МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Педагогика физической культуры
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
канд.пед.наук, доц., Чусовитина О.М.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
Педагогика физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 11.05.2021 г. № 15
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Чусовитина О.М.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2021 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
освоение студентами педагогических принципов и методов реализации образовательно-воспитательной деятельности в сфере физической культуры и спорта, эффективного осуществления процесса формирования у обучающихся мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Профессионально-ориентированная практика
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-10: Способен организовать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта
ОПК-10.1: знает основные принципы деятельностного подхода, сущность и структуру педагогической деятельности, приемы и методы организации совместной деятельности, понятие группы, коллектива, взаимодействия в группе, методы управления группами
ОПК-10.2: знает основы эффективных коммуникаций, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе, руководством
ОПК-10.4: умеет определять цели и задачи деятельности учебного и спортивного коллектива, контролировать и направлять работу спортивного актива, вовлекать в воспитательные и досуговые мероприятия обучающихся
ОПК-10.6: имеет опыт анализа эффективности общения и взаимодействия с занимающимися и коллегами при решении профессиональных задач
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
ОПК-5.2: знает сущность воспитания, организацию воспитательного процесса, его формы, средства, методы и приемы в образовательном и тренировочном процессе
ОПК-5.3: знает виды девиаций, формы проявления девиантного поведения, факторы их вызывающие и средства их профилактики в физической культуре и спорте
ОПК-5.5: умеет решать воспитательные задачи на занятиях по физической культуре и спорту, и во внеучебное время в сотрудничестве с другими педагогическими работниками
ОПК-5.6: умеет разрабатывать и проводить воспитательные мероприятия, развивающие эмоционально-ценностную и духовно-нравственную сферу занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом
ОПК-5.7: умеет определять типы негативного социального поведения занимающихся, подобрать и применить методы профилактики негативного социального поведения занимающихся
ОПК-5.8: имеет опыт составления психолого-педагогической характеристики личности и коллектива
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Педагогика физической культуры как часть общей педагогики
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Тема 1. Сущность процесса воспитания: цели и виды воспитания /Лек/
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
Воспитание в целостном педагогическом процессе. Психологическая сущность процесса воспитания. Цель воспитания: понятие цели воспитания; общие и индивидуальные цели воспитания; общие факторы, влияющие на постановку цели воспитания; цель воспитания в современной школе. Виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое. Экологическое и валеологическое воспитание как новое направление в физкультурно-спортивном воспитании. Особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте в современных условиях. Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость». Педагогическая диагностика воспитанности. Общие и частные закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. Характеристика важнейших принципов воспитания: принцип научности; принцип возрастного подхода; принцип природосообразности; принцип культуросообразности; принцип конкретно-исторического подхода к анализу общественных явлений; принцип гуманизма; принцип единства и целостной совокупности основных компонентов мировоззрения (взглядов, убеждений, идеалов) в процессе воспитания; принцип связи теории с практикой.
Тема 6-7. Коллектив как объект и субъект воспитания социально-личностных качеств учащихся на занятиях физической культурой /Пр/
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7 ОПК-5.8
Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие «коллектив» и его признаки.
2. Стадии развития коллектива.
3. Особенности спортивного коллектива.
4. Воспитание личности в коллективе.
5. Педагогическая диагностика учебного и спортивного коллектива.
Подготовка к тестированию и собеседованию на семинарских занятиях (изучение конспектов лекций, изучение литературы). /Ср/
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
Раздел 2. Раздел 2. Организация воспитания в сфере физической культуры и спорта
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Тема 1. Организационные формы процесса воспитания /Пр/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-10.6 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7 ОПК-5.8
Вопросы для рассмотрения:
1. Характеристика основных организационных форм процесса воспитания.
2. Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия.
3. Основные организационные компоненты воспитательного мероприятия.
4. Виды воспитательных мероприятий в зависимости от их педагогических целей.
5. Организация просветительской работы с родителями.
Подготовка к тестированию и собеседованию на семинарских занятиях (изучение конспектов лекций, изучение литературы). /Ср/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7 ОПК-5.8
Составление конспекта воспитательного мероприятия и проведение части мероприятия /Ср/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7 ОПК-5.8
Составление конспекта воспитательной беседы и проведение части беседы /Ср/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
Решение проблемных ситуаций /Ср/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7 ОПК-5.8
Раздел 3. Раздел 3. Профилактика девиантного поведения средствами физической культуры и спорта
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Тема 1. Девиации как социально-педагогическая проблема /Лек/
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
Определение девиации. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение. Причины формирования отклоняющегося поведения. Концепции девиации. Акцентуации характеров в подростковом возрасте. Явная и скрытая акцентуация. Социально-педагогическая характеристика акцентуаций характеров у подростков (Н.Я. Иванова, А.Е. Личко): гипертимный, циклоидный, сенситивный, психоастенический, шизоидный, лабильный, конформный, истероидный, астено-невротический, неустойчивый. Особенности общения и поведения в зависимости от доминирующих черт характера. Педагогическая диагностика и коррекция акцентуаций характера у подростков.
Тема 1. Девиации как социально-педагогическая проблема /Пр/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
Вопросы для рассмотрения:
1. Определение девиации. Концепции девиации.
2. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение.
3. Причины формирования отклоняющегося поведения.
4. Акцентуации характеров в подростковом возрасте.
5. Особенности воспитания с учетом доминирующих черт характера личности.
Подготовка к тестированию и собеседованию на семинарских занятиях (изучение конспектов лекций, изучение литературы). /Ср/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-10.6 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
Анализ основных видов девиантного поведения, причин их возникновения в подростковом возрасте и пути их профилактики средствами физической культуры и спорта. /Ср/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-10.6 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7 ОПК-5.8
Раздел 4. Раздел 4. Технологии педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Тема 2. Базовые модели психолого-педагогической помощи тренера спортсмену /Пр/
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-10.6 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7 ОПК-5.8
Вопросы для рассмотрения:
1. Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену как педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта. Модель «замещения». Модель «мобилизации».
2. Формы взаимодействия со спортсменами в разных моделях психолого-педагогической помощи: давление, избежание, уступка, компромисс, сотрудничество.
3. Взаимосвязь форм взаимодействия и стилей тренерского руководства.
4. Культура общения тренера и спортсмена, тренера и спортивного коллектива в разных моделях психолого-педагогической помощи: культура подавления, культура разрешения, культура справедливости.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Устный ответ на семинарском занятии - min - 3 б., max - 9 б.
Шкала оценки за ответы на одном семинарском занятии:
3 балла – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
2 балла – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
1 балл - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Тест (по разделу 1, по разделу 2) - min - 6 б, max - 10 б.
Шкала оценки за один тест:
5 баллов - Дано более 85% правильных понятий и терминов.
4 балла - Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов.
3 балла - Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов.
3. Проблемный реферат - min - 10 б., max - 15 б.
14-15 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
12-13 - баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
10-11 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
4. Контрольная работа - min - 21 б., max - 26 б.
25-26 баллов - Соответствие требованиям по информации и оформлению
23-24 - балла - Частичное соответствие требованиям по информации и оформлению
21-22 балла - Допустимое соответствие требованиям по информации и оформлению
ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.
5.2. Промежуточная аттестация
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
1. Собеседование по вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
Шкала оценки за ответ :
17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.
13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.
10-12 баллов - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
2. Практико-ориентированное задание - min - 11 б.; max - 20 б.
Шкала оценки за выполнение задания:
17-20 баллов – Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.
14-16 баллов – Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.
11-13 баллов - Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения.
ИТОГО по промежуточной аттестации - min - 21 б.; max - 40 б.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Устный ответ на семинарском занятии - min - 3 б., max - 9 б.
2. Тест (по разделу 2, по разделу 3) - min - 6 б., max - 10 б.
3. Проблемный реферат - - min - 10 б., max - 15 б.
4. Контрольная работа - min - 21 б., max - 26 б.
ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
Собеседование по вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.
Практико-ориентированное задание - min - 11 б.; max - 20 б.
ИТОГО по промежуточной аттестации - min - 21 б.; max - 40 б.
ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов
удовлетворительно - 61-72 балла
хорошо - 73-86 баллов
отлично - 87-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Костихина Н. М., Гаврикова О. Ю.
Педагогика физической культуры: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Педагогика физической культуры: учеб. для вузов по направлению - Физ. культура
https://lib.rucont.ru/efd/793651
Процесс воспитания: новый курс: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям : в 2 кн.
сост : О. М. Чусовитина, Н. В. Колмогорова ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Педагогика физической культуры и спорта: рабочая тетрадь
6.1.2. Дополнительная литература
сост. : О. М. Чусовитина, Н. В. Колмогорова, О. Р. Кривошеева ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Педагогика физической культуры. Рабочая тетрадь: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Костихина Н. М., Колмогорова Н. В., Чусовитина О. М., Кривошеева О. Р.
Акмеологические аспекты профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
Костихина Н. М., Кривошеева О. Р., Чусовитина О. М.
Акмеологические аспекты профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2010
под общ. ред. : Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина ; Московский пед. гос. ун-т
Педагогика: учеб. и практикум для сред. проф. образования
Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов
Москва: РИОР [и др.], 2014
Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография
Москва: Физическая культура, 2006
Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов
Москва: Акад. Проект, 2003
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ