2021-2022_49_03_01 ФК СП в ИВС заочно 2019_plx_Психология спорта
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психология спорта
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.10
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
2
2
4
4
6
6
Кoнтактная рабoта
2
2
4
4
6
6
Сам. работа
34
34
28
28
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
72
72
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.псих.наук, проф., Смоленцева В.Н. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, доц., Кайгородцева О.В. _________________
 
Психология спорта
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
 
Протокол от 25.04.2023 г.  № 10

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у студентов компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности:  учет проявлений и развития психики в специфических условиях спортивной деятельности, обусловленных предъявляемыми физическими и психическими нагрузками; применение средств и методов психологической подготовки спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства с учетом специфики вида спорта и индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
1.2
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Спортивная метрология
2.1.2
Теория спорта
2.1.3
Физиология спорта
2.1.4
Тренерская практика
2.1.5
Методическое обеспечение деятельности тренера в избранном виде спорта
2.1.6
Профессионально-ориентированная практика
2.1.7
Спортивный отбор
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки
 
ПК-1.1: знает методы, показатели и критерии оценки результатов спортивно-педагогического, медицинского и комплексного контролей в спорте
 
ПК-1.2: знает методы измерения и оценки спортивной подготовленности и качества учебно-тренировочного процесса
 
ПК-1.4: знает основные цели, принципы и закономерности психологического обеспечения тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки
 
ПК-1.6: умеет осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий с использованием инструментальных методик и анализировать полученные результаты
 
ПК-1.9: умеет разрабатывать план психологического обеспечения отбора, тренировочного и соревновательного процессов на этапах спортивной подготовки
 
ПК-2: Способен реализовывать индивидуальный подход в процессе спортивной подготовки
 
ПК-2.1: знает индивидуальные особенности спортсменов различного возраста к выполнению тренировочных программ различной направленности
 
ПК-2.10: имеет опыт применения результатов исследования индивидуально-психологических особенностей спортсменов при реализации индивидуального плана подготовки спортсменов
 
ПК-2.4: знает психологическое обоснование и современные методики  исследования индивидуально-психологических особенностей личности, их содержание и назначение  в практике спорта
 
ПК-8: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
 
ПК-8.10: умеет подбирать методы и средства для контроля и оценивания проявлений и развития психики спортсменов в процессе отбора с учетом личностных особенностей, характера тренировочных и соревновательных нагрузок
 
ПК-8.6: знает современные методы и средства контроля и оценивания проявлений и развития психики спортсменов
 
ПК-8.8: умеет оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий, психологические особенности обучающихся с учетом возраста, мотивацию спортсмена к занятиям избранным видом спорта
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Психологические основы спортивной подготовки
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
1.1
Психологическая  подготовка  в спорте *

/Пр/

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
5
Вопросы для обсуждения: Понятие и цели психологической подготовки в спорте. Психологическая  подготовка  спортсмена  к  продолжительному тренировочному процессу. Составление таблицы возможных факторов формирования негативных психических состояний у спортсменов в тренировочном процессе
0
 
1.2
Провести анализ публикаций в журнале «Спортивный психолог» на тему: организация мероприятий психологического обеспечения спортсменов,  как часть спортивной подготовки /Ср/
12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
4
0
 
1.3
Составить таблицу возможных факторов формирования негативных психических состояний у спортсменов избранного вида спорта в тренировочном процессе /Ср/
10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
4
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Психологическая  подготовка  в спорте  
0
 
2.1
Психологическая  подготовка  в спорте *

/Лек/

2
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
4
План: 1. Понятие и цели психологической подготовки в спорте. 2. Психологическая  подготовка  спортсмена  к  продолжительному тренировочному процессу. 3. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию. 
0
 
2.2
Подобрать методики и провести исследование сформированности психологического климата в спортивной команде. /Ср/
8
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
4
0
 
2.3
Средства и приемы оптимизации предстартового состояния у спортсменов /Ср/
4
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
4
0
 
2.4
Разработать психологическую составляющую психической готовности у спортсмена в избранном виде спорта. /Ср/
6
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
5
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Индивидуально-психологические особенности,  и индивидуальный стиль деятельности спортсменов 
0
 
3.1
Индивидуальный стиль деятельности спортсменов (Круглый стол) *

/Пр/

2
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
5
Вопросы для обсуждения: Индивидуальный стиль деятельности, понятие, факторы формирования Проявления индивидуального стиля деятельности спортсменов Факторы формирования индивидуального стиля деятельности в избранном виде спорта.
0
 
3.2
Составить и обосновать составляющие психофизического профиля спортсмена избранного вида спорта /Ср/
14
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
5
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
3.3
Индивидуально-психологические особенности, как фактор соревновательной результативности спортсменов избранного вида спорта /Ср/
8
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
5
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент должен:

- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии ,

- выполнить практические задания

- принять участие в дискуссии,

- подготовить доклад

- подготовить мультимедийную презентацию для сопровождения доклада

- выполнить контрольную работу

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.

Зачет выставляется, при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

1.  За устные ответы на семинарах обучающийся может получить 5 баллов х 2 = 10 баллов

2. За выполнение практических заданий -  10 баллов х 3 =30 баллов

3. За участие в дискуссии 5 баллов х 2 = 10 баллов

4. За доклад - 5 баллов х 2 =10 баллов

5. За мультимедийную презентацию - 5 баллов х 2 = 10 баллов

6.За контрольную работу - до 30 баллов

ИТОГО по текущему контролю max - 100 б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Волков Д. Н.
Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
0
 
Л1.2
Смоленцева В. Н., Мироненко Ю. А., Блинов В. А., Шакина Н. А.
Психология взаимодействия в спорте: учеб.- метод. пособие для физкульт. вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
0
 
Л1.3
Смоленцева В. Н.
О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: учеб.-метод. пособие для студентов физкульт. вузов по направлению 032101 "Физ. культура и спорт", профиля "Спорт. тренировка"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Иванов А. А.
Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой
Москва: Спорт, 2018
0
 
Л2.2
Серова Л. К.
Психология физической культуры и спорта: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
0
 
Л2.3
Смоленцева В. Н.
Агрессия в спорте: профилактика и коррекция агрессивного поведения спортсменов: монография
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.4
Селиверстова В. В., Мельников Д. С.
Психофизиологическое тестирование спортсменов: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
6.3.2.3
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики