2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Туризм
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Туризм
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.04.01.05
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
14
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
44
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
14
14
14
14
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
44
44
44
44
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доцент, Гинжул Е.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, профессор, Кравчук Т.А. _________________
 
Туризм
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 12

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кравчук Т.А.

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель освоения дисциплины - поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мини футбол
2.1.2
Футбол
2.1.3
Легкая атлетика
2.1.4
Прикладное многоборье
2.1.5
Подвижные игры
2.1.6
Стритбол
2.1.7
Оздоровительное плавание
2.1.8
Плавание
2.1.9
Физическая культура и спорт
2.1.10
2.1.11
Подвижные игры
2.1.12
Футбол
2.1.13
Легкая атлетика
2.1.14
Плавание
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Силовая гимнастика
2.2.3
Силовые виды спорта
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Силовая гимнастика
2.2.6
Силовые виды спорта
2.2.7
Силовые виды спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Знает:

- значение физической культуры как фактора развития человеческого капитала, основной составляющей здорового образа жизни;

- основные показатели физического развития, функциональной подготовленности и работоспособности и влияние физических упражнений на данные показатели;

- правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту;

- основы планирования и проведения занятий по физической культуре;

- основы контроля и самооценки уровня физической подготовленности по результатам тестирования;

 
УК-7.3: Знает:

- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря;

 
УК-7.4: Умеет:

- самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности

- проводить занятия по общей физической подготовке

- определять и учитывать величину нагрузки на занятиях

- соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений

- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и контрольно-измерительными приборами и обнаруживать их неисправности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Раздел 1. Характеристика спортивного туризма как вида спорта.
0
 
1.1
Характеристика спортивного туризма как вида спорта.

Теория и методика  проведения занятий по спортивному туризму.

/Пр/

2
УК-7.1
7
Нормативно-правовые, научно-методические и организационные основы спортивного туризма. Типы, виды и формы туризма. Методика построения учебно-тренировочных и рекреационно-оздоровительных занятий в микро- и макро- циклах, изучаются особенности планирования объема и интенсивности нагрузки, выявляется технология под-бора средств и методов в различных климато-географических зонах.
0
 
1.2
Характеристика спортивного туризма как вида спорта. /Ср/
4
УК-7.1
7
Написать реферат на тему «Характеристика избранного вида спортивного туризма»
0
 
 
Раздел 2. Содержание разделов и видов подготовки в спортивном туризме.
0
 
2.1
Проведение занятий по физической подготовке. /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.4
7
Физические качества в туризме. Методика развития физических качеств в раз-личных видах туризма.Значение и задачи физической подготовки (общей и специальной). Методы и средства, применяемые в физической подготовке (общей и специальной). Характеристика основных физических качеств. 
0
 
2.2
Проведение занятий по тактической и технической подготовке. /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.4
7
Понятие и классификация техники спортивного туризма. Технические приемы в спортивном туризме. Техника выполнения основных технических приёмов. Структура технического приёма. Формирование двигательного навыка. Методы обучения. Ошибки и методика их исправления. Классификация, основные понятия тактики. Задачи, методы обучения тактике.
0
 
2.3
Организация процесса психологической подготовки.

/Пр/

2
УК-7.1 УК-7.4
7
Понятие психологической подготовки в туризме. Элементы психологической подготовки в спортивном туризме. Значение психологической подготовки для повышения спортивного мастерства. Особенности межличностных отношений в команде. 
0
 
2.4
Организация процесса интегральной подготовки

/Пр/

2
УК-7.1 УК-7.4
7
Понятие и значение интегральной подготовки в спортивном туризме. Объем интегральной подготовки на различных этапах многолетнего тренировочного цикла.
0
 
 
Раздел 3. Правила проведения и организация соревнований по спортивному туризму.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
3.1
Оформление соревновательной документации. /Пр/
2
УК-7.1
7
Рассматриваются правила проведения соревнований по спортивному туризму («маршруты», «дистанции»). Организация и проведение соревнований. Регламенты проведения соревнований по видам туризма. Планирование соревнований, положение о соревновании. Регламенты проведения соревнований по различным группам туристских дисциплин.
0
 
 
Раздел 4. Методическое обеспечение организации и проведения занятий по спортивному туризму
0
 
4.1
Перспективное планирование тренировочного процесса по спортивному туризму.

/Пр/

2
УК-7.3 УК-7.4
7
Структура многолетнего тренировочного процесса. Структура годичного тренировочного цикла в спортивном туризме. Рассматриваются особенности проведения занятий по спортивному туризму у детей дошкольного и школьного возраста, молодежи и взрослого населения.
0
 
4.2
Документационное обеспечение оперативного планирования тренировочных занятий по спортивному туризму.

/Пр/

2
УК-7.4
7
Годичный тренировочный план. Конспект тренировочного занятия по спортивному туризму.
0
 
4.3
Методическое обеспечение организации и прове-дения занятий по спортивному туризму /Пр/
4
УК-7.3 УК-7.4
7
Разработать годичный тренировочный план для секции по спортивному туризму (контингент по выбору обучающегося)
0
 
4.4
Методическое обеспечение организации и проведения занятий по спортивному туризму /Ср/
6
УК-7.4
7
Разработать 5 конспектов тренировочных занятий по спортивному туризму
0
 
 
Раздел 5. Организация и проведение мероприятий по спортивному туризму в рекреационно-оздоровительных целях
0
 
5.1
Технология организации и проведения соревнований по спортивному туризму.

/Пр/

2
УК-7.1
7
Подготовка соревновательной документации. Постановка и планирование дистанций по спортивному туризму. Техника прохождения этапов в спортивном туризме.
0
 
5.2
Технология организации и проведения спортивных туристских походов.

/Пр/

2
УК-7.1 УК-7.3 УК-7.4
7
Планирование и разработка маршрута. Оформление заявочно-маршрутной документации. Комплектование и предпоходная подготовка туристской группы.
0
 
5.3
Обеспечение безопасности при проведении массовых спортивно туристских мероприятий.

/Пр/

2
УК-7.4
7
Техника безопасности в спортивном туризме. Аварийные ситуации и способы действий при их возникновении. Первая помощь в походе.
0
 
5.4
Организация и проведение мероприятий по спортивному туризму в рекреационно-оздоровительных целях /Ср/
4
УК-7.4
7
Разработать проект рекреационно-оздоровительного мероприятия по спортивному туризму. Подготовить презентацию для защиты проекта.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Шкала оценивания доклад

Уровни усвоения Показатели выполнения

Высокий 18-20 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования науч-но-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Средний 14-17 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования науч-но-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Ниже сред-него 9-13 Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одно-го из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на дейсвтующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Низкий 0- 8 Оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

(план-конспект  программа рекреационного занятия)

Каждая самостоятельная работа и выполнение практического задания оценивается по 20 бальной шкале, максимальный балл за одну самостоятельную работу равен 20, минимальный 0.

Каждое дополнительное задание (реферат, доклад, тестовое задание) оценивается по 10 бальной шкале, максимальный балл за одну самостоятельную работу равен 10, минимальный 0.

Уровни усвоения

Показатели выполнения

Высокий 18-20 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подготовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология спортивного туризма; методика подготовки органично сочетаются с методами спортивной тренировки во всех частях занятия.

Средний 14-17 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подгтовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).

Ниже среднего 9-13 Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы туристской подготовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика вида спор-та, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).

Низкий 0- 8 Правильно сформулированы задачи тренировки; не все выбранные средства и методы туристской под-готовки соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений; методики тренировки используются не во всех частях занятия (тренировочной программы).

Шкала оценивания  проекта рекреационно-оздоровительного мероприятия по спортивному туризму

Уровни усвоения

Показатели выполнения

Высокий 18-20 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Правильно определены цель и задачи мероприятия и оно соответствует туристско-рекреационной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний по спортивно-туристским дисциплинам. Верно просчитано время на проведение частей мероприятия.

Средний 14-17 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Правильно определены цель и задачи мероприятия и оно соответствует туристско-рекреационной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний по спортивно-туристским дисциплинам. Не просчитано время на проведение частей мероприятия.

Ниже сред-него 9-13 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Не верно определены цель и задачи мероприятия, либо оно соответствует туристско-рекреационной направленности. Детально продумана программа мероприятия, разработаны правила проведения состязаний по спортивно-туристским дисциплинам. Верно просчитано время на проведение частей мероприятия.

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Низкий 0-8 Проект детально разработан и оформление соответствует требованиям. Не верно определены цель и задачи мероприятия, либо оно соответствует туристско-рекреационной направленности. Не продумана программа мероприятия, или не разработаны правила проведения состязаний по спортивно-туристским дисциплинам. Неверно просчитано время на проведение частей мероприятия.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная форма аттестации осуществляется в форме зачета, который проставляется студентам набравшим от 61 до 100 баллов 
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Выполнение самостоятельной работы 20*3=60

Выполнение практических заданий по проведению части/полной тренировки по спортивному туризму 2*10=20

Дополнительные баллы за 100% посещаемость занятий 10

Дополнительные баллы за дополнительные виды заданий 10

Итого 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Вострокнутов А. Л., Супрун В. Н., Шевченко Г. В.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии: учеб. для приклад. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л1.2
Куприна Л. Е.
Технология разработки туристских маршрутов: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. "Туризм"
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/83280
 
Л1.3
Рубис Л. Г.
Спортивный туризм: учебник
Саратов: Ай Пи ЭР Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/72816
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Константинов Ю. С.
Детско-юношеский туризм: учеб. пособие для академ. бакалариата
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л2.2
Федотов Ю. Н., Шеманаев В. К., Скачков Ю. А.
Моделирование нагрузочных характеристик в практике спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие для вузов по направлениям  - "Физ. культура" : в 2 ч.
Санкт-Петербург: [б. и.], 2013
0
 
Л2.3
Константинов Ю. С., Зорина Г. И., Маслов А. Г.
Организация и проведение туристских походов с учащимися: учеб-метод. пособие
М.: Сов. спорт [и др.], 2011
1
http://www.iprbookshop.ru/14286
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК; : 
 
Э2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения; : 
 
Э3
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза. : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office
6.3.1.2
досту к информационной образовательной среде ФГБОУ ВО СибГУФК
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Зал туризма: скальный тренажер – 1, страховочные системы – 40, страховочные устройства – 10, веревки основные (динамические) – 6, веревки основные статические – 10, карабины – 30, зажимы (типа «жумар») – 1, репшнур – 20.
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
7.2
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
7.3
Количество посадочных мест: для студентов – 37;  для преподавателя – 1.
7.4
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
7.5
7.6
Для самостоятельной работы обучающихся:
7.7
Зал туризма: скальный тренажер – 1, страховочные системы – 40, страховочные устройства – 10, веревки основные (динамические) – 6, веревки основные статические – 10, карабины – 30, зажимы (типа «жумар») – 1, репшнур – 20.
7.8
Учебная аудитория №13: Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
7.9
Количество посадочных мест: для студентов – 37;  для преподавателя – 1.
7.10
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, мультимедийный проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики