2021-2022_49_03_01 ФК ФО очно 2019_plx_Физические средства восстановления
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физические средства восстановления
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.10
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. пед. наук, доц., Медведева Л.Е. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Физические средства восстановления
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 17

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Таламова И.Г.

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______

Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Освоение студентами теоретико-методических знаний и практических умений по использованию физических средств восстановления, их роли в комплексном процессе коррекции состояний человека в ходе осуществления рекреационной деятельности. Овладение основами физических средств восстановления, позволяющими оценивать функциональные возможности человека, подбирать двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, ориентироваться в особенностях санаторно-курортного лечения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Современные технологии массового спорта
2.1.2
Тренерская практика
2.1.3
Физкультурно-спортивная деятельность в организациях дополнительного образования
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Теория спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-2: Способен использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся
 
ПК-2.3: знает принципы и формы организации восстановительной деятельности с использованием средств физической культуры
 
ПК-2.6: умеет определять содержание программы восстановительной деятельности с использованием средств физической культуры
 
ПК-2.8: имеет опыт проведения восстановительной деятельности с использованием средств физической культуры
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Основы физической реабилитации
0
 
1.1
Современные аспекты реабилитации.  /Лек/
2
7
. Краткая история развития реабилитации. Определение понятия «реабилитация». Основные принципы и задачи реабилитации. Виды реабилитации.
0
 
1.2
Общая характеристика физических факторов восстановления /Лек/
2
7
Основы физиотерапии.  Понятие о санаторно-курортном отдыхе и климатолечении. Природные факторы. Механизмы восстанавливающего действия природных факторов. Составление реабилитационных программ.
0
 
1.3
Общая характеристика физических факторов восстановления.  /Лек/
2
7
Понятие факторы восстановления. Краткая характеристика факторов: термотерапия, гидротерапия, фитотерапия, вибротерапия, биоуправляемая механокинезотерапия, , фототерапия, электромагнитотерапия.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.4
Общие основы ЛФК.   Понятие о ЛФК, ее особенности. /Лек/
2
7
Общие основы ЛФК.   Понятие о ЛФК, ее особенности. Лечебная физическая культура как фактор функциональной, патогенетической терапии и средство медицинской, социальной и трудовой реабилитации. Механизм лечебного действия физических упражнений. Показания и противопоказания к занятиям ЛФК. Средства и формы лечебной физической культуры. Классификация и характеристика физических упражнений: гимнастические, спортивно-прикладные, игры. Формы занятий ЛФК. Методы ЛФК. Основы методики применения физических упражнений с лечебной целью и в системе физической реабилитации. Дозировка физических упражнений, факторы, влияющие на величину физических нагрузок. Двигательные режимы, как составной элемент лечебного режима. Краткая характеристика двигательных режимов в стационаре и санатории. 
0
 
1.5
ФР при переломах костей.  Переломы, их характеристика.  /Лек/
2
7
Классификация, принципы и методы лечения. Механизмы лечебного действия физических упражнений при переломах костей. Периоды ЛФК в травматологии. Методика ЛФК в различные периоды лечения диафизарных переломов. Особенности методики при консервативных и оперативных методах лечения. Переломы позвоночника. Причины, виды, механизм травмы. Клиника, методы лечения. Механизм действия физических упражнений при переломах позвоночника. Задачи и методика ЛФК при компрессионных переломах позвоночника. Особенности методики ЛФК в зависимости от локализации перелома (шейный, грудной, поясничный отделы) и методика лечения. Переломы таза. Причины, виды, основные клинические проявления. Задачи и методика ЛФК в зависимости от вида перелома.  
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.6
ФР при дефектах осанки, сколиозе  и плоскостопии. /Лек/
2
7
ФР при дефектах осанки, сколиозе  и плоскостопии. Понятие об осанке, механизм формирования осанки. Причины нарушений осанки, виды дефектов осанки, их краткая характеристика. ЛФК – основной метод исправления осанки. Задачи и методика ЛФК при различных видах нарушения осанки. Особенности частных методик лечебной физической культуры при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей. Понятие сколиозов. Причины, виды, степени сколиозов, методика обследования, лечение сколиоза. Задачи и методика ЛФК в зависимости от вида и степени сколиоза.  Организация и проведение лечения в специализированных школах-интернатах корригирующей гимнастики, в домашних условиях. Профилактика прогрессирования сколиозов. Понятие плоскостопия, причины, виды, клиника, задачи и методика ЛФК.
0
 
1.7
Санаторно-курортный отдых и климатолечении.  /Пр/
2
7
Санаторно-курортный отдых и климатолечении. Природные факторы. Механизмы восстанавливающего действия природных факторов.
0
 
1.8
Характеристика гидротерапии как средства физической реабилитации. /Пр/
2
7
Характеристика гидротерапии как средства физической реабилитации. Виды (души, ванны, бани), механизм действия, показания, противопоказания, методика применения, дозиметрия, аппаратура.
0
 
1.9
Основы и принципы разработки комплексной программы восстановительных мероприятий /Пр/
2
7
Основы и принципы разработки комплексной программы восстановительных мероприятий. Сочетание средств общего и местного воздействия. Этапность. Оценка эффективности в разных видах спорта.
0
 
1.10
Характеристика и методика применения гимнастических упражнений.  /Пр/
2
7
Характеристика и методика применения гимнастических упражнений. Характеристика общеразвивающих упражнений: по степени активности, по анатомическому признаку, по характеру мышечного сокращения; дыхательные упражнения, дренажные; по характеру использования; по использованию предметов и снарядов.
0
 
1.11
Характеристика и методика упражнений в воде. Особенности занятий. /Пр/
2
7
Характеристика и методика упражнений в воде. Особенности занятий.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.12
ФР  при переломах костей.  /Пр/
2
7
ФР  при переломах костей.  Переломы, их характеристика. Классификация, принципы и методы лечения. Периоды ЛФК в травматологии. Методика ЛФК в различные периоды лечения диафизарных переломов. Переломы позвоночника. Причины, виды, механизм травмы. Задачи и методика ЛФК при компрессионных переломах позвоночника. Особенности методики ЛФК в зависимости от локализации перелома (шейный, грудной, поясничный отделы) и методика лечения. Переломы таза. Причины, виды, основные клинические проявления. Задачи и методика ЛФК в зависимости от вида перелома.
0
 
1.13
ФР  при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. /Пр/
2
7
ФР  при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Понятие об осанке, механизм формирования осанки. Причины нарушений осанки, виды дефектов осанки, их краткая характеристика. ЛФК – основной метод исправления осанки. Задачи и методика ЛФК при различных видах нарушения осанки. Особенности частных методик лечебной физической культуры при при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей. Понятие о плоскостопии, механизм формирования плоскостопия. Причины, виды нарушения сводов стопы, их краткая характеристика. ЛФК –  метод коррекции сводов стопы. Задачи и методика ЛФК при плоскостопии.
0
 
1.14
Изучение рекомендованной литературы.

Изучение конспектов лекций.

Составление комплекса лечебной гимнастики.

Подготовка к практическим занятиям.

Написание реферата.

Подготовка презентации доклада. /Ср/

40
7
Изучение рекомендованной литературы. Изучение конспектов лекций. Составление комплекса лечебной гимнастики. Подготовка к практическим занятиям. Написание реферата. Подготовка презентации доклада.
0
 
 
Раздел 2. Основы массажа
0
 
2.1
История развития массажа. /Лек/
2
7
История развития массажа. 1. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии массажа. Понятие о массаже. 2. Физиологические механизмы влияния массажа на организм. Влияние массажа на отдельные системы организма. 3. Гигиенические основы массажа. 4. Системы массажа: финская, шведская, восточная. Формы, методы, классификация массажа.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.2
Характеристика основных приемов массажа. /Лек/
2
7
Характеристика основных приемов массажа. 1. Приемы массажа Определение. 2. Технологические параметры. 3. Разновидности приемов. 4. Техника проведения массажных приемов на отдельных участках тела. 5. Вибрация (ручная). Техника проведения ручной вибрации на мышцах, биологически активных точках, по ходу нервных стволов. Сотрясающие приемы. Разновидности. Техника проведения сотрясающих приемов.
0
 
2.3
Использование массажных приемов в сочетаниях на отдельных участках тела. /Лек/
2
7
Использование массажных приемов в сочетаниях на отдельных участках тела. 1. Методические особенности использования массажных приемов на различных участках тела: -на нижних конечностях; -на верхних конечностях. - в области груди; - в области шеи; - в области живота. Частные методики массажа
0
 
2.4
Спортивный массаж.

/Лек/

2
7
Спортивный массаж. 1. Понятие о спортивном массаже и его физиологическое обоснование. 2. Основные принципы построения сеанса спортивного массажа. 3. Разминочный массаж. 4. Тренировочный массаж. 5. Массаж при предстартовых состояниях. 6. Восстановительный массаж. 7. Массаж в условиях бани.
0
 
2.5
Характеристика приемов «поглаживание» и «выжимание», «растирания». /Пр/
2
7
Характеристика приемов «поглаживание» и «выжимание», «растирания». Технологические параметры. Разновидности.Отработка массажных приемов
0
 
2.6
Характеристика приема «разминание», «ударно-вибрационных». /Пр/
2
7
Характеристика приема «разминание», «ударно-вибрационных». Техника выполнения приемов Технологические параметры. Методические рекомендации по проведению приемов Физиологическое действие.
0
 
2.7
Массаж отдельных частей тела. /Пр/
2
7
Массаж отдельных частей тела. Методические особенности использования массажных приемов в сочетаниях: на нижних конечностях; на верхних конечностях; в области спины; в области груди; в области шеи; в области живота. Техника массажа по анатомическим областям.
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.8
Спортивный массаж. /Пр/
2
7
Спортивный массаж. Разновидности восстановительного массажа в зависимости от продолжительности отдыха, а также с учетом специфики вида спорта и функционального состояния спортсмена. Сочетание восстановительного массажа с другими физическими средствами восстановления. Овладение навыками проведения восстановительного массажа. Сочетание ручного массажа с банными процедурами.
0
 
2.9
Изучение рекомендованной литературы. Подготовка обсуждаемых на семинарах вопросов. Составление и заполнение схем обработки: области таза, груди, бедра, голени, коленного сустава, голеностопного сустава и стопы, плечевого сустава, мышц плеча, мышц предплечья, лучезапястного сустава и кисти. /Ср/
18
7
Изучение рекомендованной литературы. Подготовка обсуждаемых на семинарах вопросов. Составление и заполнение схем обработки: области таза, груди, бедра, голени, коленного сустава, голеностопного сустава и стопы, плечевого сустава, мышц плеча, мышц предплечья, лучезапястного сустава и кисти.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль

Описание шкал и процедур оценивания

Вопросы для устного контроля знаний студентов и работа на практических занятиях:

1. Исторический очерк развития физической реабилитации.

2. Понятие о физической реабилитации.

3. Понятие о медицинской реабилитации.

4. Понятие реабилитация, виды.

5. Классификация физических упражнений. Их характеристика.

6. Формы ЛФК. Их характеристика.

7. Краткая характеристика и особенности российской системы массажа.

8. Краткая характеристика и особенности шведской системы массажа.

9. Краткая характеристика и особенности финской системы массажа.

10. Краткая характеристика и особенности восточной системы массажа.

Шкала оценивания устных ответов студентов

1. Студент не может ответить на поставленный вопрос. Не может выполнить практическое задание - 0 баллов

2. Студент дает краткий ответ на поставленный вопрос. С ошибками выполняет практическое задание - 2 балла

3. Студент дает полный аргументированный ответ на поставленный вопрос, используя дополнительную информацию и знания,

полученный ранее на других дисциплинах. Грамотно выполняет практическое задание - 4 балла

Таблица

Примеры таблиц по использованию физических средств восстановления

Сравнительные таблицы заполняются самостоятельно каждым студентом в тетради на основе данных научно-методической литературы. Каждая схема включает в себя виды средства, физиологические механизмы, показания и методику применения.

Шкала оценивания составления таблиц по использованию физических средств восстановления

1.Таблица включает основные виды определенного фактора, кратко описано физиологическое действие, перечислены показания, кратко описаны схемы использования - 2 балла.

2.Таблица включает основные виды определенного фактора, подробно описывается физиологическое действие, перечислены показания, подробно описаны схемы использования – 4 балла.

Программы реабилитации

Необходимо составить проект программы физической реабилитации больного в соответствии с представленным образцом.

Программа должна предусматривать проведение реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации. Необходимо указать, какие, на ваш взгляд, реабилитационные мероприятия наиболее адекватны в каждом конкретном случае. Необходимо заполнить все разделы программы физической реабилитации, должна прослеживается взаимосвязь между имеющейся патологией и рекомендациями по наполнению реабилитационной программы, грамотно сформулированы задачи,  реабилитационный потенциал и прогнозируемый результат реабилитации, инновационные средства физической реабилитации использованы в полном объеме, в соответствии с имеющейся патологией и современными тенденциями.

 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
Следует внимательно относиться к срокам назначения реабилитационных мероприятий. Так, например, лечебная физическая культура или массаж не могут проводиться в течение года.

Для разработки ИПР при конкретной патологии необходимо изучить клинико-функциональные особенности ее течения, возможности проведения восстановительного лечения (ЛФК, массаж, физиотерапия, двигательный режим, санаторно-курортное лечение и т.д.). При подборе методов физической реабилитации необходимо учитывать основную и сопутствующую патологию, имеющиеся факторы риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Шкала оценивания:

1. - составлен полный проект программы реабилитации; выполнены все предусмотренные пункты;  определены задачи и прогнозируемый результат реабилитации; даны рекомендации по проведению реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации (на основании обзора литературных источников) - 4 балла.

2. - имеются некоторые замечания по составлению проекта программы реабилитации; выполнены все предусмотренные пункты;  определены задачи и прогнозируемый результат реабилитации; даны рекомендации (не в полном объеме) по проведению реабилитационных мероприятий физического аспекта реабилитации с использованием современных средств физической реабилитации (на основании обзора литературных источников) - 3 балла.

3. - имеется ряд замечаний по составлению проекта программы реабилитации; выполнены не все предусмотренные пункты -0- 2 балла.

Технологическая карта массажа

Технологическая карта включает в себя перечень рабочих сегментов, и.п. спортсмена, и.п. массажиста, направление массажных движений, виды, приемы массажа и их последовательность, особенность проведения массажа.    Схема заполняется на специальном бланке.

                                     Шкала оценки технологической карты

1. - полное и правильное заполнение всех разделов и граф схемы;

- правильное перечисление наиболее эффективных массажных приемов-4 балла.

2. - частичное заполнение схемы- 1-2 балла.

Тестирование

Шкала оценки тестирования

1. Правильных ответов – менее 50% - 0 баллов.

2. Правильных ответов – от 50% до 75% - 2 балла.

3. Правильных ответов – более 85% - 4 балла.

                                          Схемы массажа     

       Процедура оценивания: наличие конспекта и демонстрация процедуры массажа

                                        Шкала оценивания:

1. - наличие плана-конспекта по массажу в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, выделение. Содержание конспекта должно решать поставленные задачи. Конспект должен быть оформлен по форме- 4 балла.

2. - наличие плана-конспекта по массажу в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте нет задач. Конспект должен быть оформлен по форме-2 балла.

3. - наличие плана-конспекта по массажу. В конспекте нет задач. Конспект оформлен не  по форме- 0 -1 балл.    

Комплекс  ЛФК

Процедура оценивания: наличие конспекта и демонстрация комплекса лечебной гимнастики

1. - наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, выделение 3х частей занятия (подготовительной, основной, заключительной), корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи, использование индивидуального подхода. Аргументирование и объяснение подобранных в комплексе лечебной гимнастики – 4 балла.

2. - наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. В конспекте должны быть задачи, соответствующие нозологии, не выделены части занятия (подготовительной, основной, заключительной), не корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи. Применение гимнастической терминологии, четкое объяснение упражнений, использование дифференцированного, а не индивидуального подхода- 2 балла.

3. 6 - наличие плана-конспекта занятия в соответствии с общепринятыми требованиями. Задачи не полностью соответствуют нозологии, выделение 3х частей занятия (подготовительной, основной, заключительной), не корректно сформулированные ОМУ, содержание конспекта должно решать поставленные задачи -0-1 балл.

Реферат с презентацией

Примерные темы для рефератов:

1. Методика использования магнитотерапии.

2. Методика использования фототерапии.

3. Методика использования криотерапии.

4. Методика  и техника выполнения спортивного массажа  различной направленности при различных спортивных состояниях.

5. Характеристика травм опорно-двигательного аппарата..

 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
6. Причины и характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

7. Классификация упражнений на дыхание и их характеристика.

8. Значение исходных положений при выполнении упражнений на дыхание.

9. Сущность идеомоторных упражнений.

10. Особенности применения изометрической гимнастики.

11. Понятие о корригирующей гимнастике. Виды корригирующих упражнений.

12. Корригирующие упражнения при нарушении осанки и стереотипа ходьбы.

13. Упражнения с резиновым амортизатором, эспандером, гантелями.

14. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой, обручем.

15. Упражнения с малыми мячами, набивными мячами.

16. Тренажеры: классификация, виды. Использования на уроке ЛФК.

17. Роль русских и советских ученых в развитии спортивного и лечебного массажа.

18. Использование в массаже смазывающих веществ, классификация мазей, растирок.

19. Краткая характеристика и особенности российской системы массажа.

20. Краткая характеристика и особенности шведской системы массажа.

21. Краткая характеристика и особенности финской системы массажа.

22. Краткая характеристика и особенности восточной системы массажа.

23. Характеристика лечебного европейского классического массажа.

24. Характеристика баночного массажа.

25. Техника самомассажа отдельных областей тела (на выбор).

26. Цель, задачи, техника разминочного массажа.

27. Цель, задачи, техника  массажа в предстартовых состояниях.

28. Цель, задачи, техника согревающего массажа.

29. Цель, задачи, техника мобилизующего массажа.

30. Цель, задачи, техника и методика восстановительного массажа.

31. Гидромассаж: разновидности, физиологическое влияние, особенности проведения, аппаратура.

Шкала оценки реферата с презентацией

1. - неправильное оформление реферата (ошибки в титульном листе, отсутствие или неправильно оформленный список литературы);

- тема реферата не раскрыта;

- некорректное использование литературных источников. Мультимедийная презентации проведена с замечаниями. Нет определенной четкости и ясности в изложении содержания презентации -1-2 балла.

2. - оформление реферата с недочетами (титульный лист, список литературы оформлен без соответствия ГОСТ 2003, 2008);

- полное аргументированное раскрытие темы, наличие в реферате структуры;

- корректное использование литературных источников.

Мультимедийная презентации проведена в соответствии с требованиями. Грамотное изложение материала. Имеются незначительные замечания по оформлению презентации-4 балла.

3. - правильное оформление реферата (титульный лист, наличие списка литературы, оформленного в соответствии с ГОСТ 2003, 2008);

- полное аргументированное раскрытие темы, наличие в реферате структуры;

- корректное использование литературных источников.

Доклад имеет структуру, студент свободно владеет материалом, отвечает на вопросы. Мультимедийная презентации проведена в соответствии с требованиями. Грамотное изложение материала. Информация на слайдах структурирована и имеет логическую связь. Правильно выстроенная речь докладчика -6 баллов.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет получают студенты, набравшие необходимое количество баллов (61) балл).
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля Распределение баллов по видам работ

Текущий контроль                  Виды работ min  возможное кол-во баллов

Устный опрос и работа

на практических занятиях          4                                   4×5=20

Таблица                                4                                   4×1=4

Программы реабилитации         4                                      4х2=8

Технологическая карта массажа 4                                    4х2=8

Тестирование                         4                                    4х1=4

Схемы массажа                  4                                    4×2=8

Комплекс  ЛФК                  4                                     4Х1=4

Реферат с презентацией      5                                      5х1=5

Промежуточная

аттестация (зачет) - - -

Итого                                                                                              61

 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Курч Н. М., Таламова И. Г., Федорова Т. Н.
Физические средства восстановления в спорте: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
0
 
Л1.2
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/82674
 
Л1.3
Налобина А. Н., Таламова И. Г., Стоцкая Е. С.
Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа в детской неврологии: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования
Саратов: Ай Пи Ар Медиа [и др.], 2019
1
http://www.iprbookshop.ru/85499
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Налобина А. Н.
Физическая реабилитация в детской неврологии: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/82675
 
Л2.2
Налобина А. Н.
Лечебная физическая культура и массаж в различных сферах частной практики: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования
Саратов: Ай Пи Ар Медиа [и др.], 2019
1
http://www.iprbookshop.ru/85497
 
Л2.3
под ред. С. Н. Попова
Физическая реабилитация: учеб. для студентов вузов по специальности "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
0
 
Л2.4
Л. Ф. Гайдарова, Г. Ю. Лазарева, В. В. Леонкин [и др.]
Реабилитация после заболеваний: полн. справочник
Москва: Эксмо, 2008
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
lib.sibsport.ru  : сайт библиотеки СибГУФК
 
Э2
moodle.sibgufk.ru  : образовательный портал и система дистанционного обучения
 
Э3
sibsport.ru  : официальный сайт вуза
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
7.2
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
7.3
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор.
7.4
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
7.5
Количество посадочных мест: для студентов – 20,  для преподавателя – 1.
7.6
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
7.7
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
7.8
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
7.9
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
7.10
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
7.11
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
7.12
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
7.13
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
7.14
Количество посадочных мест: для студентов – 18,  для преподавателя – 1.
7.15
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
7.16
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
7.17
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.18
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
7.19
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7,  для преподавателя – 0.
7.20
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
7.21
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
7.22
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
7.23
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
7.24
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
7.25
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
7.26
Количество посадочных мест: для студентов – 27,  для преподавателя – 1.
7.27
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
7.28
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
7.29
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
7.30
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
7.31
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
7.32
Количество посадочных мест: для студентов – 37;  для преподавателя – 1. 
7.33
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
7.34
Аудитория 21, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
7.35
Количество посадочных мест: для студентов – 36;  для преподавателя – 1.
7.36
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
7.37
Аудитория 26, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
7.38
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
7.39
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики