МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
доктор педагогических наук, профессор, Кравчук Т.А. _________________
Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 10.05.2022 г. № 14
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины - подготовка обучающихся к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта для решения педагогических задач, ориентированных на осуществление образовательного процесса по физической культуре.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методика преподавания физической культуры
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
Обеспечение опытно-экспериментальной работы в физкультурно-спортивной деятельности
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Прикладная физическая культура
Технологии физкультурного образования
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-2: Способен использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся
ПК-2.1: знает нормативные и организационные основы физкультурного образования
ПК-2.2: знает методику занятий физическими упражнениями различного типа, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учетом возраста занимающихся
ПК-2.4: умеет подбирать средства и методы физической культуры и спорта, адекватные поставленным задачам и возрасту занимающихся
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация
Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация. /Лек/
Понятия: «возраст», «возрастная периодизация», «возрастные особенности». Основные периодизации возрастного развития человека (медицинские, психологические, педагогические).
Понятия: «возраст», «возрастная периодизация», «возрастные особенности». Периодизации возрастного развития человека: медицинские, психологические, педагогические. /Пр/
Заслушивание сообщений по теме.
Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация. /Ср/
Ознакомиться с литературой и подготовить сообщение на тему «Подходы к периодизации возрастного развития человека».
Раздел 2. Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста. /Лек/
Возрастные особенности и особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста; средства физического воспитания, формы организации занятий, методические особенности.
Возрастные особенности и особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста; средства физического воспитания, формы организации занятий, методические особенности, требования к уровню подготовленности. /Пр/
Защита разработанных моделей физкультурного занятия оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста.
Физическая активность и методика проведения занятий с детьми раннего и дошкольного возраста. /Ср/
Подобрать упражнения оздоровительно-тонизирующей направленности с предметами (мячом, скакалкой) для дошкольников (3-4 года).
Разработать модель физкультурного занятия оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста (4-5 лет).
Разработать модель утренней гимнастики для детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Раздел 3. Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании занимающихся школьного возраста
Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании занимающихся школьного возраста. /Лек/
Возрастные особенности, физическая активность, методика проведения занятий с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Методических особенности проведения уроков физической культуры со школьниками с учётом возраста. /Пр/
Физическая активность и методика проведения занятий со школьниками младшего, среднего и старшего школьного возраста.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
Физическая активность и методика проведения занятий со школьниками младшего, среднего и старшего школьного возраста /Ср/
Подготовить сообщение на тему «Учёт возрастных особенностей при проведении уроков физической культуры с детьми младшего школьного возраста.
Проанализировать литературу и выявить основные подходы к возрастной периодизации детей школьного возраста.
Проанализировать литературу по вопросам:
1) Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста.
2)Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании детей среднего и старшего школьного возраста.
Подготовить реферат на тему: Учёт возрастных особенностей при развитии физических способностей детей среднего и старшего школьного возраста.
На основе анализа литературы подготовить доклад на тему: «Учёт возрастных особенностей при формировании знаний и обучении двигательным действиям на уроках физической культуры детей среднего и старшего школьного возраста».
Раздел 4. Возрастные основы физкультурно-спортивной деятельности молодёжи и людей зрелого возраста
Возрастные основы физкультурно-спортивной деятельности молодёжи и людей зрелого возраста. /Лек/
Возрастные особенности и основные факторы, определяющие физическую культуру людей молодого и зрелого возраста; физическая активность и методические особенности проведения занятий физической культурой со студенческой молодёжью и людьми зрелого возраста.
Требования к уровню физкультурного образования и к уровню подготовленности людей молодого и зрелого возраста; организационно-методическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности учащихся средних профессиональных учреждений и студентов ВУЗов. Структурный анализ компонентов физкультурного образования взрослого населения. /Пр/
Физическая активность и методические особенности проведения занятий физической культурой со студенческой молодёжью 18-29 лет, с людьми 29-40 лет и людьми 40-60 лет.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
Физическая активность и методика проведения занятий с людьми молодого и зрелого возраста /Ср/
Ознакомиться с литературой и определить возрастные особенности людей зрелого возраста.
Подобрать упражнения для людей зрелого возраста с использованием различного инвентаря с учётом возраста и пола.
Разработать программу оздоровительной направленности для людей молодого и зрелого возраста (вид физкультурно-спортивной деятельности, пол, возраст по выбору).
Раздел 5. Возрастные особенности и особенности осуществления физкультурно-спортивной деятельности людей пожилого и старшего возраста
Возрастные основы физкультурно-спортивной деятельности людей пожилого и старшего возраста.
/Лек/
Социально-биологическое значение и задачи физкультурной деятельности людей среднего и пожилого возраста; методика направленного использования физической культуры; самоконтроль в процессе занятий физической культурой.
Цель, задачи физической культуры, требования к уровню подготовленности пожилого и старшего возраста; методика направленного использования физической культуры; самоконтроль в процессе занятий физической культурой. /Пр/
Физическая активность и методика проведения занятий с людьми пожилого и старшего возраста
Физическая активность и методика проведения занятий с людьми пожилого и старшего возраста /Ср/
Подготовить сообщение о содержании и методике проведения занятий с людьми пожилого и старшего возраста.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Требования для зачета для студентов, обучающихся на 2 курсе ( 4 семестр)
1. Разработать план-конспект
2. Разработать комплекс физкультминутки
3. Разработать комплекс утренней гимнастики
4. Разработать программу оздоровительной
направленности
5. Составление глоссария по темам
6. Тестирование
Дополнительные виды работ
1.Реферат
2. Подготовить презентацию
3. Устные ответы на семинарах
4. Посещаемость занятий (100%)
Т
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и набравший 61 баллов и более, получает зачет.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Требования для зачета для студентов, обучающихся на 2 курсе ( 4 семестр)
1. Подобрать контрольные упражнения 10
2. Разработать комплекс физкультминутки 10
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
3. Разработать комплекс утренней гимнастики 10
4. Разработать программу оздоровительной 16
направленности
5. Составление глоссария по темам 5*2=10
6. Тестирование 5
Дополнительные виды работ
1.Реферат 10
2. Подготовить презентацию 10
3. Устные ответы на семинарах 3*3= 9
4. Посещаемость занятий (100%) 10
Итого: 61-100
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В.
Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81045
сот. : Н. А. Пронина, Е. В. Романова, Е. И. Туревская, Н. А. хвалина ; Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого
Возрастная психология: хрестоматия для студентов пед. направлений подгот.
https://www.iprbookshop.ru/94299
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Фадеева М. В., Фадеев В. И., Дерябина Е. А.
Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
https://www.iprbookshop.ru/69317
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Акад. проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110048
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.
Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Акад. Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110032
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Бубнова Г. В.
Психология развития и возрастная психология: учеб. для бакалавров по специальности "Педагогика и психология"
Тристан В. Г., Погадаева О. В.
Физиология спорта: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
Баёва Н. А., Погадаева О. В.
Анатомия и физиология детей школьного возраста: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
Баёва Н. А., Погадаева О. В.
Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н.
Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учеб. для бакалавриата и специалитета
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие
под общ. ред. Л. А. Головей
Психология развития и возрастная психология: учеб. и практикум для приклад. бакалавриата
под общ. ред. : В. А. Сластенина, В. П. Каширина
Педагогика: учеб. для академ. бакалавриата вузов по гуманитар. специальностям : в 2 ч.
Психология развития и возрастная психология: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению и специальностям психологии
Возрастная психология: учеб. для бакалавров
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.
Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности: Дошк. педагогика и психология; Педагогика и методика дошк. образования
Тристан В. Г., Корягина Ю. В.
Физиологические основы физической культуры и спорта: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.
Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов вузов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ