МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.пед.наук, доцент, Сусикова Т.С.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
доцент, Кравчук Т.А. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 24.01.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Подготовить обучающихся к педагогической и проектной деятельности для решения профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности: 01.001 –¬ педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель); 01.003 ¬– педагог дополнительного образования детей и взрослых
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Электронная информационно-образовательная среда вуза
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы математической обработки информации
Научно-исследовательская работа
Естественнонаучная картина мира
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.5: Умеет:
- работать с информацией, представленной в различной форме;
- синтезировать информацию, представленную в различных источниках;
- использовать контент электронной информационно-образовательной среды;
- анализировать информационные ресурсы;
УК-1.6: Умеет:
- отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок;
УК-1.7: Имеет опыт:
- работы с персональным компьютером и поисковыми сервисами Интернета;
- использования методики аналитико-синтетической обработки информации из различных информационно-поисковых систем (предметизация, аннотирование, реферирование);
УК-1.8: Имеет опыт:
- критического анализа и обобщения информации по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта и эффективности физкультурно-спортивной деятельности;
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1: Знает:
- основные экономические понятия;
УК-9.2: Умеет:
- анализировать информацию, необходимую для принятия обоснованных экономических решений;
УК-9.3: Имеет опыт:
- применения экономических инструментов;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Экономика образования как наука и учебная дисциплина
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Экономика образования как наука и учебная дисциплина. /Лек/
Экономика образования в системе экономических наук. История развития экономики образования. Образование как сфера духовной деятельности и отрасль экономики. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук. Взаимосвязь и общие проблемы экономики образования и экономики, основанной на знаниях. Методы исследования экономики образования, их специфика по сравнению с методами экономической теории. Основные функции образования и их взаимосвязь.
Система образования РФ. Рынок образовательных услуг. /Лек/
Система образования и ее основные компоненты. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация. Образовательная услуга и ее отличие от продукта материального производства, других отраслей сферы услуг. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Государственный и негосударственный сектора рынка образовательных услуг.
История развития экономики образования. /Пр/
Научные подходы к экономике образования. Концепция человеческого капитала: основные положения, плюсы и минусы подхода. Родоначальная модель экономики образования. Зарождение экономики образования как науки в трудах С.Г. Струмилина и В.А. Жамина. Развитие концепции экономики образования.
Государственная политика развития образования. /Пр/
Переход российской системы образования на международные стандарты. Уровневая система подготовки в высшем образовании.
Модернизация российского образования. /Пр/
Основные направления экономической политики государства в сфере образования. Доступность высшего образования.
Качество образования /Пр/
Эффективность образования.Проблемы оценки качества образования. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования. Типы оценок качества: категории свойств, оценка динамики показателей, валидность.Особенности педагогической квалиметрии.
Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования. /Пр/
Социально-экономическая эффективность образования. Теория экономического эффекта образования. Границы экономической эффективности образования. Индивидуальный экономический эффект образования. Возможности и способы повышения эффективности образования.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных работ, подготовка докладов и презентаций
Раздел 2. Хозяйственный механизм в образовании
Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений. /Лек/
Собственность в экономике образования. Субъекты и объекты собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения в сфере образования. Объекты собственности образовательного учреждения. Образовательные учреждения как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками. Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в системе образования.
Отношения собственности в образовании /Пр/
Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений. Последствия усложнения отношений собственности в сфере образования. Проблемы преобразования отношений собственности в системе образования. Особенности отношений собственности в образовательных учреждениях
Модели управления образованием. /Пр/
Совершенствование управления образованием. Некоммерческая организация. Автономия образовательных учреждений. Направления совершенствования управления образованием. Новые организационные формы учебных заведений
Предпринимательская деятельность в образовании /Пр/
УК-1.7 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Сущность, цели и виды предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Коммерциализация деятельности вузов. Образование и бизнес. Самозанятость в образовании
Финансирование образования. /Пр/
Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью оу. Особенности казначейской системы финансирования. Организационные и правовые проблемы реализации нормативного финансирования образования.
Внебюджетное финансирование образовательной деятельности /Пр/
Внебюджетные средства в образовании. Понятие платных образовательных услуг. Основные этапы организации платных образовательных услуг. Арендные отношения в образовании. Планирование внебюджетных доходов образования.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Налогообложение и бухгалтерский учет в образовании /Пр/
Налогообложение образовательных услуг Налоговые льготы для образовательных учреждений Налоговая проверка образовательных учреждений. Основы организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях.
Материально-техническая база образования. /Лек/
Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов.
Характеристика состояния материально-технической базы в образовании /Пр/
УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.1
Современное состояние МТБ. Показатели состояния и развития МТБ. Причины низкого уровня развития МТБ РФ. Источники формирования МТБ и основные направления ее развития на современном этапе.
Особенности труда в образовании /Лек/
Труд в сфере образования. Социально-экономическое содержание труда работников образования как производительного труда. Интеллектуальный и творческий характер труда. Структура кадров в сфере образования. Трудовые права и социальные гарантии пед.работников. Рабочее время педагогических работников Современное состояние рынка труда в образовании.
Оплата труда педагогических работников /Пр/
Формы и системы оплаты труда. Система оплаты труда в сфере образования.Переход на новую систему оплату труда работников образования. Эффективный контракт. Межотраслевой механизм регулирования заработной платы. Возможности материального стимулирования труда работников образовательной сферы.
Маркетинг в сфере образования. /Пр/
УК-1.5 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Сущность и назначение маркетинга. Специфика маркетинга в сфере образования. Понятие маркетинга образовательных услуг. Субъекты и объекты маркетинга в образовании. Рынок продавца и рынок покупателя Позиционирование образовательной услуги на рынке. Прогнозирование спроса на образовательные услуги.Сегментация рынка образовательных услуг
Стратегия маркетинга образовательной организации /Пр/
Маркетинговая среда образовательного учреждения SWOT-анализ образовательной организации. PEST- анализ. Маркетинговая стратегия. Продвижение образовательных услуг на рынке
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
УК-1.5 УК-1.6 УК-1.7 УК-1.8 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных работ, подготовка докладов и презентаций
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В течение семестра обучающиеся должны три раза пройти тест для самопроверки, пишут две письменные работы в рамках основной работы и две в качестве дополнительных видов работы, решают две ситуационные задачи, защищают 2 доклада (еще 2 как дополнительный вид работы) и 2 презентации (еще 2 как дополнительный вид работы) и проходят итоговый тест. Бонусы за посещение всех занятий 9 баллов.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Письменная работа 5х2=10
Ситуационная задача 5х2=10
Защита доклада 5х2=10
Защита презентации 5х2=10
Итоговый тест 6
Тесты для самоконтроля 5х3=15
Итого 61
Дополнительные баллы
письменная работа 5х2=10 баллов
защита доклада 5х2=10 баллов
защита презентации 5х2=10 баллов
бонусы за посещение всех занятий 9 баллов
Всего 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
авт.-сост. Е. А. Хромов ; Сургутский гос. пед. ун-т
Экономика образования: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Сургут: РИО Сургут. гос. пед. ун-та, 2019
https://www.iprbookshop.ru/89993
авт.-сост. : А. А. Кальсина, В. В. Рябухин ; Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т
Экономика образования: учеб. пособие для студентов вузов
Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2014
https://www.iprbookshop.ru/32111
Столяров В. И., Поздняк С. Н.
Экономика образования: учебник
Москва: КУРС [и др.], 2016
Басовский Л. Е., Панин В. А.
Экономика образования: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 44.03.01 "Пед. образование"
6.1.2. Дополнительная литература
Савенкова Е. В., Шклярова О. А.
Проектный менеджмент в образовательной организации: учеб.-метод. пособие
Москва: Изд-во МПГУ, 2019
https://www.iprbookshop.ru/92892
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Комарова О. В., Зырянова Н. И.
Экономика образования: учеб. для студентов вузов по направлениям подгот. 44.03.01. "Пед. образование", 44.03.05 "Пед. образование (с двумя профилями подгот.)" (квалификация (степень) "бакалавр")
Шемятихина Л. Ю., Лагутина Е. Е.
Менеджмент и экономика образования: учеб. пособие для студентов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2016
Менеджмент в образовании: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры
Менеджмент в образовании : практический курс: учеб. пособие для студентов вузов
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru
- Академия Google — поисковая система: https://scholar.google.ru
- elibrary.ru - научная электронная библиотека: https://www.elibrary.ru
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Лекционная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран. Офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
Для самостоятельной работы: учебная аудитория, оснащенная компьютером с выходом в интернет, офисный пакет MS Office.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ