2021-2022_44_03_05 ПО заочно 2020_plx_Экономика образования
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Экономика образования
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО заочно 2020.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.01.05
 
зачеты 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
10
4
10
Практические
4
30
4
30
Итого ауд.
8
40
8
40
Кoнтактная рабoта
8
40
8
40
Сам. работа
60
24
60
24
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
68
72
68
 
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преподаватель, Арбузина Н.Р. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
доцент, Кайгородцева О.В. _________________
 
Экономика образования
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 29.04.2022 г.  № 10

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой 

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовить обучающихся к педагогической и проектной деятельности для решения профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности: 01.001 –¬ педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель); 01.003 ¬– педагог дополнительного образования детей и взрослых
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Электронная информационно-образовательная среда вуза
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы математической обработки информации 
2.2.2
Научно-исследовательская работа
2.2.3
Спортивная метрология 
2.2.4
Естественнонаучная картина мира
2.2.5
Преддипломная практика
2.2.6
Социология 
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.5: Умеет:

- работать с информацией, представленной в различной форме;

- синтезировать информацию, представленную в различных источниках;

- использовать контент электронной информационно-образовательной среды;

- анализировать информационные ресурсы;

 
УК-1.6: Умеет:

- отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок;

 
УК-1.7: Имеет опыт:

- работы с персональным компьютером и поисковыми сервисами Интернета;

- использования методики аналитико-синтетической обработки информации из различных информационно-поисковых систем (предметизация, аннотирование, реферирование);

 
УК-1.8: Имеет опыт:

- критического анализа и обобщения информации по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта и эффективности физкультурно-спортивной деятельности;

 
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.1: Знает:

- основные экономические понятия;

 
УК-9.2: Умеет:

- анализировать информацию, необходимую для принятия обоснованных экономических решений;

 
УК-9.3: Имеет опыт:

- применения экономических инструментов;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Экономика образования как наука и учебная дисциплина
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.1
Экономика образования как наука и учебная дисциплина. /Лек/
2
УК-9.1
2
Экономика образования в системе экономических наук. История развития экономики образования.  Образование как сфера духовной деятельности и отрасль экономики. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук. Взаимосвязь и общие проблемы экономики образования и экономики, основанной на знаниях. Методы исследования экономики образования, их специфика по сравнению с методами экономической теории. Основные функции образования и их взаимосвязь.
0
 
1.2
Система образования РФ. Рынок образовательных услуг.  /Лек/
2
УК-1.5 УК-1.7 УК-9.1
2
Система образования и ее основные компоненты. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация. Образовательная услуга и ее отличие от продукта материального производства, других отраслей сферы услуг. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Государственный и негосударственный сектора рынка образовательных услуг.
0
 
1.3
История развития экономики образования.  /Пр/
2
УК-1.7 УК-9.1
2
Научные подходы к экономике образования. Концепция человеческого капитала: основные положения, плюсы и минусы подхода. Родоначальная модель экономики образования. Зарождение экономики образования как науки в трудах С.Г. Струмилина и В.А. Жамина. Развитие концепции экономики образования.
0
 
1.4
Государственная политика развития образования. /Пр/
2
УК-1.5 УК-9.1
2
Переход российской системы образования на международные стандарты. Уровневая система подготовки в высшем образовании. 
0
 
1.5
Модернизация российского образования.  /Пр/
2
УК-9.1
2
Основные направления экономической политики государства в сфере образования. Доступность высшего образования.
0
 
1.6
Качество образования /Пр/
2
УК-1.5 УК-9.1 УК-9.2
2
Эффективность образования.Проблемы оценки качества образования. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования. Типы оценок качества: категории свойств, оценка динамики показателей, валидность.Особенности педагогической квалиметрии. 
0
 
1.7
Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования.  /Пр/
2
УК-1.5 УК-1.7 УК-9.1
2
Социально-экономическая эффективность образования. Теория экономического эффекта образования. Границы экономической эффективности образования. Индивидуальный экономический эффект образования. Возможности и способы повышения эффективности образования.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
1.8
Раздел 1 /Ср/
12
УК-1.5 УК-1.7 УК-1.8
2
Подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных работ, подготовка докладов и презентаций
0
 
 
Раздел 2. Хозяйственный механизм в образовании
0
 
2.1
Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений. /Лек/
2
УК-9.1
2
Собственность в экономике образования. Субъекты и объекты собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения в сфере образования. Объекты собственности образовательного учреждения. Образовательные учреждения как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками. Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в системе образования.
0
 
2.2
Отношения собственности в образовании  /Пр/
2
УК-9.1
2
Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений. Последствия усложнения отношений собственности в сфере образования. Проблемы преобразования отношений собственности в системе образования. Особенности отношений собственности в образовательных учреждениях
0
 
2.3
Модели управления образованием.  /Пр/
2
УК-1.7 УК-9.1
2
Совершенствование управления образованием. Некоммерческая организация. Автономия образовательных учреждений. Направления совершенствования управления образованием. Новые организационные формы учебных заведений
0
 
2.4
Предпринимательская деятельность в образовании /Пр/
2
УК-1.7 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
Сущность, цели и виды предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Коммерциализация деятельности вузов. Образование и бизнес.  Самозанятость в образовании
0
 
2.5
Финансирование образования.  /Пр/
2
УК-9.1
2
Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью оу. Особенности казначейской системы финансирования. Организационные и правовые проблемы реализации нормативного финансирования образования.
0
 
2.6
Внебюджетное финансирование образовательной деятельности /Пр/
2
УК-1.7 УК-9.1
2
Внебюджетные средства в образовании. Понятие платных образовательных услуг. Основные этапы организации платных образовательных услуг. Арендные отношения в образовании. Планирование внебюджетных доходов образования.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
2.7
Налогообложение и бухгалтерский учет в образовании /Пр/
2
УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
Налогообложение образовательных услуг Налоговые льготы для образовательных учреждений Налоговая проверка образовательных учреждений. Основы организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях. 
0
 
2.8
Материально-техническая база образования.  /Лек/
2
УК-9.1
2
Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов.
0
 
2.9
Характеристика состояния материально-технической базы в образовании /Пр/
2
УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.1
2
Современное состояние МТБ. Показатели состояния и развития МТБ. Причины низкого уровня развития МТБ РФ. Источники формирования МТБ и основные направления ее развития на современном этапе.
0
 
2.10
Особенности труда в образовании /Лек/
2
УК-9.1
2
Труд в сфере образования. Социально-экономическое содержание труда работников образования как производительного труда. Интеллектуальный и творческий характер труда. Структура кадров в сфере образования. Трудовые права и социальные гарантии пед.работников. Рабочее время педагогических работников  Современное состояние рынка труда в образовании.
0
 
2.11
Оплата труда педагогических работников /Пр/
2
УК-1.6 УК-9.1 УК-9.3
2
Формы и системы оплаты труда. Система оплаты труда в сфере образования.Переход на новую систему оплату труда работников образования.   Эффективный контракт. Межотраслевой механизм регулирования заработной платы. Возможности материального стимулирования труда работников образовательной сферы.
0
 
2.12
Маркетинг в сфере образования.  /Пр/
2
УК-1.5 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
Сущность и назначение маркетинга. Специфика маркетинга в сфере образования. Понятие маркетинга образовательных услуг.  Субъекты и объекты маркетинга в образовании. Рынок продавца и рынок покупателя Позиционирование образовательной услуги на рынке.  Прогнозирование спроса на образовательные услуги.Сегментация рынка образовательных услуг 
0
 
2.13
Стратегия маркетинга образовательной организации /Пр/
2
УК-1.5 УК-9.1 УК-9.2
2
Маркетинговая среда образовательного учреждения SWOT-анализ образовательной организации. PEST- анализ. Маркетинговая стратегия. Продвижение образовательных услуг на рынке 
0
 
2.14
Раздел 2 /Ср/
12
2
Подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных работ, подготовка докладов и презентаций
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В течение семестра обучающиеся должны три раза пройти тест для самопроверки, пишут две письменные работы, решают две ситуационные задачи, защищают 2 доклада и 2 презентации и проходят итоговый тест.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Письменная работа                                   5х2=10

Ситуационная задача                                 5х2=10

Защита доклада                                          5х2=10

Защита презентации                                   5х2=10

Итоговый тест                                            6

Тесты для самоконтроля                           5х3=15

Итого                                                          61

Дополнительные баллы

письменная работа 5х2=10 баллов

защита доклада 5х2=10 баллов

защита презентации 5х2=10 баллов

бонусы за посещение всех занятий 9 баллов

Всего 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
авт.-сост. Е. А. Хромов ; Сургутский гос. пед. ун-т
Экономика образования: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Сургут: РИО Сургут. гос. пед. ун-та, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/89993
 
Л1.2
авт.-сост. : А. А. Кальсина, В. В. Рябухин ; Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т
Экономика образования: учеб. пособие для студентов вузов
Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/32111
 
Л1.3
Столяров В. И., Поздняк С. Н.
Экономика образования: учебник
Москва: КУРС [и др.], 2016
1
 
Л1.4
Басовский Л. Е., Панин В. А.
Экономика образования: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 44.03.01 "Пед. образование"
Москва: ИНФРА-М, 2016
2
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Савенкова Е. В., Шклярова О. А.
Проектный менеджмент в образовательной организации: учеб.-метод. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/92892
 
Л2.2
Комарова О. В., Зырянова Н. И.
Экономика образования: учеб. для студентов вузов по направлениям подгот. 44.03.01. "Пед. образование", 44.03.05 "Пед. образование (с двумя профилями подгот.)" (квалификация (степень) "бакалавр")
Москва: ИНФРА-М, 2016
2
 
Л2.3
Шемятихина Л. Ю., Лагутина Е. Е.
Менеджмент и экономика образования: учеб. пособие для студентов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2016
0
 
Л2.4
под ред. С. Ю. Трапицына
Менеджмент в образовании: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры
Москва: Юрайт, 2016
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО заочно 2020.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.5
Корзникова Г. Г.
Менеджмент в образовании : практический курс: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Академия, 2008
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог)
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
- СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru
6.3.2.2
- Академия Google — поисковая система: https://scholar.google.ru
6.3.2.3
- elibrary.ru - научная электронная библиотека: https://www.elibrary.ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Лекционная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
7.2
7.3
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
7.4
7.5
Для самостоятельной работы: учебная аудитория, оснащенная компьютером с выходом в интернет, офисный пакет MS Office.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики