2021-2022_49_03_01 ФК ФО заочно 2021_plx_Теория спорта
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Теория спорта
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.07
 
экзамены 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
83
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурно-спортивное образование
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
2
8
10
Практические
8
30
8
30
Итого ауд.
8
8
8
32
16
40
Кoнтактная рабoта
8
8
8
32
16
40
Сам. работа
28
64
55
38
83
102
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
36
72
72
79
108
151
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
PhD, проф., Филатова Нина Петровна;PhD, доц., Асеева Анна Юрьевна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, доц., Кайгородцева О.В. _________________
 
Теория спорта
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 09.03.2022 г.  № 11

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с проектированием, организацией и реализацией  тренировочного процесса и соревновательной деятельности, ориентации и отбора, восстановительных мероприятий, задач управления спортивной подготовкой лиц, вовлеченных в сферу спорта, являющихся непосредственными потребителями услуг
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психология физической культуры и спорта
2.1.2
Спортивная биохимия
2.1.3
Спортивная метрология
2.1.4
Спортивный отбор
2.1.5
Теория и методика физической культуры
2.1.6
Биохимия человека
2.1.7
Спортивная физиология
2.1.8
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.9
Физиология человека
2.1.10
Анатомия и морфология человека
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Теория и методика детско-юношеского спорта
2.2.3
Тренерская практика
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-2: Способен осуществлять планирование и реализацию тренировочного процесса и соревновательной деятельности, контроль и учет результатов подготовки при реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта
 
ПК-2.1: Знает:

- теоретико-методические основы соревновательной деятельности и тренировочного процесса;

 
ПК-2.11: Владеет навыками и/или опытом деятельности:

- разработки содержания тренировочных занятий в соответствии с выбранной направленностью;

 
ПК-2.2: Знает:

- средства, методы и процедуру контроля соревновательной деятельности и результатов тренировочного процесса;

 
ПК-2.6: Умеет:

- планировать задачи и содержание тренировочных занятий с учетом возраста занимающихся;

 
ПК-2.7: Умеет:

- применять методы и процедуру контроля соревновательной деятельности, определять средства и методы контроля тренировочного процесса в соответствии с поставленными задачами;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Введение в теорию спорта
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
1.1
Предмет и понятия теории спорта. Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития /Лек/
2
ПК-2.1
4
Детализация понятий: "спортивная деятельность", "спортивное движение", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка". Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития. Специфическая эталонная и эвристическая роль спорта.  Оздоровительно-рекреативная функция спорта; его роль и место в оптимизации досуга широких слоев населения. Эстетические свойства спорта; спорт как зрелище, причины необычайной зрелищной популярности спорта; взаимопроникновение спорта и искусства. Идеологическое значение спорта; спорт и политика. Коммуникационное значение спорта; спорт как фактор международных связей. Экономическое значение спорта; спорт как фактор повышения производительности труда и как одна из сфер экономических отношений. Обусловленность состояния и развития спорта фундаментальными (социально-экономическими) общественными отношениями и политическим строем общества.
0
 
1.2
Предмет и понятия теории спорта. Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития /Пр/
2
ПК-2.1
5
Детализация понятий: "спортивная деятельность", "спортивное движение", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка". Специфическая эталонная и эвристическая роль спорта.  Оздоровительно-рекреативная функция спорта; его роль и место в оптимизации досуга широких слоев населения. Эстетические свойства спорта; спорт как зрелище, причины необычайной зрелищной популярности спорта; взаимопроникновение спорта и искусства. Идеологическое значение спорта; спорт и политика. Коммуникационное значение спорта; спорт как фактор международных связей. Экономическое значение спорта; спорт как фактор повышения производительности труда и как одна из сфер экономических отношений. Обусловленность состояния и развития спорта фундаментальными (социально-экономическими) общественными отношениями и политическим строем общества.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
1.3
Особенности предмета теории спорта. Ее специфические понятия. /Ср/
6
ПК-2.1
4
Сущность понятий "спортивная деятельность", "спортивное движение", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка", взаимосвязь и специфическое содержание этих понятий.  Уточнение соотношения понятий "спорт" и "физическая культура".
0
 
1.4
Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития. /Ср/
6
ПК-2.1 ПК-2.2
4
Специфическая эталонная и эвристическая роль спорта.  Оздоровительно-рекреативная функция спорта; его роль и место в оптимизации досуга широких слоев населения. Эстетические свойства спорта; спорт как зрелище, причины необычайной зрелищной популярности спорта; взаимопроникновение спорта и искусства. Идеологическое значение спорта; спорт и политика. Коммуникационное значение спорта; спорт как фактор международных связей. Экономическое значение спорта; спорт как фактор повышения производительности труда и как одна из сфер экономических отношений. Обусловленность состояния и развития спорта фундаментальными (социально-экономическими) общественными отношениями и политическим строем общества.
0
 
 
Раздел 2. Теория спортивных соревнований
0
 
2.1
Сущность и  формы спортивных соревнований /Лек/
2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
Спортивное состязание как высшее испытание физических и психических возможностей спортсмена. Специфический "эмоциональный фон" и стрессовые ситуации, возникающие в связи со спортивным состязанием.  Понятие о "соревновательной нагрузке"; проблемы ее нормирования. Структура соревновательной деятельности.  Особенности соревновательной деятельности в спорте.
0
 
2.2
Сущность и  формы спортивных соревнований /Ср/
6
ПК-2.1 ПК-2.2
4
Спортивное состязание как высшее испытание физических и психических возможностей спортсмена. Специфический "эмоциональный фон" и стрессовые ситуации, возникающие в связи со спортивным состязанием.  Понятие о "соревновательной нагрузке"; проблемы ее нормирования. Структура соревновательной деятельности.  Особенности соревновательной деятельности в спорте.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
2.3
Основы системы спортивных соревнований /Ср/
8
ПК-2.1 ПК-2.2
4
Роль состязаний в формировании личности и в специальной психологической подготовке спортсмена. Необходимость широкой соревновательной практики в процессе становления и совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства. Тренирующий эффект соревновательной практики; ее роль в приобретении, сохранении и дальнейшем развитии специфической тренированности спортсмена. Динамика соревновательной практики в процессе многолетней спортивной деятельности.
0
 
 
Раздел 3. Основы системы подготовки спортсмена 
0
 
3.1
Структура спортивной тренировки /Лек/
2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
Структура тренировочного процесса как основа его целостной упорядоченности: макро-, мезо, микро- структура тренировочного процесса Структура отдельных тренировочных занятий, тренировочных дней, микроблоков
0
 
3.2
Технологии планирования и контроля как фактор педагогического управления в системе подготовки спортсмена  /Лек/
2
ПК-2.1 ПК-2.2
4
Планирование. Сущность и назначение планирования. Объекты, объективные основания и формы планирования подготовки спортсмена; существующие способы планирования ее содержания, порядка построения и ожидаемых результатов (текстовые, графические, математические и др.). Перспективное планирование многолетней спортивной подготовки. Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки. Основные формы и операции по составлению плана многолетней подготовки спортсмена. Современный модельно-целевой подход к построению подготовки спортсменов высокого класса. Крупноцикловое (на год, полугодие и т.п.), поэтапное и оперативное (краткосрочное) планирование процесса подготовки спортсмена; содержание соответствующих планов, их формы и основные операции по составлению.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
3.3
Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки /Лек/
2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.6 ПК-2.7 ПК-2.11
5
Сущность ориентации и отбора в спорте. Этапы отбора. Критерии отбора на этапах многолетней спортивной подготовки  в избранном виде спорта. Первичный отбор;  Предварительный отбор; на втором этапе многолетней подготовки. Промежуточный отбор; на третьем этапе многолетней подготовки. Основной отбор; спортивный результат как основной критерий отбора; Заключительный отбор, оценка перспективности спортсмена как основной критерий отбора.
0
 
3.4
Общая характеристика системы подготовки спортсмена /Пр/
2
ПК-2.1 ПК-2.6 ПК-2.7
5
Диалектическая взаимосвязь различных сторон подготовки спортсмена; основные положения принципа единства и избирательной  направленности различных сторон подготовки спортсмена. Специфическая непрерывность как закономерность спортивно-тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом; конкретизация основных положений принципа непрерывности в спортивной тренировке. Принципиальные положения, выражающие тенденции динамики воздействующих факторов в процессе подготовки спортсмена: динамичность, повторяемость и вариативность, постепенность и «предельность», волнообразность, контрастность, опережающее и адаптивное моделирование целевой соревновательной деятельности;  закономерности, лежащие в их основе. Соревновательно-соотнесенная цикличность как одна из функциональных закономерностей процесса спортивной подготовки; конкретизация положений принципа цикличности в спортивной тренировке.
0
 
3.5
Основные стороны подготовки спортсмена  /Пр/
4
ПК-2.1 ПК-2.6 ПК-2.7
5
Физическая подготовка спортсмена. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интегральная подготовка
0
 
3.6
Структура спортивной тренировки /Пр/
6
ПК-2.1 ПК-2.6 ПК-2.7
5
Структура и разработка проектов годичного цикла подготовки, мезоциклов, микроциклов подготовки спортсменов в избранном  виде спорта
0
 
3.7
Подготовка спортсмена как многолетний процесс  /Пр/
4
ПК-2.6 ПК-2.7 ПК-2.11
5
Общее представление о подготовке резерва сборных команд, непосредственном отборе и комплектовании команд для участия в крупнейших состязаниях.  Оптимальная система тренировочных сборов, сочетании индивидуальных и централизованных форм организации подготовки
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
3.8
Технологии планирования и контроля как фактор педагогического управления в системе подготовки спортсмена /Пр/
10
ПК-2.1 ПК-2.6 ПК-2.7 ПК-2.11
5
Планирование. Сущность и назначение планирования. Объекты, объективные основания и формы планирования подготовки спортсмена; существующие способы планирования ее содержания, порядка построения и ожидаемых результатов (текстовые, графические, математические и др.). Перспективное планирование многолетней спортивной подготовки. Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки. Основные формы и операции по составлению плана многолетней подготовки спортсмена. Современный модельно-целевой подход к построению подготовки спортсменов высокого класса. Крупноцикловое (на год, полугодие и т.п.), поэтапное и оперативное (краткосрочное) планирование процесса подготовки спортсмена; содержание соответствующих планов, их формы и основные операции по составлению.
0
 
3.9
Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки /Пр/
2
ПК-2.6 ПК-2.7 ПК-2.11
5
Критерии отбора на этапах многолетней спортивной подготовки  в избранном виде спорта. Первичный отбор;  Предварительный отбор; на втором этапе многолетней подготовки. Промежуточный отбор; на третьем этапе многолетней подготовки. Основной отбор; спортивный результат как основной критерий отбора; Заключительный отбор, оценка перспективности спортсмена как основной критерий отбора.
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
3.10
Общая характеристика системы подготовки спортсмена. Подготовка спортсмена как многокомпонентная система  /Ср/
8
ПК-2.2 ПК-2.6 ПК-2.7
4
Диалектическая взаимосвязь различных сторон подготовки спортсмена; основные положения принципа единства и избирательной  направленности различных сторон подготовки спортсмена. Специфическая непрерывность как закономерность спортивно-тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом; конкретизация основных положений принципа непрерывности в спортивной тренировке. Принципиальные положения, выражающие тенденции динамики воздействующих факторов в процессе подготовки спортсмена: динамичность, повторяемость и вариативность, постепенность и «предельность», волнообразность, контрастность, опережающее и адаптивное моделирование целевой соревновательной деятельности;  закономерности, лежащие в их основе. Соревновательно-соотнесенная цикличность как одна из функциональных закономерностей процесса спортивной подготовки; конкретизация положений принципа цикличности в спортивной тренировке.
0
 
3.11
Основные стороны подготовки спортсмена (содержание и основы методики) /Ср/
12
ПК-2.2 ПК-2.6 ПК-2.7
4
Физическая подготовка спортсмена. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интегральная подготовка
0
 
3.12
Структура спортивной тренировки /Ср/
8
ПК-2.2 ПК-2.6 ПК-2.7
4
Структура и разработка проектов годичного цикла подготовки, мезоциклов, микроциклов подготовки спортсменов в избранном  виде спорта
0
 
3.13
Подготовка спортсмена как многолетний процесс (основные стадии и этапы /Ср/
10
ПК-2.1 ПК-2.6 ПК-2.7
4
Общее представление о подготовке резерва сборных команд, непосредственном отборе и комплектовании команд для участия в крупнейших состязаниях.  Оптимальная система тренировочных сборов, сочетании индивидуальных и централизованных форм организации подготовки
0
 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
3.14
Технологии планирования и контроля как фактор педагогического управления в системе подготовки спортсмена  /Ср/
28
ПК-2.6 ПК-2.7 ПК-2.11
5
Планирование. Сущность и назначение планирования. Объекты, объективные основания и формы планирования подготовки спортсмена; существующие способы планирования ее содержания, порядка построения и ожидаемых результатов (текстовые, графические, математические и др.). Перспективное планирование многолетней спортивной подготовки. Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки. Основные формы и операции по составлению плана многолетней подготовки спортсмена. Современный модельно-целевой подход к построению подготовки спортсменов высокого класса. Крупноцикловое (на год, полугодие и т.п.), поэтапное и оперативное (краткосрочное) планирование процесса подготовки спортсмена; содержание соответствующих планов, их формы и основные операции по составлению.
0
 
3.15
Ориентация и отбор спортсменов в системе многолетней подготовки /Ср/
10
ПК-2.1 ПК-2.7 ПК-2.11
5
Критерии отбора на этапах многолетней спортивной подготовки  в избранном виде спорта. Первичный отбор;  Предварительный отбор; на втором этапе многолетней подготовки. Промежуточный отбор; на третьем этапе многолетней подготовки. Основной отбор; спортивный результат как основной критерий отбора; Заключительный отбор, оценка перспективности спортсмена как основной критерий отбора.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль

№ п/п Вид учебной деятельности Требования к выполнению работы

1. Устные ответы на занятиях 5 баллов – развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с использованием примеров из профессиональной деятельности педагога по ФК, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему.

4 балла – аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему.

3 балла – ответ, содержащий общие знания или обоснование собственного мнения на данную проблему.

2. Контрольная работа 30 баллов

3. Письменная работа - Проект построения тренировочного процесса 10 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.

4 балла – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.

3 балла – содержит общие сведения или собственное мнение.

4 Презентация 5 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.

4 балла – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.

3 балла – содержит общие сведения или собственное мнение.

 
5.2. Промежуточная аттестация
К экзамену обучающийся должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации 
 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных на текущем контроле и промежуточной аттестации

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Сущность спорта, спорт в узком и широком понимании.

2.Социальные функции спорта.

3. Общая характеристика любительского спорта. Классификация любительского спорта:

4. Общая характеристика профессионального спорта. Классификация профессионального спорта.

5.Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс 23

6.Современные тенденции и направления в развитии отечественного и зарубежного спорта высших достижений.

7. Основные направления спортивного движения в современном мире.

8.Понятие «соревновательная деятельность». Содержание и особенности соревновательной деятельности (на примере избранного вида спорта).

9.Соревнование как основа существования спорта. Понятие «спортивное соревнование», особенности спортивных соревнований, классификация спортивных соревнований.

10.Общая характеристика и структура спортивных соревнований.

11.Система международных соревнований в избранном виде спорта. Особенности индивидуальной системы соревнований спортсмена.

12. Спортивный результат как специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности, критерии их измерения и оценки.

13. Классификация спортивных достижений. Сравнительная характеристика видов спорта, различающихся по результатам соревновательной деятельности.

14. Понятие «спортивная тренировка». Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки

15. Общие методические принципы и их место в теории спортивной тренировки: общепедагогические принципы, принципы воспитания, принципы развития физических способностей.

16. Специальные принципы спортивной тренировки: единство углубленной специализации и направленности к высшим спортивным достижениям (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

17. Специальные принципы спортивной тренировки: единство общей и специальной подготовки спортсмена (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

18. Специальные принципы спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

19. Специальные принципы спортивной тренировки: Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

20. Специальные принципы спортивной тренировки: волнообразность и вариативность динамики нагрузок (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

21. Специальные принципы спортивной тренировки: цикличность тренировочного процесса (сущность и реализация принципа при построении и организации тренировочного процесса).

22. Средства спортивной тренировки: собственно тренировочные средства.

23. Средства спортивной тренировки: естественно-средовые средства.

24. Медико-биологические средства спортивной тренировки, их разновидности и особенности использования.

25. Психологические средства спортивной тренировки, их варианты и особенности использования.

26. Материально-технические средства спортивной тренировки, их разновидности и особенности использования в избранном виде спорта.

27. Задачи, содержание, варианты равномерного и переменного методов развития физических качеств.

28. Задачи, содержание, варианты повторного и интервального методов развития физических качеств.

29.Задачи, содержание, методические особенности игрового и соревновательного методов в спортивной тренировке.

30.Задачи, содержание, варианты круговой тренировки на разных этапах подготовки спортсменов. 24

31.Методика развития скоростных качеств спортсмена.

32.Методика развития скоростно-силовых качеств спортсмена. 33.Методика развития силовых качеств спортсмена.

34.Методика развития координационных способностей спортсмена.

35.Методика развития специальной выносливости в избранном виде спорта.

36.Методика развития гибкости в избранном виде спорта.

37. Стороны спортивной тренировки: Техническая подготовка спортсмена (понятие). Виды, задачи, средства, методы технической подготовки. Специфика технической подготовки в избранном виде спорта.

38. Стороны спортивной тренировки: Тактическая подготовка спортсмена (понятие). Виды, задачи, средства, содержание и методические особенности тактической подготовки в избранном виде спорта.

39. Стороны спортивной тренировки: Физическая подготовка спортсмена. Специфика физической подготовки в избранном виде спорта.

40. Стороны спортивной тренировки: Психологическая подготовка спортсмена: понятие психологической подготовки спортсмена, ее виды, значимые психические качества спортсмена в избранном виде спорта, психологическая подготовка к соревнованиям.

41. Стороны спортивной тренировки: интеллектуальная подготовка спортсмена (ведущие компоненты интеллектуальных способностей спортсмена, содержание интеллектуальной подготовки спортсмена, теоретические знания, необходимые для реализации различных сторон подготовленности в избранном виде спорта.

42. Стороны спортивной тренировки: Интегральная подготовка спортсмена, её средства и методы. Специфика интегральной подготовки в избранном виде спорта.

43. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля в спортивной тренировке.

44. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контроля в спортивной тренировке при занятиях в условиях 

 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
среднегорья.

45. Структура отдельного тренировочного занятия.

46. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): собственно тренировочные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.

47. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): предсоревновательные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.

48. Построение спортивной тренировки в малых циклах (на примере избранного вида спорта): соревновательные и восстановительные микроциклы, варианты и особенности чередования нагрузок.

49.Построение спортивной тренировки в средних циклах (мезоциклах) на примере избранного вида спорта: типы мезоциклов, варианты чередовании микроциклов в мезоциклах.

50.Построение спортивной тренировки в макроциклах (на примере избранного вида спорта). Соотношение динамики объема и интенсивности нагрузки в структуре годичного цикла при одно-, двух-, трехпиковом варианте его построения.

51.Соотношение общей и специальной подготовки в годичном цикле (на примере избранного вида спорта).

52. Соотношение физической и технико-тактической подготовки в годичном цикле тренировки (на примере избранного вида спорта)

53. Особенности построения тренировочного процесса в подготовительном периоде годичного цикла подготовки в избранном виде спорта.

54. Особенности построения тренировочного процесса в соревновательном периоде годичного цикла подготовки в избранном виде спорта.

55.Спортивная ориентация и отбор в спорте, их общая характеристика и отличие.

56.Этапы спортивного отбора: первичный отбор и критерии отбора занимающихся.

57.Этапы спортивного отбора: предварительный этап и критерии отбора занимающихся.

58.Этапы спортивного отбора: промежуточный отбор и критерии отбора занимающихся

59.Этапы спортивного отбора: основной отбор и критерии отбора занимающихся 25

60.Этапы спортивного отбора: заключительный отбор и критерии отбора занимающихся Особенности направленности и содержания этапов спортивной тренировки в избранном виде спорта.

61. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе предварительной подготовки и начальной специализации в избранном виде спорта.

62. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе углубленной специализации в избранном виде спорта.

63. Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе спортивного совершенствования в избранном виде спорта.

64.Особенности направленности и содержания спортивной тренировки на этапе сохранения достижений (спортивного долголетия) в избранном виде спорта.

65.Особенности построения и содержания тренировочного процесса женщин на основе ОМЦ.

66.Особенности силовой подготовки женщин-спортсменок.

67.Сравнительный анализ тренировочной и соревновательной нагрузки мужчин и женщин в одном из видов спорта (по выбору).

68.Прогнозирование спортивных способностей детей в процессе углубленных занятий спортом.

69.Особенности развития физических качеств в юношеском возрасте.

70.Нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки юных спортсменов.

71.Контроль в подготовке спортсменов: значение и виды контроля.

72. Контроль за технической подготовленностью спортсмена в процессе многолетней подготовки.

73. Контроль за тренировочными и соревновательными нагрузками в процессе подготовки в избранном виде спорта.

74. Контроль физического состояния спортсмена в процессе подготовки в избранном виде спорта.

75. Психологический контроль в подготовке спортсменов.

76.Методика комплексного контроля в подготовке спортсменов.

77. Учет в процессе спортивной подготовки, его значение и виды

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине

Виды контроля Распределение баллов по видам работ

Текущий

контроль Виды работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов

Устные ответы на семинарах 5 баллов                                                                         5х2=10

Контрольная работа 30 баллов                                                                                       30х1=30

        Письменная работа 10 баллов                                                                                          10х2=20

Дополнительные баллы:

Составление презентации 5 баллов                                                                                         5х2=10

Промежуточная

аттестация

(экзамен) Собеседование по теоретическому вопросу (устный ответ на экзамене) 9 баллов 9х3=27

Блиц – уточняющий вопрос 3                                                                                     3

                                                                                                                                Всего 100 баллов

 
стр. 14
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П.
Спорт высших достижений: теория и методика: учеб. пособие
Москва: Спорт, 2018
11
https://www.iprbookshop.ru/74302
 
Л1.2
под ред. Ю. Ф. Курамшина
Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт"
Москва: Сов. спорт, 2010
16
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Матвеев Л. П.
Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для студентов вузов по укрупненной гр. специальностей и направлений подг. 49.00.00 - Физ. культура и спорт"
Москва: Спорт, 2020
2
https://www.iprbookshop.ru/98646
 
Л2.2
Бауэр В. Г., Шаруненко Ю. М.
Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России: учеб.-метод. пособие
Орел: МАБИВ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/73251
 
Л2.3
Платонов В. Н.
Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография
Москва: Спорт, 2019
0
 
Л2.4
Германов Г. Н.
Двигательные способности и физические качества: разделы теории физической культуры: учеб. пособие для студентов-бакалавров и магистров вузов по направлениям подгот. "Физ. культура", "Пед. образование"
Москва: Юрайт, 2017
0
 
Л2.5
Тихомиров А. К.
Современная спортивная подготовка: монография
Малаховка: [б. и.], 2016
1
https://lib.rucont.ru/efd/772906
 
Л2.6
Шаруненко Ю. М.
Проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации: монография
Орел: МАБИВ, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/33435
 
Л2.7
Платонов В. Н.
Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение
Киев: Олимп. лит., 2014
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Перечень лицензионного программного обеспечения. Реквизиты подтверждающего документа
7.2
Учебная аудитория №311,  УК №5
7.3
Масленникова, 148 Количество посадочных мест: для студентов – 30; для преподавателя – 1.
7.4
Учебная доска, 15 учебных столов, 30 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя
7.5
Мультимедийный проектор переносной -1, экран переносной -1, нетбук - 1, видеомагнитофон -1, телевизор -1.
7.6
Дидактический материал: информационные тексты по темам программы - 25, карты-задания по темам программы - 25, программы по физической культуре 10, кейсы -5.
7.7
Аудитория №321, УК №5
7.8
Масленникова, 148 Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1
 
стр. 15
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
7.9
Количество посадочных мест: для студентов – 34; для преподавателя – 1.
7.10
Учебная доска, 17 учебных столов, 17 скамеек, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна. WindowsXPSP3 - ЗАО «Коммед» счет № 7К-02687 от 26.09.2007 лицензия бессрочная
7.11
Office профессиональный 2003 - ЗАО «Софтлайн Трейд» счет № Tr012432 от 08.04.2008 лицензия бессрочная
7.12
InternetExplorer 8,
7.13
Google Chrome,
7.14
АнтивирусКасперского 6.0 workstation  - Договор 49-07/13 от 23.07.2013
7.15
WinRar - ЗАО «Коммед» СФ № 718551 от 26.03.2007 лицензия бессрочная
7.16
Учебная аудитория №308,  УК №5
7.17
Масленникова, 148 Количество посадочных мест: для студентов – 30; для преподавателя – 1.
7.18
Учебная доска, 15 учебных столов, 30 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя
7.19
Аудитория №422, УК №5
7.20
Масленникова, 148 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя - 1
7.21
Количество посадочных мест: для студентов – 17,  для преподавателя – 1.
7.22
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 4 компьютерных кресла, 4 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка Windows 7 - Договор б/н от 18.05.2012, лицензия бессрочная
7.23
MSOffice Стандартный 2003 - ЗАО «Софтлайн Трейд» счет № Tr012432 от 08.04.2008 лицензия бессрочная
7.24
Антивирус Касперского 6.0 workstation - Договор 49-07/13 от 23.07.2013
7.25
WinRar - ЗАО «Коммед» СФ № 718551 от 26.03.2007 лицензия бессрочная
7.26
Система тестирования АСТ - Договор Д-53706 от 01.10.2013 лицензия бессрочная
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики