44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Мухина М.П.
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой Мухина М.П. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Мухина М.П. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Мухина М.П. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Мухина М.П. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- историю преподаваемого предмета и его место в мировой науке и культуре;
- преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС И ООП;
- планировать и проводить учебные занятия по ФК и БЖ;
- формировать универсальные учебные действия;
- современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплин ФК и БЖ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- основы методики преподавания БЖ и ФК, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в предметных областях ФК и БЖ;
- виды и содержание планирования в педагогической деятельности;
- методы планирования образовательного процесса по БЖ и ФК;
- значение физической культуры как фактора развития человеческого капитала, основной составляющей здорового образа жизни;
- основные показатели физического развития, функциональной подготовленности и работоспособности и влияние физических упражнений на данные показатели;
- правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту;
- основы планирования и проведения занятий по физической культуре;
- основы контроля и самооценки уровня физической подготовленности по результатам тестирования;
- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря;
ции
1. Составление таблицы на тему «Направления физического воспитания в современной школе».
2. Составление трех планов-конспектов урока физической культуры.
3. Составление трех годовых планов-графиков прохождения учебного материала по предмету «Физическая культура» (начальное, общее, среднее образование).
4. Составление трех календарно-тематических плана на учебный год (начальное, общее, среднее образование).
7 семестр:
1. Составление тематического плана на четверть.
2. Составление таблицы на тему «Современные подходы к оценке успеваемости школьников по предмету «Физическая культура»».
3. Оценка эффективности урока физической культуры.
4. Составление плана-конспекта занятия по физической культуре в специальной медицинской группе.
5. Составление сценария физкультурно-массового мероприятия.
6. Составление плана-конспекта самостоятельного занятия ФКиС с учетом состояния здоровья, возраста учащихся.
Описание шкал и процедур оценивания
1 Устные ответы на занятиях, сообщения
5 баллов (высокий уровень):
-уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
-использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
-анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем;
-уверенно владеет понятийным аппаратом;
-уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
4 балла (средний уровень):
-в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
-дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;
-владеет понятийным аппаратом.
3 балла (ниже среднего уровень):
-в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
-проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем;
-проявил неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;
-не смог ответить на дополнительные вопросы.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил, или не дал ответа на дополнительный вопрос;
-отказался отвечать на вопросы.
2. Составление таблицы:
5 баллов (высокий уровень):
-обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.
4 балла (средний уровень):
-таблица: содержит все элементы, аргументированная; ответы на поставленные вопросы с указанием различий применительно к профессиональной деятельности (ступень образования);
-обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.
3 балла (ниже среднего уровень):
-таблица содержит основные элементы;
-ответы на поставленные вопросы без соотнесения со спецификой деятельности образовательных организаций;
-обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи;
-при ответе наблюдается нарушение логики изложения.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-обучающийся не может составить таблицу.
3 Составление документов планирования (годовой план-график, календарно-тематический план на учебный год, тематический план на четверть, сценарий)
9-10 баллов (высокий уровень):
-информационный блок содержит полную информацию, правильно сформулированы задачи;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
7-8 баллов (средний уровень):
-информационный блок содержит информацию, правильно сформулированы задачи;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
5-6 баллов (ниже среднего уровень):
-информационный блок содержит фрагментарную информацию;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов не учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
Менее 5 баллов (низкий уровень):
-информационный блок содержит фрагментарную информацию;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-не все выбранные средства и методы соответствуют задачам, специфике ступени образования, контингенту учащихся;
-соблюдена терминология.
4 Составление планов конспектов уроков, занятий
5 баллов (высокий уровень):
-информационный блок содержит полную информацию, правильно сформулированы задачи;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
4 балла (средний уровень):
-информационный блок содержит информацию, правильно сформулированы задачи;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
3 балла (ниже среднего уровень):
-информационный блок содержит фрагментарную информацию;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-при выборе средств и методов не учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;
-соблюдена терминология.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-информационный блок содержит фрагментарную информацию;
-структура соответствует требованиям к типу документа;
-содержание частично соответствует ступени образования;
-не все выбранные средства и методы соответствуют задачам, специфике ступени образования, контингенту учащихся;
5 Оценка эффективности урока физической культуры
5 баллов (высокий уровень):
-развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с использованием примеров из профессиональной деятельности учителя, с обоснованием собственного мнения.
-уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
-анализирует факты, проявляет способность делать обобщающие выводы;
-уверенно владеет понятийным аппаратом;
-уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
4 балла (средний уровень):
-в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
-анализирует факты;
-дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;
-владеет понятийным аппаратом.
3 балла (ниже среднего уровень):
-в основном ответил на вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
-проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем;
-проявил неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;
-не смог ответить на дополнительные вопросы.
Менее 3 баллов (низкий уровень):
-ответил только на один вопрос, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил, или не дал ответа на дополнительный вопрос;
-отказался отвечать на вопросы.
6 Дополнительные баллы:
0-20 баллов:
-успешное освоение дисциплины;
-активность на семинарских занятиях;
-своевременное выполнение заданий;
-разнообразное содержание документов планирования.
-зачет - 6 семестр;
-дифференцированный зачет (защита курсовой работы) - 6 семестр;
-экзамен - 7 семестр.
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
К экзамену по дисциплине обучающийся должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка формируется из баллов, набранных на текущем контроле и промежуточной аттестации.
Экзамен осуществляется по билетам в виде собеседования по двум вопросам.
Примерные темы курсовых работ:
1. Развитие системы физического воспитания в России/за рубежом.
2. Современные подходы в реализации предмета «Физическая культура».
3. Направления физического воспитания.
4. Организация системы безопасности на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательной школе.
5. Дидактические основы обучения в учебно-воспитательном процессе по физической культуре.
6. ФГОС 3+++ начального общего образования: проблемы и перспективы.
7. ФГОС 3+++ основного общего образования: проблемы и перспективы.
8. Проектировочная деятельность педагога по физической культуре.
9. Современный урок физической культуры в общеобразовательной школе.
10. Организация занятий в спецмедгруппе в общеобразовательной школе.
11. Домашние задания по предмету "Физическая культура".
12. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьника.
13. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятий в общеобразовательной школе.
17. Педагогический контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в общеобразовательной школе.
18.. ВФСК «Готов к труду и обороне»: проблемы и перспективы.
19. ЗОЖ школьника.
1. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие физическое воспитание школьников.
2. Система физического воспитания: понятия, структура, содержание.
3. Цели и задачи предмета «Физическая культура» в системе общего образования.
4. Структура содержания образования по предмету «Физическая культура».
5. Педагогическая система предмета «Физическая культура».
6. Инновационные подходы в реализации предмета «Физическая культура».
7. Техника безопасности на уроках физической культуры.
8. Значение дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе.
9. Программно-нормативные документы, регламентирующие физическое воспитание.
10. Требования к планированию общего физкультурного образования.
11. Характеристика документов, определяющих основную направленность учебного процесса по физической культуре.
12. Планирование основных документов организации учебного процесса по физической культуре в школе.
13. Содержание и требования к разработке документов перспективного планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации.
14. Содержание и требования к разработке документов оперативного планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации.
15. Особенности проектировочной деятельности педагога по физической культуре.
16. Содержание процесса моделирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе.
17. Отбор содержания документов планирования с учетом реализуемого направления физического воспитания, региональных особенностей, ступени образования.
18. Урок физической культуры как основная форма организации занятий физическими упражнениями.
19. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках физической культуры.
20. Методика урока физической культуры.
21. Обучение двигательным действиям на уроках физической культуры.
22. Развитие физических качеств на уроках физической культуры.
23. Содержание занятий по физической культуре в спецмедгруппе с учетом состояния здоровья, ступени образования.
24. Инновационные подходы в организации занятий в спецмедгруппе.
25. Содержание и формы выполнения домашних заданий.
26. Контроль выполнения домашних заданий. Самоконтроль при выполнении домашних заданий.
27. Методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьника.
28. Методика проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе.
29. Организация и управление внеклассным направлением физического воспитания.
30. Методика проведения внеклассных занятий физическими упражнениями.
31. Содержание общешкольного направления физического воспитания.
32. Методика проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в общеобразовательных организациях.
33. Предварительный контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе.
34. Текущий контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе.
35. Итоговый контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе.
36. Требования к педагогическому контролю.
37. Виды педагогических исследований по ФКиС.
38. Учет в физическом воспитании школьников.
39. ВФСК «Готов к труду и обороне», как составная часть педагогического контроля.
40. Педагогический анализ урока физической культуры.
41. Методика занятий по физической культуре в специальной медицинской группе.
42. Методика проведения уроков физической культуры в младших классах.
43. Методика проведения уроков физической культуры в средних классах.
44. Методика проведения уроков физической культуры в и старших классах.
45. Понятия «потребности», «интерес», «интерес», «ценностные ориентации. Интерес к занятиям физическими упражнениями.
46. Формирование ценностных ориентаций к ЗОЖ школьников
Описание шкал и процедур оценивания
Курсовая работа - 21-40 баллов:
34-40 баллов, из них: 20 баллов - соблюдены сроки сдачи выполненной работы (3), правильно оформлена (3), грамотное структурирование работы (4), имеются ссылки на современную и зарубежную литературу (4), научный аппарат (4), имеется иллюстративный аппарат (2); 10 баллов - актуальная темы выполненной работы (2), сбалансированные разделы (1), правильная формулировка целей и задач исследования (2), соответствие содержания заявленной теме (1), наличие элементов научной новизны (1), самостоятельный характер работы (1), практическая ценность работы (2); 10 баллов - зашита выполненной работы: развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос (4), с использованием примеров из профессиональной деятельности тренера- преподавателя (3), с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему (3).
28-33 балла, из них: 17 баллов - соблюдены сроки сдачи выполненной работы (3), имеются незначительные неточности в оформлении работы (3), имеются незначительные неточности в структурировании работы (3), имеются ссылки на
21-27 баллов, из них: 13 баллов - имеются незначительные неточности в оформлении работы (3), имеются незначительные неточности в структурировании работы (3), имеются ссылки на современную литературу (3), научный аппарат (4); 7 баллов - актуальная темы выполненной работы (2), имеются неточности в формулировании целей и задач исследования (1), соответствие содержания заявленной теме (1), самостоятельный характер работы (1), практическая ценность работы (2); 7 баллов - зашита выполненной работы: логически выстроенный ответ (2), с использованием примеров из профессиональной деятельности тренера-преподавателя (3), с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему (2).
Критерии оценки на экзамене:
1. Собеседование по теоретическому вопросу:
Уровни Количество Показатели выполнения
усвоения баллов
Высокий 18-20 - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендованной литературе (в том
числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы,
обнаруживает свое видение решения проблем;
- уверенно владеет понятийным аппаратом;
- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы
Средний 15-16 - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендованной литературе (в том
числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений),
но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;
- владеет понятийным аппаратом.
Ниже 11-14 - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала,
среднего содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-
правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать
выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов
и т.п.;
- не смог ответить на дополнительные вопросы.
Низкий ниже 11 - ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил
его и не дал ответа на дополнительный вопрос.
- отказался отвечать на вопросы.
Соответствие 100-бальной шкалы БРС пятибальной шкале на экзамене:
неудовлетворительно - 60 и менее
удовлетворительно - 61-72
хорошо - 73-86
отлично - 87-10
6 семестр
Текущий контроль
устные ответы на семинарах 5 4*3-5=12-20
выполнение практических заданий:
-составление таблицы 5 3-5
-разработка трех планов-конспектов урока физической культуры 5 3*3-5=9-15
-разработка годового плана-графика 10 3*5-10=15-30
-разработка календарно-тематического плана на учебный год 10 3*5-10=15-30
-дополнительные баллы 20 0-20
Итого 61-100
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 40 21-40
7 семестр
Текущий контроль
устные ответы на семинарах 5 3*3-5=9-15
выполнение практических заданий:
-составление таблицы 5 3-5
-разработка тематического плана на четверть 10 5-10
-оценка эффективности урока физической культуры
-разработка плана-конспекта занятия 5 3-5
-разработка сценария физкультур-но-массового мероприятия 10 5-10
-дополнительные баллы 20 0-20
Итого 40-60
Промежуточная аттестация (экзамен)
собеседование по теоретическому вопросу 20 11-20
собеседование по теоретическому вопросу 20 11-20
Итого 22-40
Всего 61-100