МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурно-спортивное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Возрастные аспекты физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 11.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины - подготовка обучающихся к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта для решения педагогических задач, ориентированных на осуществление образовательного процесса по физической культуре.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методика преподавания физической культуры
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
Обеспечение опытно-экспериментальной работы в физкультурно-спортивной деятельности
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Прикладная физическая культура
Технологии физкультурного образования
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять планирование и реализацию учебного процесса по физической культуре и спорту в системе образования, контроль результатов освоения обучающимися образовательной программы
ПК-1.1: Знает:
- нормативную базу, регламентирующую физкультурное образование школьников;
ПК-1.10: Владеет навыками и/или опытом деятельности:
- анализа эффективности занятий физической культурой и спортом;
ПК-1.2: Знает:
- современные подходы в физкультурном образовании школьников;
ПК-1.3: Знает:
- содержание методики занятий физической культурой и спортом разных организационных форм;
ПК-1.4: Знает:
- содержание планирования и контроля в учебном процессе по физической культуре и спорту;
ПК-1.6: Умеет:
- планировать разные формы занятий физической культурой и спортом с учётом возраста и уровня подготовленности обучающихся;
ПК-1.7: Умеет:
- использовать методы педагогического контроля на занятиях физической культурой и спортом;
ПК-1.9: Владеет навыками и/или опытом деятельности:
- разработки основных документов планирования учебного процесса по физической культуре и спорту в соответствии требованиями к их разработке;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация
Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация. /Лек/
Понятия: «возраст», «возрастная периодизация», «возрастные особенности». Основные периодизации возрастного развития человека (медицинские, психологические, педагогические).
Понятия: «возраст», «возрастная периодизация», «возрастные особенности». Периодизации возрастного развития человека: медицинские, психологические, педагогические. /Пр/
Заслушивание сообщений по теме.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Возраст, возрастные особенности и возрастная периодизация. /Ср/
Ознакомиться с литературой и подготовить сообщение на тему «Подходы к периодизации возрастного развития человека».
Раздел 2. Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста
Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста. /Лек/
Возрастные особенности и особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста; средства физического воспитания, формы организации занятий, методические особенности.
Возрастные особенности и особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста; средства физического воспитания, формы организации занятий, методические особенности, требования к уровню подготовленности. /Пр/
Защита разработанных моделей физкультурного занятия оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста.
Физическая активность и методика проведения занятий с детьми раннего и дошкольного возраста. /Ср/
Подобрать упражнения оздоровительно-тонизирующей направленности с предметами (мячом, скакалкой) для дошкольников (3-4 года).
Разработать модель физкультурного занятия оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста (4-5 лет).
Разработать модель утренней гимнастики для детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Раздел 3. Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании занимающихся школьного возраста
Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании занимающихся школьного возраста. /Лек/
Возрастные особенности, физическая активность, методика проведения занятий с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Методических особенности проведения уроков физической культуры со школьниками с учётом возраста. /Пр/
ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.7 ПК-1.9
Физическая активность и методика проведения занятий со школьниками младшего, среднего и старшего школьного возраста.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Физическая активность и методика проведения занятий со школьниками младшего, среднего и старшего школьного возраста /Ср/
ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.7 ПК-1.9 ПК-1.10
Подготовить сообщение на тему «Учёт возрастных особенностей при проведении уроков физической культуры с детьми младшего школьного возраста.
Проанализировать литературу и выявить основные подходы к возрастной периодизации детей школьного возраста.
Проанализировать литературу по вопросам:
1) Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста.
2)Учёт возрастных особенностей в физическом воспитании детей среднего и старшего школьного возраста.
Подготовить реферат на тему: Учёт возрастных особенностей при развитии физических способностей детей среднего и старшего школьного возраста.
На основе анализа литературы подготовить доклад на тему: «Учёт возрастных особенностей при формировании знаний и обучении двигательным действиям на уроках физической культуры детей среднего и старшего школьного возраста».
Раздел 4. Возрастные основы физкультурно-спортивной деятельности молодёжи и людей зрелого возраста
Возрастные основы физкультурно-спортивной деятельности молодёжи и людей зрелого возраста. /Лек/
ПК-1.3 ПК-1.6 ПК-1.7 ПК-1.9 ПК-1.10
Возрастные особенности и основные факторы, определяющие физическую культуру людей молодого и зрелого возраста; физическая активность и методические особенности проведения занятий физической культурой со студенческой молодёжью и людьми зрелого возраста.
Требования к уровню физкультурного образования и к уровню подготовленности людей молодого и зрелого возраста; организационно-методическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности учащихся средних профессиональных учреждений и студентов ВУЗов. Структурный анализ компонентов физкультурного образования взрослого населения. /Пр/
ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.7 ПК-1.9 ПК-1.10
Физическая активность и методические особенности проведения занятий физической культурой со студенческой молодёжью 18-29 лет, с людьми 29-40 лет и людьми 40-60 лет.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Физическая активность и методика проведения занятий с людьми молодого и зрелого возраста /Ср/
Ознакомиться с литературой и определить возрастные особенности людей зрелого возраста.
Подобрать упражнения для людей зрелого возраста с использованием различного инвентаря с учётом возраста и пола.
Разработать программу оздоровительной направленности для людей молодого и зрелого возраста (вид физкультурно-спортивной деятельности, пол, возраст по выбору).
Раздел 5. Возрастные особенности и особенности осуществления физкультурно-спортивной деятельности людей пожилого и старшего возраста
Возрастные основы физкультурно-спортивной деятельности людей пожилого и старшего возраста.
/Лек/
Социально-биологическое значение и задачи физкультурной деятельности людей среднего и пожилого возраста; методика направленного использования физической культуры; самоконтроль в процессе занятий физической культурой.
Цель, задачи физической культуры, требования к уровню подготовленности пожилого и старшего возраста; методика направленного использования физической культуры; самоконтроль в процессе занятий физической культурой. /Пр/
Физическая активность и методика проведения занятий с людьми пожилого и старшего возраста
Физическая активность и методика проведения занятий с людьми пожилого и старшего возраста /Ср/
Подготовить сообщение о содержании и методике проведения занятий с людьми пожилого и старшего возраста.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Задания в рамках текущего контроля:
1. Тестирование
2. Устный опрос на семинарских занятиях
3. Составление комплекса ОРУ
4. Анализ протокола педагогических контрольных испытаний
5. Составление плана-конспекта занятия физической культурой и спортом
6. Оценка протокола хронометрирования
7. Обоснование содержания годового плана-графика по предмету "Физическая культура"
8. Оценка протокола пульсометрии
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам текущего контроля.
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Требования для зачета для студентов, обучающихся на 2 курсе (4 семестр)
1. Тестирование 20 баллов
2. Устный опрос 5х7=35 баллов
3. Составление комплекса ОРУ 5 баллов
4. Анализ протокола педагогических контрольных испытаний 5 баллов
5. Составление плана-конспекта занятия физической культурой и спортом 5 баллов
6. Оценка протокола хронометрирования 5х2=10 баллов
7. Обоснование содержания годового плана-графика по предмету "Физическая культура" 5х2=10 баллов
8. Оценка протокола пульсометрии 5х2=10 баллов
Итого: 61-100
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В.
Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/81045
сот. : Н. А. Пронина, Е. В. Романова, Е. И. Туревская, Н. А. хвалина ; Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого
Возрастная психология: хрестоматия для студентов пед. направлений подгот.
https://www.iprbookshop.ru/94299
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Фадеева М. В., Фадеев В. И., Дерябина Е. А.
Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
https://www.iprbookshop.ru/69317
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Акад. проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110048
Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н.
Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Акад. Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110032
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Бубнова Г. В.
Психология развития и возрастная психология: учеб. для бакалавров по специальности "Педагогика и психология"
Тристан В. Г., Погадаева О. В.
Физиология спорта: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
Баёва Н. А., Погадаева О. В.
Анатомия и физиология детей школьного возраста: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
Баёва Н. А., Погадаева О. В.
Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н.
Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учеб. для бакалавриата и специалитета
Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие
под общ. ред. Л. А. Головей
Психология развития и возрастная психология: учеб. и практикум для приклад. бакалавриата
под общ. ред. : В. А. Сластенина, В. П. Каширина
Педагогика: учеб. для академ. бакалавриата вузов по гуманитар. специальностям : в 2 ч.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Психология развития и возрастная психология: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению и специальностям психологии
Возрастная психология: учеб. для бакалавров
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.
Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности: Дошк. педагогика и психология; Педагогика и методика дошк. образования
Тристан В. Г., Корягина Ю. В.
Физиологические основы физической культуры и спорта: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2003
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.
Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов вузов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ