2021-2022_49_03_01 ФК ФО очно 2019_plx_Подвижные игры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Подвижные игры
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.06.01.04
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
48
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
44
44
44
44
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
48
48
48
48
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
преподаватель, Купченко А.В.;доцент, Мишенькина В.Ф. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Подвижные игры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 30.04.2022 г.  № 14

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Эртман Ю.Н.

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. ______

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. ______

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. _______

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эртман Ю.Н. _______

Теории и методики спортивных игр
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
организация систематического тренировочного процесса студентов в период обучения  6 семестра, и направлена на разностороннее совершенствование спортивной подготовленности занимающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мини футбол
2.1.2
Футбол
2.1.3
Аэробика
2.1.4
Легкая атлетика
2.1.5
Прикладное многоборье
2.1.6
Фитнес-технологии
2.1.7
Плавание
2.1.8
Прикладное плавание
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Спортивное ориентирование
2.2.2
Туризм
2.2.3
Физическая культура и спорт
2.2.4
Силовая гимнастика
2.2.5
Силовые виды спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
 
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Применение подвижных игрна занятиях с различным контингентом занимающихся
0
 
1.1
Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр: подготовка к проведению игры.  /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Организация играющих, объяснение игры. Руководство процессом игры. Подведение итогов игры. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение применять педагогические требования к проведению подвижной игры.
0
 
1.2
Ознакомление с играми, имеющими различные педагогические задачи и двигательное содержание /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Примерные игры: «Класс, смирно!», «Не давай мяч водящему», «Бегуны и метатели», «Пятнашки с ведением», «Отруби хвост».Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: соблюдение техники безопасности на занятиях по подвижным играм. Помощь преподавателю в подготовке площадки и инвентаря. Оценка двигательной направленности игры.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.3
Ознакомление с содержанием и методикой проведения подвижных игр учащихся различного возраста (младший школьный возраст) /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Примерные игры: «К своим флажкам», «Два мороза», «Охотники и утки», «Маскировка в колоннах».Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение анализировать подвижную игру. Помощь преподавателю в подготовке и судействе игры.
0
 
1.4
Ознакомление с содержанием и методикой проведения подвижных игр учащихся различного возраста (средний, старший школьный возраст) /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Примерные игры, игры-эстафеты: «Передал, садись!», «Вызов номеров», «Между двух огней», «Охраняй капитана», «Пионербол с двумя мячами», «Борьба за мяч». Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение выбирать водящих, капитанов, помощников. Последовательность объяснения, руководства и подведение итогов игры.
0
 
1.5
Закрепление навыков проведения игр с учащимися младшего школьного возраста /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Примерное проведение игр: «Космонавты», «Светофор», «К своим флажкам», «Конники-спортсмены», «Море волнуется», «Салки с вариантами», «Белые медведи», «Бездомный заяц». Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: подготовка условий для игры, умение выбирать водящего, объяснение, руководство и подведение итогов игры. Ознакомление со схемой записи игры.
0
 
1.6
Закрепление навыков проведения игр с учащимися среднего, старшего школьного возраста /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Примерные игры: «Ловля парами», «Отруби хвост», «Защита укреплений», «Два огня», «Борьба за мяч», «Охраняй капитана», «Пионербол». Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: закрепление сообщаемых ранее навыков. Умение формулировать педагогическую задачу. Взаимодействие с помощником.
0
 
 
Раздел 2. Организация и проведение соревнований по комплексу подвижных игр
0
 
2.1
Игры – эстафеты на занятиях физической культуры. Виды и классификация эстафет. Методика проведения и судейства эстафет. Правила эстафет. /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Примерные игры – эстафеты: «Посадка овощей». «Сквозь обруч». «Бег по шпалам», «Веревочка под ногами», «Мяч в туннеле», «Преодоление полосы препятствий». Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам:закрепление методики проведения и судейства эстафет.
0
 
2.2
Подвижные игры во внеурочных и внеклассных формах физического воспитания в школе».

Применение подвижных игр в группах продленного дня, в секциях, на переменах.

/Пр/

4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Примерные игры: «Колесо», «Шишки, желуди, орехи», «Перестрелка», «Вызов номеров», игры-эстафеты.Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение организовать игру и выступать с педагогическим анализом игры.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.3
Содержание и методика проведения подвижных игр в учебно-тренировочных занятиях по различным видам спорта. /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Практический игровой материал: записать 10 игр по схеме акцентом на развитие физических качеств для своей специализации. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение поставить педагогическую задачу, оценить двигательное содержание игры.
0
 
2.4
Подвижные игры во внешкольных формах работы (оздоровительных лагерях) и массовых формах работы с населением. /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Формы проведения подвижных игр в оздоровительном лагере: игры на спортивных площадках, в массовых формах работы, на местности, на воде, в ненастную погоду. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: ведение записи игр по схеме, подбор игр-эстафет, игр-аттракционов, игры-поединки.
0
 
2.5
Организация и проведение соревнований по комплексу подвижных игр /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
Основы организации культурно-спортивных праздников. Положение о проведении праздника. Программа соревнований. Заявка на участие в спортивно-культурном празднике. Объявление, девиз, реквизиты награждения. План записи фонограмм, протокол результатов спортивно-культурного праздника.  Практический игровой материал: составить поэтапно план подготовительной работы и проведения спортивно-культурного праздника. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: умение составить положение праздника.
0
 
2.6
Применение игр-эстафет в спортивно-культурном празднике для различных возрастных групп /Пр/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
6
«Посадка овощей», «Веревочка под ногами», «Бег по шпалам», «Мяч по волнам», «Гусеница», «Поезда», «Конкурс капитанов». Практический материал: составить сценарий спортивно-культурного праздника для различных возрастных групп. Профессионально-педагогические навыки, сообщаемые студентам: подбор игр-эстафет, игр-поединков, конкурсов капитанов для сценария спортивно-культурного праздника.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
1. Собеседование

5-4 баллов - студент свободно излагает материал по всем темам

3-2 балла – студент в целом владеет изученным материалом, но не всегда излагает его свободно, использует наводящие вопросы

1 балл - студент слабо владеет материалом, плохо бессистемно пытается изложить его. Не может изложить его без помощи педагога.

2. Творческое задание (подготовка сценария)

10-8 баллов - соблюдение всех требований к содержанию, объему, структуре, списку литературы;

7-6 баллов - соблюдение большинства требований по содержанию и объему. Некоторые отступления от общепринятой структуры, оформления, списка литературы;

5 баллов - содержание и объем представлены в сокращенном виде. Нарушена структура.

3. План-конспект учебно-тренировочного занятия (уровень бакалавриата), (схемы игровой карточки)

5 баллов - правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы соответствуют задачам; при 

 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
выборе средств и методов учтен  контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология

4-3 балла - правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология

2 балла - правильно сформулированы задачи; выбранные средства и методы соответствуют задачам; при выборе средств и методов не учтен  контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология.

1 балл - правильно сформулированы задачи тренировки; не все выбранные средства и методы соответствуют задачам; при выборе средств и методов не учтен контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология фитнес-упражнений.

4. Проект (проведение спортивно-культурного праздника)

20-17 баллов - актуальность работы обоснована. Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Соблюдена логическая последовательность поставленных задач, ресурсы и сроки адекватны поставленным задачам. Созданный проект решает поставленную проблему; проект соответствует изначально заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик обоснованы. Презентация наглядна, отражает сущность проекта; выступление поддерживает презентацию; ответы на вопросы аргументированы

16-13 баллов - актуальность работы частично обоснована. Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Возможны незначительные ошибки. Логическая последовательность поставленных задач имеет недочёты. Созданный проект частично решает поставленную проблему; частично соответствует заявленным характеристикам. Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован. Презентация в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно

12-9 баллов - актуальность работы не обоснована. Автор использовал неоптимальные методы. Не знаком со всем спектром методов в сфере проектирования. Логическая последовательность поставленных задач имеет недочёты, ресурсы и сроки не полностью адекватны поставленным задачам. Созданный проект частично решает поставленную проблему; частично соответствует заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик недостаточно обоснованы. Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован. Презентация не в полной мере отражает сущность продукта; ответы на вопросы даны неполно

8-5 баллов - актуальность работы не обоснована. Автор не имеет представления о существующих методах в сфере проектирования. Планирование отсутствует или имеет логические несоответствия, сроки и ресурсы неадекватны поставленным задачам. Созданный проект вовсе не решает поставленную проблему; не соответствует ключевым характеристикам. Проект не оригинален, полностью копирует уже существующие проекты. Презентация отсутствует; не отражает сущность проекта; ответы на вопросы отсутствуют

5. Реферат

10-9 баллов - соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата).

8- 7 баллов- соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата).

6-4 баллов -соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата).

3-1 баллов - оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата).

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по контрольным точкам изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Собеседование: 5х4 = 20 баллов

2. Творческое задание (подготовка сценария): 1х10= 10 баллов

3. План-конспект учебно-тренировочного занятия (уровень бакалавриата), (схемы игровой карточки): 6х5=30 баллов

4. Проект (проведение спортивно-культурного праздника): 1х20 баллов

5. Реферат : 1х10 = 10 баллов

6. Поощрительные баллы за посещаемость: 1х10= 10 баллов

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Макаров Ю. М., Луткова Н. В., Минина Л. Н., Фейгель И. Г., Яхонтов Е. Р., Сысоев А. В.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"
Москва: Академия, 2014
0
 
Л1.2
Макаров Ю. М., Луткова Н. В., Минина Л. Н., Фейгель И. Г., Яхонтов Е. Р., Сысоев А. В.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"
Москва: Академия, 2013
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Шалаев О. С., Мишенькина В. Ф., Эртман Ю. Н., Ковыршина Е. Ю.
Подвижные игры: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
51
 
Л2.2
Былеева Л. В., Коротков И. М., Климкова Р. В., Кузьмичева Е. В.
Подвижные игры. Практический материал: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2014
1
 
Л2.3
Былеева Л. В., Коротков И. М., Климкова Р. В., Кузьмичева Е. В.
Подвижные игры. Практический материал: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: СпортАкадемПресс, 2002
98
 
Л2.4
И. М. Коротков, Л. В. Былеева, Р. В. Климкова [и др.]
Подвижные игры: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры
Москва: ТВТ Дивизион, 2009
0
 
Л2.5
Мишенькина В. Ф., Шалаев О. С., Колупаева Т. А., Кириченко В. Ф.
Подвижные игры: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения
Омск: Изд-во СибГУФК, 2004
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
1. Аудитория №112, УК №2
7.2
Масленникова, 144
7.3
Универсальная разметка для игры в б/б, в/б, г/б, щиты стационарные для игры в баскетбол – 2, тренировочные стационарные баскетбольные щиты – 4, ворота для гандбола – 2, гимнастические скамейки 2, мяч в/б – 25, мяч б/б – 21, мяч г/б – 15, мячи теннисные – 20,телевизор – 2,сетки в/б – 2, стойки в/б – 4, коврики гимнастические – 4, маты – 2, скакалки – 20, медицинбол – 10, тренажерный зал – 1, тренажеры – 5, гантели – 6, раздевалки – 4, табло информационное – 1.
7.4
2. Аудитория №110, УК №2
7.5
Масленникова, 144
7.6
Количество компьютеров:  для преподавателя - 1
7.7
Количество посадочных мест: для студентов – 110;  для преподавателя – 1.
7.8
учебная доска, 22 учебных стола, 110 стульев, 1 стол для президиума, 4 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф для бумаг, 2 плазменные панели
7.9
Аудиосистема (усилитель, колонки, микрофон) – 1; мультимедиа проектор – 1.
7.10
3. Аудитория №120
7.11
Количество посадочных мест: для студентов – 18;  для преподавателя – 1.
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
7.12
учебная доска, 9 учебных стола, 18 стульев, 1 стол для президиума, 2 стула, 1 стол для преподавателя, трибуна, тумбочка, шкаф методической литературы
7.13
мультимедиа проектор – 1.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики