2021-2022_44_03_05 ПО очно 2019_plx_Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2019.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.01.05
 
экзамены 1
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
18
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
50
50
50
50
Кoнтактная рабoта
50
50
50
50
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.,пед.наук, доц., Голубь Е.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
 
Протокол от 26.05.2022 г.  № 16

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Приешкина А.Н.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Приешкина А.Н. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, на примере системы непрерывного образования в области научных знаний обеспечения безопасности жизнедеятельности для следующих объектов профессиональной деятельности: обучение, воспитание, развитие.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биомеханика двигательной деятельности
2.2.2
Биохимия человека
2.2.3
Гражданская оборона
2.2.4
Ознакомительная практика
2.2.5
Спортивные игры
2.2.6
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.2.7
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.2.8
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.2.9
Проектная деятельность педагога
2.2.10
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.11
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.12
Легкая атлетика
2.2.13
Основы национальной безопасности и обороны государства
2.2.14
2.2.15
Психология физической культуры
2.2.16
Физиология физической культуры
2.2.17
Плавание
2.2.18
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.2.19
Проектирование урока по требованиям ФГОС
2.2.20
История физической культуры
2.2.21
Основы дополнительного образования в сфере физической культуры
2.2.22
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.23
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.2.24
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2.2.25
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.2.26
Основы школьного туризма
2.2.27
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.28
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.29
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.30
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.31
Дорожно-транспортная безопасность
2.2.32
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.33
Междисциплинарная практика
2.2.34
Пожарная безопасность
2.2.35
Противодействие терроризму
2.2.36
Информационная безопасность
2.2.37
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.38
Социальные основы профилактики экстремизма и зависимых форм поведения в молодежной среде
2.2.39
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.40
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.41
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.8: Знает:

- теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания;

 
ПК-1.9: Умеет:

- использовать достижения отечественной и зарубежной методической мысли, современных методических направлений и концепций для решения конкретных задач практического характера;

 
ПК-4: Способен проектировать и реализовывать содержание образования в предметной области (ФК и БЖ) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ по профилю, в соответствии с уровнем развития современной науки и  с учетом возрастных особенностей обучающихся
 
ПК-4.3: Знает:

- содержание преподаваемой дисциплины и средств реализации дополнительного образования в объеме, необходимом для построения образовательной программы;

- требования примерных образовательных программ по учебному предмету;

- программы и учебники по преподаваемому предмету;

- современные технологии и методики обучения в предметной области;

- перечень и содержательные характеристики учебной документации по вопросам организации и реализации образовательного процесса;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1.  Методологические основы безопасности жизнедеятельности
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.1
Тема 1.1. Безопасность жизни как наука. Предмет, методология, теория и практика безопасности. Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций /Лек/
2
ПК-4.3 ПК-1.8
1
Безопасность жизни как наука. Научные дискуссии о терминологии в предметной области безопасности.

Объект, субъект и методы, используемые в безопасности жизнедеятельности. Угроза как потенциальное нарушение безопасности. Классификация угроз. Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций. Научно-методические основы управления природными и техногенными рисками ЧС в РФ. Экономические механизмы регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС техногенного и природного характера. Система информационного обеспечения управления риском ЧС на базе новых информационных технологий. Совершенствование материально-технического обеспечения для снижения риска и смягчения последствий ЧС техногенного и природного характера. Мероприятия при ликвидации последствий ЧС техногенного и природного характера. Стимулирование создания энергосберегающих и экологически безопасных технологий, исключающих возможность возникновения ЧС техногенного характера и минимизирующих их влияние на окружающую среду. Развитие и совершенствование систем мониторинга и сетей наблюдения, в том числе международных, и лабораторного контроля ЧС

0
 
1.2
Тема 1.2. Безопасность в системе «Природа – Общество – Человек». Диалектика взаимоотношений. Философский аспект безопасности /Лек/
2
ПК-4.3 ПК-1.8
1
Гуманитарный и технологический характер учебной дисциплины.Требования образовательных стандартов к содержанию дисциплины. Исторический ракурс отношений «человек – общество – природа». Среда обитания как составная часть жизненного цикла человека. Человек как «совокупность общественных отношений» (интеллект, воля, подверженность аффекту, эмоциональность, сензитивность, направленность сознания). Безопасность жизнедеятельности – новое научное направление. Человек и общество: единство и противоречия. Социальные ЧС как объект исследований. Прикладной и теоретический уровни познания ЧС социального характера. Техногенные аварии и катастрофы. Краткий исторический обзор способов защиты человечества от опасных ситуаций.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.3
Тема 1.3. Критерии ЧС. Поражающие факторы ЧС. Классификация ЧС. /Лек/
2
ПК-4.3 ПК-1.8
1
Термины и определения, используемые в учебно-методической  литературе. Понятие поражающего фактора. Классификация поражающих факторов в учебно-методической литературе по дисциплине: по генезису (происхождению), механизму действия. Классификация ЧС по происхождению, масштабу, скорости развития. Классификация катастроф.
0
 
1.4
Тема 1.4. Управление безопасностью жизнедеятельности /Лек/
2
ПК-1.8
1
Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Закон РФ "О безопасности". Законодательство о труде. Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ". Трудовой кодекс РФ. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Закон РФ "О радиационной безопасности населения".Природоохранные нормативные акты. Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Водный и Земельный кодексы РФ. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Закон РФ "Об экологической экспертизе" и др.Мониторинг состояния окружающей среды в РФ. Понятие мониторинга. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Классификация систем мониторинга.
0
 
1.5
Тема 1.1. Безопасность жизни как наука. Предмет, методология, теория и практика безопасности. Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций /Пр/
4
ПК-4.3 ПК-1.9
1
Гуманитарный и технологический характер учебной дисциплины.Требования образовательных стандартов к содержанию дисциплины. Исторический ракурс отношений «человек – общество – природа». Среда обитания как составная часть жизненного цикла человека. Человек как «совокупность общественных отношений» (интеллект, воля, подверженность аффекту, эмоциональность, сензитивность, направленность сознания). Безопасность жизнедеятельности – новое научное направление. Человек и общество: единство и противоречия. Социальные ЧС как объект исследований. Прикладной и теоретический уровни познания ЧС социального характера. Техногенные аварии и катастрофы. Краткий исторический обзор способов защиты человечества от опасных ситуаций.
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.6
Тема 1.2. Безопасность в системе «Природа – Общество – Человек». Диалектика взаимоотношений. Философский аспект безопасности /Пр/
4
ПК-1.8 ПК-1.9
1
Гуманитарный и технологический характер учебной дисциплины. Исторический ракурс отношений «человек – общество – природа». Среда обитания как составная часть жизненного цикла человека. Человек как «совокупность общественных отношений» (интеллект, воля, подверженность аффекту, эмоциональность, сензитивность, направленность сознания). Безопасность жизнедеятельности – новое научное направление. Человек и общество: единство и противоречия. Социальные ЧС как объект исследований. Прикладной и теоретический уровни познания ЧС социального характера. Техногенные аварии и катастрофы. Краткий исторический обзор способов защиты человечества от опасных ситуаций.
0
 
1.7
Тема 1.3. Критерии ЧС. Поражающие факторы ЧС. Классификация ЧС. /Пр/
2
ПК-1.8 ПК-1.9
1
Термины и определения, используемые в учебно-методической  литературе. Понятие поражающего фактора. Классификация поражающих факторов в учебно-методической литературе по дисциплине: по генезису (происхождению), механизму действия. Классификация ЧС по происхождению, масштабу, скорости развития. Классификация катастроф.
0
 
1.8
Тема 1.4. Управление безопасностью жизнедеятельности /Пр/
4
ПК-1.8 ПК-1.9
1
Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Закон РФ "О безопасности". Законодательство о труде. Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ". Трудовой кодекс РФ. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Закон РФ "О радиационной безопасности населения".Природоохранные нормативные акты. Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Водный и Земельный кодексы РФ. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Закон РФ "Об экологической экспертизе" и др.Мониторинг состояния окружающей среды в РФ. Понятие мониторинга. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Классификация систем мониторинга.
0
 
1.9
Тема 1.1. Безопасность жизни как наука. Предмет, методология, теория и практика безопасности. Системный подход к анализу статистики и причинного комплекса опасных ситуаций /Ср/
6
ПК-4.3 ПК-1.8 ПК-1.9
1
1.Составить номенклатуру опасностей в учебном заведении. 2.Подготовить сообщение о методологии изучения опасностей. 3.Составить схему опасных ситуаций по критериям риска. 4.Подготовить сообщение по опасным ситуациям в России. 5.Составить одну из моделей воздействия.
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.10
Тема 1.2. Безопасность в системе «Природа – Общество – Человек». Диалектика взаимоотношений. Философский аспект безопасности /Ср/
8
ПК-1.8 ПК-1.9
1
1. Подготовить сообщение о порядке проведения расчетов при событиях опасного типа. 2.Нарисовать схему последовательности изучения опасностей. 3.Подготовить сообщение о методике сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска. 4.Составить схему уровней безопасностей личности и общества. Нарисовать пример системы «Человек – Среда».
0
 
1.11
Тема 1.3. Критерии ЧС. Поражающие факторы ЧС. Классификация ЧС. /Ср/
6
ПК-4.3 ПК-1.8 ПК-1.9
1
1.Составить схемы природных, техногенных и социальных опасностей. 2.Подготовить сообщение о возможных вариантах смешанных опасностей с примерами их проявления. 3.Составить таблицу объектов безопасности. 4.Подготовить сообщение об экологических объектах безопасности. 1. Подготовить сообщение о возрастающей потребности в безопасности в связи с НТП и изменением экологической обстановки.
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Управление рисками в социальных и технических системах
0
 
2.1
Тема 2.1. Безопасность и теория риска. Вероятностная оценка событий опасного типа и их прогнозирование. Управление рисками /Лек/
4
ПК-1.8
1
Философские аспекты риска. Новый междисциплинарный подход – теория риска и безопасности. Развитие теории анализа и управления риском. Системно-динамический подход к управлению риском в социальной системе. Методы оптимального управления риском в социальной системе. Принципы управления риском. Основы управления рисками трансграничного и глобального характера. Концепция государственной политики в области снижения риска чрезвычайных ситуаций. Классификация ЧС по критериям риска. Нормативная, правовая и законодательная база в области снижения риска ЧС. Прогнозирование ЧС как опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер прогнозирования. Возможности регионального управления риском. Вероятностная оценка событий опасного типа в регионе.
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.2
Тема 2.2. Источники опасности, причины их возникновения, детерминизм опасностей. Опасности природного характера, опасности техногенного характера /Лек/
4
ПК-4.3
1
Опасности природно-техногенного характера. Синергетические процессы. Демографические проблемы как источник глобальной опасности. Опасность чрезвычайных эпидемических ситуаций. Терроризм как глобальная угроза современности. Информационная безопасность как глобальная проблема. Изменения глобального и регионального климата. Опасность истощения озонового слоя земли. Угроза падения на землю небесных тел. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Источники опасности на территории региона, возможные причины их возникновения, меры предупреждения и профилактики.
0
 
2.3
Тема 2.3. Культура безопасности жизнедеятельности. Исторический опыт России и зарубежных стран. /Лек/
2
ПК-1.8
1
Предмет и задачи культуры безопасности жизнедеятельности современного общества, ее структура, функции, содержание. Гуманистический смысл и сущность данной категории. Культура безопасности в разные исторические эпохи. Общие закономерности и тенденции ее развития. Философские и религиозные аспекты культуры безопасного поведения. Философское представление о культуре безопасности, взаимосвязь данного понятия со смыслом жизни и высшими ценностями бытия. Безопасность как экзистенциальная категория. Теологические аспекты безопасности. Нравственные заповеди как основа осмысленного бытия и безопасного поведения. История человечества и христианства, практики безопасности жизнедеятельности в системе человек – природа – общество. Опасность как нарушение нравственных законов жизни. Культура безопасности личности, ее компонентный состав (духовно-нравственный, гносеологический, праксеологический, коммуникативный, трансляционный, креативный). Исторический опыт России и зарубежных стран в развитии системы безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности людей. Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Безопасность в эпоху глобализации.
0
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.4
Тема 2.4. Системы, методы и принципы обеспечения безопасности. Проектирование социальных и технических систем обеспечения безопасности  /Лек/
2
ПК-1.8
1
Безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основные методы и принципы обеспечения безопасности (согласно классификации). Проектирование социальных и технических систем обеспечения безопасности. Основы проектирования: анализ обстановки, мониторинговые методы ее оценки (количественные и качественные характеристики), прогностический тип планирования проектов социальных и технических систем обеспечения безопасности.
0
 
2.5
Тема 2.1. Безопасность и теория риска. Вероятностная оценка событий опасного типа и их прогнозирование. Управление рисками /Пр/
4
ПК-4.3 ПК-1.8
1
Философские аспекты риска. Новый междисциплинарный подход – теория риска и безопасности. Развитие теории анализа и управления риском. Системно-динамический подход к управлению риском в социальной системе. Методы оптимального управления риском в социальной системе. Принципы управления риском. Основы управления рисками трансграничного и глобального характера. Концепция государственной политики в области снижения риска чрезвычайных ситуаций. Классификация ЧС по критериям риска. Нормативная, правовая и законодательная база в области снижения риска ЧС. Прогнозирование ЧС как опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер прогнозирования. Возможности регионального управления риском. Вероятностная оценка событий опасного типа в регионе.
0
 
2.6
Тема 2.2. Источники опасности, причины их возникновения, детерминизм опасностей. Опасности природного характера, опасности техногенного характера /Пр/
4
ПК-1.8 ПК-1.9
1
Опасности природно-техногенного характера. Синергетические процессы. Демографические проблемы как источник глобальной опасности. Опасность чрезвычайных эпидемических ситуаций. Терроризм как глобальная угроза современности. Информационная безопасность как глобальная проблема. Изменения глобального и регионального климата. Опасность истощения озонового слоя земли. Угроза падения на землю небесных тел. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Источники опасности на территории региона, возможные причины их возникновения, меры предупреждения и профилактики.
0
 
стр. 12
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.7
Тема 2.3. Культура безопасности жизнедеятельности. Исторический опыт России и зарубежных стран. /Пр/
4
ПК-4.3 ПК-1.8
1
Предмет и задачи культуры безопасности жизнедеятельности современного общества, ее структура, функции, содержание. Гуманистический смысл и сущность данной категории. Культура безопасности в разные исторические эпохи. Общие закономерности и тенденции ее развития. Философские и религиозные аспекты культуры безопасного поведения. Философское представление о культуре безопасности, взаимосвязь данного понятия со смыслом жизни и высшими ценностями бытия. Безопасность как экзистенциальная категория. Теологические аспекты безопасности. Нравственные заповеди как основа осмысленного бытия и безопасного поведения. История человечества и христианства, практики безопасности жизнедеятельности в системе человек – природа – общество. Опасность как нарушение нравственных законов жизни. Культура безопасности личности, ее компонентный состав (духовно-нравственный, гносеологический, праксеологический, коммуникативный, трансляционный, креативный). Исторический опыт России и зарубежных стран в развитии системы безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности людей. Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Безопасность в эпоху глобализации.
0
 
2.8
Тема 2.4. Системы, методы и принципы обеспечения безопасности.  /Пр/
4
ПК-1.8 ПК-1.9
1
Проектирование социальных и технических систем обеспечения безопасности Безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основные методы и принципы обеспечения безопасности (согласно классификации). Проектирование социальных и технических систем обеспечения безопасности. Основы проектирования: анализ обстановки, мониторинговые методы ее оценки (количественные и качественные характеристики), прогностический тип планирования проектов социальных и технических систем обеспечения безопасности.
0
 
стр. 13
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.9
Тема 2.1. Безопасность и теория риска. Вероятностная оценка событий опасного типа и их прогнозирование. Управление рисками /Ср/
6
ПК-1.8 ПК-1.9
1
1.Подготовить сообщение о модельном подходе к определению риска. 2.Нарисовать «дерево причин и опасностей». 3.Подготовить сообщение о рисках, установленных в законодательном порядке в России и за рубежом. 4.Подготовить сообщение о критериях чрезмерного риска.
0
 
2.10
Тема 2.2. Источники опасности, причины их возникновения, детерминизм опасностей. Опасности природного характера, опасности техногенного характера /Ср/
6
ПК-1.8 ПК-1.9
1
1.Составить классификацию источников и уровней риска смерти человека в промышленно развитых странах. 2.Представить частоту смертельных случаев при химических авариях на ХОО в РФ. 3.Отразить классификацию опасностей. 4.Представить количественную и качественную оценку опасностей, с допускаемыми значениями и уровнем риска.
0
 
2.11
Тема 2.3. Культура безопасности жизнедеятельности. Исторический опыт России и зарубежных стран. /Ср/
8
ПК-1.8 ПК-1.9
1
1.Составить список основных понятий и определений. 2.Подготовить сообщение об аспектах культуры безопасности в различных религиях. 3.Подготовить сообщение об историческом опыте Великобритании в области безопасности. 4.Подготовить сообщение о теории «информационного общества». 5.Нарисовать таблицу принципов обеспечения безопасности. Подготовить сообщение о внедрении принципов обеспечения безопасности в учебных заведениях.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Шкала оценивания разноуровневых задач и заданий

Высокий уровень 5 (баллов) Обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в логической последовательности

Средний уровень  4 (балла) Обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала

уровень ниже среднего 3(балла) Обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения

Низкий уровень 0 (баллов) Обучающийся не может решить задачу

Шкала оценивания доклада

Высокий уровень 3 (балла) Тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.

Средний уровень 2 (балла) Тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями.

Уровень ниже среднего 1 (балл) Тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не 

 
стр. 14
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
отражая полную картину; докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления.

Низкий уровень 0 (баллов) Тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории. Презентация отсутствует

Шкала оценивания устных ответов на семинарских занятиях (собеседование)

Высокий  уровень 3 (балла) - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);

- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем.

- уверенно владеет понятийным аппаратом;

- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы

Средний уровень 2(балла) - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;

- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.

- владеет понятийным аппаратом;

Уровень ниже среднего 1(балл) - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;

- не смог  ответить на дополнительные вопросы

Низкий уровень  0 (баллов) - отказался отвечать на вопросы

Шкала оценивания расчетно-графической работы

Высокий уровень 11 (баллов) выполнены все задания расчетно-графической работы, студент четко и без ошибок ответил на контрольные вопросы

Средний уровень 7-4 (баллов) выполнены все задания лабораторной работы; студент ответил на контрольные вопросы с замечаниями.

Уровень ниже среднего 4-1 (балла) выполнены все задания расчетно-графической работы с замечаниями; студент ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.

Низкий уровень 0 (балла) студент выполнил  задания расчетно-графической работы неправильно, но учебный материал излагал последовательно.

Ролевая игра

Высокий уровень 5 (баллов) студент успешно справляется с игровой ролью, все действия и выдвигаемые им предположения основаны на полном знании норм материального и процессуального права; умеет оперировать нормами действующего законодательства в области трудового, гражданского, административного, уголовного права, в процессе игры показано умение находить и ссылаться на юридически значимые НПА конструировать, предполагаемые правоприменительной практикой, решения

Средний уровень 3 (балла) студент справляется с игровой ролью, показывает знания норм материального и процессуального права, необходимого для принятия обоснованных решений, ссылается на имеющие юридическую силу нормы НПА, но затрудняется с проектом решения

Ниже среднего 2 (балла) студент в целом справляется с игровой ролью, испытывает отдельные затруднения в правильно сопоставлении норм материального и процессуального права, не правильно формулируют решения по делу

Низкий уровень 1 (балл) студент не справляется с игровой ролью, испытывает значительные трудности с выбором норм, не принимает участия в дискуссии.

Шкала оценивания тестовых заданий

Высокий уровень 3 (балла) 80-100% правильных ответов

Средний уровень 2(балла) 60-79% правильных ответов

Уровень ниже среднего 1 (балл) 50-59% правильных ответов

Низкий уровень 0 (баллов) Менее 50% правильных ответов

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по сумме набранных ими баллов за все виды работ текущего контроля (от 40 минимально до 60 максимально), определенных в балльно-рейтинговой оценке по дисциплине. Промежуточная аттестация (экзамен) осуществляется в виде собеседования по 2 теоретическим вопросам, за каждый из которых студент может набрать максимально по 20 баллов. Сумма баллов, набранный за итоговый контроль составляет 40 баллов. Общая сумма баллов за все виды контроля равна 100.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды работ (текущий контроль): ролевая игра, тест, разноуровневые задачи и задания, проект, устный опрос, защита 
 
стр. 15
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
доклада

Итоговый контроль - собеседование.

Ролевая игра. Максимальный балл за данный вид контроля -5 баллов. Предусматривается выполнение (участие) в одной ролевой игре.  Общая сумма баллов, набранных за данный вид контроля равна 5

Тест (текущий контроль). Выполнение одного тестового задания оценивается в 3 балла. В течение семестра необходимо выполнить 5 тестовых заданий. Общая сумма баллов, набранных за данный вид контроля равна 15

Разноуровневые задачи и задания (текущий контроль) Выполнение одного разноуровневого задания или  задачи оценивается в 5 баллов. В течение семестра необходимо выполнить 3 разноуровневых задания или задачи. Общая сумма баллов, набранных за данный вид контроля равна 15

Расчетно-графическая работа (текущий контроль) Выполнение одной оценивается в 11 баллов. В течение семестра необходимо выполнить 1 расчетно-графическую работу. Общая сумма баллов, набранных за данный вид контроля равна 10

Устный опрос (текущий контроль) Устные ответы оцениваются в 3 балла. В течение семестра необходимо принять участие в 4 устных опросах. Общая сумма баллов, набранных за данный вид контроля равна 12

Защита доклада (текущий контроль) Выполнение одного доклада оценивается в 3 балла. В течение семестра необходимо выполнить 3 доклада по вопросам определенной тематики. Общая сумма баллов, набранных за данный вид контроля равна 6 баллам.

Минимальная сумма набранных баллов в текущем контроле составляет 61 балл.

Промежуточная аттестация: 61-72 балла -удовлетворительно; 73-86 баллов -хорошо; 87-100 -отлично

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Алексеев В. С., Жидкова О. И., Ткаченко И. В.
Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Саратов: Науч. книга, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/81000
 
Л1.2
Ерёмин И. Б., Лебедев А. И., Хитёв А. В.
Теоретические основы безопасности на объекте спорта: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
0
 
Л1.3
Приешкина А. Н., Огородников М. А., Голубь Е. Ю., Седымов А. В.
Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2017
42
 
Л1.4
Петров С. В., Айзман Р. И., Корощенко А. Д.
Безопасность жизнедеятельности. Словарь: учеб. пособие для студентов вузов
Новосибирск: АРТА, 2011
2
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Соколов А. Т.
Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие
Москва [и др.]: Изд-во ИНТУИТ [и др.], 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/89421
 
Л2.2
Мазурин Е. П., Айзман Р. И.
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие
Москва: КНОРУС, 2018
5
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Безопасность жизнедеятельности  : http://www.iprbookshop.ru
 
Э2
Безопасность жизнедеятельности  :  http://www.iprbookshop.ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
стр. 16
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
7.2
7.3
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
7.4
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
7.5
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор. - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
7.6
- система тестирования;
7.7
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
7.8
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
7.9
Количество посадочных мест: для студентов – 20,  для преподавателя – 1.
7.10
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
7.11
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
7.12
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
7.13
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики