МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
канд.псих.наук, проф., Смоленцева В.Н.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 25.04.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Чусовитина О.М.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование у студентов компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности: учет проявлений и развития психики в специфических условиях спортивной деятельности, обусловленных предъявляемыми физическими и психическими нагрузками; применение средств и методов психологической подготовки спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства с учетом специфики вида спорта и индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методическое обеспечение деятельности тренера в избранном виде спорта
Профессионально-ориентированная практика
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки
ПК-1.1: знает методы, показатели и критерии оценки результатов спортивно-педагогического, медицинского и комплексного контролей в спорте
ПК-1.2: знает методы измерения и оценки спортивной подготовленности и качества учебно-тренировочного процесса
ПК-1.4: знает основные цели, принципы и закономерности психологического обеспечения тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки
ПК-1.6: умеет осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий с использованием инструментальных методик и анализировать полученные результаты
ПК-1.9: умеет разрабатывать план психологического обеспечения отбора, тренировочного и соревновательного процессов на этапах спортивной подготовки
ПК-2: Способен реализовывать индивидуальный подход в процессе спортивной подготовки
ПК-2.1: знает индивидуальные особенности спортсменов различного возраста к выполнению тренировочных программ различной направленности
ПК-2.10: имеет опыт применения результатов исследования индивидуально-психологических особенностей спортсменов при реализации индивидуального плана подготовки спортсменов
ПК-2.4: знает психологическое обоснование и современные методики исследования индивидуально-психологических особенностей личности, их содержание и назначение в практике спорта
ПК-8: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-8.10: умеет подбирать методы и средства для контроля и оценивания проявлений и развития психики спортсменов в процессе отбора с учетом личностных особенностей, характера тренировочных и соревновательных нагрузок
ПК-8.6: знает современные методы и средства контроля и оценивания проявлений и развития психики спортсменов
ПК-8.8: умеет оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий, психологические особенности обучающихся с учетом возраста, мотивацию спортсмена к занятиям избранным видом спорта
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Психологические основы спортивной подготовки
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Психологические основы спортивной подготовки
/Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
План:
1. Развитие психологии спорта в России
2. Психологическая сущность физической подготовки
3. Психологические условия, способствующие максимальному проявлению физических качеств.
Введение в спортивную психологию (Проблемный семинар)
/Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Вопросы для обсуждения:
Спортивная психология как прикладная научная дисциплина.
Задачи и методы спортивной психологии.
Психологическая характеристика спортивной деятельности.
Психологические основы спортивной подготовки.
/Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Вопросы для обсуждения:
Психологическая сущность физической подготовки.
Психологическая характеристика основных физических качеств. Психологические условия, способствующие максимальному проявлению физических качеств.
Обсуждение результатов составления психофизического профиля спортсмена избранного вида спорта
Психологическая подготовка в спорте *
/Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Вопросы для обсуждения:
Понятие и цели психологической подготовки в спорте.
Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу.
Составление таблицы возможных факторов формирования негативных психических состояний у спортсменов в тренировочном процессе
Провести анализ публикаций в журнале «Спортивный психолог» на тему: организация мероприятий психологического обеспечения спортсменов, как часть спортивной подготовки /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Составить таблицу возможных факторов формирования негативных психических состояний у спортсменов избранного вида спорта в тренировочном процессе /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.4 ПК-1.6 ПК-1.9 ПК-2.1 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Раздел 2. Раздел 2. Психологическая подготовка в спорте
Психологическая подготовка в спорте *
/Лек/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
План:
1. Понятие и цели психологической подготовки в спорте.
2. Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу.
3. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Психология спортивного соревнования
/Лек/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
План:
1. Виды и характеристика предстартовых состояний.
2. Состояние психической готовности спортсмена.
3. Средства и приемы регуляции предстартовых состояний.
Психология спортивного соревнования
/Пр/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Вопросы для обсуждения:
Виды и характеристика предстартовых состояний.
Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию.
Разработка и обсуждение психологической составляющей психической готовности у спортсмена в избранном виде спорта.
Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию
/Пр/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Вопросы для обсуждения:
Освоение методик выявления характера предстартового состояния спортсмена
Средства и приемы регуляции предстартовых состояний.
Психологический климат в спортивном коллективе, как фактор результативности спортивной деятельности (Дискуссия)
/Пр/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Вопросы для обсуждения:
Совместимость в спортивной деятельности
Проявления взаимопонимания при взаимодействии в процессе спортивной деятельности.
Организации условий для взаимопонимания при взаимодействии в процессе спортивной деятельности.
Подобрать методики и провести исследование сформированности психологического климата в спортивной команде. /Ср/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Средства и приемы оптимизации предстартового состояния у спортсменов /Ср/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Разработать психологическую составляющую психической готовности у спортсмена в избранном виде спорта. /Ср/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Раздел 3. Раздел 3. Индивидуально-психологические особенности, и индивидуальный стиль деятельности спортсменов
Психология спортивного коллектива
/Лек/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
План:
1. Психологический климат в спортивном коллективе.
2. Организации условий для взаимодействия и взаимопонимания в процессе спортивной деятельности.
3. Совместимость в спортивной деятельности
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
Индивидуально-психологические особенности и индивидуальный стиль деятельности спортсменов
/Лек/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
План:
1. Индивидуальный стиль деятельности спортсменов
2. Индивидуально-психологические особенности спортсменов, их учет в тренировочной и соревновательной деятельности.
3. Современные методы и средства контроля и оценивания индивидуально-психологических особенностей и проявлений психики спортсменов.
Индивидуальный стиль деятельности спортсменов (Круглый стол) *
/Пр/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Вопросы для обсуждения:
Индивидуальный стиль деятельности, понятие, факторы формирования
Проявления индивидуального стиля деятельности спортсменов
Факторы формирования индивидуального стиля деятельности в избранном виде спорта.
Индивидуально-психологические особенности как фактор результативности спортсменов
/Пр/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Вопросы для обсуждения:
Индивидуально-психологические особенности спортсменов, их учет в тренировочной деятельности.
Индивидуально-психологические особенности спортсменов, их учет в соревновательной деятельности.
Коллоквиум по освоенным темам разделов дисциплины /Пр/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Составить и обосновать составляющие психофизического профиля спортсмена избранного вида спорта /Ср/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
Индивидуально-психологические особенности, как фактор соревновательной результативности спортсменов избранного вида спорта /Ср/
ПК-2.1 ПК-2.4 ПК-2.10 ПК-8.6 ПК-8.8 ПК-8.10
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент должен:
- ответить минимум на один вопрос на семинарском занятии
- выполнить практические задания
- принять участие в дискуссии,
- подготовить доклад
- подготовить мультимедийную презентацию для сопровождения доклада
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.
Зачет выставляется, при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
1.Устные ответы на семинарах - 5 баллов х 8 =40 баллов
2. Практические задания - 10 баллов х 3 =30 балла
3. Дискуссия- 5 баллов х 2=10 баллов
4. Доклад - 5 баллов х2 =10 баллов
5. Мультимедийная презентация к докладу- 5 баллов х 2 =10
ИТОГО по текущему контролю max - 100 б.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Волков Д. Н.
Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Смоленцева В. Н., Мироненко Ю. А., Блинов В. А., Шакина Н. А.
Психология взаимодействия в спорте: учеб.- метод. пособие для физкульт. вузов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: учеб.-метод. пособие для студентов физкульт. вузов по направлению 032101 "Физ. культура и спорт", профиля "Спорт. тренировка"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой
Психология физической культуры и спорта: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Агрессия в спорте: профилактика и коррекция агрессивного поведения спортсменов: монография
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
Селиверстова В. В., Мельников Д. С.
Психофизиологическое тестирование спортсменов: учеб. пособие по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал СибГУФК : moodle.sibgufk.ru
Сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
Официальный сайт СибГУФК : : sibsport.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2019.plx