МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
PhD, проф., Филатова Нина Петровна;PhD, доц., Асеева Анна Юрьевна
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, доц., Кайгородцева О.В. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Мухина Маргарита Петровна _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с проектированием, организацией и реализацией тренировочного процесса и соревновательной деятельности, ориентации и отбора, восстановительных мероприятий, задач управления спортивной подготовкой лиц, вовлеченных в сферу спорта, являющихся непосредственными потребителями услуг
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Психология физической культуры и спорта
Теория и методика физической культуры
Биомеханика двигательной деятельности
Анатомия и морфология человека
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Теория и методика детско-юношеского спорта
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки
ПК-1.1: знает методы, показатели и критерии оценки результатов спортивно-педагогического, медицинского и комплексного контролей в спорте
ПК-2: Способен реализовывать индивидуальный подход в процессе спортивной подготовки
ПК-2.1: знает индивидуальные особенности спортсменов различного возраста к выполнению тренировочных программ различной направленности
ПК-2.2: знает содержание начальной спортивной ориентации и отбора на разных этапах тренировочного процесса, задатки и способности, являющиеся критериями спортивного отбора в избранном виде спорта
ПК-2.7: умеет анализировать показатели тестирования для отбора на различных этапах многолетней подготовки в избранном виде спорта
ПК-3: Способен организовывать участие спортсменов в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки
ПК-3.3: знает режимы тренировочной работы, предельные тренировочные нагрузки, приемы и методы тренировок для достижения спортивного результата
ПК-3.6: умеет осуществлять самоконтроль и анализ своего физического состояния, физической подготовленности, планировать отдельные занятия и циклы занятий по физической культуре и спорту, определять и учитывать величину нагрузки на занятиях, определять объем индивидуальной спортивной подготовки
ПК-6: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
ПК-6.1: знает порядок составления и ведения учетно-отчетной документации
ПК-6.2: знает нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией
ПК-6.3: умеет использовать методы календарного планирования
ПК-7: Способен использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся
ПК-7.2: знает методы, формы, приемы и средства реализации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях различного типа
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
ПК-7.3: умеет выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов
ПК-8: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-8.1: знает формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-8.2: знает методы и организацию комплексного контроля в физическом воспитании и спортивной подготовке
ПК-8.3: знает условия и факторы, влияющие на качество обучения, воспитания и тренировки в спорте
ПК-8.4: знает особенности построения процесса многолетней подготовки в избранном виде спорта, структуру и название этапов многолетней подготовки, продолжительность многолетней подготовки в избранном виде спорта, современные методы тренировочной работы в избранном виде спорта, методы контроля и оценки физической подготовленности обучающихся в избранном виде спорта
ПК-8.5: знает организационные основы спортивного отбора в избранном виде спорта, методы и критерии массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение в теорию спорта
Особенности предмета теории спорта. Ее специфические понятия /Лек/
Детализация понятий: "спортивная деятельность", "спортивное движение", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка", взаимосвязь и специфическое содержание этих понятий. Уточнение соотношения понятий "спорт" и "физическая культура".
Особенности предмета теории спорта. Ее специфические понятия. Сущность спорта, его функции, формы и условия функционировании в обществе, тенденции развития. /Ср/
Сущность понятий: "спортивная деятельность", "спортивное движение", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка", взаимосвязь и специфическое содержание этих понятий. Уточнение соотношения понятий "спорт" и "физическая культура".
Специфическая эталонная и эвристическая роль спорта. Оздоровительно-рекреативная функция спорта; его роль и место в оптимизации досуга широких слоев населения. Эстетические свойства спорта; спорт как зрелище, причины необычайной зрелищной популярности спорта; взаимопроникновение спорта и искусства. Идеологическое значение спорта; спорт и политика. Коммуникационное значение спорта; спорт как фактор международных связей. Экономическое значение спорта; спорт как фактор повышения производительности труда и как одна из сфер экономических отношений. Обусловленность состояния и развития спорта фундаментальными (социально-экономическими) общественными отношениями и политическим строем общества.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Особенности предмета теории спорта. Ее специфические понятия /Пр/
Детализация понятий: "спортивная деятельность", "соревновательная деятельность", "тренировочная деятельность", "спортивная тренировка", взаимосвязь и специфическое содержание этих понятий. Уточнение понятий "большой спорт", "профессиональный спорт", "коммерческий спорт", "любительский спорт"
Раздел 2. Основы системы подготовки спортсмена
Общая характеристика системы подготовки спортсмена /Пр/
Значение общепедагогических принципов (общих принципов обучения и воспитания) как отправных положений деятельности тренера. Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация и индивидуализация как закономерные черты подготовки спортсмена, отражающие их принципиальные положения. Диалектическая взаимосвязь различных сторон подготовки спортсмена; основные положения принципа единства и избирательной направленности различных сторон подготовки спортсмена. Специфическая непрерывность как закономерность спортивно-тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом; конкретизация основных положений принципа непрерывности в спортивной тренировке.
Структура спортивной тренировки /Пр/
Структура и разработка проектов годичного цикла подготовки, мезоциклов, микроциклов подготовки спортсменов в избранном виде спорта
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Общая характеристика системы подготовки спортсмена. Подготовка спортсмена как многокомпонентная система /Ср/
Диалектическая взаимосвязь различных сторон подготовки спортсмена; основные положения принципа единства и избирательной направленности различных сторон подготовки спортсмена. Специфическая непрерывность как закономерность спортивно-тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом; конкретизация основных положений принципа непрерывности в спортивной тренировке. Принципиальные положения, выражающие тенденции динамики воздействующих факторов в процессе подготовки спортсмена: динамичность, повторяемость и вариативность, постепенность и «предельность», волнообразность, контрастность, опережающее и адаптивное моделирование целевой соревновательной деятельности; закономерности, лежащие в их основе. Соревновательно-соотнесенная цикличность как одна из функциональных закономерностей процесса спортивной подготовки; конкретизация положений принципа цикличности в спортивной тренировке.
Структура спортивной тренировки.
Подготовка спортсмена как многолетний процесс (основные стадии и этапы) /Ср/
Структура и разработка проектов годичного цикла подготовки, мезоциклов, микроциклов подготовки спортсменов в избранном виде спорта.
Общее представление о подготовке резерва сборных команд, непосредственном отборе и комплектовании команд для участия в крупнейших состязаниях. Оптимальная система тренировочных сборов, сочетании индивидуальных и централизованных форм организации подготовки
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Технологии планирования и контроля как фактор педагогического управления в системе подготовки спортсмена /Ср/
Планирование. Сущность и назначение планирования. Объекты, объективные основания и формы планирования подготовки спортсмена; существующие способы планирования ее содержания, порядка построения и ожидаемых результатов (текстовые, графические, математические и др.). Перспективное планирование многолетней спортивной подготовки. Современные подходы к прогнозированию спортивных результатов, разработке «модельных характеристик» спортсмена и программированию его многолетней тренировки. Основные формы и операции по составлению плана многолетней подготовки спортсмена. Современный модельно-целевой подход к построению подготовки спортсменов высокого класса. Крупноцикловое (на год, полугодие и т.п.), поэтапное и оперативное (краткосрочное) планирование процесса подготовки спортсмена; содержание соответствующих планов, их формы и основные операции по составлению.
Основные стороны подготовки спортсмена (содержание и основы методики) /Пр/
Физическая и функциональная подготовка спортсмена. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интегральная подготовка. Их основные задачи и содержание
Общая характеристика системы подготовки спортсмена. Основные стороны подготовки спортсмена /Лек/
Диалектическая взаимосвязь различных сторон подготовки спортсмена; основные положения принципа единства и избирательной направленности различных сторон подготовки спортсмена. Специфическая непрерывность как закономерность спортивно-тренировочного процесса и процесса подготовки спортсмена в целом;
Основные стороны подготовки спортсмена (содержание и основы методики) /Ср/
Физическая и функциональная подготовка спортсмена. Техническая подготовка. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка. Интегральная подготовка. Их основные задачи и содержание
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
№ п/п Вид учебной деятельности Требования к выполнению работы
1. Устные ответы на занятиях 2 балла – развернутый, аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с использованием примеров из профессиональной деятельности педагога по ФК, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему.
1 балл – аргументированный, логически выстроенный ответ, четко отвечающий на поставленный вопрос, с обоснованием собственной позиции и мнения на данную проблему.
2. Конспект первоисточника 2 балла – развернутый, аргументированный, логически выстроенный материал, четко раскрывающий тему.
1 балл – материал, содержащий фрагментарные сведения.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
3. Контрольная работа – Проект построения фрагментов тренировочного процесса - 30 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения.
25 баллов – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.
20 баллов – содержит общие сведения или собственное мнение.
4. Календарный план мероприятий (письменная работа) – 10 баллов -– развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения работа.
8 балла – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.
6 балла – содержит общие сведения или собственное мнение без аргументации.
5. Презентация – 6 баллов – развернутая, логически выстроенная, с обоснованием собственной позиции и мнения работа.
4 балла – логически выстроенная, с высказыванием собственной позиции и мнения.
3 балла – содержит общие сведения или собственное мнение без аргументации.
6. Собеседование на зачете – 15 баллов - развернутый, логически выстроенный, аргументированный ответ.
13 баллов – логически выстроенная информация с высказыванием собственной позиции и мнения.
10 баллов – ответ содержит общие сведения или неаргументированное собственное мнение.
7. Блиц – уточняющий вопрос – 9 баллов – ответ адекватно дополняет основной материал
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Балльно-рейтинговая оценка по дисциплине
Виды контроля Распределение баллов по видам работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание Сумма баллов
Виды работ
Текущий контроль
Устные ответы на семинарах 5 баллов х 2 10 баллов
Контрольная работа 30 баллов х1 30 баллов
Письменная работа 10 баллов х1 10 баллов
Конспект первоисточника Федеральн. стандарта 5 баллов х1 5 баллов
Презентация 6 баллов х1 6 баллов
Промежуточный
Собеседование по теоретическому вопросу 15 баллов х2 30 баллов
Блиц – уточняющий вопрос 9 баллов х1 9 баллов
Всего 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П.
Спорт высших достижений: теория и методика: учеб. пособие
https://www.iprbookshop.ru/74302
Теория и методика физической культуры: учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и специальности 022300 - "Физ. культура и спорт"
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для студентов вузов по укрупненной гр. специальностей и направлений подг. 49.00.00 - Физ. культура и спорт"
https://www.iprbookshop.ru/98646
Бауэр В. Г., Шаруненко Ю. М.
Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/73251
Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография
Современная спортивная подготовка: монография
https://lib.rucont.ru/efd/772906
Проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации: монография
https://www.iprbookshop.ru/33435
Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и её практическое применение
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы Перечень лицензионного программного обеспечения. Реквизиты подтверждающего документа
Учебная аудитория №311, УК №5
Масленникова, 148 Количество посадочных мест: для студентов – 30; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 15 учебных столов, 30 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя
Мультимедийный проектор переносной -1, экран переносной -1, нетбук - 1, видеомагнитофон -1, телевизор -1.
Дидактический материал: информационные тексты по темам программы - 25, карты-задания по темам программы - 25, программы по физической культуре 10, кейсы -5.
Масленникова, 148 Количество компьютеров: для студентов – 0; для преподавателя – 1
Количество посадочных мест: для студентов – 34; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 17 учебных столов, 17 скамеек, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна. WindowsXPSP3 - ЗАО «Коммед» счет № 7К-02687 от 26.09.2007 лицензия бессрочная
Office профессиональный 2003 - ЗАО «Софтлайн Трейд» счет № Tr012432 от 08.04.2008 лицензия бессрочная
АнтивирусКасперского 6.0 workstation - Договор 49-07/13 от 23.07.2013
WinRar - ЗАО «Коммед» СФ № 718551 от 26.03.2007 лицензия бессрочная
Учебная аудитория №308, УК №5
Масленникова, 148 Количество посадочных мест: для студентов – 30; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 15 учебных столов, 30 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя
Масленникова, 148 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя - 1
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 4 компьютерных кресла, 4 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка Windows 7 - Договор б/н от 18.05.2012, лицензия бессрочная
MSOffice Стандартный 2003 - ЗАО «Софтлайн Трейд» счет № Tr012432 от 08.04.2008 лицензия бессрочная
Антивирус Касперского 6.0 workstation - Договор 49-07/13 от 23.07.2013
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
WinRar - ЗАО «Коммед» СФ № 718551 от 26.03.2007 лицензия бессрочная
Система тестирования АСТ - Договор Д-53706 от 01.10.2013 лицензия бессрочная
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ