МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю.;канд.пед.наук, доц., Бакурова Т.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 11.05.2021 г. № 15
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Чусовитина О.М.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2021 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формировать у студентов целостное представление о психике, закономерностях и механизмах психического развития, основах педагогических знаний о формах, методах и средствах обучения и воспитания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Педагогика физической культуры
Психология физической культуры
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-10: Способен организовать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта
ОПК-10.1: знает основные принципы деятельностного подхода, сущность и структуру педагогической деятельности, приемы и методы организации совместной деятельности, понятие группы, коллектива, взаимодействия в группе, методы управления группами
ОПК-10.3: знает нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; этические нормы в области образования, физической культуры и спорта
ОПК-10.5: умеет устанавливать педагогически целесообразные отношения с участниками образовательного процесса
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
ОПК-5.1: знает понятие личности и личностных качеств, социально-значимых личностных качеств занимающихся
ОПК-6: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
ОПК-6.1: знает цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса, дидактические принципы и методы, средства обучения
ОПК-6.2: знает закономерности психического развития человека и особенности их проявления в различные возрастные периоды, понятие мотивационной сферы личности, ценностей, ценностных ориентаций и установок
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1: знает психологические особенности общения с различными категориями групп людей, функции и средства общения, методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия
УК-3.2: знает источники, причины и способы управления конфликтами
УК-3.3: знает сущностные характеристики и типологию лидерства, факторы эффективного лидерства
УК-3.4: умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
УК-3.5: умеет применять методы и приемы установления контакта в процессе социального взаимодействия, участвовать в обмене информацией, знаниями и опытом
УК-3.6: умеет применять способы управления конфликтами
УК-3.7: умеет применять технологии развития лидерских качеств и умений
УК-3.8: имеет опыт социального взаимодействия на основе знаний педагогики, психологии; теории формирования потребностей и межличностного общения
УК-3.9: имеет опыт распределения ролей и реализации своей роли в команде для решения образовательных и спортивных задач
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1: знает принципы образования в течение всей жизни, этапы профессионального становления личности, содержание и виды профессионального саморазвития и самообразования
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
УК-6.2: знает акмеологические аспекты профессионального становления специалиста сферы физической культуры и спорта, требования рынка труда и предложения образовательных услуг для выстраивания траектории собственного профессионального роста
УК-6.3: умеет отбирать средства и методы для саморазвития и самообразования, определять приоритеты собственной деятельности, личностного развития и профессионального роста
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Общие основы психологии
Лекция 1. Психология как наука.
/Лек/
УК-3.1 УК-3.8 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Предмет, задачи психологии. Основные этапы развития психология. Понятие психики.
Лекция 2. Психология деятельности и личности.
/Лек/
УК-3.1 УК-3.8 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Понятие о деятельности. Структура деятельности. Основные виды деятельности. Понятие ведущей деятельности. Освоение деятельности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Структура личности.
Лекция 3. Познавательная сфера личности.
/Лек/
УК-3.1 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Понятие о внимании. Функции и свойства внимания. Классификация ощущений и восприятия по различным основаниям. Закономерности ощущений и восприятий.
Память, мышление и воображение. Понятие, физиологические основы. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Классификация видов мышления. Мыслительные операции. Формы мышления. Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания образов воображения.
познания.
Лекция 4. Общение и межличностные отношения
/Лек/
Понятие общения. Виды, функции, средства общения. Структура общения. Межличностные отношения в группах и коллективах. Сущностные характеристики и типология лидерства.
Семинарское занятие 1. Методы современной психологии
/Пр/
Классификация методов. Основные методы: наблюдение, эксперимент. Вспомогательные методы: анкетирование, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Семинарское занятие 2. Освоение деятельности
/Пр/
Понятие об умениях и навыках. Процесс образования умений и навыков. Взаимодействие навыков. Навыки и привычки. Диагностика умений и навыков.
Семинарское занятие 3. Психология личности
.
/Пр/
Понятие личности в психологии. Понятие направленности. Характеристика разных форм направленности. Природа направленности
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Семинарское занятие 4. Познавательная сфера личности
/Пр/
Виды и свойства внимания. Основные свойства ощущения и восприятия. Основные закономерности памяти. Мышление и воображение.
Семинарское занятие 5. Межличностные отношения в группах и коллективах
/Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.6 УК-3.7 УК-3.8 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Понятие группы и коллектива. Сущностные характеристики и типология лидерства, факторы эффективного лидерства. Методы изучения межличностных отношений.
1.1. Связь психологии с другими отраслями знаний. Отрасли психологии – схемы, тезисы /Ср/
УК-3.1 УК-3.5 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.2. Основные виды деятельности – заполнение таблицы /Ср/
УК-3.1 УК-3.5 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.3.Направленность личности. Формы направленности. Природа направленности - заполнение таблицы /Ср/
УК-3.1 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.3. Условия развития способностей – тематический конспект /Ср/
УК-3.1 УК-3.4 УК-3.7 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.4. Основные свойства ощущения и восприятия – схема, презентация /Ср/
УК-3.1 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.4. Виды речи - схема, таблица /Ср/
УК-3.1 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.4. Основные закономерности памяти – рекомендации для школьников /Ср/
УК-3.1 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.5. Типология конфликтов. Способы выхода из конфликтных ситуаций – презентация, конспект /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.6 УК-3.8 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.5.Социализация личности. Факторы развития личности - конспект /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.7 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.1. Методы психологии. Классификация методов. Основные методы. Вспомогательные методы. – таблица, решение задач /Ср/
УК-3.1 УК-3.4 УК-3.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.4. Функции и свойства внимания – решение задач /Ср/
УК-3.1 УК-3.4 УК-3.5 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
1.3. Эмоционально-волевая сфера личности. Формы переживания чувств. Понятие, значение и функции воли. Диагностика эмоциональных состояний – оформление опорных схем /Ср/
УК-3.1 УК-3.4 УК-3.5 УК-6.2 УК-6.3 ОПК-5.1
1.4. Мышление и воображение - опорная схема /Ср/
УК-3.1 УК-3.5 УК-3.8 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ОПК-6.2
1.4. Способы создания образов воображения – презентация, схема /Ср/
УК-3.1 УК-3.5 УК-3.8 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ОПК-6.2
1.5. Межличностные отношения и их изучение – подбор тестовых методик, конспект /Ср/
УК-3.1 УК-3.5 УК-3.8 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ОПК-6.2
Раздел 2. Раздел 2. Общие основы педагогики
Лекция 1. Педагогика как наука
/Лек/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Понятие педагогики. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики.
Лекция 2. Целостный педагогический процесс
/Лек/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Педагогический процесс как целостное явление. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Цели и функции обучения. Структура процесса обучения. Принципы и правила обучения. Методы обучения.
Лекция 3. Сущность обучения
/Лек/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Цели и функции обучения. Структура процесса обучения. Принципы и правила обучения.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Семинарское занятие 1. Основные этапы развития педагогики и образования
/Пр/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Развитие педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья и Возрождения. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории Нового времени. Развитие образования и педагогической мысли в России. Труды известных педагогов: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Д. Локка, Я. Корчака, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
Семинарское занятие 2. Методология педагогической науки
/Пр/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Значение методов педагогического исследования в педагогической работе. Классификация методов педагогического исследования. Характеристика методов педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, опросные методы, математические методы.
Семинарское занятие 3. Сущность процесса обучения
/Пр/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Понятие о целостном педагогическом процессе. Понятие о дидактике. Основные категории дидактики. Структура процесса обучения, принципы и правила обучения. Понятие и классификация методов обучения по источнику и характеру познавательной деятельности учащихся, их характеристика. Педагогический контроль и оценка качества образования. Понятие форм организации обучения, типы и структура уроков, требования к уроку. Особенности школьного урока.
Семинарское занятие 4. Сущность педагогических технологий
/Пр/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Понятие педагогической технологии и методики. Соотношение понятий технология и искусство. Признаки педагогических технологий: цепочка взаимосвязанных действий, коммуникаций, гарантия результата, универсальность и т.д.
Семинарское занятие 5. Классификации педагогических технологий.
/Пр/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Проблема типологии педагогических технологий. Критерии выбора педагогических технологий.
2.1. Конспект по плану «Деятельность известного педагога прошлого» /Ср/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
2.2.Основные категории педагогики и дидактики /Ср/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
2.2. Выполнение разноуровневых заданий /Ср/
УК-3.4 УК-3.9 УК-6.1 УК-6.2 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5 ОПК-5.1
Лекция 4. Методы обучения
/Лек/
УК-3.4 УК-3.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 ОПК-6.1 ОПК-10.1 ОПК-10.3 ОПК-10.5
Подходы к определению понятия «методы обучения». Классификации методов обучения. Оптимальный выбор методов обучения.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Виды работ:
выступление на семинарах 12
Решение задач и практических ситуаций 5
Терминологические диктанты 5
Выполнение самостоятельной работы в межсессионный период 5
Сообщение 3
Подготовка презентаций 8
Выполнение разноуровневых заданий 6
Тестирование 6
Выполнение контрольной работы 10
Итог 60
5.2. Промежуточная аттестация
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 60 б., max - 100 б.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Общая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/79807
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Педагогика: учеб. для студентов вузов
Общая психология: учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей высш. пед. учеб. заведений
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
Общие основы. Процесс обучения: учеб. для студентов вузов по пед. специальностям : в 2 кн.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Процесс воспитания: новый курс: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям : в 2 кн.
6.1.2. Дополнительная литература
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/71029
Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика)
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ