МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
канд.пед.наук, доц., Литманович А.В.;ст.преп., Токсанов С.Е.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, Зав.каф., Баймакова Л.Г. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 22.02.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Матук С.В.
Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Матук С.В. ______
Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Матук С.В. ______
Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Матук С.В. _______
Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Матук С.В. _______
Теории и методики единоборств и силовых видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы здорового образа жизни
Спортивное ориентирование
Физическая культура и спорт
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Спортивное ориентирование
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Самостраховка
Тема 1.1.Самостраховка при падении на бок /Пр/
- в положении лежа;
- из положения приседа;
- из положения стоя;
- кувырком через плечо
Тема 1.2. Самостраховка при падении на спину
/Пр/
- из положения лежа;
- из положения приседа;
- из положения стоя;
- после прыжка назад.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Тема 1.3. Самостраховка при падении через партнера /Пр/
-стоящего на локтях и коленях;
-стоящего на коленях и ладонях.
Тема 1.4. Самостраховка при падении вперед
/Пр/
- из положения стоя на коленях;
- из положения стоя;
- прыжком вперед.
Тема 1.4. Самостраховка при падении вперед /Ср/
- из положения стоя на коленях;
- из положения стоя;
- прыжком вперед.
Раздел 2. Раздел 2. Болевые приёмы и удушающие в стойке и партере
Тема 2.1. Перегибание локтя /Пр/
Перегибание локтя с захватом руки между ног и способы разрыва рук
- сбоку с захватом руки и шеи
- поперек с захватом руки и туловища
- со стороны головы с захватом туловища
- со стороны ног с захватом руки и туловища
- верхом с захватом рук и ног
Тема 2.3. Ущемление ахиллова сухожилия /Пр/
- противнику лежащему на спине после броска зацепом голенью изнутри
- противнику лежащему на животе после броска захватом двух ног
Раздел 3. Раздел 3. Освобождение от захватов
Тема 3.1. Освобождение от захватов рук
/Пр/
- освобождение от захватов рук - кисти сверху
Тема 3.2. Освобождение от захватов ног /Пр/
- освобождение от захвата обеих ног
- освобождение от захвата одной ноги
Тема 3.3. Освобождение от захватов и обхватов туловища (с руками и без рук) спереди, сзади /Пр/
- освобождение от обхвата за туловище спереди без обхвата
- освобождение от обхвата за туловище спереди с обхватом рук
- освобождения от обхвата за шею сзади
Тема 3.4. Освобождение от удушающих захватов спереди, сзади /Пр/
- освобождение от удушающих захватов спереди (пальцами рук)
- освобождение от удушающих захватов сзади (предплечьем)
Раздел 4. Раздел 4. Защита от ударов
Тема 4.1. Защита от ударов руками
/Пр/
- прямой в голову
- боковой в голову
- снизу в туловище
Тема 4.2. Защита от ударов ногами
/Пр/
- прямой в грудь
- боковой в бедро
- снизу в пах
- снизу в голень
Тема 4.2. Защита от ударов ногами
/Ср/
- прямой в грудь
- боковой в бедро
- снизу в пах
- снизу в голень
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль осуществляется в течение изучения дисциплины, на занятиях. Используются следующие средства
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
контроля: устный опрос по теме занятия, выполнение практических нормативов, план-конспект УТЗ, реферат. Для получения «зачёта» обучающиеся должны в течение семестра набрать 61 балл.
Описание шкал и процедур оценивания
1. Шкала оценки устного опроса по теме занятия (30 баллов в сумме)
3 балла. Полный и правильный ответ обучающегося на вопросы семинара, логично структурировавшему и изложившему материал. При этом обучающийся должен показать знание специальной литературы, продемонстрировать умение обозначить проблемные вопросы в соответствующей области, проанализировать их и предложить варианты решений, дать исчерпывающие ответы на уточняющие и дополнительные вопросы.
2 балла. Полный правильный ответ на вопросы семинара с соблюдением логики изложения материала, но обучающийся допустил при ответе отдельные неточности, не имеющие принципиального характера, или недостаточно чётко и полно ответил на уточняющие и дополнительные вопросы.
1 балл. Ответ показавший неполные знания, ошибки и неточности при ответе на вопросы семинара, неумение логически выстроить материал ответа и сформулировать свою позицию по проблемным вопросам. При этом хотя бы по одному из заданий ошибки не должны иметь принципиального характера. Обучающийся должен опираться в своем ответе на учебную литературу.
0 баллов. Обучающийся не дал ответа по вопросам семинара; дал неверные, содержащие фактические ошибки ответы на все вопросы; не смог ответить на дополнительные и уточняющие вопросы. за отказ отвечать на вопросы семинара.
2. Шкала оценки практического норматива (30 баллов в сумме)
«3» - упражнение выполняется без ошибок;
«2» - упражнение выполняется с мелкими ошибками;
«1» - упражнение выполняется с грубыми ошибками;
3. Шкала оценки плана-конспекта УТЗ (20 баллов в сумме)
Высокий - 10 баллов - Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология
Средний - 7 баллов - Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология
Ниже среднего - 5 баллов - Правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология.
Низкий - 0 баллов - Правильно сформулированы задачи тренировки; не все выбранные средства и методы соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология упражнений.
4. Шкала оценки реферата (20 баллов в сумме)
а) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 10 источников), объем не менее 15 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 10 баллов;
б) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 7 источников), объем не менее 12 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) - 7 баллов;
в) реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 5 источников), объем не менее 10 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 глав, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ) -5 баллов;
Примечание: текст оформляется шрифтом Times New Roman 14 пт, через 1,5 интервала. Поля справа, слева, вверху и внизу - 2 см, страницы пронумерованы. Текст может содержать рисунки и таблицы, которые помещаются в приложение.
5.2. Промежуточная аттестация
Формой промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине является зачет.
Для получения зачета студенту необходимо набрать минимум 61 балл на текущем контроле.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
8-й семестр
Текущий контроль
1. Устный опрос по теме предыдущего занятия 3 балла х 10 занятий = 30 баллов
2. Выполнение практического норматива 3 балла х 10 = 30 баллов
3. План-конспект УТЗ = 10 баллов х 2 конспекта = 20 баллов
4. Реферат = 10 баллов х 2 = 20 баллов
Итого: 100 баллов
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Москва: Физкультура и спорт, 1988
Самбо: методика учебно-тренировочных и самостоятельных занятий: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Изд-во МГСУ, 2012
https://www.iprbookshop.ru/20028
6.1.2. Дополнительная литература
Применение боевого самбо на улице
Смоленск: ТсОО "ИКА", 1994
Самбо: правила соревнований
Лукин А. А., Галочкин Г. П., Щетинин Н. В.
Борьба самбо: вариативная часть физической культуры: учеб.-метод. пособие для студентов и преподавателей
Воронеж: Изд-во ВГАСУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/72910
Максимов Д. В., Селуянов В. Н., Табаков С. Е.
Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). Теоретико-практические рекомендации: монография
https://lib.rucont.ru/efd/719652/info
6.1.3. Методические разработки
Борьба самбо: программа для тренер. фак. ин-тов физ. культуры
М-во спорта Рос. Федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "самбо": приказ М-ва спорта Рос. Федерации от 24 март. 2022 г. № 222
Саратов: Вузов. образование, 2022
https://www.iprbookshop.ru/123630
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Зал борьбы л/а манеж СибГУФК
Аудитория кафедры единоборств и силовых видов спорта
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя - 1
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 2 стола для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ