49.03.01 Физическая культура
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
________
ции
Изучение конспектов лекций.
Составление комплекса лечебной гимнастики.
Подготовка к практическим занятиям.
Написание реферата.
Подготовка презентации доклада. /Ср/
Описание шкал и процедур оценивания
Вопросы для устного контроля знаний студентов и работа на практических занятиях:
1. Исторический очерк развития физической реабилитации.
2. Понятие о физической реабилитации.
4. Понятие реабилитация, виды.
5. Классификация физических упражнений. Их характеристика.
6. Формы ЛФК. Их характеристика.
7. Краткая характеристика и особенности российской системы массажа.
8. Краткая характеристика и особенности шведской системы массажа.
9. Краткая характеристика и особенности финской системы массажа.
10. Краткая характеристика и особенности восточной системы массажа.
Шкала оценивания устных ответов студентов
Студент не может ответить на поставленный вопрос. Не может выполнить практическое задание - 0 баллов.
Студент дает краткий ответ на поставленный вопрос. С ошибками выполняет практическое задание - 1 балл.
Студент дает полный аргументированный ответ на поставленный вопрос, используя дополнительную информацию и знания, полученный ранее на других дисциплинах. Грамотно выполняет практическое задание - 2 балла.
Программа реабилитации
Необходимо составить проект программы физической реабилитации больного в соответствии с представленным образцом.
Программа должна предусматривать проведение реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации. Необходимо указать, какие, на ваш взгляд, реабилитационные мероприятия наиболее адекватны в каждом конкретном случае. Необходимо заполнить все разделы программы физической реабилитации, должна прослеживается взаимосвязь между имеющейся патологией и рекомендациями по наполнению реабилитационной программы, грамотно сформулированы задачи, реабилитационный потенциал и прогнозируемый результат реабилитации, инновационные средства физической реабилитации использованы в полном объеме, в соответствии с имеющейся патологией и современными тенденциями.
Следует внимательно относиться к срокам назначения реабилитационных мероприятий. Так, например, лечебная физическая культура или массаж не могут проводиться в течение года.
Для разработки ИПР при конкретной патологии необходимо изучить клинико-функциональные особенности ее течения, возможности проведения восстановительного лечения (ЛФК, массаж, физиотерапия, двигательный режим, санаторно-курортное лечение и т.д.). При подборе методов физической реабилитации необходимо учитывать основную и сопутствующую патологию, имеющиеся факторы риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Шкала оценивания:
- составлен полный проект программы реабилитации; выполнены все предусмотренные пункты; определены задачи и прогнозируемый результат реабилитации; даны рекомендации по проведению реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации (на основании обзора литературных источников) - 4 балла.
- имеются некоторые замечания по составлению проекта программы реабилитации; выполнены все предусмотренные пункты; определены задачи и прогнозируемый результат реабилитации; даны рекомендации (не в полном объеме) по проведению реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации (на основании обзора литературных источников) - 3балла.
- имеется ряд замечаний по составлению проекта программы реабилитации; выполнены не все предусмотренные пункты - 2 балла.
Технологическая карта массажа
Составляется технологическая карта оздоровительного массажа при заболеваниях и травмах в спортивной практике Технологическая карта включает в себя перечень рабочих сегментов, и.п. спортсмена, и.п. массажиста, направление массажных движений, виды, приемы массажа и их последовательность, особенность проведения массажа. Схема заполняется на специальном бланке.
Шкала оценки технологической карты
- полное и правильное заполнение всех разделов и граф схемы;
- правильное перечисление наиболее эффективных массажных приемов – 4 балла.
- частичное заполнение схемы - 1-2 балла.
Схемы массажа
Составляется схема массажа в таблице.
Шкала оценивания:
- наличие плана-конспекта по массажу в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, выделение. Содержание конспекта должно решать поставленные задачи. Конспект должен быть оформлен по форме – 4 балла.
- наличие плана-конспекта по массажу в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте нет задач. Конспект должен быть оформлен по форме -1балл.
- наличие плана-конспекта по массажу. В конспекте нет задач. Конспект оформлен не по форме - 0 баллов.
Комплекс ЛФК
Процедура оценивания: наличие конспекта и демонстрация комплекса лечебной гимнастики
- наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, выделение 3х частей занятия (подготовительной, основной, заключительной), корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи, использование индивидуального подхода. Аргументирование и объяснение подобранных в комплексе лечебной гимнастики – 4 балла.
- наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, не выделены части занятия (подготовительной, основной, заключительной), не корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи. Применение гимнастической терминологии, четкое объяснение упражнений, использование дифференцированного, а не индивидуального подхода – 1балл.
- наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. Задачи не полностью соответствуют нозологии, выделение 3х частей занятия (подготовительной, основной, заключительной), не корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи - 0 баллов.
Реферат с презентацией
Примерные темы для рефератов:
1. Методика использования магнитотерапии.
2. Методика использования фототерапии.
3. Методика использования криотерапии.
4. Методика и техника выполнения спортивного массажа различной направленности при различных спортивных состояниях.
5. Характеристика травм опорно-двигательного аппарата..
6. Причины и характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата.
7. Классификация упражнений на дыхание и их характеристика.
8. Значение исходных положений при выполнении упражнений на дыхание.
9. Сущность идеомоторных упражнений.
10. Особенности применения изометрической гимнастики.
11. Понятие о корригирующей гимнастике. Виды корригирующих упражнений.
12. Корригирующие упражнения при нарушении осанки и стереотипа ходьбы.
13. Упражнения с резиновым амортизатором, эспандером, гантелями.
14. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой, обручем.
15. Упражнения с малыми мячами, набивными мячами.
16. Тренажеры: классификация, виды. Использования на уроке ЛФК.
17. Роль русских и советских ученых в развитии спортивного и лечебного массажа.
18. Использование в массаже смазывающих веществ, классификация мазей, растирок.
19. Краткая характеристика и особенности российской системы массажа.
20. Краткая характеристика и особенности шведской системы массажа.
21. Краткая характеристика и особенности финской системы массажа.
22. Краткая характеристика и особенности восточной системы массажа.
23. Характеристика лечебного европейского классического массажа.
24. Характеристика баночного массажа.
25. Техника самомассажа отдельных областей тела (на выбор).
26. Цель, задачи, техника разминочного массажа.
27. Цель, задачи, техника массажа в предстартовых состояниях.
28. Цель, задачи, техника согревающего массажа.
29. Цель, задачи, техника мобилизующего массажа.
30. Цель, задачи, техника и методика восстановительного массажа.
31. Гидромассаж: разновидности, физиологическое влияние, особенности проведения, аппаратура.
Шкала оценки реферата с презентацией
- неправильное оформление реферата (ошибки в титульном листе, отсутствие или неправильно оформленный список литературы);
- тема реферата не раскрыта;
- некорректное использование литературных источников. Мультимедийная презентации проведена с замечаниями. Нет определенной четкости и ясности в изложении содержания презентации - 2 балла.
- оформление реферата с недочетами (титульный лист, список литературы оформлен без соответствия ГОСТ 2003, 2008);
- полное аргументированное раскрытие темы, наличие в реферате структуры;
- корректное использование литературных источников.
Мультимедийная презентации проведена в соответствии с требованиями. Грамотное изложение материала. Имеются незначительные замечания по оформлению презентации - 3 балла.
- правильное оформление реферата (титульный лист, наличие списка литературы, оформленного в соответствии с ГОСТ 2003, 2008);
- полное аргументированное раскрытие темы, наличие в реферате структуры;
- корректное использование литературных источников.
Доклад имеет структуру, студент свободно владеет материалом, отвечает на вопросы. Мультимедийная презентации проведена в соответствии с требованиями. Грамотное изложение материала. Информация на слайдах структурирована и имеет логическую связь. Правильно выстроенная речь докладчика.- 5 баллов.
Контрольная работа
Контрольная работа состоит из трех заданий:
1) Проводиться письменный опрос по одному теоретическому вопросу, на который обучающийся дает полный ответ.
2) Решение ситуационной задачи (обучающийся решает задание письменно).
3) Составление комплекса ЛФК.
Примерные вопросы для подготовки к первому заданию:
1. Исторический очерк развития физической реабилитации.
2. Понятие о физической реабилитации.
3. Понятие о медицинской реабилитации.
4. Понятие реабилитация, виды.
5. Классификация физических упражнений. Их характеристика.
6. Формы ЛФК. Их характеристика.
7. Механизм тонизирующего действия физических упражнений на организм человека.
8. Механизм трофического действия физических упражнений на организм человека.
9. Механизм компенсаторного действия физических упражнений.
10. Механизм нормализующего действия физических упражнений.
11. Виды двигательных режимов в условиях стационара и санатория. Их характеристика.
12. Методы повышения и снижения нагрузки на занятиях ЛФК.
13. Характеристика упражнений по анатомическому признаку и по степени активности выполнения. Характеристика, особенности применения, дозирование нагрузки. Техника безопасности. Значение и место упражнений при занятиях с различным возрастным контингентом.
14. Классификация упражнений на дыхание и их характеристика. Физиологическое действие, место упражнения на дыхание в уроке ЛФК. Значение исходных положений при выполнении упражнений на дыхание
15. Изометрические и идеомоторные упражнения. Понятие, сущность, виды, методика обучения и выполнения.
16. Упражнения на координацию, равновесие, в балансировании. Особенности применения, обучение упражнениям на координацию и равновесие.
17. Упражнения с предметами и на снарядах. Характеристика, особенности применения, дозирование нагрузки. Техника безопасности. Значение и место упражнений при занятиях с различным возрастным контингентом.
18. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой, обручем. Характеристика, особенности применения, дозирование нагрузки. Техника безопасности. Значение и место упражнений при занятиях с различным возрастным контингентом.
19. Упражнения с малыми мячами, набивными мячами. Характеристика, особенности применения, дозирование нагрузки. Техника безопасности. Значение и место упражнений при занятиях с различным возрастным контингентом.
20. Упражнения на шведской стенке. Характеристика, особенности применения, дозирование нагрузки. Техника безопасности. Значение и место упражнений при занятиях с различным возрастным контингентом.
21. Упражнения на фитболе, на степе. Характеристика, особенности применения, дозирование нагрузки. Техника безопасности. Значение и место упражнений при занятиях с различным возрастным контингентом.
22. Упражнения с сопротивлением и отягощением. Значение и место на занятиях ЛФК. Характеристика, особенности применения, дозирование нагрузки. Техника безопасности.
23. Виды игр. Место игры на занятиях ЛФК. Методические особенности организации и проведение игр на занятиях ЛФК с различным возрастным контингентом.
24. Виды спортивно-прикладных упражнений. Характеристика, особенности применения, дозирование нагрузки. Техника безопасности. Значение и место упражнений при занятиях с различным возрастным контингентом.
25. Упражнения на воде. Физиологическое действие. Показания и противопоказания к назначению лечебного плавания и упражнениям на воде. Учет эффективности.
26. Физиологическая кривая урока ЛГ.
27. Формы и методы ЛФК на амбулаторно-поликлиническом этапе. Характеристика, особенности проведения, дозирование нагрузки. Показания и противопоказания.
28. Электролечение - виды, механизм действия, показания, противопоказания, методика применения, дозиметрия, аппаратура.
29. Магнитотерапия - виды, механизм действия, показания, противопоказания, методика применения, дозиметрия, аппаратура
30. Ультразвуковая терапия - виды, механизм действия, показания, противопоказания, методика применения, дозиметрия, аппаратура
31. Вибротерапия - виды, механизм действия, показания, противопоказания, методика применения, дозиметрия, аппаратура.
32. Характеристика комплексного лечения физическими факторами.
33. Особенности применения физических факторов в спортивной практике.
34. Характеристика и разновидности спортивного массажа, особенности проведения.
35. Прием «поглаживание». Физиологическое действие. Технологические параметры. Основные виды приема.
36. Прием «выжимание». Физиологическое действие. Технологические параметры. Основные виды приема.
37. Прием «растирание». Физиологическое действие. Технологические параметры. Основные виды приема.
38. Прием «разминание» на мышцах. Физиологическое действие. Технологические параметры. Финский и классический стиль (основные виды приема).
40. Ударные приемы. Физиологическое действие. Основные виды. Методические особенности проведения.
41. Прием «вибрация». Физиологическое действие. Основные виды. Техника проведения на отдельных участках тела.
Пример ситуационной задачи (2 задание):
Ситуационная задача. Виктору Н., 43 года, назначен общеукрепляющий массаж спины.
ЗАДАНИЕ:
1. Определите направления массажных движений при массаже спины.
2. Обозначьте границы области.
3. Составьте план массажа.
4. Продемонстрируйте технику массажа.
3 задание. Обязательное условие - наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, выделение 3х частей занятия (подготовительной, основной, заключительной), корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи, использование индивидуального подхода. Аргументирование и объяснение подобранных в комплексе лечебной гимнастики.
Шкала оценки каждого задания контрольной работы
- даны неполные ответы на поставленные вопросы; имеются затруднения при выполнении задания;
- допущены грубые ошибки; не умеет правильно выполнить задачи - 8 баллов.
- задания контрольной работы выполнены не в полном объеме; даны полные, но недостаточно последовательные ответы на поставленные вопросы;
- имеются неточности или недочеты при выполнении задания; способен делать самостоятельный выводы- 16 баллов.
- все задания контрольной работы выполнены полностью; даны полные, развернутые ответы на поставленные вопросы; обучающийся демонстрирует глубокие теоретические знания и умения выполнить задание; умеет увязывать теоретические и практические аспекты вопроса; аргументированно излагает собственную точку зрения, свободно оперирует понятиями, способен делать самостоятельные выводы - 30баллов.
Виды работ Max. количество баллов за одно задание Сумма баллов
Таблица 4 4×1=8
Устный опрос и работа
на практических занятиях 2 2х1=2
Программа реабилитации 4 4х1=4
Технологическая карта массажа 4 4х1=4
Схемы массажа 4 4×1=4
Комплекс ЛФК 4 4х1=4
Реферат с презентацией 5 5х1=5
Контрольная работа 30 10х1=30
- - -
Всего 61