2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Прикладное плавание
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Прикладное плавание
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.04.02.01
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
4
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
68
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
60
60
60
60
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
4
4
4
4
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
68
68
68
68
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
доц., Казызаева А.С. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Прикладное плавание
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 13

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Аикин В.А.

Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Аикин В.А. ______

Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Аикин В.А. ______

Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Аикин В.А. _______

Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Аикин В.А. _______

Теории и методики водных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Целью изучения дисциплины является овладение студентами средствами и методами физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности, формирования навыков здорового образа жизни при проведении занятий рекреационной, оздоровительной направленности с лицами различного пола и возраста. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Легкая атлетика
2.1.2
Спортивные игры
2.1.3
Гимнастика
2.1.4
Лыжная подготовка
2.1.5
Педагогическая практика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подвижные игры
2.2.2
Стритбол
2.2.3
Легкая атлетика
2.2.4
Прикладное многоборье
2.2.5
Мини футбол
2.2.6
Футбол
2.2.7
Основы здорового образа жизни
2.2.8
Спортивное ориентирование
2.2.9
Туризм
2.2.10
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.11
Силовая гимнастика
2.2.12
Силовые виды спорта
2.2.13
Легкая атлетика
2.2.14
Футбол
2.2.15
Подвижные игры
2.2.16
Туризм
2.2.17
Силовые виды спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Знает:

- значение физической культуры как фактора развития человеческого капитала, основной составляющей здорового образа жизни;

- основные показатели физического развития, функциональной подготовленности и работоспособности и влияние физических упражнений на данные показатели;

- правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту;

- основы планирования и проведения занятий по физической культуре;

- основы контроля и самооценки уровня физической подготовленности по результатам тестирования;

 
УК-7.3: Знает:

- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря;

 
УК-7.4: Умеет:

- самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности

- проводить занятия по общей физической подготовке

- определять и учитывать величину нагрузки на занятиях

- соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений

- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и контрольно-измерительными приборами и обнаруживать их неисправности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
Раздел 1. Освоение навыков передвижения в водной среде
0
 
1.1
Освоение навыков передвижения в водной среде /Пр/
4
УК-7.1
1
Правила безопасности при проведении занятий на воде. Упражнения по освоению с водой: передвижение в воде на мелкой части бассейна;  погружение в воду с головой и открывание глаз; выдохи в воду; лежание и всплывание; скольжение.
0
 
1.2
Методика обучения облегченным способам плавания /Ср/
4
УК-7.1
1
Реферат
0
 
1.3
Освоение навыков передвижения в водной среде /Пр/
8
УК-7.1
1
Упражнения для начального обучения облегченным способам плавания: кроль на груди без выноса рук; плавание на спине при помощи попеременных движений ног; плавание на груди при помощи движений рук способом брасс, ног способом кроль на груди.
0
 
1.4
Освоение навыков передвижения в водной среде /Пр/
6
УК-7.1
1
Упражнения для начального обучения прикладным способам плавания: на боку,  брасс на спине.
0
 
1.5
Обучение прикладному  способу плавания - на боку /Пр/
4
УК-7.1
1
Плавание коротких отрезков (15-25м) способом на боку при помощи ног с различной интенсивностью. Плавание коротких отрезков (15-25м) способом на боку при помощи рук с различной интенсивностью.
0
 
1.6
Обучение плаванию способом брасс на спине /Пр/
4
УК-7.1
1
Плавание коротких отрезков (15-25м) способом брасс на спине при помощи ног с различной интенсивностью. Плавание коротких отрезков (15-25м) способом брасс на спине при помощи рук с различной интенсивностью.
0
 
1.7
Ныряние в длину и глубину /Пр/
4
УК-7.1
1
Погружение с головой. Погружение на различную глубину и в различных направлениях. Способы передвижения под водой: «торпеда», брасс, комбинированный способ.
0
 
 
Раздел 2. Развитие специальных физических качеств 
0
 
2.1
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.1
1
Плавание коротких отрезков (15-25м) ватерпольным кролем Плавание коротких отрезков (15-25м) с ведением мяча
0
 
2.2
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.3
1
Плавание отрезков 25-50м облегченным способом : руки брасс, ноги кроль в интервальном режиме
0
 
2.3
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.3
1
Эстафеты с мячами и элементами водного поло
0
 
2.4
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.4
1
Игра в водное поло по упрощенным правилам
0
 
2.5
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.4
1
Игра баскетбол на воде по упрощенным правилам
0
 
2.6
Развитие скоростно-силовых качеств средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.4
1
Игра волейбол на воде по упрощенным правилам
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.7
Развитие координационных способностей средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.4
1
Плавание коротких отрезков (15-25м) с элементами способа брасс на спине
0
 
2.8
Развитие координационных способностей средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.4
1
Плавание коротких отрезков (15-25м) с элементами способа брасс на спине
0
 
2.9
Развитие координационных способностей средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.4
1
Плавание коротких отрезков (15 м) с элементами способа на боку
0
 
2.10
Развитие координационных способностей средствами плавания и игр на воде /Пр/
2
УК-7.4
1
Плавание коротких отрезков (15-25 м) с элементами различных способов плавания
0
 
2.11
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
2
УК-7.4
1
Плавание отрезков 25-50 м облегченным способом облегченным способом: руки брасс, ноги кроль при помощи попеременных движений ног и одновременных гребков руками в интервальном режиме
0
 
2.12
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
2
УК-7.4
1
Плавание отрезков 25-50 м облегченным способом кроль без выноса рук из воды в интервальном режиме
0
 
2.13
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
2
УК-7.4
1
Плавание отрезков 25-50 м с элементами способа кроль на груди с поднятой головой в интервальном режиме
0
 
2.14
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
2
УК-7.4
1
Дистанционное плавание способом по выбору
0
 
2.15
Развитие выносливости средствами плавания /Пр/
2
УК-7.4
1
Дистанционное плавание способом по выбору
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
1. Выполнение контрольных нормативов: студент  демонстрирует технику облегченных способов плавания, преподаватель оценивает:

- 25м способом на боку;

- 25м способом брасс  на спине;

Оценивается следующим образом:

«5» - упражнение выполняется без ошибок

«4» - упражнение выполняется с мелкими ошибками

«3» - упражнение выполняется с грубыми ошибками

- ныряние в длину;

Мужчины:

«5» - 25 м

«4» - 20 м

«3» - 15 м.

Женщины:

«5» - 20 м

«4» - 15 м

«3» - 10 м.

- ныряние в глубину: «5» - 2,20 м

- Проплывание 50м с учетом времени оценивается следующим образом:

Мужчины:

«5» - 50 с

«4» - 1.00 с

«3» - 1.10 с

Женщины:

«5» - 1.00 с

«4» - 1.15 с

«3» - 1.25 с.

 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2. Устный опрос  

Пример формулировки заданий для устного опроса:

1. Расскажите о правилах безопасности при проведении занятий на воде.

2. Назовите прикладные способы плавания.

3. Какие вам известны упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

4. Расскажите о технике безопасности при нырянии в глубину

5. Расскажите о технике безопасности при нырянии в длину

Устные ответы оцениваются по следующей схеме:

а) студент свободно, достаточно подробно излагает изучаемый материал, понимает физиологические процессы и механизмы, пользуется физиологической терминологией - 5 баллов;

б) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не демонстрирует целостного понимания физиологических процессов и механизмов,  мало пользуется физиологической терминологией – 4 балла;

в) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает физиологические процессы и механизмы, практически не пользуется физиологической терминологией – 3 балла;

3. Реферат – 10 баллов.

Требования к реферату:

Реферат оценивается следующим образом:

а) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 10 источников), объем не менее 15 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 10 баллов;

б) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 7 источников), объем не менее 12 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 8 баллов;

в) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 5 источников), объем не менее 10 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 6 баллов;

Примечание: текст оформляется шрифтом TimesNewRoman 14 пт, через 1,5 интервала. Поля справа, слева, вверху и внизу - 2 см, страницы пронумерованы. Текст может содержать рисунки и таблицы, которые помещаются в приложение.

4. Практическое задание - Демонстрация упражнения - оценивается:

«3» - упражнение выполняется без ошибок

«2» - упражнение выполняется с мелкими ошибками

«1» - упражнение выполняется с грубыми ошибками

5. Поощрительные баллы: от 1 до 2 баллов  на каждом занятии Поощрительные баллы начисляются за дополнительные виды работ

Контроль качества освоения дисциплины обучающегося осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа обучающихся оценивается по результатам активности работы на занятии, выполнения контрольных нормативов,  выполнения практических заданий.

В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, длительное освобождение от занятий и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к выполнению практических нормативов.

В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме,  студент не допускается к зачету.

Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 100 баллов. Формой промежуточной аттестации студента по  дисциплине Элективные дисциплины: плавание является зачет.

Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации студента по  дисциплине Элективные дисциплины: плавание является зачет. Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл. 
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Выполнение контрольных нормативов:

- 25м способом на боку;

- 25м способом брасс  на спине;

- ныряние в длину;

- ныряние в глубину.

- 50м с учетом времени вольный стиль - 3-5 баллов

Итого 5х5=25 баллов

2. Устный опрос:

- расскажите о правилах  безопасности при проведении занятий на воде;

- назовите прикладные способы плавания;

- какие вам известны упражнения для развития скоростно-силовых качеств

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
- расскажите о технике безопасности при  нырянии в глубину

- расскажите о технике безопасности при нырянии в длину

Итого 5х5=25  баллов

                

3. Реферат -  10 баллов

4. Практическое задание - Демонстрация упражнений 6х5=30 баллов

5. Поощрительные баллы -10 баллов

Итого  61-100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Казызаева А. С., Галеева О. Б., Жукова Е. С., Бакшеев М. Д.
Теория и методика обучения базовым видам спорта: плавание: учеб. пособие для студентов вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2016
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Ивченко И. Е., Кууз Р. В., Липовка А. Ю., Ивченко Е. А.
Рекреационные занятия плаванием с различным контингентом занимающихся: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
sibsport.ru – официальный сайт вуза
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Помещения для проведения консультаций:
7.2
Наименование помещений Оснащенность помещений для самостоятельной работы Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное)
7.3
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
7.4
- браузер.
7.5
Крытый бассейн, СОК «Альбатрос» – спортивный зал для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
7.6
Тренажёрный зал, СОК «Альбатрос» – спортивный зал для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
7.7
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики