МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физические средства восстановления
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурно-спортивное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Мельникова Ю.А. _________________
Физические средства восстановления
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 25.04.2023 г. № 14
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Таламова И.Г.
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. ______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Таламова И.Г. _______
Теории и методики адаптивной физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Освоение студентами теоретико-методических знаний и практических умений по использованию физических средств восстановления, их роли в комплексном процессе коррекции состояний человека в ходе осуществления рекреационной деятельности. Овладение основами физических средств восстановления, позволяющими оценивать функциональные возможности человека, подбирать двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, ориентироваться в особенностях санаторно-курортного лечения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Современные технологии массового спорта
Физкультурно-спортивная деятельность в организациях дополнительного образования
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-2: Способен осуществлять планирование и реализацию тренировочного процесса и соревновательной деятельности, контроль и учет результатов подготовки при реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта
ПК-2.10: Умеет:
- планировать программы восстановительной деятельности с использованием средств физической культуры;
ПК-2.14: Владеет навыками и/или опытом деятельности:
- проведения восстановительной деятельности с использованием средств физической культуры;
ПК-2.5: Знает:
- принципы и формы организации восстановительной деятельности с использованием средств физической культуры, направленные на восстановление физической работоспособности;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Основы физической реабилитации
Современные аспекты реабилитации. /Лек/
. Краткая история развития реабилитации. Определение понятия «реабилитация». Основные принципы и задачи реабилитации. Виды реабилитации.
Общая характеристика физических факторов восстановления /Лек/
Основы физиотерапии. Понятие о санаторно-курортном отдыхе и климатолечении. Природные факторы. Механизмы восстанавливающего действия природных факторов. Составление реабилитационных программ.
Общая характеристика физических факторов восстановления. /Лек/
Понятие факторы восстановления. Краткая характеристика факторов: термотерапия, гидротерапия, фитотерапия, вибротерапия, биоуправляемая механокинезотерапия, , фототерапия, электромагнитотерапия.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Общие основы ЛФК. Понятие о ЛФК, ее особенности. /Лек/
Общие основы ЛФК. Понятие о ЛФК, ее особенности. Лечебная физическая культура как фактор функциональной, патогенетической терапии и средство медицинской, социальной и трудовой реабилитации. Механизм лечебного действия физических упражнений. Показания и противопоказания к занятиям ЛФК. Средства и формы лечебной физической культуры. Классификация и характеристика физических упражнений: гимнастические, спортивно-прикладные, игры. Формы занятий ЛФК. Методы ЛФК. Основы методики применения физических упражнений с лечебной целью и в системе физической реабилитации. Дозировка физических упражнений, факторы, влияющие на величину физических нагрузок. Двигательные режимы, как составной элемент лечебного режима. Краткая характеристика двигательных режимов в стационаре и санатории.
ФР при переломах костей. Переломы, их характеристика. /Лек/
Классификация, принципы и методы лечения. Механизмы лечебного действия физических упражнений при переломах костей. Периоды ЛФК в травматологии. Методика ЛФК в различные периоды лечения диафизарных переломов. Особенности методики при консервативных и оперативных методах лечения. Переломы позвоночника. Причины, виды, механизм травмы. Клиника, методы лечения. Механизм действия физических упражнений при переломах позвоночника. Задачи и методика ЛФК при компрессионных переломах позвоночника. Особенности методики ЛФК в зависимости от локализации перелома (шейный, грудной, поясничный отделы) и методика лечения. Переломы таза. Причины, виды, основные клинические проявления. Задачи и методика ЛФК в зависимости от вида перелома.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
ФР при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. /Лек/
ФР при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Понятие об осанке, механизм формирования осанки. Причины нарушений осанки, виды дефектов осанки, их краткая характеристика. ЛФК – основной метод исправления осанки. Задачи и методика ЛФК при различных видах нарушения осанки. Особенности частных методик лечебной физической культуры при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей. Понятие сколиозов. Причины, виды, степени сколиозов, методика обследования, лечение сколиоза. Задачи и методика ЛФК в зависимости от вида и степени сколиоза. Организация и проведение лечения в специализированных школах-интернатах корригирующей гимнастики, в домашних условиях. Профилактика прогрессирования сколиозов. Понятие плоскостопия, причины, виды, клиника, задачи и методика ЛФК.
Санаторно-курортный отдых и климатолечении. /Пр/
Санаторно-курортный отдых и климатолечении. Природные факторы. Механизмы восстанавливающего действия природных факторов.
Характеристика гидротерапии как средства физической реабилитации. /Пр/
Характеристика гидротерапии как средства физической реабилитации. Виды (души, ванны, бани), механизм действия, показания, противопоказания, методика применения, дозиметрия, аппаратура.
Основы и принципы разработки комплексной программы восстановительных мероприятий /Пр/
Основы и принципы разработки комплексной программы восстановительных мероприятий. Сочетание средств общего и местного воздействия. Этапность. Оценка эффективности в разных видах спорта.
Характеристика и методика применения гимнастических упражнений. /Пр/
Характеристика и методика применения гимнастических упражнений. Характеристика общеразвивающих упражнений: по степени активности, по анатомическому признаку, по характеру мышечного сокращения; дыхательные упражнения, дренажные; по характеру использования; по использованию предметов и снарядов.
Характеристика и методика упражнений в воде. Особенности занятий. /Пр/
Характеристика и методика упражнений в воде. Особенности занятий.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
ФР при переломах костей. /Пр/
ФР при переломах костей. Переломы, их характеристика. Классификация, принципы и методы лечения. Периоды ЛФК в травматологии. Методика ЛФК в различные периоды лечения диафизарных переломов. Переломы позвоночника. Причины, виды, механизм травмы. Задачи и методика ЛФК при компрессионных переломах позвоночника. Особенности методики ЛФК в зависимости от локализации перелома (шейный, грудной, поясничный отделы) и методика лечения. Переломы таза. Причины, виды, основные клинические проявления. Задачи и методика ЛФК в зависимости от вида перелома.
ФР при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. /Пр/
ФР при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Понятие об осанке, механизм формирования осанки. Причины нарушений осанки, виды дефектов осанки, их краткая характеристика. ЛФК – основной метод исправления осанки. Задачи и методика ЛФК при различных видах нарушения осанки. Особенности частных методик лечебной физической культуры при при деформациях опорно-двигательного аппарата у детей. Понятие о плоскостопии, механизм формирования плоскостопия. Причины, виды нарушения сводов стопы, их краткая характеристика. ЛФК – метод коррекции сводов стопы. Задачи и методика ЛФК при плоскостопии.
Изучение рекомендованной литературы.
Изучение конспектов лекций.
Составление комплекса лечебной гимнастики.
Подготовка к практическим занятиям.
Написание реферата.
Подготовка презентации доклада. /Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Изучение конспектов лекций.
Составление комплекса лечебной гимнастики.
Подготовка к практическим занятиям.
Написание реферата.
Подготовка презентации доклада.
История развития массажа. /Лек/
История развития массажа.
1. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии массажа. Понятие о массаже.
2. Физиологические механизмы влияния массажа на организм. Влияние массажа на отдельные системы организма.
3. Гигиенические основы массажа.
4. Системы массажа: финская, шведская, восточная.
Формы, методы, классификация массажа.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Характеристика основных приемов массажа. /Лек/
Характеристика основных приемов массажа.
1. Приемы массажа Определение.
2. Технологические параметры.
3. Разновидности приемов.
4. Техника проведения массажных приемов на отдельных участках тела.
5. Вибрация (ручная). Техника проведения ручной вибрации на мышцах, биологически активных точках, по ходу нервных стволов.
Сотрясающие приемы. Разновидности. Техника проведения сотрясающих приемов.
Использование массажных приемов в сочетаниях на отдельных участках тела. /Лек/
Использование массажных приемов в сочетаниях на отдельных участках тела.
1. Методические особенности использования массажных приемов на различных участках тела:
-на нижних конечностях;
-на верхних конечностях.
- в области груди;
- в области шеи;
- в области живота.
Частные методики массажа
Спортивный массаж.
1. Понятие о спортивном массаже и его физиологическое обоснование.
2. Основные принципы построения сеанса спортивного массажа.
3. Разминочный массаж.
4. Тренировочный массаж.
5. Массаж при предстартовых состояниях.
6. Восстановительный массаж.
7. Массаж в условиях бани.
Характеристика приемов «поглаживание» и «выжимание», «растирания». /Пр/
Характеристика приемов «поглаживание» и «выжимание», «растирания».
Технологические параметры. Разновидности.Отработка массажных приемов
Характеристика приема «разминание», «ударно-вибрационных». /Пр/
Характеристика приема «разминание», «ударно-вибрационных». Техника выполнения приемов Технологические параметры. Методические рекомендации по проведению приемов Физиологическое действие.
Массаж отдельных частей тела. /Пр/
Массаж отдельных частей тела. Методические особенности использования массажных приемов в сочетаниях: на нижних конечностях; на верхних конечностях; в области спины; в области груди; в области шеи; в области живота. Техника массажа по анатомическим областям.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Спортивный массаж. Разновидности восстановительного массажа в зависимости от продолжительности отдыха, а также с учетом специфики вида спорта и функционального состояния спортсмена. Сочетание восстановительного массажа с другими физическими средствами восстановления. Овладение навыками проведения восстановительного массажа. Сочетание ручного массажа с банными процедурами.
Изучение рекомендованной литературы. Подготовка обсуждаемых на семинарах вопросов. Составление и заполнение схем обработки: области таза, груди, бедра, голени, коленного сустава, голеностопного сустава и стопы, плечевого сустава, мышц плеча, мышц предплечья, лучезапястного сустава и кисти. /Ср/
Изучение рекомендованной литературы. Подготовка обсуждаемых на семинарах вопросов. Составление и заполнение схем обработки: области таза, груди, бедра, голени, коленного сустава, голеностопного сустава и стопы, плечевого сустава, мышц плеча, мышц предплечья, лучезапястного сустава и кисти.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
За время изучения дисциплины обучающийся должен подготовить один доклад с презентацией, ответить на тестовые вопросы, выполнить 8 практических заданий и принять участие в устных опросах. При наличии у студента по текущему контролю не менее 61 балла выставляется зачет.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет получают студенты, набравшие необходимое количество баллов (61) балл. Студенты, набравшие меньше 61 балла зачет не получают.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль
Устный опрос 4×5=20 баллов
Практическое задание 5×8=40 баллов
Доклад с презентацией 20 баллов
Тест 20 баллов
ИТОГО: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Курч Н. М., Таламова И. Г., Федорова Т. Н.
Физические средства восстановления в спорте: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2019
Федорова Т. Н., Налобина А. Н.
Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации больного / инвалида: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82674
Налобина А. Н., Таламова И. Г., Стоцкая Е. С.
Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа в детской неврологии: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования
Саратов: Ай Пи Ар Медиа [и др.], 2019
http://www.iprbookshop.ru/85499
6.1.2. Дополнительная литература
Физическая реабилитация в детской неврологии: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/82675
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Лечебная физическая культура и массаж в различных сферах частной практики: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования
Саратов: Ай Пи Ар Медиа [и др.], 2019
http://www.iprbookshop.ru/85497
Физическая реабилитация: учеб. для студентов вузов по специальности "Физ. культура"
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Л. Ф. Гайдарова, Г. Ю. Лазарева, В. В. Леонкин [и др.]
Реабилитация после заболеваний: полн. справочник
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
lib.sibsport.ru : сайт библиотеки СибГУФК
moodle.sibgufk.ru : образовательный портал и система дистанционного обучения
sibsport.ru : официальный сайт вуза
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Количество посадочных мест: для студентов – 27, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Аудитория 21, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 36; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 26, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ