготовки спортсмена  /Ср/
10
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Планирование. Сущность и назначение планирования. Объекты, объективные основания и формы планирования подготовки спортсмена; существующие способы планирования ее содержания, порядка построения и ожидаемых результатов (текстовые, графические, математические и др.). Перспективное планирование многолетней спортивной подготовки. Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки. Основные формы и операции по составлению плана многолетней подготовки спортсмена. Современный модельно-целевой подход к построению подготовки спортсменов высокого класса. Крупноцикловое (на год, полугодие и т.п.), поэтапное и оперативное (краткосрочное) планирование процесса подготовки спортсмена; содержание соответствующих планов, их формы и основные операции по составлению.
0
 
3.16
Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки /Ср/
5
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-3.4
8
Критерии отбора на этапах многолетней спортивной подготовки  в избранном виде спорта. Первичный отбор;  Предварительный отбор; на втором этапе многолетней подготовки. Промежуточный отбор; на третьем этапе многолетней подготовки. Основной отбор; спортивный результат как основной критерий отбора; Заключительный отбор, оценка перспективности спортсмена как основной критерий отбора.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль

№ п/п Вид учебной деятельности Требования к выполнению работы

1. Устные ответы на занятиях 2 балла – развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с использованием примеров из профессиональной деятельности педагога по ФК, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему.

1 балл – ответ, содержащий общие знания или обоснование собственного мнения на данную проблему.

2. Письменная работа - Проект построения тренировочного процесса 10 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.

8 баллов – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.

6 баллов – содержит общие сведения или собственное мнение.

3. Письменная работа - анализ и составление комментария протокола тестирования физической подготовленности спортсменов определенного возраста и квалификации в избранном виде спорта -  10 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.

8 балла – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.

6 балла – содержит общие сведения или собственное мнение.

4. Презентация 5 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.

 
стр. 14
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
4 балла – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.

3 балла – содержит общие сведения или собственное мнение.

 
5.2. Промежуточная аттестация
К экзамену обучающийся должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Сущность спорта, спорт в узком и широком понимании.

2.Социальные функции спорта.

3. Общая характеристика любительского спорта. Классификация любительского спорта:

4. Общая характеристика профессионального спорта. Классификация профессионального спорта.

5.Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс 23

6.Современные тенденции и направления в развитии отечественного и зарубежного спорта высших достижений.

7. Основные направления спортивного движения в современном мире.

8.Понятие «соревновательная деятельность». Содержание и особенности соревновательной деятельности (на примере избранного вида спорта).

9.Соревнование как основа существования спорта. Понятие «спортивное соревнование», особенности спортивных соревнований, классификация спортивных соревнований.

10.Общая характеристика и структура спортивных соревнований.

11.Система международных соревнований в избранном виде спорта. Особенности индивидуальной системы соревнований спортсмена.

12. Спортивный результат как специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности, критерии их измерения и оценки.

13. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности.

14. Понятие «спортивная тренировка». Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки

15. Общие методические принципы и их место в теории спортивной тренировки: общепедагогические принципы, принципы воспитания, принципы развития физических способностей.

16. Специальные принципы спортивной тренировки: единство углубленной специализации и направленности к высшим спортивным достижениям (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

17. Специальные принципы спортивной тренировки: единство общей и специальной подготовки спортсмена (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

18. Специальные принципы спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

19. Специальные принципы спортивной тренировки: Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

20. Специальные принципы спортивной тренировки: волнообразность и вариативность динамики нагрузок (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

21. Специальные принципы спортивной тренировки: цикличность тренировочного процесса (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

22. Средства спортивной тренировки: собственно тренировочные средства.

23. Средства спортивной тренировки: естественно-средовые средства.

24. Медико-биологические средства спортивной тренировки, их разновидности и особенности использования.

25. Психологические средства спортивной тренировки, их варианты и особенности использования.

26. Материально-технические средства спортивной тренировки, их разновидности и особенности использования в избранном виде спорта.

27. Задачи, содержание, варианты равномерного и переменного методов развития физических качеств.

28. Задачи, содержание, варианты повторного и интервального методов развития физических качеств.

29.Задачи, содержание, методические особенности игрового и соревновательного методов в спортивной тренировке.

30.Задачи, содержание, варианты круговой тренировки на разных этапах подготовки спортсменов. 24

31.Методика развития скоростных качеств спортсмена.

32.Методика развития скоростно-силовых качеств спортсмена. 33.Методика развития силовых качеств спортсмена.

34.Методика развития координационных способностей спортсмена.

35.Методика развития специальной выносливости в избранном виде спорта.

36.Методика развития гибкости в избранном виде спорта.

37. Стороны спортивной тренировки: Техническая подготовка спортсмена (понятие). Виды, задачи, средства, методы технической подготовки. Специфика технической подготовки в избранном виде спорта.

38. Стороны спортивной тренировки: Тактическая подготовка спортсмена (понятие). Виды, задачи, средства, содержание и методические особенности тактической подготовки в избранном виде спорта.

39. Стороны спортивной тренировки: Физическая подготовка спортсмена. Специфика физической подготовки в избранном виде спорта.

40. Стороны спортивной тренировки: Психологическая подготовка спортсмена: понятие психологической подготовки спортсмена, ее виды, значимые психические качества спортсмена в избранном виде спорта, психологическая подготовка к соревнованиям.

41. Стороны спортивной тренировки: интеллектуальная подготовка спортсмена (ведущие компоненты интеллектуальных способностей спортсмена, содержание интеллектуальной подготовки спортсмена, теоретические знания, необходимые для 

 
стр. 15
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
реализации различных сторон подготовленности в избранном виде спорта.

42. Стороны спортивной тренировки: Интегральная подготовка спортсмена, её средства и методы. Специфика интегральной подготовки в избранном виде спорта.

43. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля в спортивной тренировке.

44. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля в спортивной тренировке при занятиях в условиях среднегорья.

45. Структура отдельного тренировочного занятия.

46. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): собственно тренировочные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.

47. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): предсоревновательные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.

48. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): соревновательные и восстановительные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.

49.Построение спортивной тренировки в средних циклах (мезоциклах) на примере избранного вида спорта: типы мезоциклов, варианты чередовании микроциклов в мезоциклах.

50.Построение спортивной тренировки в макроциклах (на примере избранного вида спорта). Соотношение динамики объема и интенсивности нагрузки в структуре годичного цикла при одно-, двух-, трехпиковом варианте его построения.

51.Соотношение общей и специальной подготовки в годичном цикле (на примере избранного вида спорта).

52. Соотношение физической и технико-тактической подготовки в годичном цикле тренировки (на примере избранного вида спорта)

53. Особенности построения тренировочного процесса в подготовительном периоде годичного цикла подготовки в избранном виде спорта.

54. Особенности построения тренировочного процесса в соревновательном периоде годичного цикла подготовки в избранном виде спорта.

55.Спортивная ориентация и отбор в спорте, их общая характеристика и отличие.

56.Этапы спортивного отбора: первичный отбор и критерии отбора занимающихся.

57.Этапы спортивного отбора: предварительный этап и критерии отбора занимающихся.

58.Этапы спортивного отбора: промежуточный отбор и критерии отбора занимающихся

59.Этапы спортивного отбора: основной отбор и критерии отбора занимающихся 25

60.Этапы спортивного отбора: заключительный отбор и критерии отбора занимающихся Особенности направленности и содержания этапов спортивной тренировки в избранном виде спорта.

61. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе предварительной подготовки и начальной специализации в избранном виде спорта.

62. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе углубленной специализации в избранном виде спорта.

63. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе спортивного совершенствования в избранном виде спорта.

64.Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе сохранения достижений (спортивного долголетия) в избранном виде спорта.

65.Особенности построения и содержания тренировочного процесса женщин на основе ОМЦ.

66.Особенности силовой подготовки женщин-спортсменок.

67.Сравнительный анализ тренировочной и соревновательной нагрузки мужчин и женщин в одном из видов спорта (по выбору).

68.Прогнозирование спортивных способностей детей в процессе углубленных занятий спортом.

69.Особенности развития физических качеств в юношеском возрасте.

70.Нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки юных спортсменов.

71.Контроль в подготовке спортсменов: значение и виды контроля.

72. Контроль за технической подготовленностью спортсмена в процессе многолетней подготовки.

73. Контроль за тренировочными и соревновательными нагрузками в процессе подготовки в избранном виде спорта.

74. Контроль физического состояния спортсмена в процессе подготовки в избранном виде спорта.

75. Психологический контроль в подготовке спортсменов.

76.Методика комплексного контроля в подготовке спортсменов.

77. Учет в процессе спортивной подготовки, его значение и виды

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине

Виды контроля Распределение баллов по видам работ

Текущий

контроль Виды работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов

Устные ответы на семинарах 2 балла                                                                         2х5=10

Письменная работа 10 баллов                                                                                       10х5=50

Дополнительные баллы:

Составление презентации 5 баллов                                                                                         5х1=5

Промежуточная

аттестация

(экзамен) Собеседование по теоретическому вопросу (устный ответ на экзамене) 9 баллов 9х3=27

 
стр. 16
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
Блиц – уточняющий вопрос 3                                                                                     3

                                                                                                                                Всего 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
под ред. Ю. Ф. Курамшина
Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт"
Москва: Сов. спорт, 2010
16
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Германов Г. Н.
Двигательные способности и физические качества: разделы теории физической культуры: учеб. пособие для студентов-бакалавров и магистров вузов по направлениям подгот. "Физ. культура", "Пед. образование"
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л2.2
Матвеев Л. П.
Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для студентов вузов по укрупненной гр. специальностей и направлений подг. 49.00.00 - Физ. культура и спорт"
Москва: Спорт, 2020
2
https://www.iprbookshop.ru/98646
 
Л2.3
Платонов В. Н.
Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография
Москва: Спорт, 2019
0
 
Л2.4
Бауэр В. Г., Шаруненко Ю. М.
Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России: учеб.-метод. пособие
Орел: МАБИВ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/73251
 
Л2.5
Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П.
Спорт высших достижений: теория и методика: учеб. пособие
Москва: Спорт, 2018
11
https://www.iprbookshop.ru/74302
 
Л2.6
Платонов В. Н.
Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение
Киев: Олимп. лит., 2014
1
 
Л2.7
Шаруненко Ю. М.
Проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации: монография
Орел: МАБИВ, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/33435
 
Л2.8
Тихомиров А. К.
Современная спортивная подготовка: монография
Малаховка: [б. и.], 2016
1
https://lib.rucont.ru/efd/772906
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Перечень лицензионного программного обеспечения. Реквизиты подтверждающего документа
7.2
Учебная аудитория №311,  УК №5
7.3
Масленникова, 148 Количество посадочных мест: для студентов – 30; для преподавателя – 1.
7.4
Учебная доска, 15 учебных столов, 30 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя
7.5
Мультимедийный проектор переносной -1, экран переносной -1, нетбук - 1, видеомагнитофон -1, телевизор -1.
 
стр. 17
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
7.6
Дидактический материал: информационные тексты по темам программы - 25, карты-задания по темам программы - 25, программы по физической культуре 10, кейсы -5.
7.7
Аудитория №321, УК №5
7.8
Масленникова, 148 Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1
7.9
Количество посадочных мест: для студентов – 34; для преподавателя – 1.
7.10
Учебная доска, 17 учебных столов, 17 скамеек, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна. WindowsXPSP3 - ЗАО «Коммед» счет № 7К-02687 от 26.09.2007 лицензия бессрочная
7.11
Office профессиональный 2003 - ЗАО «Софтлайн Трейд» счет № Tr012432 от 08.04.2008 лицензия бессрочная
7.12
InternetExplorer 8,
7.13
Google Chrome,
7.14
АнтивирусКасперского 6.0 workstation  - Договор 49-07/13 от 23.07.2013
7.15
WinRar - ЗАО «Коммед» СФ № 718551 от 26.03.2007 лицензия бессрочная
7.16
Учебная аудитория №308,  УК №5
7.17
Масленникова, 148 Количество посадочных мест: для студентов – 30; для преподавателя – 1.
7.18
Учебная доска, 15 учебных столов, 30 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя
7.19
Аудитория №422, УК №5
7.20
Масленникова, 148 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя - 1
7.21
Количество посадочных мест: для студентов – 17,  для преподавателя – 1.
7.22
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 4 компьютерных кресла, 4 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка Windows 7 - Договор б/н от 18.05.2012, лицензия бессрочная
7.23
MSOffice Стандартный 2003 - ЗАО «Софтлайн Трейд» счет № Tr012432 от 08.04.2008 лицензия бессрочная
7.24
Антивирус Касперского 6.0 workstation - Договор 49-07/13 от 23.07.2013
7.25
WinRar - ЗАО «Коммед» СФ № 718551 от 26.03.2007 лицензия бессрочная
7.26
Система тестирования АСТ - Договор Д-53706 от 01.10.2013 лицензия бессрочная
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики