49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
________
ции
Изучение конспектов лекций.
Составление комплекса лечебной гимнастики.
Подготовка к практическим занятиям.
Написание реферата.
Подготовка презентации доклада. /Ср/
/Лек/
Описание шкал и процедур оценивания
Вопросы для устного контроля знаний студентов и работа на практических занятиях:
1. Исторический очерк развития физической реабилитации.
2. Понятие о физической реабилитации.
3. Понятие о медицинской реабилитации.
4. Понятие реабилитация, виды.
5. Классификация физических упражнений. Их характеристика.
6. Формы ЛФК. Их характеристика.
7. Краткая характеристика и особенности российской системы массажа.
8. Краткая характеристика и особенности шведской системы массажа.
9. Краткая характеристика и особенности финской системы массажа.
10. Краткая характеристика и особенности восточной системы массажа.
Шкала оценивания устных ответов студентов
1. Студент не может ответить на поставленный вопрос. Не может выполнить практическое задание - 0 баллов
2. Студент дает краткий ответ на поставленный вопрос. С ошибками выполняет практическое задание - 2 балла
3. Студент дает полный аргументированный ответ на поставленный вопрос, используя дополнительную информацию и знания,
полученный ранее на других дисциплинах. Грамотно выполняет практическое задание - 4 балла
Таблица
Примеры таблиц по использованию физических средств восстановления
Сравнительные таблицы заполняются самостоятельно каждым студентом в тетради на основе данных научно-методической литературы. Каждая схема включает в себя виды средства, физиологические механизмы, показания и методику применения.
Шкала оценивания составления таблиц по использованию физических средств восстановления
1.Таблица включает основные виды определенного фактора, кратко описано физиологическое действие, перечислены показания, кратко описаны схемы использования - 2 балла.
2.Таблица включает основные виды определенного фактора, подробно описывается физиологическое действие, перечислены показания, подробно описаны схемы использования – 4 балла.
Программы реабилитации
Необходимо составить проект программы физической реабилитации больного в соответствии с представленным образцом.
Программа должна предусматривать проведение реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации. Необходимо указать, какие, на ваш взгляд, реабилитационные мероприятия наиболее адекватны в каждом конкретном случае. Необходимо заполнить все разделы программы физической реабилитации, должна прослеживается взаимосвязь между имеющейся патологией и рекомендациями по наполнению реабилитационной программы, грамотно сформулированы задачи, реабилитационный потенциал и прогнозируемый результат реабилитации, инновационные средства физической реабилитации использованы в полном объеме, в соответствии с имеющейся патологией и современными тенденциями.
Для разработки ИПР при конкретной патологии необходимо изучить клинико-функциональные особенности ее течения, возможности проведения восстановительного лечения (ЛФК, массаж, физиотерапия, двигательный режим, санаторно-курортное лечение и т.д.). При подборе методов физической реабилитации необходимо учитывать основную и сопутствующую патологию, имеющиеся факторы риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Шкала оценивания:
1. - составлен полный проект программы реабилитации; выполнены все предусмотренные пункты; определены задачи и прогнозируемый результат реабилитации; даны рекомендации по проведению реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации (на основании обзора литературных источников) - 4 балла.
2. - имеются некоторые замечания по составлению проекта программы реабилитации; выполнены все предусмотренные пункты; определены задачи и прогнозируемый результат реабилитации; даны рекомендации (не в полном объеме) по проведению реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации (на основании обзора литературных источников) - 3 балла.
3. - имеется ряд замечаний по составлению проекта программы реабилитации; выполнены не все предусмотренные пункты -0- 2 балла.
Технологическая карта массажа
Технологическая карта включает в себя перечень рабочих сегментов, и.п. спортсмена, и.п. массажиста, направление массажных движений, виды, приемы массажа и их последовательность, особенность проведения массажа. Схема заполняется на специальном бланке.
Шкала оценки технологической карты
1. - полное и правильное заполнение всех разделов и граф схемы;
- правильное перечисление наиболее эффективных массажных приемов-4 балла.
2. - частичное заполнение схемы- 1-2 балла.
Тестирование
Шкала оценки тестирования
1. Правильных ответов – менее 50% - 0 баллов.
2. Правильных ответов – от 50% до 75% - 2 балла.
3. Правильных ответов – более 85% - 4 балла.
Схемы массажа
Процедура оценивания: наличие конспекта и демонстрация процедуры массажа
Шкала оценивания:
1. - наличие плана-конспекта по массажу в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, выделение. Содержание конспекта должно решать поставленные задачи. Конспект должен быть оформлен по форме- 4 балла.
2. - наличие плана-конспекта по массажу в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте нет задач. Конспект должен быть оформлен по форме-2 балла.
3. - наличие плана-конспекта по массажу. В конспекте нет задач. Конспект оформлен не по форме- 0 -1 балл.
Комплекс ЛФК
Процедура оценивания: наличие конспекта и демонстрация комплекса лечебной гимнастики
1. - наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, выделение 3х частей занятия (подготовительной, основной, заключительной), корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи, использование индивидуального подхода. Аргументирование и объяснение подобранных в комплексе лечебной гимнастики – 4 балла.
2. - наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, не выделены части занятия (подготовительной, основной, заключительной), не корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи. Применение гимнастической терминологии, четкое объяснение упражнений, использование дифференцированного, а не индивидуального подхода- 2 балла.
3. 6 - наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. Задачи не полностью соответствуют нозологии, выделение 3х частей занятия (подготовительной, основной, заключительной), не корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи -0-1 балл.
Реферат с презентацией
Примерные темы для рефератов:
1. Методика использования магнитотерапии.
2. Методика использования фототерапии.
3. Методика использования криотерапии.
4. Методика и техника выполнения спортивного массажа различной направленности при различных спортивных состояниях.
5. Характеристика травм опорно-двигательного аппарата..
7. Классификация упражнений на дыхание и их характеристика.
8. Значение исходных положений при выполнении упражнений на дыхание.
9. Сущность идеомоторных упражнений.
10. Особенности применения изометрической гимнастики.
11. Понятие о корригирующей гимнастике. Виды корригирующих упражнений.
12. Корригирующие упражнения при нарушении осанки и стереотипа ходьбы.
13. Упражнения с резиновым амортизатором, эспандером, гантелями.
14. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой, обручем.
15. Упражнения с малыми мячами, набивными мячами.
16. Тренажеры: классификация, виды. Использования на уроке ЛФК.
17. Роль русских и советских ученых в развитии спортивного и лечебного массажа.
18. Использование в массаже смазывающих веществ, классификация мазей, растирок.
19. Краткая характеристика и особенности российской системы массажа.
20. Краткая характеристика и особенности шведской системы массажа.
21. Краткая характеристика и особенности финской системы массажа.
22. Краткая характеристика и особенности восточной системы массажа.
23. Характеристика лечебного европейского классического массажа.
24. Характеристика баночного массажа.
25. Техника самомассажа отдельных областей тела (на выбор).
26. Цель, задачи, техника разминочного массажа.
27. Цель, задачи, техника массажа в предстартовых состояниях.
28. Цель, задачи, техника согревающего массажа.
29. Цель, задачи, техника мобилизующего массажа.
30. Цель, задачи, техника и методика восстановительного массажа.
31. Гидромассаж: разновидности, физиологическое влияние, особенности проведения, аппаратура.
Шкала оценки реферата с презентацией
1. - неправильное оформление реферата (ошибки в титульном листе, отсутствие или неправильно оформленный список литературы);
- тема реферата не раскрыта;
- некорректное использование литературных источников. Мультимедийная презентации проведена с замечаниями. Нет определенной четкости и ясности в изложении содержания презентации -1-2 балла.
2. - оформление реферата с недочетами (титульный лист, список литературы оформлен без соответствия ГОСТ 2003, 2008);
- полное аргументированное раскрытие темы, наличие в реферате структуры;
- корректное использование литературных источников.
Мультимедийная презентации проведена в соответствии с требованиями. Грамотное изложение материала. Имеются незначительные замечания по оформлению презентации-4 балла.
3. - правильное оформление реферата (титульный лист, наличие списка литературы, оформленного в соответствии с ГОСТ 2003, 2008);
- полное аргументированное раскрытие темы, наличие в реферате структуры;
- корректное использование литературных источников.
Доклад имеет структуру, студент свободно владеет материалом, отвечает на вопросы. Мультимедийная презентации проведена в соответствии с требованиями. Грамотное изложение материала. Информация на слайдах структурирована и имеет логическую связь. Правильно выстроенная речь докладчика -6 баллов.
Текущий контроль Виды работ min возможное кол-во баллов
Устный опрос и работа
на практических занятиях 4 4×5=20
Таблица 4 4×1=4
Программы реабилитации 4 4х2=8
Технологическая карта массажа 4 4х2=8
Тестирование 4 4х1=4
Схемы массажа 4 4×2=8
Комплекс ЛФК 4 4Х1=4
Реферат с презентацией 5 5х1=5
Промежуточная
аттестация (зачет) - - -
Итого 61