2021-2022_44_03_05 ПО очно 2019_plx_Психология физической культуры
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Психология физической культуры
__________2021 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2019.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.01.04
 
экзамены 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
18
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
18
18
18
18
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Константинова Е.А. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
проф., Кравчук Т.А. _________________
 
Психология физической культуры
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
 
Протокол от 11.05.2021 г.  № 15

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Чусовитина О.М.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2021 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. ______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Чусовитина О.М. _______

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у обучающихся системного представления о психологии физической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека, успешности его деятельности, необходимых для будущей профессиональной деятельности педагога при проведении занятий по физической культуре.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.1.2
Основы психодиагностики 
2.1.3
Спортивные игры
2.1.4
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.1.5
Биохимия человека
2.1.6
Гражданская оборона
2.1.7
Ознакомительная практика
2.1.8
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
2.1.9
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них
2.1.10
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.11
Возрастная анатомия и физиология 
2.1.12
Гимнастика
2.1.13
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.14
Лыжная подготовка
2.1.15
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Плавание
2.2.2
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Врачебно-педагогический контроль 
2.2.4
История физической культуры
2.2.5
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.6
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.2.7
Физкультурно-оздоровительная деятельность 
2.2.8
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.2.9
Основы школьного туризма
2.2.10
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.11
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.12
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях 
2.2.13
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.14
Дорожно-транспортная безопасность
2.2.15
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.16
Междисциплинарная практика
2.2.17
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся 
2.2.18
Мониторинг физического состояния человека
2.2.19
Пожарная безопасность
2.2.20
Противодействие терроризму
2.2.21
Информационная безопасность
2.2.22
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.23
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО 
2.2.24
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.25
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях 
2.2.26
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся 
2.2.27
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.12: Умеет:

- использовать достижения в области возрастной физиологии и школьной гигиены, психологии, а также современных информационных технологий и методик обучения в группах различного социального состава, возраста и пола, занимающихся физической культурой;

 
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся 
 
ПК-3.6: Знает:

- базовые методики психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Основы психологии физического воспитания
0
 
1.1
Введение в психологию физической культуры.   /Лек/
2
5
0
 
1.2
Психологическая характеристика деятельности и личности в физическом воспитании. * /Лек/
2
5
0
 
1.3
Психологические основы обучения двигательным действиям.  /Лек/
2
5
0
 
1.4
Методы и принципы психологии физической культуры /Пр/
2
5
Общепсихологические принципы и их характеристика. Основные принципы изучения психических явлений. Методы исследования в психологии физической культуры и спорта.
0
 
1.5
Психологические основы обучения двигательным действиям /Пр/
2
5
Управление движениями как психолого-педагогическая проблема. Предпосылки к обучению спортивным упражнениям. Представление о движении в структуре формирования двигательного навыка. Условия формирования двигательного навыка. Способы активизации деятельности в физическом воспитании. Функции педагога в процессе обучения движениям.
0
 
1.6
Психологические основы обучения на занятиях по физической культуре /Пр/
2
5
Характеристика внимания и способы поддержания его устойчивости. Организация эффективного восприятия на занятиях физической культурой. Особенности мыслительной деятельности и проявлений памяти. Факторы, способствующие повышению активности школьников на занятиях физической культурой.
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
1.7
Особенности формирования личности спортсмена и тренера /Пр/
2
5
Понятие личности, структура личности. Движущие силы, условия и источники развития личности. Двигательная активность как условие развития личности. Личность тренера. Особенности формирования личности в онтогенезе. Индивидуально-типологические особенности личности.
0
 
1.8
Психоэмоциональные состояния и управление ими на занятиях физической культурой и спортом /Пр/
2
5
Характеристика психических состояний в процессе занятий физической культурой. Причины возникновения неблагоприятных психических состояний. Предотвращение неблагоприятных психических состояний. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе учебно-тренировочных занятий и в условиях соревновательной деятельности.
0
 
1.9
Проявление и воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом /Пр/
2
5
Характеристика волевой сферы личности. Проявление воли при выполнении физических упражнений. Возрастные проявления воли. Воспитание воли в процессе занятий физической культурой и спортом.
0
 
1.10
Мотивы и потребности при занятиях физической культурой /Пр/
2
5
Понятие мотива и мотивации в психологии. Мотивы и потребности. Виды потребностей. Классификация мотивов занятий физической культурой. Стадии и этапы формирования мотивов.
0
 
1.11
Психология общения в процессе занятий физической культурой и спортом /Пр/
2
5
Понятие общения, его виды, функции. Структура общения и характеристика сторон общения. Барьеры в общении. Особенности педагогической коммуникации при занятиях физической культурой. Особенности общения тренера и спортсменов. Межличностные отношения в процессе занятий физической культурой и спортом. Отношения тренера и спортсменов.
0
 
1.12
Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом  /Ср/
6
5
Написание конспектов, подготовка устных сообщений
0
 
 
Раздел 2. Основы психологии общения в процессе занятий физической культурой и спортом
0
 
2.1
Психология общения в спортивно-педагогической деятельности. * /Лек/
2
5
0
 
2.2
Психология общения в процессе занятий физической культурой и спортом /Пр/
2
5
Понятие общения, его виды, функции. Структура общения и характеристика сторон общения. Барьеры в общении. Особенности педагогической коммуникации при занятиях физической культурой. Особенности общения тренера и спортсменов. Межличностные отношения в процессе занятий физической культурой и спортом. Отношения тренера и спортсменов.
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
2.3
Конфликты в общении в процессе занятий физической культуры и спорта /Пр/
2
5
Понятие и причины конфликтов. Способы и этапы разрешения конфликта. Роль тренера в разрешении конфликтных ситуаций.  
0
 
2.4
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу. Подготовка к терминологическому диктанту. /Ср/
6
5
0
 
 
Раздел 3. Основы психодиагностики физической культуры и спорта
0
 
3.1
Основы психодиагностики в спорте. /Лек/
2
5
0
 
3.2
Основы психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом /Пр/
2
5
Структура психических явлений (процессы, свойства, состояния). Диагностика познавательной сферы личности. Диагностика состояний спортсменов. Диагностика свойств личности.
0
 
3.3
Основы психодиагностики психических процессов, состояний и свойств занимающихся физической культурой и спортом /Пр/
2
5
Структура психических явлений (процессы, свойства, состояния). Диагностика познавательной сферы личности. Диагностика состояний спортсменов. Диагностика свойств личности.
0
 
3.4
Диагностика волевой и мотивационной сфер личности, занимающейся физической культурой и спортом  /Пр/
2
5
Методы диагностики воли. Методы оценки волевых качеств. Методы диагностики мотивационной сферы личности. Методики оценки мотивов, занимающихся физической культурой и спортом. Обработка и интерпретация результатов
0
 
3.5
Выполнение контрольной работы по темам и заданиям, указанных в контрольной работе. /Ср/
6
5
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
                                                                 Распределение баллов по видам работ Виды работ                                     мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание                           сумма баллов Дискуссия на семинарах                                                        2                                                     11 х 4=44 Терминологический диктант                                              6                                                               6 х 1 = 6 Выполнение письменной контрольной работы                     10                                                                 10 Итого                                                                                                                                                                60
 
5.2. Промежуточная аттестация
                                                                                 Распределение баллов по видам работ Виды работ                                                      мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание                сумма баллов Теоретический вопрос 1 (собеседование)                                              20                                                        20 Теоретический вопрос 2 (собеседование)                                              20                                                        20 Итого                                                                                                                                                                       40
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Оценка по дисциплине формируется из баллов, полученных в текущем контроле и промежуточной аттестации: неудовлетворительно - 60 и менее баллов удовлетворительно - 61-72 балла хорошо - 73-86 баллов отлично - 87-100 баллов
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2019.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Бабушкин Г. Д.
Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/90578
 
Л1.2
Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Волков Д. Н.
Психология физической культуры и спорта: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Бабушкин Г. Д.
Общая теория спорта: современные концепции подготовки спортсменов: учебник
Саратов: Вузов. образование, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/91118
 
Л2.2
сост. С. Ю. Махов ; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Методы измерения и контроля в физическом воспитании и спорте: учеб.-метод. пособие
Орел: МАБИВ, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/95402
 
Л2.3
Попова И. А., Хайбуллин Ю. В.
Психология физической культуры и спорта. Практикум: учеб. пособие
Саратов: Ай пи Эр Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/86453
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
6.3.2.2
Академия Google (https://scholar.google.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК:
7.3
учебный корпус 2: ауд. 405, 407, 502, 602,
7.4
учебный корпус 4: ауд. 102, 305, 312, 
7.5
учебный корпус 5: 222, 229, 422
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики