44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Приешкина А.Н.
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
- проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук;
- использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования; требований дополнительного образования;
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся;
- теоретические основы управления учебно-познавательной деятельностью в сфере физической культуры и спорта;
- теоретические и методические основы базовых видов спорта школьной программы;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, подсобных помещений к ним, других мест проведения занятий;
- закономерности и условия достижения спортивных результатов в процессе состязаний;
- историю и современное состояние базовых видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта), их место и значение в физической культуре, науке и образовании;
- методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в сфере спортивной подготовки и сфере образования;
- методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта, а также контроль и оценку технической и физической подготовленности занимающихся;
- правила судейства и организацию соревнований в базовых видах спорта
- использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач;
- контролировать и оценивать качество выполнения упражнений занимающимися в базовых видах спорта и определять ошибки в технике;
- нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности обучающихся
- проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований) с использованием средств базовых видов спорта;
- участия в судействе физкультурно-спортивных мероприятий (соревнований) по базовым видам спорта
- самостоятельно оценивать уровень физической подготовленности
- проводить занятия по общей физической подготовке
- определять и учитывать величину нагрузки на занятиях
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений
- пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и контрольно-измерительными приборами и обнаруживать их неисправности;
- владения техникой основных двигательных действий базовых видов спорта на уровне выполнения контрольных нормативов;
- самоконтроля и анализа своего физического состояния, физической подготовленности;
ции
Требования для зачета для студентов, обучающихся на 2,3,4,5 курсе (3,5,7,9 семестр)
ЗАЧЕТ
Разработать план-конспект 3*7=21
Проведение фрагмента занятия 3*10=30
Разработать микроцикл, мезоцикл,
макроцикл для избранного вида спорта 2*5=10
Дополнительные виды работ
Реферат 2*10=20
Выполнение норм ГТО 9
Посещаемость занятий (100%) 10
Итого: 100
ЭКЗАМЕН
К экзамену обучающийся допускается при наличии от 40-60 баллов по текущему контролю.
Текущий контроль
Виды работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание
Разработать план-конспект 3*5=15
Проведение фрагмента занятия 3*10=30
Прием практических нормативов 1*5=5
Тестирование 10
Промежуточная аттестация
Теоретический вопрос
20 20х1=20
Практическое задание 20 20х1=20
Всего 100
Практические задания.
Задание 1. Разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью на общую физическую подготовку.
Задание 2. Разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью на специальную физическую подготовку.
Задание 3. Разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью на техническую подготовку.
Задание 5. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 1 разряда с направленностью на специальную физическую подготовку.
Задание 6. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 2 разряда с направленностью на технико-тактическую подготовку.
Задание 7. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 2 разряда с направленностью на развитие скоростно-силовых качеств.
Задание 8. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 2 разряда с направленностью на теоретическую подготовку.
Задание 9. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 2 разряда с направленностью на развитие координационных способностей.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он демонстрируют глубокие знания, навыки и понимание студентом требований к проведению тренировочных занятий; нестандартное решение педагогических задач и применение различных способов в подготовке спортсменов, всестороннее понимание теоретических вопросов и использование связанных с ними практических умений и прикладных навыков. Студент умеет анализировать и интегрировать информацию при проведении тренировочных занятий, делать всесторонние выводы, точные прогнозы изучаемых педагогических процессов на основе использования предоставленной информации, решать проблемы, соответствующие данному уровню подготовки спортсменов.
Оценка «хорошо» демонстрируют знания, навыки и понимание студентом требований и критериев к подготовке к занятиям. Конспект иллюстрирует знание студентом основных теоретических вопросов и использование практических умений и прикладных навыков. Этот материал должен доказательно подтвердить то, что студент умеет планировать и проводить тренировочные занятия, анализировать и формулировать выводы, делать логичные прогнозы развития физических качеств на основе применения разнообразных средств и методов.
Оценка «удовлетворительно» студент демонстрируют удовлетворительные знания, навыки и понимание особенностей проведения занятий, осознает основные теоретические вопросы, но недостаточно использует связанные с ним практические умения. Студент достаточно слабо владеет навыками планирования и проведения тренировочных занятий, слабо анализирует и формулирует выводы, редко делает прогнозы на основе применения средств и методов.
Оценка «неудовлетворительно» студент демонстрируют необходимость улучшения знаний и навыков, который не понимает требований, предъявляемых стандартами и критериев основным модельным характеристикам подготовки спортсменов, не знает основных теоретических вопросов и не умеет использовать связанные с этими вопросами практические умения. Студент умеет делать некоторые упрощенные прогнозы на основе ограниченных знаний.
Примеры индивидуальных творческих заданий
1. Составить положение о проведении соревнований для студентов 1-4 курсов СибГУФК.
2. Составить положение о проведении классификационных соревнованийдля студентов 1-4 курсов СибГУФК.
Критерии оценки:
Оценка «зачтено» выставляется студенту, в случае если - составлен полный по содержанию документ, не требующий дополнений и уточнений. Характеризуется последовательностью, логикой изложения основных пунктов положение. Студент должен подробно и обстоятельно раскрыть все пункты положения о проведении соревнования, чётко и аргументировано дать пояснения.
Оценка «не зачтено». Студент не может изложить структуру положения о проведении соревнования, не может пояснить содержание основных пунктов данного документа, не отвечает на дополнительные и наводящие вопросы преподавателя. Студент не имеет целостного представления о документе, регламентирующего проведения соревнования.
Пример зачётных требований к самостоятельной работе студентов
1. Предоставить дневник самоконтроля, (оценивается форма и содержание дневника самоконтроля). Студент должен знать основы заполнения дневника, уметь интерпретировать дневниковые записи, владеть навыками анализа записей для совершенствования тренировочного процесса.
2. Принять участие в судействе соревнований не менее 3 раз в течение учебного года (оценивается портфолио спортивных достижений). Студент предоставляет справки об участии в судействе соревнований, характеристики и письменные оценки главных судей соревнований.
3. Выполнить или подтвердить разряды к окончанию освоения учебного материала (оценивается портфолио спортивных достижений). Студент предоставляет зачетно-квалификационные документы, подтверждающие присвоения разряда.
4. Представить динамику личных спортивных достижений в процессе обучения (оценивается портфолио спортивных достижений). Студент предоставляет грамоты, протоколы соревнований с результатами спортивных достижений.
5. Провести тренировочные занятия не менее трех по заданию преподавателя (оценивается план-конспект и качество проведения занятия). Студент предоставляет план-конспект тренировочного занятия.
Устный опрос
Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессионально спортивное совершенствование»:
Вопросы к экзамену
2. Средства тренировки в соревновательном периоде.
3. Характеристика равномерного метода тренировки.
4. Характеристика повторного метода тренировки.
5. Характеристика переменного метода тренировки.
6. Характеристика интервального метода тренировки.
7. Характеристика кругового метода тренировки.
8. Содержание и ведение дневника самоконтроля.
9. Характеристика и подбор упражнений при обучении техники.
10. Характеристика и подбор упражнений при обучении тактики.
11. Классификация соревнований .
12. Объем тренировочной нагрузки и его распределение в годичном цикле подготовки.
13. Интенсивность тренировочной нагрузки и его распределение в годичном цикле подготовки.
14. Средства и методы тренировки, применяемые в подготовительном периоде.
15. Средства и методы тренировки, применяемые в соревновательном периоде.
16. Средства и методы тренировки, применяемые в переходном периоде.
17. Особенности занятий избранным видом спорта младших, средних, старших классов.
18. Методика развития общей выносливости.
19. Методика развития скоростных качеств.
20. Методика развития силовых качеств.
21. Оздоровительная направленность занятий избранным видом спорта.
22. Особенности проведения занятий в группах начальной подготовки и тренировочных группах.
23. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в подготовительном периоде.
24. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в соревновательном периоде.
25. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в переходном периоде.
26. Самоконтроль при занятиях избранным видом спорта.
27. Показатели тренировочной нагрузки, их характеристика.
28. Структура и содержание микроциклов на различных этапах годичного цикла.
29. Контроль и учёт выполнения тренировочной нагрузки.
30. Календарь соревнований, требования к его составлению.
31. Особенности проведения тренировочных сборов в подготовительном периоде.
32. Особенности проведения тренировочных сборов в соревновательном периоде.
33. Подготовка к проведению соревнований.
34. Виды планирования.
35. Особенности построения тренировочного процесса с юными спортсменами
36. Периодизация годичного цикла (средства, методы, задачи каждого периода).
37. Права участников соревнований.
38. Документы необходимые для проведения соревнований.
39. Личностные качества тренера.
40. Воспитательная работа тренера.
Освоение дисциплины предполагает:
-посещение практических занятий в спортивном зале;
-выполнение практических работ и практических заданий в соответствие с календарным планом дисциплины;
-проведение фрагментов занятий, мероприятий различной направленности в рамках выполненных практических работ и практических заданий по каждому разделу дисциплины;
- самостоятельное выполнение заданий.
Допуск к зачёту предполагает набор не менее 40 баллов по БРС.
Практические задания выполняются по предложенным условиям с учётом требований, предъявляемых к их выполнению и оформлению.
Выполнениезаданий, связанных с разработкой занятий (физкультурное занятие, урок, секционное занятие, учебное занятие в колледже, вузе), предполагает три этапа (табл. 1).
Таблица 1
Этапы разработки занятия
Этап Действие Содержание
I 1. Создание замысла занятия -определение темы в системе занятий;
-определение вида занятия
2 .Постановка задач занятия -определение задач;
-конкретизация структуры занятия
3. Определение содержания учебного материала -отбор и конкретизация учебного материала для основной части занятия;
-организация учебного материала
4. Выбор форм, методов и средств обучения -определение методов организации обучающихся на занятии по достижению поставленных целей и задач;
-подбор методов обучения, учитывая особенности и возможности обучающихся;
-подбор средств обучения
II 1. Разработка плана занятия -определение последовательности применения в занятии отобранных форм, методов и средств физического воспитания
Выполнение заданий, связанных с разработкой мероприятий различной направленности предполагает следующий алгоритм действий:
1. Учёт содержания программы физического воспитания и возрастных особенностей, состояния здоровья и уровня подготовленности обучающихся.
2. Соблюдение требований к оформлению документов оперативного планирования.
Выполнение заданий, связанных с анализом физической подготовленности обучающихся предполагает:
1. Соотнесение результатов тестирования обучающихся с нормативами, указанными в программе физического воспитания, ВФСК ГТО.
2. Определение уровня развития физических качеств у мальчиков и девочек в группе и индивидуально.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студентами с поставленными вопросами и проблемами. В самостоятельную работу входит изучение рекомендованной литературы, подготовка докладов и презентаций, составление планов-конспектов занятий и комплексов ОРУ, специально-подготовительных, имитационных и подводящих упражнений для самостоятельного проведения в своей учебной группе, а также самостоятельная физическая подготовка и участие в соревнованиях различного уровня. Самостоятельная работа является необходимой частью образовательного процесса. Для успешного освоения материала дисциплины предварительно необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы, а также с имеющейся литературой по данному предмету. Учёт успеваемости студентов ведётся в форме текущих зачётов по пройденным темам в сроки, предусмотренные учебным планом.
Промежуточное и итоговое оценивание студентов осуществляется при выполнении ими установленных программой требований по балльно-рейтинговой системе СибГУФК. Условия накопления баллов и критерии оценки представлены в приложении 1. В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой студент допускается к сдаче зачёта, составляет 40 баллов. Если к моменту проведения зачёта студент набирает количество баллов, достаточное для получения зачёта (60 баллов и более), то они могут быть выставлены ему в зачётную книжку и ведомость в день зачёта без процедуры принятия.
Студент, успешно занимавшийся в течение семестра и собеседование
по теоретическому вопросу
20 20х1=20
выполнение практического задания 20 20х1=20
Всего 100
Устный опрос
Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессионально спортивное совершенствование»:
Вопросы
к экзамену
1. Средства тренировки в подготовительном периоде.
2. Средства тренировки в соревновательном периоде.
3. Характеристика равномерного метода тренировки.
4. Характеристика повторного метода тренировки.
5. Характеристика переменного метода тренировки.
6. Характеристика интервального метода тренировки.
7. Характеристика кругового метода тренировки.
8. Содержание и ведение дневника самоконтроля.
9. Характеристика и подбор упражнений при обучении техники.
10. Характеристика и подбор упражнений при обучении тактики.
11. Классификация соревнований .
12. Объем тренировочной нагрузки и его распределение в годичном цикле подготовки.
13. Интенсивность тренировочной нагрузки и его распределение в годичном цикле подготовки.
14. Средства и методы тренировки, применяемые в подготовительном периоде.
15. Средства и методы тренировки, применяемые в соревновательном периоде.
16. Средства и методы тренировки, применяемые в переходном периоде.
17. Особенности занятий избранным видом спорта младших, средних, старших классов.
18. Методика развития общей выносливости.
19. Методика развития скоростных качеств.
20. Методика развития силовых качеств.
21. Оздоровительная направленность занятий избранным видом спорта.
22. Особенности проведения занятий в группах начальной подготовки и тренировочных группах.
23. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в подготовительном периоде.
24. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в соревновательном периоде.
25. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в переходном периоде.
26. Самоконтроль при занятиях избранным видом спорта.
28. Структура и содержание микроциклов на различных этапах годичного цикла.
29. Контроль и учёт выполнения тренировочной нагрузки.
30. Календарь соревнований, требования к его составлению.
31. Особенности проведения тренировочных сборов в подготовительном периоде.
32. Особенности проведения тренировочных сборов в соревновательном периоде.
33. Подготовка к проведению соревнований.
34. Виды планирования.
35. Особенности построения тренировочного процесса с юными спортсменами
36. Периодизация годичного цикла (средства, методы, задачи каждого периода).
37. Права участников соревнований.
38. Документы необходимые для проведения соревнований.
39. Личностные качества тренера.
40. Воспитательная работа тренера.
Освоение дисциплины предполагает:
-посещение практических занятий в спортивном зале;
-выполнение практических работ и практических заданий в соответствие с календарным планом дисциплины;
-проведение фрагментов занятий, мероприятий различной направленности в рамках выполненных практических работ и практических заданий по каждому разделу дисциплины;
- самостоятельное выполнение заданий.
Допуск к зачёту предполагает набор не менее 40 баллов по БРС.
Практические задания выполняются по предложенным условиям с учётом требований, предъявляемых к их выполнению и оформлению.
Выполнение заданий, связанных с разработкой занятий (физкультурное занятие, урок, секционное занятие, учебное занятие в колледже, вузе), предполагает три этапа (табл. 1).
Таблица 1
Этапы разработки занятия
Этап Действие Содержание
I 1. Создание замысла занятия -определение темы в системе занятий;
-определение вида занятия
2 .Постановка задач занятия -определение задач;
-конкретизация структуры занятия
3. Определение содержания учебного материала -отбор и конкретизация учебного материала для основной части занятия;
-организация учебного материала
4. Выбор форм, методов и средств обучения -определение методов организации обучающихся на занятии по достижению поставленных целей и задач;
-подбор методов обучения, учитывая особенности и возможности обучающихся;
-подбор средств обучения
II 1. Разработка плана занятия -определение последовательности применения в занятии отобранных форм, методов и средств физического воспитания
III Оформление плана
Выполнение заданий, связанных с разработкой мероприятий различной направленности предполагает следующий алгоритм действий:
1. Учёт содержания программы физического воспитания и возрастных особенностей, состояния здоровья и уровня подготовленности обучающихся.
2. Соблюдение требований к оформлению документов оперативного планирования.
Выполнение заданий, связанных с анализом физической подготовленности обучающихся предполагает:
1. Соотнесение результатов тестирования обучающихся с нормативами, указанными в программе физического воспитания, ВФСК ГТО.
2. Определение уровня развития физических качеств у мальчиков и девочек в группе и индивидуально.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студентами с поставленными вопросами и проблемами. В самостоятельную работу входит изучение рекомендованной литературы, подготовка докладов и презентаций, составление планов-конспектов занятий и комплексов ОРУ, специально-подготовительных, имитационных и подводящих упражнений для самостоятельного проведения в своей учебной группе, а также самостоятельная физическая подготовка и участие в соревнованиях различного уровня. Самостоятельная работа является необходимой частью образовательного процесса. Для успешного освоения материала дисциплины предварительно необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы, а также с имеющейся литературой по данному предмету. Учёт успеваемости студентов ведётся в форме текущих зачётов по пройденным темам в сроки, предусмотренные учебным планом.
Промежуточное и итоговое оценивание студентов осуществляется при выполнении ими установленных программой требований по балльно-рейтинговой системе СибГУФК. Условия накопления баллов и критерии оценки представлены в приложении 1. В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой студент допускается к сдаче зачёта, составляет 40 баллов. Если к моменту проведения зачёта студент набирает количество баллов, достаточное для получения зачёта (60 баллов и более), то они могут быть выставлены ему в
ЗАЧЕТ
Разработать план-конспект 3*7=21
Проведение фрагмента занятия 3*10=30
Разработать микроцикл, мезоцикл,
макроцикл для избранного вида спорта 2*5=10
Дополнительные виды работ
Реферат 2*10=20
Выполнение норм ГТО 9
Посещаемость занятий (100%) 10
Итого: 100
ЭКЗАМЕН
К экзамену обучающийся допускается при наличии от 40-60 баллов по текущему контролю.
Текущий контроль
Виды работ Максимально возможное кол-во баллов за 1 задание
Разработать план-конспект 3*5=15
Проведение фрагмента занятия 3*10=30
Прием практических нормативов 1*5=5
Тестирование 10
Промежуточная аттестация
Теоретический вопрос
20 20х1=20
Практическое задание 20 20х1=20
Всего 100
Практические задания.
Задание 1. Разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью на общую физическую подготовку.
Задание 2. Разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью на специальную физическую подготовку.
Задание 3. Разработать план-конспект тренировочного занятия с направленностью на техническую подготовку.
Задание 4. Разработать план-конспект тренировочного занятия на общую физическую подготовку и воспитание личностных качеств.
Задание 5. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 1 разряда с направленностью на специальную физическую подготовку.
Задание 6. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 2 разряда с направленностью на технико-тактическую подготовку.
Задание 7. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 2 разряда с направленностью на развитие скоростно-силовых качеств.
Задание 8. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 2 разряда с направленностью на теоретическую подготовку.
Задание 9. Разработать план-конспект тренировочного занятия для спортсменов 2 разряда с направленностью на развитие координационных способностей.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он демонстрируют глубокие знания, навыки и понимание студентом требований к проведению тренировочных занятий; нестандартное решение педагогических задач и применение различных способов в подготовке спортсменов, всестороннее понимание теоретических вопросов и использование связанных с ними практических умений и прикладных навыков. Студент умеет анализировать и интегрировать информацию при проведении тренировочных занятий, делать всесторонние выводы, точные прогнозы изучаемых педагогических процессов на основе использования предоставленной информации, решать проблемы, соответствующие данному уровню подготовки спортсменов.
Оценка «хорошо» демонстрируют знания, навыки и понимание студентом требований и критериев к подготовке к занятиям. Конспект иллюстрирует знание студентом основных теоретических вопросов и использование практических умений и прикладных навыков. Этот материал должен доказательно подтвердить то, что студент умеет планировать и проводить тренировочные занятия, анализировать и формулировать выводы, делать логичные прогнозы развития физических качеств на основе применения разнообразных средств и методов.
Оценка «удовлетворительно» студент демонстрируют удовлетворительные знания, навыки и понимание особенностей проведения занятий, осознает основные теоретические вопросы, но недостаточно использует связанные с ним практические умения. Студент достаточно слабо владеет навыками планирования и проведения тренировочных занятий, слабо анализирует и формулирует выводы, редко делает прогнозы на основе применения средств и методов.
Оценка «неудовлетворительно» студент демонстрируют необходимость улучшения знаний и навыков, который не понимает требований, предъявляемых стандартами и критериев основным модельным характеристикам подготовки спортсменов, не
Примеры индивидуальных творческих заданий
1. Составить положение о проведении соревнований для студентов 1-4 курсов СибГУФК.
2. Составить положение о проведении классификационных соревнований для студентов 1-4 курсов СибГУФК.
Критерии оценки:
Оценка «зачтено» выставляется студенту, в случае если - составлен полный по содержанию документ, не требующий дополнений и уточнений. Характеризуется последовательностью, логикой изложения основных пунктов положение. Студент должен подробно и обстоятельно раскрыть все пункты положения о проведении соревнования, чётко и аргументировано дать пояснения.
Оценка «не зачтено». Студент не может изложить структуру положения о проведении соревнования, не может пояснить содержание основных пунктов данного документа, не отвечает на дополнительные и наводящие вопросы преподавателя. Студент не имеет целостного представления о документе, регламентирующего проведения соревнования.
Пример зачётных требований к самостоятельной работе студентов
1. Предоставить дневник самоконтроля, (оценивается форма и содержание дневника самоконтроля). Студент должен знать основы заполнения дневника, уметь интерпретировать дневниковые записи, владеть навыками анализа записей для совершенствования тренировочного процесса.
2. Принять участие в судействе соревнований не менее 3 раз в течение учебного года (оценивается портфолио спортивных достижений). Студент предоставляет справки об участии в судействе соревнований, характеристики и письменные оценки главных судей соревнований.
3. Выполнить или подтвердить разряды к окончанию освоения учебного материала (оценивается портфолио спортивных достижений). Студент предоставляет зачетно-квалификационные документы, подтверждающие присвоения разряда.
4. Представить динамику личных спортивных достижений в процессе обучения (оценивается портфолио спортивных достижений). Студент предоставляет грамоты, протоколы соревнований с результатами спортивных достижений.
5. Провести тренировочные занятия не менее трех по заданию преподавателя (оценивается план-конспект и качество проведения занятия). Студент предоставляет план-конспект тренировочного занятия.
Устный опрос
Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессионально спортивное совершенствование»:
Вопросы
к экзамену
1. Средства тренировки в подготовительном периоде.
2. Средства тренировки в соревновательном периоде.
3. Характеристика равномерного метода тренировки.
4. Характеристика повторного метода тренировки.
5. Характеристика переменного метода тренировки.
6. Характеристика интервального метода тренировки.
7. Характеристика кругового метода тренировки.
8. Содержание и ведение дневника самоконтроля.
9. Характеристика и подбор упражнений при обучении техники.
10. Характеристика и подбор упражнений при обучении тактики.
11. Классификация соревнований .
12. Объем тренировочной нагрузки и его распределение в годичном цикле подготовки.
13. Интенсивность тренировочной нагрузки и его распределение в годичном цикле подготовки.
14. Средства и методы тренировки, применяемые в подготовительном периоде.
15. Средства и методы тренировки, применяемые в соревновательном периоде.
16. Средства и методы тренировки, применяемые в переходном периоде.
17. Особенности занятий избранным видом спорта младших, средних, старших классов.
18. Методика развития общей выносливости.
19. Методика развития скоростных качеств.
20. Методика развития силовых качеств.
21. Оздоровительная направленность занятий избранным видом спорта.
22. Особенности проведения занятий в группах начальной подготовки и тренировочных группах.
23. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в подготовительном периоде.
24. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в соревновательном периоде.
25. Средства, методы, объем, интенсивность тренировочных занятий в переходном периоде.
26. Самоконтроль при занятиях избранным видом спорта.
27. Показатели тренировочной нагрузки, их характеристика.
28. Структура и содержание микроциклов на различных этапах годичного цикла.
29. Контроль и учёт выполнения тренировочной нагрузки.
30. Календарь соревнований, требования к его составлению.
32. Особенности проведения тренировочных сборов в соревновательном периоде.
33. Подготовка к проведению соревнований.
34. Виды планирования.
35. Особенности построения тренировочного процесса с юными спортсменами
36. Периодизация годичного цикла (средства, методы, задачи каждого периода).
37. Права участников соревнований.
38. Документы необходимые для проведения соревнований.
39. Личностные качества тренера.
40. Воспитательная работа тренера.
Освоение дисциплины предполагает:
-посещение практических занятий в спортивном зале;
-выполнение практических работ и практических заданий в соответствие с календарным планом дисциплины;
-проведение фрагментов занятий, мероприятий различной направленности в рамках выполненных практических работ и практических заданий по каждому разделу дисциплины;
- самостоятельное выполнение заданий.
Допуск к зачёту предполагает набор не менее 40 баллов по БРС.
Практические задания выполняются по предложенным условиям с учётом требований, предъявляемых к их выполнению и оформлению.
Выполнение заданий, связанных с разработкой занятий (физкультурное занятие, урок, секционное занятие, учебное занятие в колледже, вузе), предполагает три этапа (табл. 1).
Таблица 1
Этапы разработки занятия
Этап Действие Содержание
I 1. Создание замысла занятия -определение темы в системе занятий;
-определение вида занятия
2 .Постановка задач занятия -определение задач;
-конкретизация структуры занятия
3. Определение содержания учебного материала -отбор и конкретизация учебного материала для основной части занятия;
-организация учебного материала
4. Выбор форм, методов и средств обучения -определение методов организации обучающихся на занятии по достижению поставленных целей и задач;
-подбор методов обучения, учитывая особенности и возможности обучающихся;
-подбор средств обучения
II 1. Разработка плана занятия -определение последовательности применения в занятии отобранных форм, методов и средств физического воспитания
III Оформление плана
Выполнение заданий, связанных с разработкой мероприятий различной направленности предполагает следующий алгоритм действий:
1. Учёт содержания программы физического воспитания и возрастных особенностей, состояния здоровья и уровня подготовленности обучающихся.
2. Соблюдение требований к оформлению документов оперативного планирования.
Выполнение заданий, связанных с анализом физической подготовленности обучающихся предполагает:
1. Соотнесение результатов тестирования обучающихся с нормативами, указанными в программе физического воспитания, ВФСК ГТО.
2. Определение уровня развития физических качеств у мальчиков и девочек в группе и индивидуально.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студентами с поставленными вопросами и проблемами. В самостоятельную работу входит изучение рекомендованной литературы, подготовка докладов и презентаций, составление планов-конспектов занятий и комплексов ОРУ, специально-подготовительных, имитационных и подводящих упражнений для самостоятельного проведения в своей учебной группе, а также самостоятельная физическая подготовка и участие в соревнованиях различного уровня. Самостоятельная работа является необходимой частью образовательного процесса. Для успешного освоения материала дисциплины предварительно необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы, а также с имеющейся литературой по данному предмету. Учёт успеваемости студентов ведётся в форме текущих зачётов по пройденным темам в сроки, предусмотренные учебным планом.
Промежуточное и итоговое оценивание студентов осуществляется при выполнении ими установленных программой требований по балльно-рейтинговой системе СибГУФК. Условия накопления баллов и критерии оценки представлены в приложении 1. В соответствии с Положением «О балльно-рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов» минимальное значение рейтинговой оценки, набранной студентом по результатам текущего контроля по всем видам занятий, при которой студент допускается к сдаче зачёта, составляет 40 баллов. Если к моменту проведения зачёта студент набирает количество баллов, достаточное для получения зачёта (60 баллов и более), то они могут быть выставлены ему в зачётную книжку и ведомость в день зачёта без процедуры принятия.