2021-2022_49_03_01 ФК ФО очно 2019_plx_Социология физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Социология физической культуры
__________2021 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.02
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. ист. наук, доц., Волхонская Г.П 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
_________________
 
Социология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 26.03.2021 г.  № 8

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой 

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2021 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
2.1.2
История физической культуры
2.1.3
Педагогическая практика
2.1.4
Философия
2.1.5
История
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Олимпийское движение и профессиональный спорт
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.10: имеет опыт анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов
 
УК-5.2: знает основные социальные институты, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений в сфере физической культуры
 
УК-5.6: умеет анализировать социокультурные проблемы современности с позиций философии, рассматривать место человека в истории, обществе и культуре
 
УК-5.7: умеет анализировать социальные истоки и мотивацию к занятиям физическими упражнениями и спортом различных социальных слоев и групп, закономерности выбора вида спорта и двигательной активности
 
УК-5.8: умеет понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся спортом и физической культурой
 
УК-5.9: умеет правильно подобрать инструментарий для выявления эффективности профессиональной работы (занятий физической культурой и спортом), и определения уровня социального здоровья занимающихся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Социология физической культуры как научная и учебная дисциплина
0
 
1.1
/Лек/
2
УК-5.2 УК-5.6
6
1. Социология как фундаментальная наука и основа «Социологии физической культуры». 2. Социология ФК как научная и учебная дисциплина: цели и задачи ее изучения. 3. Основные понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта». 4. История развития социологии физической культуры и спорта.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.2
/Пр/
4
УК-5.2 УК-5.6
6
Социология физической культуры как наука и учебная дисциплина 1. Социология как фундаментальная наука и основа «Социологии физической культуры». 2. Социология ФК как научная и учебная дисциплина: цели и задачи ее изучения. История становления и развития социологии физической культуры и спорта 1. История развития социологии физической культуры и спорта. 2. Основные понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта».
0
 
1.3
/Ср/
12
УК-5.2 УК-5.6
6
Социология как фундаментальная наука и основа «Социологии физической культуры». Социология ФК как научная и учебная дисциплина: цели и задачи ее изучения. Основные понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта». История развития социологии физической культуры и спорта.
0
 
 
Раздел 2. Физическая культура и спорт в системе современного социума 
0
 
2.1
/Лек/
2
УК-5.2 УК-5.6 УК-5.7
6
Физическая культура и спорт в системе современного социума 1. Эволюция физической культуры и спорта как социального явления. 2. Физическая культура и спорт как социальный институт. 3. Место и роль ФКиС в социальных институтах общества.
0
 
2.2
/Пр/
6
УК-5.2 УК-5.6 УК-5.7
6
Физическая культура и спорт как социальный институт* 1. Понятие "социальный институт". 2. Физическая культура и спорт - социальный институт современного общества. 3. Социальная ответственность спортсмена. Социальная структура физической культуры 1. Социальная значимость физического воспитания 2. Спорт для всех - проблемы и перспективы развития массового спорта 3. Спорт высших достижений 4. Адаптивная физическая культура Спорт и средства массовой информации 1. Основные направления в деятельности средств массовой информации по пропаганде ценностей физической культуры и спорта. 2. Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.3
/Ср/
12
УК-5.2 УК-5.6 УК-5.7
6
Физическая культура и спорт - социальный институт современного общества. Социальная структура физической культуры Спорт и средства массовой информации
0
 
 
Раздел 3. Социологические проблемы спорта высших достижений и современного олимпийского движения
0
 
3.1
/Лек/
2
УК-5.6 УК-5.7 УК-5.8
6
Социологические проблемы спорта высших достижений и современного олимпийского движения 1. Возникновение и сущность большого спорта (спорта высших достижений). 2. Социальные противоречия, определяющие современную ситуацию в развитии спорта высших достижений:  профессионализация, коммерциализация, проблема  допинга. 3. Развитие олимпийского движения: проблемы гуманизации, соблюдения принципов Фэйр Плэй в спорте высших достижений.
0
 
3.2
/Пр/
8
УК-5.6 УК-5.7 УК-5.8
6
Физическая культура как элемент культуры 1. Понятие «культура» в социологии. 2. Соотношение общей культуры и физической культуры. Человеческая телесность как элемент физической культуры. 3. Классификация ценностей физкультурно-спортивной деятельности. Социокультурные ценности тела и модели физической культуры 1. Проблемы социологического анализа телесности человека 2. Социокультурные ценности тела человека 3. Модели физической культуры Социологические проблемы спорта высших достижений 1. Возникновение и сущность большого спорта (спорта высших достижений). 2. Социальные противоречия, определяющие современную ситуацию в развитии спорта высших достижений:  профессионализация, коммерциализация, проблема  допинга. Современное олимпийское движение 1. Развитие олимпийского движения: проблема гуманизации спорта. 2. Соблюдение принципов Фэйр Плэй в спорте высших достижений.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
3.3
/Ср/
12
УК-5.6 УК-5.7 УК-5.8
6
Физическая культура как элемент культуры Социокультурные ценности тела и модели физической культуры Социологические проблемы спорта высших достижений Современное олимпийское движение
0
 
 
Раздел 4. Проблемы личности в сфере ФКиС
0
 
4.1
/Лек/
2
УК-5.7 УК-5.8 УК-5.9
6
Проблемы личности в сфере ФК и С 1. Понятие «личность» в социологии. 2. Социализация личности в спорте.
0
 
4.2
/Пр/
6
УК-5.7 УК-5.8 УК-5.9
6
Спорт и личность 1. Понятие «личность» в социологии. 2. Понятие, этапы социализации  личности. 3. Личность в системе социальных статусов и ролей. 4. Социализация личности в спорте. Спортивная карьера 1. Понятие спортивная карьера. 2. Периодизация спортивной карьеры. 3. Особенности социальной адаптации спортсмена после завершения спортивной карьеры. Спорт и конфликты 1. Понятие конфликты. Общие теории конфликта. 2. Типология конфликтов. Структура конфликтов в спорте. 3. Причины конфликтов в спорте, способы и приемы их решения. 4. Спорт и международные конфликты.
0
 
4.3
/Ср/
12
УК-5.7 УК-5.8 УК-5.9
6
Спорт и личность Спортивная карьера Спорт и конфликты
0
 
 
Раздел 5. Методология социологических исследований в сфере ФКиС
0
 
5.1
/Лек/
2
УК-5.9 УК-5.10
6
Методология социологических исследований в сфере ФКиС 1. Предмет, виды и этапы социологического исследования. 2. Программа социологического исследования и ее основные части. 3. Выборочное исследование в социологии. 4. Метод опроса и его разновидности.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
5.2
/Пр/
6
УК-5.9 УК-5.10
6
Методология социологических исследований в сфере ФКиС 1. Понятие о конкретном социологическом исследовании (КСИ), его методологии, методике и процедуре. 2. Предмет, виды и этапы социологического исследования. 3. Программа социологического исследования и ее основные части. 4. Выборочное исследование в социологии. 5. Метод опроса и его разновидности. 6. Метод наблюдения. 7. Метод эксперимента. 8. Метод анализа документов. Защита контрольной работы
0
 
5.3
/Ср/
16
УК-5.9 УК-5.10
6
Методология социологических исследований в сфере ФКиС Защита контрольной работы
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль

Тест (0-5 баллов)

Тест оценивается следующим образом:

а) верно выполнено 92-100 % тестовых заданий – 5 баллов;

б) верно выполнено 84-91 % тестовых заданий – 4 балла;

в) верно выполнено 76-83 % тестовых заданий – 3 балла;

г) верно выполнено 68-75 % тестовых заданий – 2 балла;

д) верно выполнено 60-67 % тестовых заданий – 1 балл;

е) верно выполнено 0-59 % тестовых заданий – 0 баллов.

Собеседование (устный ответ) (0-5 балла за одно семинарское занятие)

Работа на семинаре оценивается по следующей схеме:

а) студент умеет самостоятельно работать с научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал, демонстрирует его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать - 5 баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с научными источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал, демонстрирует (с незначительными ошибками) его понимание; корректно пользуется научной терминологией; может самостоятельно делать выводы - 4 балла;

в) студент умеет работать с научными источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется научной терминологией - 3 балла;

г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется научной терминологией, допускает ошибки - 2 балла;

д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией  - 1 балл;

е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов

Контрольная работа (семинар) (0-5 баллов)

Творческая работа оценивается по следующей схеме:

а) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события, соотносит его с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 5 баллов;

б) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 4 балла;

в) студент умеет работать с историческими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется исторической терминологией – 3 балла

г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется исторической терминологией, допускает ошибки – 2 балла;

д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не 

 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
пользуется исторической терминологией – 1 балл;

е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.

Контрольная работа (итоговая) (0-20 баллов) оценивается по следующей схеме:

а) студент корректно сформулировал проблему исследования; верно поставил цель исследования и определил задачи; сформулировал точную гипотезу; выбрал адекватные методы и инструментарий исследования проблемы; верно определил обследуемую совокупность; методически правильно и корректно  составил анкету социологического исследования – 16/20 баллов;

б) студент с небольшими ошибками сформулировал проблему и цель исследования; определил задачи; сформулировал точную гипотезу; выбрал адекватные методы и инструментарий исследования проблемы; верно определил обследуемую совокупность; методически правильно составил анкету социологического исследования – 10/15 баллов;

в) студент корректно сформулировал проблему, цель, задачи исследования; верно определил генеральную совокупность, но допускает ошибки при определении выборочной совокупности, а также не корректно  составил анкету социологического исследования – 5/9 баллов;

г) программа и анкета социологического исследования  содержит более четырех грубых ошибок – 0/4 балла

 
5.2. Промежуточная аттестация
Аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля. «Зачтено» - студент получает при наличии от 61 до 100 баллов без дополнительного собеседования. «Не зачтено» – в процессе изучения дисциплины студент набрал менее 61 балла. Он обязан ликвидировать текущую задолженность и пройти повторную аттестацию.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля                                        Распределение баллов по видам работ

Текущий контроль   виды работ           мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание           сумма баллов

               Собеседование (устный ответ)                              5                                                   15

               Тест                                                                      5                                                   15

               Контрольная работа (семинар)                             10                                           10

               Контрольная работа (итоговая)                             20                                           20

               Поощрительный балл                                                                                                    1

Итого                                                                                                                                    61

Промежуточная  

аттестация (зачет) - - -

                                                                                                                              

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Лубышева Л. И.
Социология физической культуры и спорта: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Пед. образование", профиль "Физ. культура" (квалификация "бакалавр")
Москва: Академия, 2016
0
 
Л1.2
Лубышева Л. И.
Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физ. культура"
Москва: Академия, 2010
0
 
Л1.3
Лубышева Л. И.
Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 033100 - Физ. культ.
Москва: Академия, 2001
10
 
Л1.4
Лубышева Л. И.
Десять лекций по социологии физической культуры и спорта
Москва: Теория и практика физ. культуры, 2000
1
 
Л1.5
Лубышева Л. И.
Концепция формирования физической культуры человека: монография
Москва: [б. и.], 1992
5
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Алексеев С. В., Гостев Р. Г., Курамшин Ю. Ф., Лотоненко А. В., Лубышева Л. И., Филимонова С. И.
Физическая культура и спорт в Российской Федерации : новые вызовы современности: монография
Москва: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2013
0
 
Л2.2
Лубышева Л. И.
Спортизация в общеобразовательной школе
Москва: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2009
5
 
Л2.3
Столяров В. И., Бальсевич В. К., Моченов В. П., Лубышева Л. И.
Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе
Москва: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2009
0
 
Л2.4
Лубышева Л. И.
Спортивная культура в школе: монография
Москва: Теория и практика физ. культуры и спорта, 2006
2
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
: lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК
 
Э2
: moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения
 
Э3
: sibsport.ru – официальный сайт вуза
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
6.3.1.3
- программа для просмотра видео и набор соответствующих кодеков;
6.3.1.4
- браузер.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики