2021-2022_49_03_01 ФК СП в ИВС очно 2020_plx_Самбо
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Самбо
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
ФТД.03
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
6
аудиторные занятия
26
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26
26
26
26
Сам. работа
6
6
6
6
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доц., Литманович А.В.;ст.преп., Токсанов С.Е. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.пед.наук, Зав.каф., Баймакова Л.Г. _________________
 
Самбо
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 22.02.2022 г.  № 9

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Матук С.В.

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Матук С.В. ______

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Матук С.В. ______

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Матук С.В. _______

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Матук С.В. _______

Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Легкая атлетика
2.1.2
Прикладное многоборье
2.1.3
Плавание
2.1.4
Прикладное плавание
2.1.5
Подвижные игры
2.1.6
Подвижные игры
2.1.7
Подвижные игры
2.1.8
Прикладное многоборье
2.1.9
Прикладное плавание
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы здорового образа жизни
2.2.2
Подвижные игры
2.2.3
Стритбол
2.2.4
Спортивное ориентирование
2.2.5
Туризм
2.2.6
Физическая культура и спорт
2.2.7
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Силовая гимнастика
2.2.9
Силовые виды спорта
2.2.10
Футбол
2.2.11
Мини футбол
2.2.12
Спортивное ориентирование
2.2.13
Силовая гимнастика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
 
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Самостраховка
0
 
1.1
Тема 1.1.Самостраховка при падении на бок /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- в положении лежа; - из положения приседа; - из положения стоя; - кувырком через плечо
0
 
1.2
Тема 1.2. Самостраховка при падении на спину

/Пр/

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- из положения лежа; - из положения приседа; - из положения стоя; - после прыжка назад.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
1.3
Тема 1.3. Самостраховка при падении через партнера /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
-стоящего на локтях и коленях; -стоящего на коленях и ладонях.
0
 
1.4
Тема 1.4. Самостраховка при падении вперед

/Пр/

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- из положения стоя на коленях; - из положения стоя; - прыжком вперед.
0
 
1.5
Тема 1.4. Самостраховка при падении вперед /Ср/
4
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- из положения стоя на коленях; - из положения стоя; - прыжком вперед.
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Болевые приёмы и удушающие в стойке и партере
0
 
2.1
Тема 2.1. Перегибание локтя  /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
Перегибание локтя с захватом руки между ног и способы разрыва рук
0
 
2.2
Тема 2.2. Удержания /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- сбоку с захватом руки и шеи - поперек с захватом руки и туловища - со стороны головы с захватом туловища - со стороны ног с захватом руки и туловища - верхом с захватом рук и ног
0
 
2.3
Тема 2.3. Ущемление ахиллова сухожилия /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- противнику лежащему на спине после броска зацепом голенью изнутри - противнику лежащему на животе после броска захватом двух ног
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Освобождение от захватов
0
 
3.1
Тема 3.1. Освобождение от захватов рук

/Пр/

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- освобождение от захватов рук - кисти сверху
0
 
3.2
Тема 3.2. Освобождение от захватов ног /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- освобождение от захвата обеих ног - освобождение от захвата одной ноги
0
 
3.3
Тема 3.3. Освобождение от захватов и обхватов туловища (с руками и без рук) спереди, сзади /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- освобождение от обхвата за туловище спереди без обхвата -  освобождение от обхвата за туловище спереди с обхватом рук - освобождения от обхвата за шею сзади
0
 
3.4
Тема 3.4. Освобождение от удушающих захватов спереди, сзади /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- освобождение от удушающих захватов спереди (пальцами рук) - освобождение от удушающих захватов сзади (предплечьем)
0
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Защита от ударов
0
 
4.1
Тема 4.1. Защита от ударов руками

/Пр/

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- прямой в голову - боковой в голову - снизу в туловище
0
 
4.2
Тема 4.2. Защита от ударов ногами

/Пр/

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- прямой в грудь - боковой в бедро - снизу в пах - снизу в голень
0
 
4.3
Тема 4.2. Защита от ударов ногами

/Ср/

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
5
- прямой в грудь - боковой в бедро - снизу в пах - снизу в голень
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется в течение изучения дисциплины, на занятиях. Используются следующие средства 
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
контроля: устный опрос по теме занятия, выполнение практических нормативов, план-конспект УТЗ, реферат. Для получения «зачёта» обучающиеся должны в течение семестра набрать 61 балл. Описание шкал и процедур оценивания 1. Шкала оценки устного опроса по теме занятия (30 баллов в сумме) 3 балла. Полный и правильный ответ обучающегося на вопросы семинара, логично структурировавшему и изложившему материал. При этом обучающийся должен показать знание специальной литературы, продемонстрировать умение обозначить проблемные вопросы в соответствующей области, проанализировать их и предложить варианты решений, дать исчерпывающие ответы на уточняющие и дополнительные вопросы. 2 балла. Полный правильный ответ на вопросы семинара с соблюдением логики изложения материала, но обучающийся допустил при ответе отдельные неточности, не имеющие принципиального характера, или недостаточно чётко и полно ответил на уточняющие и дополнительные вопросы. 1 балл. Ответ показавший неполные знания, ошибки и неточности при ответе на вопросы семинара, неумение логически выстроить материал ответа и сформулировать свою позицию по проблемным вопросам. При этом хотя бы по одному из заданий ошибки не должны иметь принципиального характера. Обучающийся должен опираться в своем ответе на учебную литературу. 0 баллов. Обучающийся не дал ответа по вопросам семинара; дал неверные, содержащие фактические ошибки ответы на все вопросы; не смог ответить на дополнительные и уточняющие вопросы. за отказ отвечать на вопросы семинара. 2. Шкала оценки практического норматива (30 баллов в сумме) «3» - упражнение выполняется без ошибок; «2» - упражнение выполняется с мелкими ошибками; «1» - упражнение выполняется с грубыми ошибками; 3. Шкала оценки плана-конспекта УТЗ (20 баллов в сумме) Высокий - 10 баллов - Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология Средний - 7 баллов - Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология Ниже среднего - 5 баллов - Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология. Низкий - 0 баллов - Правильно сформулированы задачи тренировки; не все выбранные средства и методы соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений. 4. Шкала оценки реферата (20 баллов в сумме) а) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 10 источников), объем не менее 15 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 10 баллов; б) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 7 источников), объем не менее 12 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 7 баллов; в) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 5 источников), объем не менее 10 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) -5 баллов; Примечание: текст оформляется шрифтом Times New Roman 14 пт, через 1,5 интервала. Поля справа, слева, вверху и внизу - 2 см, страницы пронумерованы. Текст может содержать рисунки и таблицы, которые помещаются в приложение.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине является зачет. Для получения зачета студенту необходимо набрать минимум 61 балл на текущем контроле.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
8-й семестр Текущий  контроль 1. Устный опрос по теме предыдущего занятия 3 балла х 10 занятий = 30 баллов 2. Выполнение практического норматива 3 балла х 10 = 30 баллов 3. План-конспект УТЗ = 10 баллов х 2 конспекта = 20 баллов 4. Реферат = 10 баллов х 2 = 20 баллов Итого: 100 баллов
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
под ред. Е. М. Чумакова
Сто уроков борьбы самбо
Москва: Физкультура и спорт, 1988
6
 
Л1.2
Гарник В. С.
Самбо: методика учебно-тренировочных и самостоятельных занятий: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Изд-во МГСУ, 2012
1
https://www.iprbookshop.ru/20028
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Применение боевого самбо на улице
Смоленск: ТсОО "ИКА", 1994
6
 
Л2.2
Всерос. Федерация самбо
Самбо: правила соревнований
Москва: Сов. спорт, 2008
55
 
Л2.3
Лукин А. А., Галочкин Г. П., Щетинин Н. В.
Борьба самбо: вариативная часть физической культуры: учеб.-метод. пособие для студентов и преподавателей
Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/72910
 
Л2.4
Максимов Д. В., Селуянов В. Н., Табаков С. Е.
Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). Теоретико-практические рекомендации: монография
М.: ТВТ Дивизион, 2019
1
https://lib.rucont.ru/efd/719652/info
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л3.1
сост. Е. М. Чумаков
Борьба самбо: программа для тренер. фак. ин-тов физ. культуры
Москва: [б. и.], 1984
8
 
Л3.2
М-во спорта Рос. Федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "самбо": приказ М-ва спорта Рос. Федерации от 24 март. 2022 г. № 222
Саратов: Вузов. образование, 2022
1
https://www.iprbookshop.ru/123630
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
система тестирования;
6.3.1.3
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Зал борьбы л/а манеж СибГУФК
7.2
Аудитория кафедры единоборств и силовых видов спорта
7.3
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя - 1
7.4
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 2 стола для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, проектор, экран.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики