2021-2022_44_03_05 ПО очно 2019_plx_Теория и методика физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Теория и методика физической культуры
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2019.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.07.03
 
экзамены 7 зачеты 6 курсовые работы 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
37
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
94
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
12
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
40
40
Практические
28
28
26
26
54
54
Итого ауд.
48
48
46
46
94
94
Кoнтактная рабoта
48
48
46
46
94
94
Сам. работа
50
50
35
35
85
85
Часы на контроль
10
10
27
27
37
37
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. пед. наук, доцент, Мухина М.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд. пед. наук, профессор, Кравчук Т.А. _________________
 
Теория и методика физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
 
Протокол от 10.05.2022 г.  № 14

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Мухина М.П.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина М.П. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина М.П. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина М.П. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мухина М.П. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
- формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых будущему бакалавру физической культуры для самостоятельной работы в общеобразовательных организациях общего образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мини футбол
2.1.2
Организация деятельности детского общественного объединения
2.1.3
Организация спортивно-массовых мероприятий
2.1.4
Психолого-педагогическая практика
2.1.5
Технологии воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря
2.1.6
Технологии досуговой деятельности 
2.1.7
Футбол
2.1.8
Легкая атлетика
2.1.9
Основы психодиагностики 
2.1.10
Прикладное многоборье
2.1.11
Современные образовательные технологии 
2.1.12
Спортивные игры
2.1.13
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.14
Возрастная и педагогическая психология
2.1.15
Педагогика 
2.1.16
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.1.17
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.1.18
Гимнастика
2.1.19
Лыжная подготовка
2.1.20
Общая психология
2.1.21
Основы охраны труда
2.1.22
Плавание
2.1.23
Правовые основы профессиональной деятельности 
2.1.24
Прикладное плавание
2.1.25
Футбол
2.1.26
Легкая атлетика
2.1.27
Плавание
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы школьного туризма
2.2.2
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.3
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
2.2.4
Силовая гимнастика
2.2.5
Силовые виды спорта
2.2.6
Социальная педагогика  
2.2.7
Технологии внеклассной работы
2.2.8
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.9
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.10
Междисциплинарная практика
2.2.11
Противодействие терроризму
2.2.12
Информационная безопасность
2.2.13
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
2.2.14
Силовые виды спорта
2.2.15
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях 
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: Знает:

- историю преподаваемого предмета и его место в мировой науке и культуре;

- преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС И ООП;

 
ОПК-3.6: Умеет:

- планировать и проводить учебные занятия по ФК и БЖ;

- формировать универсальные учебные действия;

 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.4: Знает:

- современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплин ФК и БЖ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- основы методики преподавания БЖ и ФК, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий в предметных областях ФК и БЖ;

 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.2: Знает:

- виды и содержание планирования в педагогической деятельности;

 
УК-2.3: Знает:

- методы планирования образовательного процесса по БЖ и ФК;

 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Знает:

- значение физической культуры как фактора развития человеческого капитала, основной составляющей здорового образа жизни;

- основные показатели физического развития, функциональной подготовленности и работоспособности и влияние физических упражнений на данные показатели;

- правила безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту;

- основы планирования и проведения занятий по физической культуре;

- основы контроля и самооценки уровня физической подготовленности по результатам тестирования;

 
УК-7.3: Знает:

- правила эксплуатации контрольно-измерительных приборов и инвентаря;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. 1. Организационные основы физического воспитания школьников
0
 
1.1
1.1.1. Законодательные и нормативные основы физического воспитания школьников /Лек/
4
УК-7.1
6
Законодательные и нормативные документы, регламентирующие общее физкультурное образование. Значение физкультурного образования в системе основного полного образования в России. Цель и задачи физического воспитания в школе.
0
 
1.2
1.1.2. Педагогическая система предмета «Физическая культура»  /Лек/
4
УК-7.1 ОПК-3.3
6
Общая характеристика теории и методики обучения предмету «Физическая культура». Цели и задачи предмета «Физическая культура». Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке бакалавров. Основные понятия предмета «Физическая культура». Цели и задачи предмета «Физическая культура». Структура содержания образования по предмету «Физическая культура».
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.3
1.1.3. Цели, задачи, содержание и структура предмета «Физическая культура» /Пр/
2
УК-7.1 ОПК-3.3
6
Нормативные и программные документы, регламентирующие цели и задачи физического воспитания школьников. Направления физического воспитания. Содержание предмета «Физическая культура». Структура предмета «Физическая культура».
0
 
1.4
1.1.3. Цели, задачи, содержание и структура предмета «Физическая культура» /Ср/
4
УК-7.1
6
Задание: Составить таблицу на тему «Направления физического воспитания в современной школе».
0
 
1.5
1.2.1. Организационные основы общего физкультурного образования /Лек/
2
УК-7.1 УК-7.3
6
Обобщенные функции учителя физической культуры. Формы и уровни организации физкультурного образования учащихся. Группы продленного дня. Предшкольная подготовка.
0
 
1.6
1.2.2. Современные подходы, реализуемые в физическом воспитании школьников  /Пр/
2
ОПК-6.4
6
Личностный, деятельностный и дифференцированный подходы: характеристика, особенности реализации с учётом возрастных особенностей развития, состояния здоровья и уровня подготовленности.
0
 
1.7
1.2.3. Инновационные технологии обучения на уроках физической культуры  /Пр/
2
ОПК-3.3
6
Проблемы физического воспитания школьников. Инновационные технологии обучения. Преимущества и недостатки использования инновационных технологий обучения на уроках физической культуры на разных ступенях общего образования.
0
 
 
Раздел 2. 2. Урок физической культуры
0
 
2.1
2.1.1. Урок как форма организации дидактических процессов. Содержание и структура урока физической культуры /Лек/
4
УК-7.1 УК-2.2
6
Содержание и структура урока физической культуры. Урок – основная форма физического воспитания школьников. Содержание и структура подготовительной, основной и заключительной частей урока. Подготовка к уроку.
0
 
2.2
2.1.2. Дидактические принципы предмета «Физическая культура» /Лек/
2
УК-7.1
6
Значение дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе. Характеристика дидактических принципов.
0
 
2.3
2.1.3. Методика проведения уроков физической культуры в младших, средних и старших классах /Пр/
12
УК-7.1 УК-2.2
6
Содержание учебного материала по предмету «Физическая культура». Методика проведения различных частей урока физической культуры с учётом реализуемого направления физического воспитания. Подбор средств, методов и форм организации урока физической культуры. Средства и методы для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
0
 
 
Раздел 3. 3. Планирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
3.1
3.1.1. Планирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательных организациях /Лек/
4
УК-7.1 УК-2.2 УК-2.3
6
Требования к планированию общего физкультурного образования. Характеристика документов, определяющих основную направленность учебного процесса по физической культуре. Планирование основных документов организации учебного процесса по физической культуре в школе.
0
 
3.2
3.1.2. Планирование учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной организации /Пр/
6
ОПК-3.6
6
Особенности проектировочной деятельности педагога по физической культуре. Требования к планированию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной организации на современном этапе (предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по предмету «Физическая культура»; универсальные учебные действия).
0
 
3.3
3.1.2. Планирование учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной организации /Ср/
26
ОПК-3.6
6
Задание: 1 Разработать годовой план-график прохождения учебного материала по предмету «Физическая культура». 2. Разработать три плана-конспекта урока физической культуры.
0
 
3.4
3.1.3. Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе /Пр/
4
ОПК-3.6
6
Содержание процесса моделирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе. Последовательность оформления документов перспективного и оперативного планирования.
0
 
3.5
3.1.3. Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе /Ср/
20
ОПК-3.6
6
Задание: Разработать календарно-тематический план на учебный год.
0
 
3.6
3.1.3. Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе /Ср/
4
ОПК-3.6
7
Задание: Разработать тематический план на четверть.
0
 
3.7
3.1.4. Оперативное и текущее планирование учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» с учётом ступени образования /Лек/
4
УК-7.1 УК-2.2 УК-2.3
7
Содержание и требования к разработке документов перспективного и оперативного планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации. 
0
 
3.8
3.1.5. Конструирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации /Пр/
2
ОПК-3.6 УК-2.3
7
Отбор содержания документов планирования с учетом реализуемого направления физического воспитания, региональных особенностей, ступени образования. Последовательность оформления документов.
0
 
3.9
3.1.6. Конструирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре с учетом региональных особенностей /Пр/
2
ОПК-3.6
7
Региональный компонент предмета «Физическая культура». Последовательность оформления документов.
0
 
 
Раздел 4. 4. Контроль в процессе физического воспитания школьников
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
4.1
4.1.1. Контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе /Лек/
4
УК-7.1 УК-7.3
7
Основные виды контроля в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе: предварительный, текущий, итоговый. Формы организации контроля. Требования к контролю. Объекты наблюдений за физкультурно-спортивной деятельностью школьников.
0
 
4.2
4.1.2. Методические особенности проведения различных видов контроля в учебном процессе по физической культуре в общеобразовательной организации /Пр/
2
УК-7.1
7
Тестирование уровня физической подготовленности, уровня знаний школьников по предмету «Физическая культура». Обучение школьников основам самоконтроля в системе уроков и самостоятельных занятий. Современные подходы к оценке успеваемости школьников по предмету «Физическая культура».
0
 
4.3
4.1.3. ВФСК «Готов к труду и обороне», как составная часть педагогического контроля /Пр/
2
УК-7.1
7
Нормативные документы, регламентирующие содержание и требования к уровню подготовленности учащихся на каждой ступени ВФСК «ГТО». Разработка программ физической подготовки к сдаче норм ГТО. Организация процесса подготовки к сдаче норм ГТО.
0
 
4.4
4.2.1. Педагогические исследования по ФКиС в общеобразовательной организации /Лек/
4
УК-7.1
7
Виды педагогических исследований по ФКиС. Учет в физическом воспитании школьников.
0
 
4.5
4.2.2. Методика организации и проведения педагогических исследований по ФКиС в общеобразовательной организации /Пр/
2
УК-7.1
7
Методы исследований, используемые в учебно-воспитательном процессе по физической культуре: характеристика, особенности использования с учётом возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности учащихся.
0
 
4.6
4.2.3. Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации /Пр/
2
УК-7.1
7
Нормирование физической нагрузки на уроках физической культуры (режим двигательной активности, внешние признаки утомления, регулирование нагрузки, хронометрирование урока, построение физиологической (пульсовой) кривой, определение тренирующего эффекта урока).
0
 
4.7
4.1.2. Методические особенности проведения различных видов контроля в учебном процессе по физической культуре в общеобразовательной организации /Ср/
4
УК-7.1
7
Задание: Составить таблицу на тему «Современные подходы к оценке успеваемости школьников по предмету «Физическая культура»».
0
 
4.8
4.2.3. Оценка эффективности учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации /Ср/
15
УК-7.1
7
Задание: Выполнить оценку эффективности урока физической культуры на основе: -анализа протокола хронометрирования урока физической культуры; -анализа протокола пульсометрии урока физической культуры; -анализа протокола освоения двигательного действия.
0
 
 
Раздел 5. 5. Занятие по физической культуре в специальной медицинской группе
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
5.1
5.1.1. Методика занятий по физической культуре в специальной медицинской группе /Пр/
2
ОПК-3.3
7
Содержание занятий по физической культуре в спецмедгруппе с учетом состояния здоровья, ступени образования. Инновационные подходы в организации занятий в спецмедгруппе.
0
 
5.2
5.1.2. Планирование занятий по физической культуре в специальной медицинской группе /Пр/
2
ОПК-3.3
7
Требования к содержанию, структуре занятий по физической культуре в спецмедгруппе. Физическая нагрузка на занятиях по физической культуре в спецмедгруппе.
0
 
5.3
5.1.2. Планирование занятий по физической культуре в специальной медицинской группе /Ср/
4
ОПК-3.6
7
Задание: Разработать план-конспект занятия по физической культуре  в специальной медицинской группе.
0
 
 
Раздел 6. 6. Внеучебная работа по физической культуре и спорту в общеобразовательных организациях
0
 
6.1
6.1.1. Содержание и методика физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной организации /Лек/
4
ОПК-6.4
7
Методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьника. Организация и управление внеклассным направлением физического воспитания. Методика проведения внеклассных занятий физическими упражнениями.
0
 
6.2
6.1.2. Методика проведения физкультурно-оздоровительных и внеклассных мероприятий в общеобразовательной организации /Пр/
2
ОПК-6.4
7
Методика проведения гимнастики до занятий, физкультминутки, подвижной перемены, часа здоровья. Задачи внеклассной работы по физической культуре в общеобразовательной организации.
0
 
6.3
6.1.3. Содержание и методика проведения физкультурно-массовых мероприятий в школе /Лек/
4
ОПК-6.4
7
Содержание общешкольного направления физического воспитания. Методика проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в общеобразовательных организациях.
0
 
6.4
6.1.4. Методика проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в общеобразовательной организации /Пр/
2
ОПК-6.4
7
Особенности организации и проведения спортивно-массовых и спортивных мероприятий в общеобразовательной организации: весёлые старты, спортивные соревнования по упрощённым правилам.
0
 
6.5
6.1.5. Планирование физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в общеобразовательной организации  /Пр/
2
ОПК-6.4
7
Последовательность разработки физкультурно-массовых мероприятий. Последовательность разработки положения о спортивных соревнованиях по базовым видам спорта. Составление документов отчётности о проведенных соревнованиях.
0
 
6.6
6.1.5. Планирование физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в общеобразовательной организации /Ср/
4
ОПК-3.3 ОПК-3.6
7
Задание: Разработать сценарий физкультурно-массового мероприятия.
0
 
 
Раздел 7. 7. Самостоятельные занятия физической культурой
0
 
7.1
7.1.1 . Домашнее задание по предмету «Физическая культура» /Пр/
2
ОПК-3.3
7
Содержание домашних заданий. Формы выполнения домашних заданий. Контроль выполнения домашних заданий. Самоконтроль при выполнении домашних заданий.
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
7.2
7.1.3. Методика обучения самостоятельным занятиям физическими упражнениями /Пр/
2
ОПК-3.3
7
Содержание и структура самостоятельных занятий физическими упражнениями. Правила подбора физических упражнений. Контроль и самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
0
 
7.3
7.1.3. Методика обучения самостоятельным занятиям физическими упражнениями /Ср/
4
ОПК-3.3 ОПК-3.6
7
Задание: Разработать план-конспект самостоятельного занятия с учетом состояния здоровья, возраста учащихся.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
6 семестр:

1. Составление таблицы на тему «Направления физического воспитания в современной школе».

2. Составление трех планов-конспектов урока физической культуры.

3. Составление трех годовых планов-графиков прохождения учебного материала по предмету «Физическая культура» (начальное, общее, среднее образование).

4. Составление трех  календарно-тематических плана на учебный год (начальное, общее, среднее образование).

7 семестр:

1. Составление тематического плана на четверть.

2. Составление таблицы на тему «Современные подходы к оценке успеваемости школьников по предмету «Физическая культура»».

3. Оценка эффективности урока физической культуры.

4. Составление плана-конспекта занятия по физической культуре  в специальной медицинской группе.

5. Составление сценария физкультурно-массового мероприятия.

6. Составление плана-конспекта самостоятельного занятия ФКиС с учетом состояния здоровья, возраста учащихся.

                                          Описание шкал и процедур оценивания

1 Устные ответы на занятиях, сообщения

       5 баллов (высокий уровень):

-уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

-использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);

-анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем;

-уверенно владеет понятийным аппаратом;

-уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

        4 балла (средний уровень):

-в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;

-дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;

-владеет понятийным аппаратом.

        3 балла (ниже среднего уровень):

-в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

-проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем;

-проявил неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;

-не смог ответить на дополнительные вопросы.

        Менее 3 баллов (низкий уровень):

-ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил, или не дал ответа на дополнительный вопрос;

-отказался отвечать на вопросы.

2.     Составление таблицы:

        5 баллов (высокий уровень):

 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
-таблица: развернутая, аргументированная, логически выстроенная; ответы: четкие на поставленные вопросы с указанием различий применительно к профессиональной деятельности (ступень образования);

-обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.

        4 балла (средний уровень):

-таблица: содержит все элементы, аргументированная; ответы на поставленные вопросы с указанием различий применительно к профессиональной деятельности (ступень образования);

-обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.

        3 балла (ниже среднего уровень):

-таблица содержит основные элементы;

-ответы на поставленные вопросы без соотнесения со спецификой деятельности образовательных организаций;

-обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи;

-при ответе наблюдается нарушение логики изложения.

        Менее 3 баллов (низкий уровень):

-обучающийся не может составить таблицу.

3 Составление документов планирования (годовой план-график, календарно-тематический план на учебный год, тематический план на четверть, сценарий)

       9-10 баллов (высокий уровень):

-информационный блок содержит полную информацию, правильно сформулированы задачи;

-структура соответствует требованиям  к типу документа;

-содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;

-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;

-соблюдена терминология.

       7-8 баллов (средний уровень):

-информационный блок содержит информацию, правильно сформулированы задачи;

-структура соответствует требованиям к типу документа;

-содержание соответствует ступени образования;

-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;

-соблюдена терминология.

       5-6 баллов (ниже среднего уровень):

-информационный блок содержит фрагментарную информацию;

-структура соответствует требованиям к типу документа;

-содержание частично соответствует ступени образования;

-при выборе средств и методов не учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;

-соблюдена терминология.

      Менее 5 баллов (низкий уровень):

-информационный блок содержит фрагментарную информацию;

-структура соответствует требованиям к типу документа;

-содержание частично соответствует ступени образования;

-не все выбранные средства и методы соответствуют задачам, специфике ступени образования, контингенту учащихся;

-соблюдена терминология.

4 Составление планов конспектов уроков, занятий

       5 баллов (высокий уровень):

-информационный блок содержит полную информацию, правильно сформулированы задачи;

-структура соответствует требованиям  к типу документа;

-содержание полное и логически выстроенное с учетом ступени образования, места в структуре учебного года;

-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;

-соблюдена терминология.

       4 балла (средний уровень):

-информационный блок содержит информацию, правильно сформулированы задачи;

-структура соответствует требованиям к типу документа;

-содержание соответствует ступени образования;

-при выборе средств и методов учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;

-соблюдена терминология.

       3 балла (ниже среднего уровень):

-информационный блок содержит фрагментарную информацию;

-структура соответствует требованиям к типу документа;

-содержание частично соответствует ступени образования;

-при выборе средств и методов не учтены специфика ступени образования, контингент учащихся;

-соблюдена терминология.

      Менее 3 баллов (низкий уровень):

-информационный блок содержит фрагментарную информацию;

-структура соответствует требованиям к типу документа;

-содержание частично соответствует ступени образования;

-не все выбранные средства и методы соответствуют задачам, специфике ступени образования, контингенту учащихся;

 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
-соблюдена терминология.

5 Оценка эффективности урока физической культуры

5 баллов (высокий уровень):

-развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с использованием примеров из профессиональной деятельности учителя, с обоснованием собственного мнения.

-уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

-анализирует факты, проявляет способность делать обобщающие выводы;

-уверенно владеет понятийным аппаратом;

-уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

       4 балла (средний уровень):

-в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;

-анализирует факты;

-дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;

-владеет понятийным аппаратом.       

       3 балла (ниже среднего уровень):

-в основном ответил на вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

-проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем;

-проявил неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;

-не смог ответить на дополнительные вопросы.

       Менее 3 баллов (низкий уровень):

-ответил только на один вопрос, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил, или не дал ответа на дополнительный вопрос;

-отказался отвечать на вопросы.

6     Дополнительные баллы:

       0-20 баллов:

-успешное освоение дисциплины;

-активность на семинарских занятиях;

-своевременное выполнение заданий;

-разнообразное содержание документов планирования.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется в следующих формах:

-зачет - 6 семестр;

-дифференцированный зачет (защита курсовой работы) - 6 семестр;

-экзамен - 7 семестр.

Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.  

К экзамену по дисциплине обучающийся должен набрать от 40 до 60 баллов по текущему контролю. На промежуточной аттестации обучающийся может набрать до 40 баллов. Оценка формируется из баллов, набранных на текущем контроле и промежуточной аттестации.

Экзамен осуществляется по билетам в виде собеседования по двум вопросам.

                                                      Примерные темы курсовых работ:

1. Развитие системы физического воспитания в России/за рубежом.

2. Современные подходы в реализации предмета «Физическая культура».

3. Направления физического воспитания.

4. Организация системы безопасности на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательной школе.

5. Дидактические основы обучения в учебно-воспитательном процессе по физической культуре.

6. ФГОС 3+++ начального общего образования: проблемы и перспективы.

7. ФГОС 3+++ основного общего образования: проблемы и перспективы.

8. Проектировочная деятельность педагога по физической культуре.

9. Современный урок физической культуры в общеобразовательной школе.

10. Организация занятий в спецмедгруппе  в общеобразовательной школе.

11. Домашние задания по предмету "Физическая культура".

12. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьника.

13. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятий в общеобразовательной школе.

17. Педагогический контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в общеобразовательной школе.

18.. ВФСК «Готов к труду и обороне»: проблемы и перспективы.

19. ЗОЖ школьника.          

 
стр. 13
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
                                                                        Вопросы к экзамену:

1. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие физическое воспитание школьников.

2. Система физического воспитания: понятия, структура, содержание.

3. Цели и задачи предмета «Физическая культура» в системе общего образования.

4. Структура содержания образования по предмету «Физическая культура».

5. Педагогическая система предмета «Физическая культура».

6. Инновационные подходы в реализации предмета «Физическая культура».

7. Техника безопасности на уроках физической культуры.

8. Значение дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе.

9. Программно-нормативные документы, регламентирующие физическое воспитание.

10. Требования к планированию общего физкультурного образования.

11. Характеристика документов, определяющих основную направленность учебного процесса по физической культуре.

12. Планирование основных документов организации учебного процесса по физической культуре в школе.

13. Содержание и требования к разработке документов перспективного планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации.

14. Содержание и требования к разработке документов оперативного планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательной организации.

15. Особенности проектировочной деятельности педагога по физической культуре.

16. Содержание процесса моделирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе.

17. Отбор содержания документов планирования с учетом реализуемого направления физического воспитания, региональных особенностей, ступени образования.

18. Урок физической культуры как основная форма организации занятий физическими упражнениями.

19. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

20. Методика урока физической культуры.

21. Обучение двигательным действиям на уроках физической культуры.

22. Развитие физических качеств на уроках физической культуры.

23. Содержание занятий по физической культуре в спецмедгруппе с учетом состояния здоровья, ступени образования.

24. Инновационные подходы в организации занятий в спецмедгруппе.

25. Содержание и формы выполнения домашних заданий.

26. Контроль выполнения домашних заданий. Самоконтроль при выполнении домашних заданий.

27. Методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьника.

28. Методика проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе.

29. Организация и управление внеклассным направлением физического воспитания.

30. Методика проведения внеклассных занятий физическими упражнениями.

31. Содержание общешкольного направления физического воспитания.

32. Методика проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в общеобразовательных организациях.

33. Предварительный контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе.

34. Текущий контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе.

35. Итоговый контроль в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе.

36. Требования к педагогическому контролю.

37. Виды педагогических исследований по ФКиС.

38. Учет в физическом воспитании школьников.

39. ВФСК «Готов к труду и обороне», как составная часть педагогического контроля.

40. Педагогический анализ урока физической культуры.

41. Методика занятий по физической культуре в специальной медицинской группе.

42. Методика проведения уроков физической культуры в младших классах.

43. Методика проведения уроков физической культуры в средних классах.

44. Методика проведения уроков физической культуры в и старших классах.

45. Понятия «потребности», «интерес», «интерес», «ценностные ориентации. Интерес к занятиям физическими упражнениями.

46. Формирование ценностных ориентаций к ЗОЖ школьников

                                                                 Описание шкал и процедур оценивания

                                                                       Курсовая работа - 21-40 баллов:

34-40 баллов, из них: 20 баллов - соблюдены сроки сдачи выполненной работы (3), правильно оформлена (3), грамотное структурирование работы (4), имеются ссылки на современную и зарубежную литературу (4), научный аппарат (4), имеется иллюстративный аппарат (2); 10 баллов - актуальная темы выполненной работы (2), сбалансированные разделы (1), правильная формулировка целей и задач исследования (2), соответствие содержания заявленной теме (1), наличие элементов научной новизны (1), самостоятельный характер работы (1), практическая ценность работы (2); 10 баллов - зашита выполненной работы: развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос (4), с использованием примеров из профессиональной деятельности тренера- преподавателя (3), с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему (3).

28-33 балла, из них: 17 баллов - соблюдены сроки сдачи выполненной работы (3), имеются незначительные неточности в оформлении работы (3), имеются незначительные неточности в структурировании работы (3), имеются ссылки на 

 
стр. 14
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
современную литературу (3), научный аппарат (4); 8 баллов - актуальная темы выполненной работы (2), имеются незначительные неточности в формулировании целей и задач исследования (1), соответствие содержания заявленной теме (1), наличие элементов научной новизны (1), самостоятельный характер работы (1), практическая ценность работы (2); 8 баллов - зашита выполненной работы: аргументированный, логически выстроенный ответ (3), с использованием примеров из профессиональной деятельности тренера-преподавателя (3), с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему (2).

21-27 баллов, из них: 13 баллов - имеются незначительные неточности в оформлении работы (3), имеются незначительные неточности в структурировании работы (3), имеются ссылки на современную литературу (3), научный аппарат (4); 7 баллов - актуальная темы выполненной работы (2), имеются неточности в формулировании целей и задач исследования (1), соответствие содержания заявленной теме (1), самостоятельный характер работы (1), практическая ценность работы (2); 7 баллов - зашита выполненной работы: логически выстроенный ответ (2), с использованием примеров из профессиональной деятельности тренера-преподавателя (3), с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему (2).

                                                                      Критерии оценки на экзамене:

1. Собеседование по теоретическому вопросу:

Уровни    Количество                                                     Показатели выполнения

усвоения        баллов

Высокий          18-20         - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендованной литературе (в том

                                          числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

                                       - анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы,

                                          обнаруживает свое видение решения проблем;

                                        - уверенно владеет понятийным аппаратом;

                                        - уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы

Средний        15-16 - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендованной литературе (в том

                                          числе в лекциях и нормативно-правовых актах, с учетом внесенных в них изменений),

                                          но допускает отдельные неточности непринципиального характера;

                                        - дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера;

                                        - владеет понятийным аппаратом.

Ниже             11-14           - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала,

среднего                   содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно-

                                          правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

                                        - проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать

                                          выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов

                                          и т.п.;

                                        - не смог ответить на дополнительные вопросы.

Низкий ниже 11     - ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил

                                          его и не дал ответа на дополнительный вопрос.

                                        - отказался отвечать на вопросы.

Соответствие 100-бальной шкалы БРС пятибальной шкале на экзамене:

неудовлетворительно - 60 и менее

удовлетворительно - 61-72

хорошо - 73-86

отлично - 87-10

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды работ                                                   Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов

6 семестр

Текущий контроль

устные ответы на семинарах                                                                                      5                              4*3-5=12-20

выполнение практических заданий:

-составление таблицы                                                                                                    5                              3-5     

-разработка трех планов-конспектов урока физической культуры                                   5                              3*3-5=9-15

-разработка годового плана-графика                                                                             10                             3*5-10=15-30                                         

-разработка календарно-тематического плана на учебный год                                        10                            3*5-10=15-30

-дополнительные баллы                                                                                                 20                            0-20                   

                                                                                                                                                       Итого     61-100

 
стр. 15
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
Промежуточная аттестация (зачет)                                                                                                                  -

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)                                              40                             21-40

                                                                                                                                                       

7 семестр

Текущий контроль

устные ответы на семинарах                                                                                      5                               3*3-5=9-15

выполнение практических заданий:

-составление таблицы                                                                                                    5                               3-5     

-разработка тематического плана на четверть                                                                10                              5-10

-оценка эффективности урока физической культуры

-разработка плана-конспекта занятия                                                                            5                                3-5

-разработка сценария физкультур-но-массового мероприятия                                     10                               5-10

-дополнительные баллы                                                                                                20                               0-20   

                                                                                                                                                        Итого      40-60

Промежуточная аттестация (экзамен)

собеседование по теоретическому вопросу                                                    20                               11-20

собеседование по теоретическому вопросу                                            20                               11-20

                                                                                                                                                        Итого     22-40

                                                                                                                                                         Всего   61-100

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А.
Физическая культура: учеб. для сред. проф. образования
Москва: КНОРУС, 2018
110
 
Л1.2
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С.
Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подготовки "Пед. образование"
Москва: Академия, 2014
0
 
Л1.3
Железняк Ю. Д., Кулишенко И. В., Крякина Е. В.
Методика обучения физической культуре: учеб. для вузов по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. культура"
Москва: Академия, 2014
0
 
Л1.4
Железняк Ю. Д., Кулишенко И. В., Крякина Е. В.
Методика обучения физической культуре: учеб. для вузов по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. культура"
Москва: Академия, 2013
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Мухина М. П.
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
0
 
Л2.2
Мухина М. П.
Физкультурное образование школьников: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
70
 
Л2.3
сост. : Ю. А. Мельникова, М. П. Мухина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Планирование физкультурного образования в общеобразовательных организациях: учеб.-метод. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
10
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).  
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
 
стр. 16
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).    
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики