2021-2022_49_03_01 ФК ФО заочно 2020_plx_Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.04
 
зачеты 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
доцент, Тё С.Э.;доц., Тё С. Э. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
к.п.н., профессор, Кравчук Т.А.;доктор педагогических наук, профессор, Кравчук Т.А. _________________
 
Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 10.05.2022 г.  № 14

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой 

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Цель изучения дисциплины - подготовка обучающихся к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта для решения педагогических задач, ориентированных на осуществление образовательного процесса по физической культуре. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика преподавания физической культуры
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
2.2.2
Обеспечение опытно-экспериментальной работы в физкультурно-спортивной деятельности
2.2.3
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Прикладная физическая культура
2.2.6
Технологии физкультурного образования
2.2.7
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-2: Способен использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся
 
ПК-2.1: знает нормативные и организационные основы физкультурного образования
 
ПК-2.2: знает методику занятий физическими упражнениями различного типа, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учетом возраста занимающихся
 
ПК-2.4: умеет подбирать средства и методы физической культуры и спорта, адекватные поставленным задачам и возрасту занимающихся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация 
0
 
1.1
Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация. /Лек/
2
ПК-2.1 ПК-2.2
2
Понятия: «возраст», «возрастная периодизация», «возрастные особенности». Основные периодизации возрастного развития человека (медицинские, психологические, педагогические).
0
 
1.2
Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация. /Ср/
10
ПК-2.4
2
Ознакомиться с литературой и подготовить сообщение на тему «Подходы к периодизации возрастного развития человека».
0
 
 
Раздел 2. Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании  детей раннего и дошкольного возраста
0
 
2.1
Возрастные особенности и особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста; средства физического воспитания, формы организации занятий, методические особенности, требования к уровню подготовленности. /Пр/
2
ПК-2.4
2
Защита разработанных моделей физкультурного занятия оздоровительной направленности  для детей дошкольного возраста.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
2.2
Физическая активность и методика проведения занятий с детьми раннего и дошкольного  возраста. /Ср/
12
ПК-2.4
2
Подобрать упражнения оздоровительно-тонизирующей направленности с предметами (мячом, скакалкой) для дошкольников (3-4 года). Разработать модель физкультурного занятия оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Разработать модель утренней гимнастики для детей дошкольного возраста (5-6 лет).
0
 
 
Раздел 3. Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании занимающихся школьного возраста
0
 
3.1
Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании занимающихся школьного возраста. /Лек/
2
ПК-2.1 ПК-2.2
2
Возрастные особенности, физическая активность, методика проведения занятий с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.
0
 
3.2
Методических особенности проведения уроков физической культуры со школьниками с учётом возраста. /Пр/
2
ПК-2.4
2
Физическая активность и методика проведения занятий со школьниками младшего, среднего и старшего школьного возраста.
0
 
3.3
Физическая активность и методика проведения занятий со школьниками младшего, среднего и старшего школьного возраста /Ср/
12
ПК-2.4
2
Подготовить сообщение на тему «Учёт возрастных особенностей при проведении уроков физической культуры с детьми младшего школьного возраста. Проанализировать литературу и выявить основные подходы к возрастной периодизации детей школьного возраста. Проанализировать литературу по вопросам: 1) Анатомо-физиологические  и психологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста. 2)Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании детей среднего и старшего школьного возраста. Подготовить реферат на тему: Учёт возрастных особенностей при развитии физических способностей детей среднего и старшего школьного возраста. На основе анализа литературы подготовить доклад на тему: «Учёт возрастных особенностей при формировании знаний и обучении двигательным действиям на уроках физической культуры детей среднего и старшего школьного возраста».
0
 
 
Раздел 4. Возрастные основы физкультурно-спортивной деятельности молодёжи и людей зрелого возраста
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
4.1
Требования к уровню физкультурного образования и к уровню подготовленности людей молодого и зрелого возраста; организационно-методическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности учащихся средних профессиональных учреждений и студентов ВУЗов. Структурный анализ компонентов физкультурного образования взрослого населения.  /Пр/
2
ПК-2.4
2
Физическая активность и методические особенности проведения занятий физической культурой со студенческой молодёжью 18-29 лет, с людьми 29-40 лет и людьми 40-60 лет.
0
 
4.2
Физическая активность и методика проведения занятий с людьми молодого и зрелого возраста /Ср/
12
ПК-2.4
2
Ознакомиться с литературой и определить возрастные особенности людей зрелого возраста. Подобрать упражнения для людей зрелого возраста с использованием различного инвентаря с учётом возраста и пола. Разработать программу оздоровительной направленности для людей молодого и зрелого возраста (вид физкультурно-спортивной деятельности, пол, возраст по выбору).
0
 
 
Раздел 5. Возрастные особенности  и особенности осуществления физкультурно-спортивной деятельности людей пожилого и старшего возраста
0
 
5.1
Физическая активность и методика проведения занятий с людьми пожилого и старшего возраста /Ср/
12
ПК-2.4
2
Подготовить сообщение о содержании и методике проведения занятий с людьми пожилого и старшего возраста.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Контрольная работа является формой промежуточной контроля освоения учебной дисциплины. Успешное выполнение контрольной работы - обязательное условие допуска к промежуточной аттестации в форме зачета.

Содержание контрольной работы

Состоит в выполнении письменного задания по следующим вопросам:

1. Учёт возрастных особенностей в развитии физических способностей детей дошкольного возраста.

2. Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании детей 7-10 лет.

3. Учёт возрастных особенностей в развитии физических способностей детей 7-10

4. Учёт возрастных особенностей   в физическом воспитании детей 11-15 лет.

5. Учёт возрастных особенностей в развитии физических способностей детей 11-15 лет.

6. Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании школьников 16-18 лет.

1. Тесты для самоконтроля (текущий контроль)

1. Возраст – это … продолжительность периода развития человека от момента его рождения и до настоящего или любого другого определённого момента времени*.

2. Какого определения возраста не существует:

А) хронологический возраст

Б) физический возраст

В) абсолютный возраст*

Г) социальный возраст

3. Периодизация Э. Эриксона включает  … 8 (восемь)* стадий жизненного пути.

4. Характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества называются… возрастными особенностями*.

5. Укажите возрастной период, в течение которого происходит наибольшая прибавка в показателях роста за год:

А) новорождённый

Б) младенческий*

В) ранний детский

Г) дошкольный

6. В каком возрасте постепенно проявляются инволюционные процессы?

А) 25-30 лет

 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
Б) 30-35 лет

В) 35-40 лет

Г) 40-45 лет*

7. Максимальную частоту сердечных сокращений (ЧСС) для людей пожилого и старшего возраста во время занятий физическими упражнениями следует определять по формуле:

А) ЧСС=220 – возраст (лет)*

Б) ЧСС=190 – возраст (лет)

В) ЧСС= исходный пульс в покое +  возраст (лет)

Г) ЧСС=90 + возраст (лет)

8. В 3-4 года тренирующий эффект обеспечивают упражнения, повышающие  частоту сердечных сокращений не менее

А) 100-120 уд/мин

Б) 120-130 уд/мин

В) 130-140 уд/мин

Г) 140-150 уд/мин*

9. Для какого возрастного периода характерны такие психологические особенности личности, как развитие диалогической речи, возникновение первичных морально-этических понятий, развитие практического мышления:

А) 3 – 6 лет;*

Б) 6 – 11 лет;

В)11 – 14 лет;

Г)14 – 18 лет*

10. Возрастной период, который охватывает младший школьный возраст …

А). 5 – 8 лет;

Б) 5 – 10 лет;

В) 6 – 10 лет;

Г) 6 – 12 лет*.

11. Для какого возрастного периода ведущим типом деятельности являются общение со сверстниками, осуществление социально значимой деятельности; характерны формирование собственных взглядов, протест против авторитета взрослых, развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям?

А) 3 – 6 лет;

Б) 6 – 11 лет;

В) 11 – 14 лет*;

Г) 14 – 18 лет.

12. Какие из перечисленных ниже особенностей проявляются в возрастном периоде 14-18 лет?

А) формирование самосознания, соотнесения себя с идеалом*;

Б) формирование собственного мировоззрения как целостной системы знаний, взглядов, убеждений*;

В) развитие логического мышления;

Г) стремление к независимости, оригинальности, пренебрежение к советам старших, критиканство*;

Д) зрелость в умственном и нравственном отношении;

Е) осознание себя как социального существа;

Ж) развитие диалоговой речи.

13. Кто из учёных – психологов разработал возрастную периодизацию:

А) Л.С. Выготский,

Б) А.Н. Леонтьев,

В) Д.Б. Эльконин*

Г) Я.-А. Коменский

14. Что, по мнению Д.Б. Эльконина,  является фундаментальной проблемой детской психологии?

А) проблема периодизации психического развития*,

Б) проблема периодизации физического развития,

В) проблема периодизации умственного развития.

15. При создании возрастной периодизации, по мнению Д.Б. Эльконина, целесообразно оперировать системой:

А) «ребёнок в обществе»*,

Б) «ребёнок – вещь»,

В) «ребёнок - отдельный взрослый».

16. В какой системе взрослый начинает выступать как носитель определённых видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определённым нормам?

А) «ребёнок в обществе»,

Б) «ребёнок – вещь»,

В) «ребёнок - отдельный взрослый»*.

17. Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является:

А) чтение,

Б) ролевая игра*

В) пароролевая игра.

18. На каких условиях развития ребёнка основывался в своей теории Д.Б. Эльконин:

А) на бытовых,

Б) на социально-исторических*,

В) исторических.

19. В каком периоде ведущий вид деятельности – эмоциональное общение?

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
А) ранний возраст,

Б) младенчество*,

В) дошкольное детство.

20. В какой период ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный?

А) ранний возраст*,

Б) младенчество,

В) дошкольное детство*.

21. Для какого периода характерна фаза операционно-технической деятельности?

А) юность,

Б) младшее подростничество,

В) младшее школьное детство.

22. Каков процесс развития возрастной периодизации Д.Б. Эльконина?

А) идущий по восходящей спирали*,

Б) линейный,

В) скачкообразный.

23. Выделите среди предлагаемых определение понятия «возраст человека»: А) временной отрезок, ограниченный фактами рождения человека и его физической смертью;

Б) процесс интеграции человека в систему общественных взаимодействий и связей;

В) продолжительность периода развития человека от момента его рождения и до настоящего или любого другого определённого момента времени*;

Г) результат историко–эволюционного процесса, в котором человек участвует.

2. Устный опрос на семинарских занятиях

3. Практическая работа 1.(текущий контроль) Составление таблицы стандартные тесты для определения уровня физической подготовленности различных возрастных групп (согласно возрастной периодизации от 6 лет до зрелого возраста) и укажите назначение каждого из них.

Дополнительные баллы:

- доклад с презентацией

- посещаемость занятий

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля. Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и  набравший 61-100 баллов, получает зачет.  
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Требования для зачета для студентов, обучающихся на   2 курсе ( 4 семестр)

1.Контрольная работа                                                                                        15

2. Тестирование                                                                                                    10

3. Устный опрос на семинарских занятиях                                         5х7=35

4. Практическая работа: подбор тестов с учётом возраста                   10

                Дополнительные виды работ     

1. Доклад  с презентацией                                                                             20

2. Посещаемость занятий (100%)                                                                10

                                        Итого:               61-100

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В.
Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/81045
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.2
сот. : Н. А. Пронина, Е. В. Романова, Е. И. Туревская, Н. А. хвалина ; Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого
Возрастная психология: хрестоматия для студентов пед. направлений подгот.
Тула: Изд-во ТГПУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/94299
 
Л1.3
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
1
 
Л1.4
Фадеева М. В., Фадеев В. И., Дерябина Е. А.
Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/69317
 
Л1.5
Першина Л. А.
Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Акад. проект, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/110048
 
Л1.6
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.
Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Акад. Проект, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/110032
 
Л1.7
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Москва: Юрайт, 2015
0
 
Л1.8
Тристан В. Г., Погадаева О. В.
Физиология спорта: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
0
 
Л1.9
Баёва Н. А., Погадаева О. В.
Анатомия и физиология детей школьного возраста: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
103
 
Л1.10
Баёва Н. А., Погадаева О. В.
Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
104
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н.
Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учеб. для бакалавриата и специалитета
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л2.2
Гонина О. О.
Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие
Москва: КНОРУС, 2018
0
 
Л2.3
под общ. ред. : В. А. Сластенина, В. П. Каширина
Педагогика: учеб. для академ. бакалавриата вузов по гуманитар. специальностям : в 2 ч.
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л2.4
Шаповаленко И. В.
Психология развития и возрастная психология: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению и специальностям психологии
Москва: Юрайт, 2012
0
 
Л2.5
Обухова Л. Ф.
Возрастная психология: учеб. для бакалавров
Москва: Юрайт, 2012
0
 
Л2.6
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.
Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности: Дошк. педагогика и психология; Педагогика и методика дошк. образования
Москва: Академия, 2008
2
 
Л2.7
Тристан В. Г., Корягина Ю. В.
Физиологические основы физической культуры и спорта: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
95
 
Л2.8
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.
Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Академия, 2003
2
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2020.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).  
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики