49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
ции
В рамках текущего контроля студент должен
- принять участие в дискуссии на семинарских занятиях (17 семинаров),
- выполнить практические задания
- решить педагогические ситуации
- выполнить тест
Вопросы к экзамену по дисциплине
1. Объект и предмет изучения педагогики физической культуры как науки.
2. Задачи педагогики физической культуры как науки.
3. Основные понятия педагогики физической культуры.
4. Структура профессионально-педагогической деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта.
5. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
6. Понятие цели воспитания.
7. Виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое.
8. Экологическое и валеологическое воспитание как новое направление в физкультурно-спортивном воспитании.
9. Особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте в современных условиях.
10. Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость». Педагогическая диагностика воспитанности.
11. Общие и частные закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы.
12. Характеристика важнейших принципов воспитания.
13. Средства воспитания в контексте деятельностно-отношенческой концепции.
14. Сущность основных средств воспитания: общение, игра, учение, труд.
15. Особенности деятельности в области ФК и спорта.
16. Понятие о методах и приемах воспитания.
17. Классификации методов воспитания в педагогической теории воспитания.
18. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
19. Характеристика методов воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника (убеждение, внушение).
20. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение, упражнение, переключение.
21. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности.
22. Понятие «коллектив» и его признаки.
23. Стадии развития коллектива.
25. Воспитание личности в коллективе.
26. Педагогическая диагностика учебного и спортивного коллектива.
27. Характеристика основных организационных форм процесса воспитания.
28. Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия.
29. Основные организационные компоненты воспитательного мероприятия.
30. Виды воспитательных мероприятий в зависимости от их педагогических целей.
31. Организация просветительской работы с родителями.
32. История становления и развития технологии коллективно-творческого дела (КТД).
33. Сущность и отличительные признаки КТД (по И.П. Иванову).
34. Типы КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело.
35. Этапы проведения КТД.
36. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация.
37. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.
38. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы.
39. Содержание и формы работы по организации самовоспитания.
40. Определение девиации. Концепции девиации.
41. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение.
42. Причины формирования отклоняющегося поведения.
43. Акцентуации характеров в подростковом возрасте.
44. Особенности воспитания с учетом доминирующих черт характера личности.
45. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, компьютерная зависимость и пр.).
46. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
47. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей
48. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних средствами физической культуры.
49. Специфика педагогического общения.
50. Общение в педагогическом процессе при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.
51. Стили педагогического общения (общение на основе увлечённости совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения, общение – дистанция, общение – устрашение, общение – заигрывание).
52. Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену как педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта. Модель «замещения». Модель «мобилизации».
53. Формы взаимодействия со спортсменами в разных моделях психолого-педагогической помощи: давление, избежание, уступка, компромисс, сотрудничество.
54. Взаимосвязь форм взаимодействия и стилей тренерского руководства.
55. Культура общения тренера и спортсмена, тренера и спортивного коллектива в разных моделях психолого-педагогической помощи: культура подавления, культура разрешения, культура справедливости.
56. Понятие и особенности спортивной карьеры.
57. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе начальной спортивной специализации.
58. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта.
59. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры.
60. Особенности психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания.
61. Общие эффекты психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры.
62. Модели общения педагога с учениками (диктаторская - "Монблан", "неконтактная", дифференцированного внимания - "Локатор", негибкого реагирования - "Робот", авторитарная - "Я сам", гиперрефлексивная - "Гамлет", гипорефлексивная - "Тетерев", активного взаимодействия - "Союз").
63. Уровни общения педагогов и школьников (примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенционный, игровой, деловой, духовный). Многоуровневый характер общения.
64. Слушание как условие эффективной речевой коммуникации.
65. Технологии убеждающей коммуникации.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:
1. Устное собеседование на семинарском занятии (до 34 баллов).
2. Выполнение практических заданий (до 15 баллов)
3. Решение проблемных ситуаций (до 6 баллов)
4. Тестирование (до 5 баллов)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):
Собеседование по вопросу экзаменационного билета - до 40 баллов.