МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Баймакова Л.Г. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от г. №
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от г. №
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
освоение студентами теоретико-методических знаний и практических умений по
массажу, его роли в комплексном процессе коррекции состояний обучающихся в ходе
осуществления педагогической деятельности и формирования здорового образа жизни.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методическое обеспечение деятельности тренера в избранном виде спорта
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Управление процессом спортивной подготовки в избранном виде спорта
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-7: Способен использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся
ПК-7.2: знает методы, формы, приемы и средства реализации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях различного типа
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение в дисциплину «Массаж»
Введение. История развития массажа /Лек/
Краткие исторические сведения о возникновении и развитии массажа. Понятие о массаже.
Физиологические механизмы влияния массажа на организм. Влияние массажа на отдельные системы организма.
Гигиенические основы массажа
Системы массажа: финская, шведская, восточная. /Лек/
Формы, методы, классификация массажа.
Изучение рекомендованной литературы. Подготовка
обсуждаемых на семинарах вопросов. /Ср/
Подготовка
обсуждаемых на семинарах вопросов.
История развития массажа. /Пр/
Краткие исторические сведения о возникновении и развитии массажа. Понятие о
массаже. Физиологические механизмы влияния массажа на организм. Влияние
массажа на отдельные системы организма. Гигиенические основы массажа.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Характеристика основных приемов массажа /Лек/
Приемы массажа Определение.
2. Технологические параметры.
3. Разновидности приемов.
4. Техника проведения массажных приемов на отдельных участках тела
Использование массажных приемов в сочетаниях на отдельных участках тела /Лек/
Методические особенности использования массажных приемов на различных участках тела:
-на нижних конечностях;
-на верхних конечностях.
- в области груди;
- в области шеи;
- в области живота.
Понятие об аппаратных видах массажа, их классификация. Особенности физиологического действия аппаратного массажа. Методика проведения отдельных видов аппаратного массажа:
-вибрационного;
-гидромассажа;
-баромассажа
Характеристика приема «поглаживание» /Пр/
Основные приемы лечебного и
гигиенического массажа: поглаживание. Определение приема. Технологические параметры.
Разновидности.
Техника проведения на отдельных участках тела
Характеристика приема "выжимание" /Пр/
Характеристика приема «выжимание».
Виды лечебного и гигиенического массажа. Основные приемы лечебного и
гигиенического массажа: выжимание. Определение приема. Технологические параметры.
Разновидности. Техника проведения на отдельных участках тела
Характеристика приема "растирание" /Пр/
Определение приема. Технологические параметры.
Разновидности.
Техника проведения на отдельных участках тела.
Характеристика приема "разминание" /Пр/
Определение приема. Технологические параметры.
Разновидности.
Техника проведения на отдельных участках тела
Характеристика ударно-вибрационных приемов. /Пр/
Определение приема. Технологические параметры.
Разновидности.
Техника проведения на отдельных участках тела
Массаж отдельных частей тела. /Пр/
Методические
особенности использования массажных приемов в сочетаниях: на нижних
конечностях; на верхних конечностях; в области спины; в области груди; в области
шеи; в области живота. Техника массажа по анатомическим областям
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Понятие об аппаратных видах
массажа, их классификация. Особенности физиологического действия аппаратного
массажа. Методика проведения отдельных видов аппаратного массажа:
вибрационного; гидромассажа; баромассажа. Сочетание аппаратного массажа с
ручным. Сочетание ручного массажа с банными процедурами.
Изучение рекомендованной литературы. Подготовка
обсуждаемых на семинарах вопросов /Ср/
. Составление и
заполнение схем обработки: области таза, груди,
бедра, голени, коленного сустава, голеностопного
сустава и стопы, плечевого сустава, мышц плеча,
мышц предплечья, лучезапястного сустава и кисти.
Раздел 3. Спортивный массаж
1. Понятие о спортивном массаже и его физиологическое обоснование.
2. Основные принципы построения сеанса спортивного массажа.
3. 3. Овладение навыками проведения сеанса тренировочного массажа.
Изучение рекомендованной литературы /Ср/
. Подготовка
реферата и мультимедийной презентации
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Понятие о тренировочном массаже и
его физиологическое обоснование. Приемы и виды спортивного массажа. Основные
принципы построения сеанса тренировочного массажа. Особенности тренировочного
массажа в зависимости от вида спорта, характера тренировки и состояния спортсмена.
Овладение навыками проведения сеанса тренировочного массажа. Понятие о
предварительном массаже. Разновидности предварительного массажа: разминочный;
массаж в предстартовых состояниях; согревающий; мобилизующий. Особенности
предварительного массажа в зависимости от вида спорта. Овладение навыками
проведения предварительного массажа. Понятие о восстановительном массаже. Цели,
задачи и его значение в спорте. Разновидности восстановительного массажа в
зависимости от продолжительности отдыха, а также с учетом специфики вида спорта
и функционального состояния спортсмена. Сочетание восстановительного массажа с
другими физическими средствами восстановления. Овладение навыками проведения
восстановительного массажа
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Шкала оценки устных ответов:
1 балл - студент испытывает затруднения при ответе на поставленный вопрос;
2 балл - студент дает краткий ответ на поставленный вопрос;
3 балла - студент дает полный аргументированный ответ на поставленный вопрос, используя дополнительную информацию и знания, полученный ранее на других дисциплинах.
Шкала оценивания реферата
5 баллов - неправильное оформление реферата, тема реферата не раскрыта, некорректное использование литературы.
10 баллов - оформление реферата с недочетами, полное раскрытие темы реферата, наличие в реферате структуры, корректное использование литературных источников.
16 баллов - правильное оформление реферата, полное аргументированное раскрытие темы, наличие в реферате структуры, корректное использование литературных источников.
Шкала оценивания выполненного практического задания студентов:
1 балл - практическое задание не выполнено в полном объеме, не соблюдена последовательность действий, имеется описание результатов практического задания с недочетами, выполнены записи, таблицы, рисунки, графики и т.п., результаты задания оформлены с недочетами, сделаны неверные выводы.
3 балла - практическое задание выполнено не в полном объеме, соблюдена последовательность действий, имеется описание результатов практического задания, выполнены все необходимые записи, таблицы, рисунки, графики и т.п., результаты задания оформлены с недочетами, сформулированы выводы.
5 баллов - практическое задание выполнено в полном объеме, соблюдена последовательность действий, описание результатов практического задания выполнено правильно и аккуратно, выполнены все необходимые записи, таблицы, рисунки, графики и т.п., правильно оформлены результаты задания и сформулированы выводы.
Шкала оценки презентации и доклада:
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
10 баллов - тема не раскрыта в докладе, материал не разбит на разделы, отсутствует иллюстративный материал, информация на слайдах не имеет структуры, не имеет логической связи, оформление слайдов не соответствует требованиям, изложение материала сбивчивое, отсутствует обратная связь с аудиторией или нет презентации;
20 баллов - тема полностью не раскрыта в докладе, материал не разбит на разделы, содержит недостаточное количество иллюстративного материала, информация на слайдах слабо структурирована и не имеет логической связи, шрифт текста на слайдах и цветовое оформление не соответствует требованиям, речь докладчика достаточно правильно выстроена, присутствует ясность в изложении содержания презентации, имеется обратная связь с аудиторией;
29 баллов - подобранный материал соответствует теме доклада, материал разбит на разделы, содержит иллюстративный материал, информация на слайдах структурирована и имеет логическую связь, правильно подобран шрифт и цветовая гамма, речь докладчика правильно выстроена, присутствует ясность в изложении содержания презентации, имеется обратная связь с аудиторией.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет получают студенты, выполнившие все виды работ и набравшие не менее 61 балла за текущий контроль.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
Обязательные виды работ:
Устный опрос 3×5=15 баллов
Реферат 16 баллов
Практическое задание 5×6=30 баллов
Дополнительные виды работ:
Презентация и доклад 29 баллов
Посещаемость занятий 10 баллов
Всего 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Налобина А. Н., Таламова И. Г.
Основы массажа. Спортивный массаж: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82673
Налобина А. Н., Таламова И. Г.
Основы классического массажа: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82672
Спортивный массаж: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры : в 2 т.
6.1.2. Дополнительная литература
Лечебный массаж: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры : в 2 т.
Точечный массаж для начинающих: метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/78348
Спортивный массаж: учеб. пособие для студентов вузов : в 2 т.
Лечебный массаж: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"
Точечный самомассаж в спортивном зале: Методика проведения тонизирующего и успокаивающего массажа
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
6.1.3. Методические разработки
Курч Н. М., Таламова И. Г., Федорова Т. Н.
Физические средства восстановления в спорте: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Налобина А. Н., Фёдорова Т. Н., Таламова И. Г., Курч Н. М.
Основы физической реабилитации: учебник
Саратов: Ай Эи Эр Медиа, 2018
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Информационные ресурсы ФГБОУ ВО СибГУФК:
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Помещения для проведения аудиторных занятий: Учебная аудитория 105, 106.
Учебная доска, кушетки для массажа, скамьи для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран, раковина.
Необходимое лицензионное программное обеспечение (проприетарное и свободное):
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся и промежуточной аттестации:
Аудитория 102, учебный корпус 4
Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ