2021-2022_44_03_05 ПО очно 2019_plx_Противодействие терроризму
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Противодействие терроризму
__________2021 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2019.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.01.07
 
экзамены 9
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
18
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
22
22
22
22
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
48
48
48
48
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Седымов А.В. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Противодействие терроризму
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
 
Протокол от 11.05.2021 г.  № 15

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Чусовитина О.М.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2021 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Дать студентам фундаментальные представления об основах противодействия терроризму, сущности и классификации террористических опасностей, их поражающих факторах, основных принципах и способах защиты от них.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.1.2
Основы школьного туризма
2.1.3
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.1.4
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.1.5
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.1.6
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.1.7
Вожатская практика
2.1.8
История физической культуры
2.1.9
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.10
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.1.11
Теория и методика физической культуры
2.1.12
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2.1.13
Легкая атлетика
2.1.14
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.1.15
Плавание
2.1.16
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.1.17
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.1.18
Организация спортивно-массовых мероприятий
2.1.19
Основы национальной безопасности и обороны государства
2.1.20
2.1.21
Психология физической культуры
2.1.22
Физиология физической культуры
2.1.23
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.1.24
Спортивные игры
2.1.25
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.26
Биохимия человека
2.1.27
Гражданская оборона
2.1.28
Ознакомительная практика
2.1.29
Педагогика
2.1.30
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.1.31
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.1.32
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.33
Возрастная анатомия и физиология
2.1.34
Гимнастика
2.1.35
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.36
Лыжная подготовка
2.1.37
Основы охраны труда
2.1.38
Безопасность жизнедеятельности
2.1.39
Правовые основы профессиональной деятельности
2.1.40
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационная безопасность
2.2.2
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.2.3
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.8: Знает:

- теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания;

 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.2: Знает:

- виды и содержание планирования в педагогической деятельности;

 
УК-2.3: Знает:

- методы планирования образовательного процесса по БЖ и ФК;

 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает:

- терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей;

- методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

- сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций;

- основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий;

- технику безопасности и правила пожарной безопасности при проведении внеклассных и массовых мероприятий с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1.  Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя общественная опасность.
0
 
1.1
Исторические корни и эволюция террора и терроризма.  /Лек/
4
9
Предыстория террора и терроризма. Идейные основы европейского революционного террора. Первый теоретик террора (М. Робеспьер). Политический террор. Истоки терроризма в России. Революционный террор в России (вторая треть XIX – начало XX вв.). Американский рок. Османская модель. «Белый» и «Красный» террор в России.
0
 
1.2
Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности.  /Лек/
4
9
Определение понятия «Терроризм». Общая характеристика терроризма как идеологии насилия. Зарубежный опыт законодательного определения терроризма. Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма в современной России. Незаконная миграция как одна из главных причин ксенофобии и мигрантофобии. Структурные элементы терроризма. Разновидности терроризма. Природа этнорелигиозного терроризма.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.3
Международный терроризм как глобальная геополитическая проблема современности.  /Лек/
4
9
Сущность и идеология современного международного терроризма. Международное сотрудничество в противодействии терроризму. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Международная стратегия противодействия идеологии терроризма в условиях глобализации. Международный опыт профилактики терроризма.
0
 
1.4
Виды экстремистских идеологий как концептуальных основ идеологии терроризма /Пр/
4
9
Вопросы для рассмотрения: 1. Идеология крайнего национализма (шовинизма). 2. Идеология расизма. 3. Идеология неонацизма. 4. Идеология сепаратизма. 5. Идеология ваххабизма. 6. Общие негативные антиобщественные качества (антигуманизм, ставка на насилие и др.).
0
 
1.5
Особенности идеологического влияния  террористических сообществ на гражданское население. /Пр/
4
9
Вопросы для рассмотрения: 1. Специфика преступных идеологем террористов. 2. Особенности их лозунгов, методов «защиты» веры, этнонациональных прав, интересов личности. 3.Региональные особенности распространения идеологии терроризма. 4.Факторы, влияющие на формирование идеологии участников террористических групп и организаций, а также их пособников и сочувствующих.
0
 
1.6
Идеология терроризма и «молодёжный» экстремизм. /Пр/
4
9
Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие и сущность «молодёжного экстремизма». 2. Причины «молодёжного экстремизма». 3. Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование «молодёжного экстремизма». 4. Основные формы проявления «молодёжного экстремизма». 5. Отличие «молодёжного экстремизма» от экстремизма вообще.
0
 
1.7
Составить рейтинг по теме «Террористические акты в странах мира». /Ср/
8
9
письменная проверка
0
 
1.8
Причины и истоки экстремизма и терроризма на рубеже XX – XXI веков. /Ср/
8
9
защита доклада
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной безопасности в современной России.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.1
Современная нормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.  /Лек/
4
9
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере противодействия терроризму. Особенности государственной политики по противодействию терроризму в современной России. Юридические и организационные аспекты профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ. Сущность основных понятий и терминов, применяемых в указанном законодательном акте.
0
 
2.2
Общественная безопасность как часть национальной безопасности Российской Федерации. /Пр/
4
9
Вопросы для рассмотрения: 1. Сущность понятия «национальная безопасность». 2. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2024 года. 3. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. 4. Сущность понятия «общественная безопасность». 5. Правовая основа обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. 6. Терроризм как один из основных источников угроз общественной безопасности современной России.
0
 
2.3
Раскрыть криминологические особенности преступлений террористического характера и экстремистской направленности в Омске и Омской области. /Ср/
8
9
письменная провера
0
 
2.4
Составить перечень мероприятий, которые могут проводиться в зоне контртеррористической операции с учётом установленного в ней особого правового режима. /Ср/
8
9
письменная проверка
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Информационное противодействие идеологии терроризма.
0
 
3.1
Кибертерроризм как продукт глобализации.  /Лек/
2
9
Глобальное развитие информационных технологий. Двойственность роли информационно-коммуникационных технологий. Злоупотребление высокими технологиями как фактор возникновения кибертерроризма. Сущность понятий кибертерроризма. Общая характеристика и отличительные черты от терроризма вообще. Противодействие кибертерроризму как важная государственная задача по обеспечению информационной безопасности гражданского населения.
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
3.2
Интернет как сфера распространения идеологии терроризма.  /Лек/
2
9
Социально важные функции Интернета: коммуникативная; интегрирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная. Способы использования террористами Интернета. Общая характеристика террористических сообществ в Интернете. Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей актов террора. Компьютерные игры как способ вовлечения подростков и молодёжи в террористическую деятельность при помощи Интернета.
0
 
3.3
Законодательное противодействие распространению террористических материалов в Интернете. /Пр/
4
9
Вопросы для рассмотрения: 1. Международное законодательство. 2. Международные стандарты в области предупреждения преступлений в информационно-коммуникационной сфере. 3. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 4. Конвенция Совета Европы «О киберпреступности». 5. Международный опыт противодействия терроризму в сфере информационно-коммуникационных технологий. Российское законодательство. 6. Закон РФ «О средствах массовой информации». ФЗ «О противодействии терроризму».
0
 
3.4
Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма. /Пр/
2
9
Вопросы для рассмотрения: 1. Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения экспертиз информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма (включая и материалы из Интернета). 2. Сущность и особенности методики комплексных психолого-лингвистических экспертиз и методики комиссионных и комплексных лингвистических экспертиз. 3. Сущность комплексных не правовых экспертиз.
0
 
3.5
Разработать инструкцию по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях. Часть 1. Действия сотрудников школы при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании образовательного учреждения и на его территории.

Часть 2. Мероприятия по предупреждению террористических актов в школе.

Часть 3. Мероприятия по предотвращению террористических актов в здании школы и на ее территории.

/Ср/

8
9
Письменная проверка
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
3.6
«Терроризм – не менее отчаянная попытка обретения идентичности в глобализирующемся и все менее и менее понятном и интимном мире» /Ср/
8
9
Письменная проверка
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Виды работ                                                Максимально возможное количество баллов за одно задание Сумма баллов

Выступление с докладом, по заданной теме                                                     6                                                 12

Устные ответы на семинарских занятиях                                                             3                                                 33

Написание реферата                                                                                             10                                         10

Защита самостоятельных работ по тематике                                                     5                                                  5

Итого                                                                                                                                                                 60

 
5.2. Промежуточная аттестация
Виды работ                                                Максимально возможное количество баллов за одно задание Сумма баллов

Теоретический вопрос 1                                                                           20                                                           20

Теоретический вопрос 2                                                                           20                                                           20

Итого                                                                                                                                                                  40

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:

неудовлетворительно - 60 и менее баллов

удовлетворительно - 61-72 балла

хорошо - 73-86 баллов

отлично - 87-100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Зинченко Т. В.
Первая помощь пострадавшим при терактах, совершенных в местах массового скопления людей: учеб. пособие
Железногорск: Изд-во СПСА ГПС МЧС России, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/66922
 
Л1.2
Кафтан В. В.
Противодействие терроризму: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л1.3
Соснин В. А.
Психология современного терроризма: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: ФОРУМ [и др.], 2017
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Кисляков П. А.
Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность: учеб. пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л2.2
Алексеев В. С., Жидкова О. И., Ткаченко И. В.
Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/81000
 
Л2.3
сост. : О. В. Прасолова, Ю. А. Маренчук ; Северо-Кавказский федерал. ун-т
Организация помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях: практикум
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/92570
 
Л2.4
Мазурин Е. П., Айзман Р. И.
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие
Москва: КНОРУС, 2018
5
 
Л2.5
Курбатов В. А., Рысин Ю. С., Яблочников Ч. Л.
Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие для образоват. учреждений сред. проф. образования
Саратов: Профобразование, 2020
1
http://www.iprbookshop.ru/93574
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.6
Белов С. В.
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учеб. для академ. бакалавриата : в 2 ч.
Москва: Юрайт, 2018
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики