2021-2022_43_03_02 Туризм заочно 2019_plx_Психология в туристской деятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психология в туристской деятельности
__________2021 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
43.03.02 Туризм заочно 2019.plx

43.03.02 Туризм

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.15
 
зачеты 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Туристско-экскурсионная деятельность
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Раянова Ю.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Психология в туристской деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
 
43.03.02 Туризм
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 11.05.2021 г.  № 15

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Чусовитина О.М.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2021 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование у бакалавров основ психологии при подготовке к будущей профессиональной деятельности в туристско-экскурсионной сфере.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Мировая культура и искусство
2.1.3
Основы экскурсионной деятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Исследовательская практика
2.2.2
Проектно-технологическая практика
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Преддипломная практика
2.2.5
История России
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.11: Умеет:

- применять знания психологии в работе с туристской группой;

- разрешать конфликтные ситуации на основе этики делового общения в туристской группе с учетом межкультурного разнообразия общества;

 
УК-5.18: Имеет опыт:

- взаимодействия в туристской группе, рабочем коллективе с учетом межкультурного разнообразия общества;

- решения конфликтных ситуаций в туристской группе, рабочем коллективе с учетом межкультурного разнообразия общества;

- соблюдения норм этики делового общения по отношению к туристам, коллегам с учетом межкультурного разнообразия общества;

 
УК-5.4: Знает:

- основы психологии личности в межкультурном разнообразии общества;

- социально-психологические основы взаимодействия в туристской группе;

- этику делового общения в межкультурном разнообразии общества;

- культуру межличностного общения в межкультурном разнообразии общества;

- понятие конфликта и способов его решения в туристской группе;

 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Знает:

- основы формирования soft skills;

 
УК-6.2: Умеет:

- использовать soft skills в управлении своим временем и саморазвитием;

 
УК-6.5: Имеет опыт:

- составления траектории саморазвития и управления временем с использованием soft skills;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
0
 
1.1
Общая характеристика психологии как науки.

/Лек/

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Предмет психологии как науки и учебной дисциплины. Объект, методы исследования и принципы психологии. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Отрасли психологической науки.
0
 
стр. 5
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
1.2
Семинарское занятие №1. Предмет психологии как науки и учебной дисциплины

/Пр/

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Предмет психологии как науки и учебной дисциплины. Объект, методы исследования и принципы психологии. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
0
 
1.3
Выполнение семинарских занятий.  /Ср/
10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Контрольная работа.
0
 
 
Раздел 2. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 
0
 
2.1
Семинарское занятие №4. Направленность личности и формы ее проявления

/Пр/

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Понятие направленности. Характеристика форм направленности. Понятие личности и индивидуальности, индивида. Психологическая структура личности.
0
 
2.2
Самосознание и его структура. Самооценка и её роль в структуре самосознания. Самосознание и самоконтроль.

/Ср/

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Составить схему
0
 
2.3
Методы изучения личности в психологии

/Ср/

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Исследовательская работа
0
 
2.4
Способность к саморазвитию.  /Ср/
10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Разработать программу саморазвития
0
 
 
Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ
0
 
3.1
Малая группа как социально-психологический феномен

/Лек/

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Понятие «малой группы». Теоретические подходы к исследова¬нию малых групп. Основные харак¬теристики малой группы. Функции группы. Образование малой груп-пы. Классификация малых групп: первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, группы членства и референт¬ные группы. Структура малой группы.
0
 
3.2
Семинарское занятие №10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.  /Пр/
2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
История изучения малых групп. Признаки малой группы и её границы. Классификация малых групп. Основные направления исследования малых групп в западной социальной психологии.
0
 
3.3
Семинарское занятие №19. Деловое общение, его виды и формы

/Пр/

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Понятие о деловом общении. Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Аргументирование и принятие решения.
0
 
стр. 6
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
3.4
Эффективность деятельности малой группы

/Ср/

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Разработка критериев определения эффективности
0
 
3.5
Динамика межличностных отношений

/Ср/

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Составление тезисов
0
 
3.6
Методы изучения межличностных отношений

/Ср/

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Составить классификацию методов, решить практические задания
0
 
3.7
Факторы и эффекты межличностного познания

/Ср/

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Решение ситуаций
0
 
3.8
Коммуникативные барьеры

/Ср/

12
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.5 УК-5.4 УК-5.11 УК-5.18
2
Решение ситуаций
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
1. Контрольная работа: min – 4 б, max - 12 б.

10-12 балла - новизна и самостоятельность в постановке проблемы. Наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. Соответствие плана и содержания теме контрольной работы. Полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы. Умеет работать с литературой, систематизировать и структурировать материал. Умеет обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. Правильное оформление ссылок на используемую литературу. Грамотность и культура изложения. Соблюдает требования к оформлению и объему. Работа сдана вовремя.

7-9 баллов - проявляет самостоятельность в постановке проблемы. Прослеживается наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. Содержание соответствуют теме и плану контрольной работы. Умеет работать с литературой, систематизировать и структурировать материал. Умеет аргументировать основные положения и выводы. Встречаются незначительные ошибки в оформлении ссылок на используемую литературу. Соблюдает требования к оформлению и объему. Работа сдана с незначительными отклонениями от срока.

4-6 баллов - затрудняется самостоятельно определить проблему. Отсутствует авторская позиция и самостоятельность суждений. Содержание частично соответствует содержанию темы и плану реферата. Затрудняется в систематизации и структурировании материала. Частично аргументирует основные положения и выводы. Встречаются ошибки в оформлении ссылок на используемую литературу и в соблюдении требований к оформлению и объему. Работа сдана не в срок.

2. Доклад с презентацией: min – 2 б, max - 8 б.

6-8 балла - доклад построен логично, содержание слайдов соответствует проблеме, тема раскрыта достаточно полно, оформление презентации логично, эстетично докладчик изъяснялся кратко, четко, уложился в регламент.

2-5 балла - доклад частично полностью раскрывает проблему, содержание слайдов перенасыщено текстовой информацией, нелогичный переход между слайдами, оформление презентации затрудняет зрительное восприятие информации, докладчик изъяснялся четко, регламент доклада нарушен.

менее 2 баллов - доклад построен не логично, частично раскрывает проблему, в содержании слайдов обнаруживаются существенные ошибки, оформление презентации не соответствует излагаемому материалу, текст слайдов не читается, фон не сочетается с текстом и графическими изображениями, докладчик изъяснялся нечетко, регламент доклада нарушен.

3. Решение ситуаций:min – 2 б, max - 6 б.

6 баллов - Осуществляет полный анализ условий ситуации, причин поступков учащихся. Приводит не менее трёх аргументов для обоснования правильности предложенного решения. При планировании решений использует принципы и закономерности педагогики. Приводит примеры, использует дополнительный материал. Решение соответствует алгоритму.

4 балла - Осуществляет анализ ситуации, указывает причины. Предложенное решение частично обосновывает, приводит 1-2 аргумента. При планировании решений частично использует принципы и закономерности психологии. Решение 

 
стр. 7
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
оригинальное, но основывается частично на привнесенных фактах, о которых не упоминается в ситуации. Решение частично соответствует алгоритму.

2 балла - Преобладает пересказ ситуации. Предложенное решение не обосновывает, причины не анализирует. При обосновании не использует знания психологии. Допускает ошибки в анализе ситуации и, как следствие этого, предлагает неправильное решение ситуации. Решение без использования алгоритма.

4. Исследовательская работа: min – 2 б, max - 4 б.

4 балла - студент умеет самостоятельно работать с психологическими источниками; достаточно подробно использует изученный материал; демонстрирует понимание метода тестирования; правильно его использует; корректно пользуется психологической терминологией при интерпретации данных. Грамотность и культура изложения. Соблюдает требования к оформлению и объему. Работа сдана вовремя.

3 балла-  Студент умеет самостоятельно работать с психологическими источниками; достаточно подробно использует изученный материал; демонстрирует понимание метода тестирования; правильно его использует; с незначительными ошибками пользуется психологической терминологией при интерпретации данных. Соблюдает требования к оформлению и объему. Работа сдана с незначительными отклонениями от срока.

2 балла - Студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но недостаточно демонстрирует понимание метода тестирования, мало пользуется психологической терминологией, допускает ошибки в интерпретации данных, не делает заключений, отсутствуют некоторые показатели. Встречаются ошибки в соблюдении требований к оформлению и объему. Работа сдана не в срок.

5. Программа саморазвития:min – 2 б, max - 6 б.

5-6 баллов - Студент умеет самостоятельно работать с психологическими источниками; достаточно подробно использует изученный материал; демонстрирует понимание метода тестирования; правильно его использует; корректно пользуется психологической терминологией, при интерпретации данных, правильно формулирует рекомендации по развитию профессионально значимых свойств и качеств личности. Соблюдает требования к оформлению и объему. Работа сдана вовремя.

3-4 балла - Студент умеет самостоятельно работать с психологическими источниками; достаточно подробно использует изученный материал; демонстрирует понимание метода тестирования; правильно его использует; с незначительными ошибками пользуется психологической терминологией при интерпретации данных, формулирует рекомендации по развитию профессионально значимых свойств и качеств личности с незначительными ошибками. Соблюдает требования к оформлению и объему. Работа сдана с незначительными отклонениями от срока.

2 балла - Студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но недостаточно полно демонстрирует понимание метода тестирования, мало пользуется психологической терминологией, допускает ошибки в интерпретации данных, не делает заключений, формулирует рекомендации по развитию профессионально значимых свойств и качеств личности без учета диагностических данных. Встречаются ошибки в соблюдении требований к оформлению и объему. Работа сдана не в срок.

6. Выполнение разноуровневых заданий: min – 2 б, max - 5 б.

5 баллов - содержание заданий соответствует теме, информация представлена лаконично, систематизирована, оформление заданий логично, эстетично, оформление заданий соответствует требованиям.

3-4 балла - задания в большей части раскрывают тему, содержание заданий перенасыщено текстовой информацией, оформление заданий затрудняет зрительное восприятие информации, объем заданий не соответствует требованиям.

2 балла - задания представлены не логично, частично раскрывают тему, в содержании заданий обнаруживаются существенные ошибки, оформление заданий не соответствует излагаемому материалу, объем представленной информации нарушен.

7. Итоговый тест:min – 10 б, max - 20 б.

16-20 баллов - дано 66% - 100% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто в полном объеме, предусмотренном программой.

10- 15 баллов- дано 50% - 65% правильных понятий и терминов. Содержание понятий раскрыто не в полном объеме, частично соответствует программе дисциплины.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется, при условии выполнения заданий текущего контроля не менее, чем на 61 балл.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды работ

Контрольная работа                          12

Доклад с презентацией                               8

Решение ситуаций                                      6

 
стр. 8
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
Исследовательская работа                          4

Программа саморазвития                           6

Выполнение разноуровневых заданий   5

Итоговый тест                                  20

Итог                                                          61

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по сумме набранных баллов в текущем контроле: min - 61 б., max - 100 б.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
под общ. ред. : В. А. Сластенина, А. С. Обухова
Психология: учеб. для бакалавров вузов по гуманитар. направлениям и специальностям
Москва: Юрайт, 2013
0
 
Л1.2
Маклаков А. Г.
Общая психология: учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей высш. пед. учеб. заведений
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Гуревич П. С.
Психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/71045
 
Л2.2
Семенова Л. Э.
Социальная психология: учеб.-метод. пособие для высш. учеб. заведений
Саратов: Вузов. образование, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/40187
 
Л2.3
Станиславская И. Г., Малкина-Пых И. Г.
Психология. Основные отрасли: учеб. пособие для вузов по направлению 032100 - Физ. культура
Москва: Человек, 2014
1
https://www.iprbookshop.ru/27592
 
Л2.4
Родыгина Ю. К.
Психология личности: учеб. пособие по направлениям 49.04.01 "Физ. культура" и 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики