МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психология физической культуры
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2019.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
ст.преп., Константинова Е.А.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
проф., Кравчук Т.А. _________________
Психология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
Протокол от 11.05.2021 г. № 15
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Чусовитина О.М.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2021 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование у обучающихся системного представления о психологии физической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека, успешности его деятельности, необходимых для будущей профессиональной деятельности педагога при проведении занятий по физической культуре.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Врачебно-педагогический контроль
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Обеспечение безопасности образовательной организации
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
Мониторинг физического состояния человека
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.12: Умеет:
- использовать достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены, психологии, а также современных информационных технологий и методик обучения в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся физической культурой;
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ПК-3.6: Знает:
- базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основы психологии физического воспитания
Введение в психологию физической культуры. /Лек/
Психологическая характеристика деятельности и личности в физическом воспитании. * /Лек/
Психологические основы обучения двигательным действиям. /Лек/
Методы и принципы психологии физической культуры /Пр/
Общепсихологические принципы и их характеристика. Основные принципы изучения психических явлений. Методы исследования в психологии физической культуры и спорта.
Психологические основы обучения двигательным действиям /Пр/
Управление движениями как психолого-педагогическая проблема. Предпосылки к обучению спортивным упражнениям. Представление о движении в структуре формирования двигательного навыка. Условия формирования двигательного навыка. Способы активизации деятельности в физическом воспитании. Функции педагога в процессе обучения движениям.
Психологические основы обучения на занятиях по физической культуре /Пр/
Характеристика внимания и способы поддержания его устойчивости. Организация эффективного восприятия на занятиях физической культурой. Особенности мыслительной деятельности и проявлений памяти. Факторы, способствующие повышению активности школьников на занятиях физической культурой.
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Особенности формирования личности спортсмена и тренера /Пр/
Понятие личности, структура личности. Движущие силы, условия и источники развития личности. Двигательная активность как условие развития личности. Личность тренера. Особенности формирования личности в онтогенезе. Индивидуально-типологические особенности личности.
Психоэмоциональные состояния и управление ими на занятиях физической культурой и спортом /Пр/
Характеристика психических состояний в процессе занятий физической культурой. Причины возникновения неблагоприятных психических состояний. Предотвращение неблагоприятных психических состояний. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе учебно-тренировочных занятий и в условиях соревновательной деятельности.
Проявление и воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом /Пр/
Характеристика волевой сферы личности. Проявление воли при выполнении физических упражнений. Возрастные проявления воли. Воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом.
Мотивы и потребности при занятиях физической культурой /Пр/
Понятие мотива и мотивации в психологии. Мотивы и потребности. Виды потребностей. Классификация мотивов занятий физической культурой. Стадии и этапы формирования мотивов.
Психология общения в процессе занятий физической культурой и спортом /Пр/
Понятие общения, его виды, функции. Структура общения и характеристика сторон общения. Барьеры в общении. Особенности педагогической коммуникации при занятиях физической культурой. Особенности общения тренера и спортсменов. Межличностные отношения в процессе занятий физической культурой и спортом. Отношения тренера и спортсменов.
Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом /Ср/
Написание конспектов, подготовка устных сообщений
Раздел 2. Основы психологии общения в процессе занятий физической культурой и спортом
Психология общения в спортивно-педагогической деятельности. * /Лек/
Психология общения в процессе занятий физической культурой и спортом /Пр/
Понятие общения, его виды, функции. Структура общения и характеристика сторон общения. Барьеры в общении. Особенности педагогической коммуникации при занятиях физической культурой. Особенности общения тренера и спортсменов. Межличностные отношения в процессе занятий физической культурой и спортом. Отношения тренера и спортсменов.
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
Конфликты в общении в процессе занятий физической культуры и спорта /Пр/
Понятие и причины конфликтов. Способы и этапы разрешения конфликта. Роль тренера в разрешении конфликтных ситуаций.
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу. Подготовка к терминологическому диктанту. /Ср/
Раздел 3. Основы психодиагностики физической культуры и спорта
Основы психодиагностики в спорте. /Лек/
Основы психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом /Пр/
Структура психических явлений (процессы, свойства, состояния). Диагностика познавательной сферы личности. Диагностика состояний спортсменов. Диагностика свойств личности.
Основы психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом /Пр/
Структура психических явлений (процессы, свойства, состояния). Диагностика познавательной сферы личности. Диагностика состояний спортсменов. Диагностика свойств личности.
Диагностика волевой и мотивационной сфер личности, занимающейся физической культурой и спортом /Пр/
Методы диагностики воли. Методы оценки волевых качеств. Методы диагностики мотивационной сферы личности. Методики оценки мотивов, занимающихся физической культурой и спортом. Обработка и интерпретация результатов
Выполнение контрольной работы по темам и заданиям, указанных в контрольной работе. /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Распределение баллов по видам работ
Виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Дискуссия на семинарах 2 11 х 4=44
Терминологический диктант 6 6 х 1 = 6
Выполнение письменной контрольной работы 10 10
Итого 60
5.2. Промежуточная аттестация
Распределение баллов по видам работ
Виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Теоретический вопрос 1 (собеседование) 20 20
Теоретический вопрос 2 (собеседование) 20 20
Итого 40
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации:
неудовлетворительно - 60 и менее баллов
удовлетворительно - 61-72 балла
хорошо - 73-86 баллов
отлично - 87-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
6.1.1. Основная литература
Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2020
https://www.iprbookshop.ru/90578
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Волков Д. Н.
Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
6.1.2. Дополнительная литература
Общая теория спорта: современные концепции подготовки спортсменов: учебник
Саратов: Вузов. образование, 2020
https://www.iprbookshop.ru/91118
сост. С. Ю. Махов ; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Методы измерения и контроля в физическом воспитании и спорте: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/95402
Попова И. А., Хайбуллин Ю. В.
Психология физической культуры и спорта. Практикум: учеб. пособие
Саратов: Ай пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/86453
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312,
учебный корпус 5: 222, 229, 422
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ