49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой
Протокол от 12.05.2021 г. № 8
Зав. кафедрой ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой ______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой _______
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
________
ции
2 балла – аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему;
1 балл – ответ, содержащий общие знания или обоснование собственного мнения на данную проблему.
Письменная проверочная работа:
7 баллов – ответ на поставленную задачу - развернутые, аргументированные, логически выстроенные, четко отвечающие на поставленные вопросы;
5 балла – ответы, отвечающие частично на поставленные вопросы с указанием отдельных фрагментов процесса подготовки;
3 балл – ответы: отвечающие на поставленные вопросы без соотнесения со спецификой соревновательной деятельности и этапом спортивной подготовки.
Схема-презентация, схема, мультимедийные презентации с текстовым (устным) комментарием:
4 балла – презентация с устным сопровождением, материал для презентации подобран точно в соответствии с заданной темой, содержит новую информацию о современном состоянии данной проблемы, слайды оформлены в соответствие требованиями;
2 балла – презентация с устным сопровождением, материал для презентации подобран точно в соответствии с заданной темой, слайды оформлены в соответствие с требованиями;
1 балл – презентация с устным сопровождением, материал для презентации подобран в соответствии с заданной темой, в оформлении слайдов имеются неточности.
1. Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина.
2. Сравнительная характеристика понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «физическое совершенство», их связь и специфические стороны.
3. Методы научного исследования в области физической культуры.
4. Структура физической культуры как вида культуры.
5. Общие и специфические функции физической культуры.
6. Цель, задачи и общие принципы системы физкультурного воспитания.
7. Понятие о средствах формирования физической культуры личности, их классификационная характеристика.
8. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
9. Техника физических упражнений (понятие, основа, ведущее звено, детали техники).
10. Пространственные и пространственно-временные характеристики техники движений, их педагогическое значение.
11. Временные и динамические характеристики техники движений, их педагогическое значение.
12. Ритм как комплексная характеристика техники движений, его педагогическое значение.
13. Неспецифические средства физической культуры, их характеристика.
14. Классификация методов, используемых для формирования физической культуры личности. Требования к выбору методов.
15. Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
16. Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
17. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
18. Метод повторного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
19. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
20. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
21. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования.
22. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
23. Характеристика словесных методов, особенности их использования при занятиях физическими упражнениями.
24. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями.
25. Принцип сознательности и активности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
26. Принцип наглядности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
27. Принцип доступности и индивидуализации (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
28. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
29. Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
30. Принцип циклического построения системы занятий (общая характеристика, пути реализации в процессе
31. Принцип прогрессирования воздействий (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
32. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
33. Общая характеристика процесса обучения двигательным действиям.
34. Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков.
35. Перенос двигательных навыков (понятие, виды переноса).
36. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов.
37. Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения. Способы предупреждения и устранения ошибок.
38. Общая характеристика физических способностей (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация,
39. Основные закономерности развития физических способностей: этапность, неравномерность, гетерохронность.
40. Силовые способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
41. Скоростные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
42. Скоростно-силовые способности (факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
43. Выносливость (понятие; виды; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития общей выносливости).
44. Специальная выносливость (определение, факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
45. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
46. Ловкость как комплексное проявление координационных способностей (факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
47. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
48. Перенос физических способностей (качеств): понятие о переносе, его виды и значение.
49. Задачи, содержание и пути интеллектуального, нравственного, эстетического и других видов воспитания занимающихся физическими упражнениями.
50. Формы построения занятий физическими упражнениями, их классификация и особенности.
51. Занятия урочного типа, их виды и разновидности.
52. Содержание и структура занятий урочного типа.
53. Содержание подготовки педагога к уроку. Форма конспекта урока и требования к его разработке.
54. Современные требования к уроку физической культуры.
55. Методы организации и управления деятельностью занимающихся на уроке.
56. Планирование работы по физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание, технология и документы).
57. Контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями (назначение, методические требования, виды, содержание и технология, документы).
58. Общая характеристика занятий неурочного типа.
59. Социально-педагогическое значение физической культуры дошкольников. Возрастная классификация детей дошкольного возраста. Содержание «Паспорта здоровья дошкольника» (соматическое, физическое, психическое здоровье).
60. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми до 3-х лет.
61. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми младшего дошкольного возраста.
62. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми среднего дошкольного возраста.
63. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста.
64. Современные программы физической культуры дошкольников.
65. Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
66. Цель, задачи, направленность и формы физической культуры детей школьного возраста.
67. Характеристика программ физической культуры учащихся общеобразовательной школы: назначение, структура, основное содержание. Содержание учебного предмета «Физическая культура в школе».
68. Особенности содержания и методики проведения учебных (классно-урочных) занятий с детьми школьного возраста.
69. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста.
70. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми среднего школьного возраста.
71. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с детьми старшего школьного возраста.
72. Особенности содержания и методики проведения учебных (классно-урочных) занятий физической культурой в специальных медицинских группах в общеобразовательной школе.
74. Назначение, виды и особенности внеклассных занятий по физической культуре с учащимися школьного возраста.
75. Назначение, виды и особенности внешкольных занятий с детьми; связь ее со школьной работой по физической культуре.
76. Характеристика годового плана учебной работы по физической культуре в школе.
77. Планирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре на четверть в школе (назначение, формы, требования, технология составления).
78. Проверка и оценка успеваемости школьников на уроках физической культуры.
79. Педагогический контроль над проведением уроков физической культуры в школе (назначение, виды, содержание и технология проведения).
80. Физическая культура студенческой молодежи (значение, цель, задачи, основные формы организации занятий и их методическая направленность).
81. Программное обеспечение и содержание учебного предмета «Физическая культура» в средних специальных учебных заведения профессионального образования. Разделы, нормы, требования программы.
82. Особенности академических занятий со студентами ССУЗов в основном (подготовительном), специальном отделении.
83. Программное обеспечение и содержание учебного предмета «Физическая культура» в вузах. Разделы, нормы, требования программы.
84. Особенности академических занятий со студентами в основном (подготовительном) отделении.
85. Особенности академических занятий со студентами в специальном отделении.
86. Особенности занятий со студентами в отделении спортивного совершенствования. Спортивный клуб вуза (назначение, задачи и формы работы).
87. Физическая культура студентов в каникулярное время и в быту (значение, основные формы и методические особенности).
88. Профессионально-прикладная физическая культура на производственном предприятии (значение, задачи, средства, формы, методические особенности).
89. Профессионально-прикладная физическая культура в вооруженных силах (значение, задачи, средства, формы, методические особенности).
90. Физическая культура людей первого и второго периода зрелого возраста в условиях повседневного быта и отдыха (значение, основные формы и методические особенности).
91. Физическая культура в жизни людей пожилого и старшего возраста (задачи, средства, формы организации и особенности методики занятий).
92. Современные физкультурно-оздоровительные методики и системы и пути их внедрения в быт взрослого населения.
93. Адаптивная физическая культура (значение, цель, задачи, особенности программного обеспечения, основные формы организации занятий и их методическая направленность).
94. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, паралимпийский спорт, движение Special Olympic (цели, задачи, формы организации занятий).
95. Физическая рекреация (значение для занимающихся, цели, задачи, формы занятий и их методическая направленность)
Виды контроля Распределение баллов по видам работ
Текущий
контроль Виды работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов
Устные ответы на семинарах 2 2х5=10
Проверочная письменная работа 7 7х6=42
Составление схемы-презентации 4 4х2=8
Дополнительные баллы:
Блиц – уточняющий вопрос 2 2х5=10
Промежуточная
аттестация
(экзамен) Собеседование по теоретическому вопросу (устный ответ на экзамене) 10 10х3=30
Всего 100