2021-2022_49_03_01 ФК ФО очно 2019_plx_Педагогика физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Педагогика физической культуры
__________2021 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.16
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
18
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
34
34
34
34
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Чусовитина О.М. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Педагогика физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 11.05.2021 г.  № 15

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Чусовитина О.М.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2021 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
освоение студентами педагогических принципов и методов реализации образовательно-воспитательной деятельности в сфере физической культуры и спорта, эффективного осуществления процесса формирования у обучающихся мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика и психология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Профессионально-ориентированная практика
2.2.2
Тренерская практика
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-10: Способен организовать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта
 
ОПК-10.1: знает основные принципы деятельностного подхода, сущность и структуру педагогической деятельности, приемы и методы организации совместной деятельности, понятие группы, коллектива, взаимодействия в группе, методы управления группами
 
ОПК-10.2: знает основы эффективных коммуникаций, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе, руководством
 
ОПК-10.4: умеет определять цели и задачи деятельности учебного и спортивного коллектива, контролировать и направлять работу спортивного актива, вовлекать в воспитательные и досуговые мероприятия обучающихся
 
ОПК-10.6: имеет опыт анализа эффективности общения и взаимодействия с занимающимися и коллегами при решении профессиональных задач
 
ОПК-5: Способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
 
ОПК-5.2: знает сущность воспитания, организацию воспитательного процесса, его формы, средства, методы и приемы в образовательном и тренировочном процессе
 
ОПК-5.3: знает виды девиаций, формы проявления девиантного поведения, факторы их вызывающие и средства их профилактики в физической культуре и спорте
 
ОПК-5.5: умеет решать воспитательные задачи на занятиях по физической культуре и спорту, и во внеучебное время в сотрудничестве с другими педагогическими работниками
 
ОПК-5.6: умеет разрабатывать и проводить воспитательные мероприятия, развивающие эмоционально-ценностную и духовно-нравственную сферу занимающихся в процессе занятий физической культурой и спортом
 
ОПК-5.7: умеет определять типы негативного социального поведения занимающихся, подобрать и применить методы профилактики негативного социального поведения занимающихся
 
ОПК-5.8: имеет опыт составления психолого-педагогической характеристики личности и коллектива
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Педагогика физической культуры как часть общей педагогики
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.1
Тема 1. Предмет и задачи педагогики физической культуры /Лек/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Объект и предмет изучения педагогики физической культуры как науки. Задачи педагогики физической культуры как науки. Основные понятия педагогики физической культуры. Образование как социальный феномен и общечеловеческая ценность. Образование как педагогический процесс. Образование как целостность воспитания, обучения и развития. Структура профессионально-педагогической деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта. Социальная значимость профессий в сфере физической культуры. Этические нормы в деятельности педагога сферы физической культуры и спорта.
0
 
1.2
Тема 2. Сущность процесса воспитания: цели и виды воспитания /Лек/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Воспитание в целостном педагогическом процессе. Психологическая сущность процесса воспитания. Цель воспитания: понятие цели воспитания; общие и индивидуальные цели воспитания; общие факторы, влияющие на постановку цели воспитания; цель воспитания в современной школе. Виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое. Экологическое и валеологическое воспитание как новое направление в физкультурно-спортивном воспитании. Особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте в современных условиях. Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость». Педагогическая диагностика воспитанности. Общие и частные закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. Характеристика важнейших принципов воспитания: принцип научности; принцип возрастного подхода; принцип природосообразности; принцип культуросообразности; принцип конкретно-исторического подхода к анализу общественных явлений; принцип гуманизма; принцип единства и целостной совокупности основных компонентов мировоззрения (взглядов, убеждений, идеалов) в процессе воспитания; принцип связи теории с практикой.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.3
Тема 3. Основные средства воспитания  /Лек/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Средства воспитания в контексте деятельностно-отношенческой концепции. Сущность основных средств воспитания: общение, игра, учение, труд. Особенности деятельности в области ФК и спорта: максимальное напряжение мышечной энергии и психомоторики, проявление физических и психических возможностей на предельном уровне, достижение результата, формы ее протекания (спортивное соревнование и спортивная тренировка), субъектом спортивной деятельности является человек, продукты спортивной деятельности, взаимодействие основных участников (соперничество, сотрудничество), общение.
0
 
1.4
Тема 4. Методы воспитания /Лек/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Понятие о методах и приемах воспитания. Классификации методов воспитания в педагогической теории воспитания.  Факторы, определяющие выбор методов воспитания (цель и задачи воспитания, возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанника, уровень сформированности детского коллектива, условия и средства воспитания, уровень педагогической квалификации, время, ожидаемые последствия). Характеристика методов воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника (убеждение, внушение). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение, упражнение, переключение. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности.
0
 
1.5
Тема 5. Коллектив как объект и субъект воспитания социально-личностных качеств учащихся на занятиях физической культурой /Лек/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Понятие «коллектив» и его признаки. Стадии развития коллектива. Основные условия развития детского коллектива. Особенности спортивного коллектива. Воспитание личности в коллективе. Постановка перспективных целей: система перспектив. Формирование единства ценностных ориентаций членов коллектива, единого «коллективного поля». Воздействие на личность через коллектив. Модели взаимодействия личности и коллектива. Формирование и воспитание актива. Формирование коллективных традиций: малые, большие традиции. Руководство деятельностью коллектива. Педагогическая диагностика учебного и спортивного коллектива.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.6
Тема 1. Предмет и задачи педагогики физической культуры /Пр/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Объект и предмет изучения педагогики физической культуры как науки. 2. Задачи педагогики физической культуры как науки. 3. Основные понятия педагогики физической культуры. 4. Структура профессионально-педагогической деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта.
0
 
1.7
Тема 2. Сущность процесса воспитания: цели и виды воспитания /Пр/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. 2. Понятие цели воспитания. 3. Виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое. 4. Экологическое и валеологическое воспитание как новое направление в физкультурно-спортивном воспитании. 5. Особенности гражданского и патриотического воспитания в спорте в современных условиях. 6. Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость». Педагогическая диагностика воспитанности.
0
 
1.8
Тема 3. Закономерности и принципы воспитания /Пр/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Общие и частные закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. 2. Характеристика важнейших принципов воспитания.
0
 
1.9
Тема 4. Основные средства воспитания  /Пр/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Средства воспитания в контексте деятельностно-отношенческой концепции. 2. Сущность основных средств воспитания: общение, игра, учение, труд. 3. Особенности деятельности в области ФК и спорта.
0
 
1.10
Тема 5. Методы воспитания /Пр/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие о методах и приемах воспитания. 2. Классификации методов воспитания в педагогической теории воспитания.   3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания. 4. Характеристика методов воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника (убеждение, внушение). 5. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение, упражнение, переключение. 6. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.11
Тема 6-7. Коллектив как объект и субъект воспитания социально-личностных качеств учащихся на занятиях физической культурой /Пр/
4
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие «коллектив» и его признаки. 2. Стадии развития коллектива. 3. Особенности спортивного коллектива. 4. Воспитание личности в коллективе. 5. Педагогическая диагностика учебного и спортивного коллектива.
0
 
1.12
Подготовка к тестированию и собеседованию на семинарских занятиях (изучение конспектов лекций, изучение литературы). /Ср/
4
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Организация воспитания в сфере физической культуры и спорта
0
 
2.1
Тема 1. Организационные формы процесса воспитания  /Лек/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Характеристика основных организационных форм процесса воспитания: воспитательное мероприятие, КТД, беседа, диспут, спортивные праздники, спортивные викторины и конкурсы и пр. Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия как условие эффективности совместной деятельности педагогов и обучающихся. Основные организационные компоненты воспитательного мероприятия: подготовительная часть, организационная часть, основная часть, заключительная часть. Виды воспитательных мероприятий в зависимости от их педагогических целей: социально-ориентированные, этические, эстетические, физкультурно-спортивные, экологические и трудовые воспитательные дела. Организация просветительской работы с родителями: формы, методы. Организационные формы  работы с семьей, совместной деятельности с родителями и детьми.
0
 
2.2
Тема 2. Технология коллективно-творческого дела /Лек/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
История становления и развития технологии коллективно-творческого дела (КТД). Основные задачи КТД. Создание мотивации ребенка на участии в КТД. Сущность и отличительные признаки КТД (по И.П. Иванову). Типы КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело. Этапы проведения КТД: предварительная работа воспитателя, коллективное планирование и выборы совета дела, коллективная подготовка, проведение КТД, коллективный анализ КТД.
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.3
Тема 1. Организационные формы процесса воспитания  /Пр/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Характеристика основных организационных форм процесса воспитания. 2. Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия. 3. Основные организационные компоненты воспитательного мероприятия. 4. Виды воспитательных мероприятий в зависимости от их педагогических целей. 5. Организация просветительской работы с родителями.
0
 
2.4
Тема 2. Технология коллективно-творческого дела /Пр/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. История становления и развития технологии коллективно-творческого дела (КТД). 2. Сущность и отличительные признаки КТД (по И.П. Иванову). 3. Типы КТД: представление, малое творческое дело, большое творческое дело. 4. Этапы проведения КТД.
0
 
2.5
Тема 3. Самовоспитания учащихся на занятиях физической культурой /Пр/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация. 2. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся. 3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы. 4. Содержание и формы работы по организации самовоспита¬ния.
0
 
2.6
Подготовка к тестированию и собеседованию на семинарских занятиях (изучение конспектов лекций, изучение литературы). /Ср/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
0
 
2.7
Составление конспекта воспитательного мероприятия и проведение части мероприятия /Ср/
6
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
0
 
2.8
Составление конспекта воспитательной беседы и проведение части беседы /Ср/
6
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.9
Решение проблемных ситуаций /Ср/
8
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Профилактика девиантного поведения средствами физической культуры и спорта
0
 
3.1
Тема 1. Девиации как социально-педагогическая проблема /Лек/
2
ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Определение девиации. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение. Причины формирования отклоняющегося поведения. Концепции девиации. Акцентуации характеров в подростковом возрасте. Явная и скрытая акцентуация. Социально-педагогическая характеристика акцентуаций характеров у подростков (Н.Я. Иванова, А.Е. Личко): гипертимный, циклоидный, сенситивный, психоастенический, шизоидный, лабильный, конформный, истероидный, астено-невротический, неустойчивый. Особенности общения и поведения в зависимости от доминирующих черт характера. Педагогическая диагностика и коррекция акцентуаций характера у подростков.
0
 
3.2
Тема 1. Девиации как социально-педагогическая проблема /Пр/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Определение девиации. Концепции девиации. 2. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Криминальное поведение. 3. Причины формирования отклоняющегося поведения. 4. Акцентуации характеров в подростковом возрасте. 5. Особенности воспитания с учетом доминирующих черт характера личности.
0
 
3.3
Тема 2. Основные виды девиантного поведения и их профилактика средствами физической культуры и спорта /Пр/
4
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, компьютерная зависимость и пр.). 2. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. 3. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей 4. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних средствами физической культуры.
0
 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
3.4
Подготовка к тестированию и собеседованию на семинарских занятиях (изучение конспектов лекций, изучение литературы). /Ср/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
0
 
3.5
Анализ основных видов девиантного поведения, причин их возникновения в подростковом возрасте и пути их профилактики средствами физической культуры и спорта. /Ср/
6
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Технологии педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
0
 
4.1
Тема 1. Общение в педагогическом процессе /Лек/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Специфика педагогического общения. Общение в педагогическом процессе при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач. Коммуникативный круг. Управление инициативой в общении. Стили педагогического общения (общение на основе увлечённости совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения, общение – дистанция, общение – устрашение, общение – заигрывание). Модели общения педагога с учениками.
0
 
4.2
Тема 2. Базовые модели психолого-педагогической помощи тренера спортсмену.  /Лек/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену как педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта.  Модель «замещения». Модель «мобилизации». Формы взаимодействия со спортсменами в разных моделях психолого-педагогической помощи: давление, избежание, уступка, компромисс, сотрудничество. Взаимосвязь форм взаимодействия и стилей тренерского руководства. Культура общения тренера и спортсмена, тренера и спортивного коллектива в разных моделях психолого-педагогической помощи: культура подавления, культура разрешения, культура справедливости.
0
 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
4.3
Тема 1. Общение в педагогическом процессе /Пр/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Специфика педагогического общения. 2. Общение в педагогическом процессе при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач. 3. Стили педагогического общения (общение на основе увлечённости совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения, общение – дистанция, общение – устрашение, общение – заигрывание).
0
 
4.4
Тема 2. Базовые модели психолого-педагогической помощи тренера спортсмену /Пр/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену как педагогические технологии и инновации в сфере физической культуры и спорта.  Модель «замещения». Модель «мобилизации». 2. Формы взаимодействия со спортсменами в разных моделях психолого-педагогической помощи: давление, избежание, уступка, компромисс, сотрудничество. 3. Взаимосвязь форм взаимодействия и стилей тренерского руководства. 4. Культура общения тренера и спортсмена, тренера и спортивного коллектива в разных моделях психолого-педагогической помощи: культура подавления, культура разрешения, культура справедливости.
0
 
4.5
Тема 3. Психолого-педагогическое сопровождение спортсмена на разных этапах спортивной карьеры. /Пр/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие и особенности спортивной карьеры. 2. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе начальной спортивной специализации. 3. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта. 4. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры. 5. Особенности психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания. 6. Общие эффекты психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры.
0
 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
4.6
Тема 4. Технологии эффективных коммуникаций в педагогической деятельности /Пр/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
Вопросы для рассмотрения: 1. Модели общения педагога с учениками (диктаторская - "Монблан", "неконтактная", дифференцированного внимания - "Локатор", негибкого реагирования - "Робот", авторитарная - "Я сам", гиперрефлексивная - "Гамлет", гипорефлексивная - "Тетерев", активного взаимодействия - "Союз"). 2. Уровни общения педагогов и школьников (примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенционный, игровой, деловой, духовный). Многоуровневый характер общения. 3. Слушание как условие эффективной речевой коммуникации. 4. Технологии убеждающей коммуникации.
0
 
4.7
Подготовка к тестированию и собеседованию на семинарских занятиях (изучение конспектов лекций, изучение литературы). /Ср/
2
ОПК-10.1 ОПК-10.2 ОПК-10.4 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.5 ОПК-5.6 ОПК-5.7
3
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
1. Устный ответ на семинарском занятии  - min - 8 б.; max - 10 б.

Шкала оценки за ответы на одном семинарском занятии:

3 балла – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

2 балла – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

1 балл  - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

2. Тест (по разделу 1, по разделу 2) - min - 6 б, max - 10 б.

Шкала оценки за один тест:

5 баллов - Дано более 85% правильных понятий и терминов.

4 балла - Дано 66% - 84% правильных понятий и терминов.

3 балла - Дано 50% - 65% правильных понятий и терминов.

3. Разработка конспекта воспитательного мероприятия, проведение части мероприятия - min - 5 б, max - 10 б.

9-10 баллов - Составлен подробный конспект воспитательного мероприятия, в котором поставлены цель и задачи, отражены основные этапы. Выбрана актуальная тематика мероприятия, организационная форма и содержание мероприятия определены в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. При проведении все организационные моменты, проработаны вопросы с организаторами и участниками. Конспект полностью реализован, поставленные цель и задачи решены.

7-8 баллов - Составлен недостаточно подробный конспект воспитательного мероприятия, в котором поставлены цель и задачи, отражены основные этапы. Выбрана актуальная тематика мероприятия, организационная форма и содержание мероприятия определены в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. Разработан план подготовки к мероприятию. Однако учтены не все организационные моменты. Конспект полностью реализован, однако поставленные 

 
стр. 14
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
цель и задачи решены не полностью.

5-6 баллов - Возникли затруднения в составлении конспекта воспитательного мероприятия. Имеются несоответствия поставленной цели задачам и содержанию мероприятия. Тематика, организационная форма и содержание мероприятия определены частично соответствуют возрастным особенностям занимающихся. При проведении учтены не все организационные моменты, не достаточно полно проработаны вопросы с организаторами и участниками. Конспект частично реализован.

4. Составление психолого-педагогической характеристики - min - 10 б, max - 13 б.

13 баллов - Характеристика составлена по плану, выводы сделаны на основе педагогического наблюдения, подкреплены результатами проведенных методик.

11-12 баллов - Характеристика в целом составлена по плану, однако отсутствуют 1-2 пунктов, выводы сделаны на основе педагогического наблюдения, подкреплены результатами проведенных методик.

10 баллов - Характеристика составлена с отступлением от  плана, выводы сделаны на основе педагогического наблюдения, частично подкреплены результатами проведенных методик.

5. Решение проблемных педагогических ситуаций - min - 6 б, max - 10 б.

Шкала оценки за одно решение:

5 баллов - Осуществляет полный анализ условий ситуации, причин поступков учащихся. Приводит не менее трёх аргументов для обоснования правильности предложенного решения. При планировании управленческих решений использует принципы и техники убеждающей коммуникации. Приводит примеры из личной жизни, литературы, спорта, которые когда-то затронули его и теперь определили его взгляд на данный конфликт.

4 балла - Осуществляет анализ ситуации, указывает причины. Предложенное решение частично обосновывает, приводит 1-2 аргумента. При планировании управленческих решений частично использует принципы и техники убеждающей коммуникации.

Решение оригинальное, но основывается частично на привнесенных фактах, о которых не упоминается в ситуации.

3 балла - Преобладает пересказ ситуации. Предложенное решение не обосновывает, причины не анализирует. При планировании управленческих решений не использует принципы и техники убеждающей коммуникации. Допускает ошибки в анализе ситуации и, как следствие этого, предлагает неправильное решение ситуации..

6. Проблемный реферат - min - 5 б., max - 7 б.

7 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

6 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

5 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.

 
5.2. Промежуточная аттестация
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):

1. Собеседование по вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

Шкала оценки за ответ :

17-20 баллов – уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);  использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);  анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем; уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

13-16 баллов – в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера; владеет понятийным аппаратом.

10-12 баллов  - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.

2. Практико-ориентированное задание - min - 11 б.; max - 20 б.

 
стр. 15
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
Шкала оценки за выполнение задания:

17-20 баллов – Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности.

14-16 баллов – Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала.

11-13 баллов  - Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения.

ИТОГО по промежуточной аттестации - min - 21 б.; max - 40 б.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

1. Устный ответ на семинарском занятии - min - 8 б.; max - 10 б.

2. Тест (по разделу 2, по разделу 3) - min - 6 б, max - 10 б.

3. Разработка конспекта воспитательного мероприятия, проведение части мероприятия - min - 5 б, max - 10 б.

4. Составление психолого-педагогической характеристики - min - 10 б, max - 13 б.

5. Решение проблемных педагогических ситуаций - min - 6 б, max - 10 б.

6. Проблемный реферат - min - 5 б., max - 7 б.

ИТОГО по текущему контролю - min - 40 б.; max - 60 б.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН):

Собеседование по вопросу экзаменационного билета - min - 10 б.; max - 20 б.

Практико-ориентированное задание - min - 11 б.; max - 20 б.

ИТОГО по промежуточной аттестации - min - 21 б.; max - 40 б.

ОЦЕНКА по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:

неудовлетворительно - 60 и менее баллов

удовлетворительно - 61-72 балла

хорошо - 73-86 баллов

отлично - 87-100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Костихина Н. М., Гаврикова О. Ю.
Педагогика физической культуры: учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 49.03.01 - "Физ. культура"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
0
 
Л1.2
Карпушин Б. А.
Педагогика физической культуры: учеб. для вузов по направлению - Физ. культура
Москва: Сов. спорт, 2013
1
https://lib.rucont.ru/efd/793651
 
Л1.3
Подласый И. П.
Процесс воспитания: новый курс: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям : в 2 кн.
Москва: Владос, 2003
107
 
Л1.4
сост : О. М. Чусовитина, Н. В. Колмогорова ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Педагогика физической культуры и спорта: рабочая тетрадь
Омск: СибГУФК, 2021
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
сост. : О. М. Чусовитина, Н. В. Колмогорова, О. Р. Кривошеева ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Педагогика физической культуры. Рабочая тетрадь: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
0
 
стр. 16
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.2
Костихина Н. М., Колмогорова Н. В., Чусовитина О. М., Кривошеева О. Р.
Акмеологические аспекты профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
0
 
Л2.3
Костихина Н. М., Кривошеева О. Р., Чусовитина О. М.
Акмеологические аспекты профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2010
0
 
Л2.4
под общ. ред. : Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина ; Московский пед. гос. ун-т
Педагогика: учеб. и практикум для сред. проф. образования
Москва: Юрайт, 2017
90
 
Л2.5
Мустаева Ф. А.
Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов
Москва: РИОР [и др.], 2014
2
 
Л2.6
Хозяинов Г. И.
Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография
Москва: Физическая культура, 2006
0
 
Л2.7
Никитина Л. Е.
Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов
Москва: Акад. Проект, 2003
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.1.3
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
6.3.2.3
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики