2021-2022_49_03_01 ФК ФО очно 2019_plx_Философия
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Философия
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.01
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
18
самостоятельная работа
38
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
52
52
52
52
Сам. работа
38
38
38
38
Часы на контроль
18
18
18
18
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Доктор культурологии, профессор, Берсенева Татьяна Павловна;Кандидат философских наук, доцент, Константинов Дмитрий Владимирович 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Философия
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 29.04.2022 г.  № 10

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование представления о специфике философии как сфере знания, основных разделах современной философии, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Становление российской государственности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Олимпийское движение и профессиональный спорт
2.2.2
Спортивная этика
2.2.3
Тренерская практика
2.2.4
Педагогическая практика
2.2.5
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: знает сущностные характеристики основных периодов в развитии философской мысли, особенности философского мировоззрения, предметное поле применения философских знаний, основы философского учения о бытии, познании, человеке, обществе, культуре
 
УК-5.5: умеет найти в основных периодах в развитии философской мысли общее и особенное, указать специфические социально-экономические, религиозно-мировоззренческие и этнокультурные черты каждого из периодов, умеет оценивать значение философии в науке и общественной жизни
 
УК-5.6: умеет анализировать социокультурные проблемы современности с позиций философии, рассматривать место человека в истории, обществе и культуре
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы и формы философии.
0
 
1.1
Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. /Лек/
2
УК-5.1
2
- Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания. - Основные течения в онтологии. - Мировоззрение и философия. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения. - Основные функции философии и ее роль в жизни общества.
0
 
1.2
История Западной философии. /Лек/
2
УК-5.1
2
- Периодизация и основные проблемы Античной философии. - Периодизация и основные проблемы философии Средневековья. - Философия эпохи Возрождения. - Периодизация и основные проблемы философии Нового времени.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.3
Русская философия. /Лек/
2
УК-5.1
2
- Хронологические и географически-этнические рамки русской философии. - Начальный период развития русской философии. - Русская философия первой половины XIX века. - Русская философия второй половины XIX века. - Русская философия XX века.
0
 
1.4
Философия, ее смысл и значение. /Пр/
2
УК-5.1
2
- Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания. - Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. - Основные направления и виды философского мировоззрения. Причины возникновения и основания материализма и идеализма. Объективный и субъективный идеализм. Атеизм. Монизм, дуализм, плюрализм. - Основные функции философии и ее роль в жизни общества. Философия и наука. Философия и искусство.
0
 
1.5
Философия Древнего Востока. /Пр/
2
УК-5.1
2
- Философия Древнего Востока, ее культурно-исторические предпосылки. - Возникновение и особенности Древнеиндийской философии. Веды. Понятия индуизма: карма, сансара, нирвана, реинкарнация. Роль мистики и аскетики в индуизме. - Буддизм как первая мировая религия. История возникновения и основы вероучения. - Китайская философия. Конфуцианство о гармонии человека с обществом.
0
 
1.6
Античная философия (I). /Пр/
2
УК-5.1
2
- Общая характеристика Античной философии. Периодизация. Космоцентризм античной философии. - Философия досократиков. Проблема первоначала у философов Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). - Философия Гераклита. - Философия Пифагора. - Элейская философская школа. Учение Парменида о Бытии. Учение Эмпедокла о четырех стихиях. - Атомистическое учение Левкиппа-Демокрита. - Софисты: радикальное изменение основного философского вопроса. «Человек есть мера всех вещей». - Жизнь и философия Сократа. Антропология Сократа. Метод майевтики. Этический рационализм Сократа.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.7
Античная философия (II). /Пр/
2
УК-5.1
2
- Философия Платона. Мир идей Платона. Платон – родоначальник объективного идеализма. Учение о душе. Познание как «припоминание». Миф о «пещере». Учение Платона об идеальном устройстве государства. - Философия Аристотеля. Аристотель – собиратель и систематизатор знаний. Метафизика Аристотеля. Критика учения Платона об «идеях». Аристотель о материи и форме, о четырех видах «причин». Социальная философия Аристотеля. Этическое учение. Космология Аристотеля. -  Философия поздней античности: кинизм, скептицизм, эпикуреизм,  стоицизм.
0
 
1.8
Философия Средневековья (I-ХШ вв.). /Пр/
2
УК-5.1
2
- Средневековая философия как синтез христианства и античной философии. Периодизация. Главные представители, основные труды. - Монотеизм средневековой философии. Теоцентризм – основной принцип средневековой философии. Идея творения в онтологии, идея откровения в гносеологии, антропология  и аксиология средневековой философии. - Патристика на Востоке и на Западе. Августин Блаженный – представитель западной патристики. Философия Августина. Учение о свободе воле и Божественном предопределении в католицизме и православии (Августин Блаженный и Григорий Палама). Православное учение о синергии. - Схоластика в западном христианстве. Фома Аквинский как систематизатор схоластики. Пять доказательств бытия Бога.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.9
Философская мысль эпохи Возрождения и Нового времени (XIV–XVII вв.). /Пр/
2
УК-5.1
2
- Характерные черты эпохи Возрождения, их отражение в философии. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Человек как творец собственной природы и судьбы. - Культурно-исторические предпосылки становления философии Нового времени. Основные черты философии Нового времени. Научная революция XVII в. и проблема метода познания в философии - Эмпиризм Ф. Бэкона. «Новая Атлантида». Учение о «призраках» или «идолах». Учение об истинной индукции. - Рационализм Р. Декарта. Проблема метода. Методологическое сомнение. Метод дедукции. Деизм. Теория познания. Учение о врожденных идеях. Дуализм. Проблема души и тела. Учение о страстях. Этические воззрения. - Философия французского Просвещения: трактовка человека, природы и общества.
0
 
1.10
Немецкая классическая философия. /Пр/
2
УК-5.1
2
- Немецкая классическая философия и ее исторические особенности. - «Критическое» учение И. Канта: агностицизм теории познания. - Этика долга И. Канта. Категорический императив. - Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система. - Принцип тождества бытия и мышления Гегеля. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля. - Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения.
0
 
1.11
Новейшая философия (XIX-XX вв.). /Пр/
2
УК-5.1
2
- Неклассическая философия, ее становление и основные черты. Философия жизни и иррационализм. - «Воля к жизни» А. Шопенгауэра. - «Воля к власти» Ф. Ницше. - Фрейдизм и неофрейдизм. З. Фрейд. К.Г. Юнг. - Философия экзистенциализма. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю. - Философия марксизма как рационалистическая философия. Эволюция марксизма в XX веке. Вклад Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в развитие философии марксизма. - Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и его эволюция.
0
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.12
Традиции и особенности русской философии XIX-XX вв. /Пр/
2
УК-5.1
2
- Общая характеристика и исторические особенности русской философии. Периодизация. Особенности философской мысли. - Россия между Востоком и Западом. Русская философия XIX в. П.Я. Чаадаев. - Западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и другие мыслители) и славянофилы (А.С. Хомяков, И. Киреевский), их роль в развитии русской философии. - Материализм и позитивизм в русской философии XIX в. - Религиозная философия классиков русской литературы (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). - Русская философия конца XIX – начала XX века. Религиозно-философские учения (В.Соловьев, Н.Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов). - Русский космизм.
0
 
1.13
Философия Древнего Востока. /Ср/
2
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.14
Античная философия (I). /Ср/
3
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.15
Античная философия (II). /Ср/
3
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.16
Философия средневековья (III-XIII) вв. /Ср/
3
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.17
Философская мысль эпохи Возрождения и Нового времени. /Ср/
3
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
1.18
Немецкая классическая философия. /Ср/
3
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.19
Новейшая философия. /Ср/
3
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
1.20
Традиции и особенности русской философии. /Ср/
3
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 2. Онтология и гносеология.  
0
 
2.1
Бытие и материя. /Лек/
2
УК-5.1
2
- Истоки и развитие проблемы бытия. - Философский смысл понятия «бытие». - Основные формы бытия. - Понятие материи. - Атрибуты материи.
0
 
2.2
Диалектика. /Лек/
2
УК-5.1
2
- Понятие диалектики. - Законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; 3) закон отрицания отрицания. - Направленность развития всего сущего. - Основные принципы диалектики. - Альтернативы диалектики.
0
 
2.3
Проблема сознания в философии. /Лек/
2
УК-5.1
2
- Понимание сознания в различных областях знания. - Понимание сознания в философии. - Отличие психики от сознания. - Функции сознания. - Три точки зрения на сознание. - Диалектико-материалистическая концепция сознания. - Самосознание. - Язык и сознание. - Бессознательное. - Сознание и мозг.
0
 
2.4
Познание. /Лек/
2
УК-5.1
2
- Познание как предмет философии. - Основные принципы гносеологии. - Определение познания. Субъект и объект познания. - единство чувственного и рационального познания. - Чувственное познание и его формы. - Рациональное познание и его формы. - Проблема истины в познании.
0
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.5
Онтология – философское учение о бытии. /Пр/
2
УК-5.1
2
- Проблема бытия в философии и ее истории. - Основные формы бытия: бытие материального мира, бытие духовного мира, бытие человека в мире. - Понятие субстанции. Монизм и его разновидности – материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм. Дуализм. Плюрализм. - Понятие материи. Основные подходы к пониманию материи. Структура материи и ее уровни. - Движение как способ существования материи. Движение и покой. Классификация форм движения в свете современной науки. - Пространство и время как основные атрибуты материи. - Детерминизм, системность и самоорганизация как основные свойства материального мира.
0
 
2.6
Развитие и универсальные связи бытия. /Пр/
2
УК-5.1
2
- Диалектика как учение о развитии и всеобщей связи. Исторические формы диалектики. Софистика, эклектика и метафизика как альтернативы диалектики. Понятие закона. - Основные законы диалектики: а) Закон противоречия (единства и борьбы противоположностей). Понятия тождества, различия, противоположности, противоречия. единство и борьба противоположностей как источник и движущая сила развития. б) Закон меры (взаимного перехода количественных и качественных изменений). Понятия качества (свойства), количества, меры. Скачок как форма перехода к новому качеству. Революция и эволюция. в) Закон диалектического отрицания (отрицания отрицания). Диалектическое и метафизическое отрицание. Преемственный, поступательный и циклический характер развития. - Категории материалистической диалектики: единичное (особенное) и общее,  явление и сущность, форма и содержание, часть и целое, элементы и структура, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
0
 
стр. 11
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
2.7
Гносеология – философское учение о познании. /Пр/
2
УК-5.1
2
- Предмет гносеологии. Социально-историческая природа познания. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Диалектика субъекта и объекта познания. - Виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, художественное, их особенности. - Диалектика чувственного и рационального познания. Чувственное познание и его формы. - Рациональное познание и его формы. Логическое мышление и язык. - Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина, ложь и заблуждение. - Научная истина и ее критерии. Научная картина мира.  Понятие парадигмы. - Научное познание, его формы и уровни. Методы научного познания. Специфика естественнонаучного и гуманитарного знания.
0
 
2.8
Сознание как философский феномен. /Пр/
2
УК-5.1
2
- Проблема сущности и происхождения сознания. - Диалектико-материалистическая концепция сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения в неживой и живой природе. Теория отражения и ее критика. - Психика и сознание. - Функции сознания. - Сознание и самосознание. - Язык и сознание. - Бессознательное, его специфика и роль. - Сознание и мозг.
0
 
2.9
Развитие и универсальные связи бытия. /Ср/
4
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
2.10
Гносеология - философское учение о познании. /Ср/
4
УК-5.1
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 3. Философское учение о человеке.
0
 
стр. 12
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
3.1
Философская антропология и аксиология. /Лек/
2
УК-5.5 УК-5.6
2
- Человек как объект философского осмысления. - Представления о человеке в истории философии. - Проблема ценностей. - Проблема смысла жизни человека. - Проблема смерти и бессмертия человека.
0
 
3.2
Проблема человека в философии. /Пр/
2
УК-5.5 УК-5.6
2
- Проблема сущности (природы) человека. Биологическое и социальное в человеке. Человек. Индивид. Личность. Изменение представлений о сущности человека в истории философии. - Основные философско-антропологические концепции. Фрейдизм и неофрейдизм о психике человека и соотношении в нем сознательного и бессознательного. К.Г. Юнг о «коллективном бессознательном» в культуре и человеке. Идеи Э. Фромма об анатомии человеческой деструктивности и путях преодоления агрессии. Идеи Й. Хейзинги о сущности человека. - Проблема антропосоциогенеза. Основные теории происхождения человека. - Жизнь и смерть в философской антропологии. Проблема смысла жизни человека. - Философия и будущее. Формы предсказания будущего. Утопия. Футурология. Прогностика. - Основные цели и ценности человеческого существования.
0
 
3.3
Проблема человека в философии. /Ср/
6
УК-5.5 УК-5.6
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
 
Раздел 4. Человек в истории, обществе и культуре.
0
 
4.1
Социальная философия. /Лек/
2
УК-5.1 УК-5.5
2
- Общество: сущность и структура. - Экономическая сфера общества. - Социальная сфера общества. - Политическая сфера общества. - Духовная сфера общества.
0
 
4.2
Человек, общество, культура. /Лек/
2
УК-5.1 УК-5.5
2
- Основные подходы к изучению культуры. - Понятие культуры. - Культура и цивилизация. - Глобальные проблемы современности.
0
 
стр. 13
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
4.3
Философский анализ общества. /Пр/
2
УК-5.5 УК-5.6
2
- Общество как предмет философского анализа. Понятие общества. - Различная интерпретация общества в социально-философской мысли. - Взаимодействие природы и общества. Историческая эволюция характера социоприродных отношений. - Общество как целостная саморазвивающаяся система. Экономическая сфера общества. - Социальная структура как многоуровневое образование. -Политическая структура и ее основные элементы. - Духовная сфера общества. - Глобальные проблемы современности и их классификация.
0
 
4.4
Культура и цивилизация. /Пр/
2
УК-5.5 УК-5.6
2
- Культура и цивилизация как проявление деятельности людей. Понятия культуры и цивилизации. - Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в различных философских концепциях. Теории циклического и линейного развития цивилизаций. а) Теория развития культуры и цивилизации, принадлежащая Н. Данилевскому. б) Теория развития культуры и цивилизации, принадлежащая А. Тойнби. в) Теория развития культуры и цивилизации, принадлежащая О. Шпенглеру. г) Теория развития культуры и цивилизации, принадлежащая П. Сорокину. - Понятие техники. Роль техники в истории человека. Техника и технология. - Техногенная цивилизация и традиционное общество. Характеристики доиндустриального, индустриального, постиндустриального,  информационного обществ.
0
 
4.5
Человек, общество, культура. /Ср/
1
УК-5.5 УК-5.6
2
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию в соответствии с тематическим планом (написание конспекта, подготовка устных сообщений, выполнение письменных заданий в случае невозможности очного присутствия на семинаре).
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Тест

Тест оценивается следующим образом:

а) 0-2 ошибки – 6 баллов;

б) 3-4 ошибки – 5 баллов;

в) 5-6 ошибок – 4 балла;

г) 7-8 ошибок – 3 балла;

д) 9-10 ошибок - 2 балла;

 
стр. 14
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
е) 11-12 ошибок - 1 балл;

ж) свыше 12 ошибок – 0 баллов.

Письменная работа (контрольная)

Контрольная работа оценивается по следующей схеме:

а) студент умеет самостоятельно работать с философскими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; корректно пользуется понятийно-категориальным аппаратом философии; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 6-4 балла;

б) студент умеет самостоятельно работать с философскими источниками; корректно пользуется понятийно-категориальным аппаратом философии; может самостоятельно делать выводы, но допускает незначительные фактические и логические ошибки – 3-2 балла (в  зависимости от количества и характера ошибок);

в) студент слабо владеет изучаемым материалом, допускает грубые ошибки (либо плагиат), самостоятельные выводы отсутствуют – 1- 0 баллов.

Устный опрос на занятиях семинарского типа

Работа на семинаре оценивается по следующей схеме:

а) студент свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание обсуждаемых процессов и фактов; пользуется философской терминологией; участвует в дискуссии – 3 балла;

б) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание обсуждаемых процессов и фактов, мало пользуется философской терминологией – 2 балла;

в) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает обсуждаемые процессы и факты, практически не пользуется философской терминологией – 1 балл;

г) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов – 0 баллов.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

1. Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания.

2. Мировоззрение и философия. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения.

3. Основные направления и виды философского мировоззрения. Причины и основания материализма и идеализма. Дуализм.

4. Основные функции философии и ее роль в жизни общества.

5. Милетская школа в Древней Греции. Философия Гераклита и Демокрита.

6. Философия Сократа.

7. Философия Платона и Аристотеля.

8. Философия средних веков: основные школы и виднейшие представители.

9. Эмпирическая философия Нового Времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс).

10. Рационалистическая философия Нового Времени (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза).

11. Философия эпохи Просвещения (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

12. Философия И. Канта. Этика И. Канта.

13. Философия Г. Гегеля. Основные законы диалектики и основные требования к диалектической логике.

14. Философские воззрения К. Маркса и Ф.Энгельса.

15. Русская философия XIX-XX вв. Предпосылки, идейные источники, течения и виднейшие представители.

16. Рационалистическая философия XX века, ее основные особенности и виднейшие представители.

17. Философский иррационализм и его основные разновидности.

18. Религиозная, научная, философская и обыденные картины мира, их особенности и взаимосвязь.

19. Проблема бытия в философии. Основные формы бытия: бытие материального мира, бытие духовного мира, бытие человека в мире.

20. Материя. Детерминизм, системность и самоорганизация как основные свойства материального мира.

21. Движение, пространство и время как основные атрибуты материи.

22. Религиозная, идеалистическая и материалистическая концепции сознания.

23. Сознание и бессознательное. Сознание и мозг.

24. Сознание и язык. Сознание и самосознание.

25. Проблема человека в истории философии. Научная, религиозная и философская антропологии.

26. Проблема сущности (природы) человека. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке.

27. Жизнь и смерть в философской антропологии. Проблема смысла жизни человека.

28. Основные цели и ценности человеческого существования.

29. Познание как предмет философского исследования. Субъект и объект познания.

30. Чувственное познание и его формы.

31. Рациональное познание и его формы.

32. Проблема истины в науке, религии и философии.

33. Общество как предмет философии. Общество и природа. Идеалистический и материалистический взгляды на развитие общества.

34. Экономическая жизнь общества. Теория общественно-экономических формаций.

35. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности.

36. Философия и история. Философские концепции исторического развития.

37. Наука и ее роль в жизни общества. Особенности научного познания.

38. Научно-технический прогресс: социальные и этические проблемы. Современная философия о гуманизации 

 
стр. 15
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
научно-технического знания.

39. Культура и цивилизация как проявление деятельности людей. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в различных философских концепциях.

40. Техногенная цивилизация и традиционное общество.

41. Эстетическое сознание и эстетические ценности, их значение в жизни человека и общества.

42. Нравственность и мораль. Значение нравственности в жизни человека и общества.

43. Религия как ценностное отношение человека к миру. Особенности религиозного сознания.

44. Глобальные проблемы современности. Причины появления и пути решения глобальных проблем.

Ответ на экзамене оценивается следующим образом:

Оценку «отлично» (34-40 баллов) заслуживает обучающийся, обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания по вопросам программного материала; показавший умение свободно логически анализировать литературу, рекомендованную программой, правильно оценивать и четко, сжато, ясно излагать свою точку зрения по проблемам; проявивший творческие способности в процессе изложения учебного материала; продемонстрировавший в процессе изложения учебного материала на экзамене твердые навыки и умение приложить теоретические знания к практическому их применению при дальнейшем обучении и в последующей профессиональной деятельности.

Оценку «хорошо» (27-33 балла) заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание программного материала; показавший систематический характер знаний, успешно, без существенных недочетов, ответивший на все вопросы экзаменационного билета, но некоторые ответы являются не совсем полными; при ответах на дополнительные вопросы обучающийся обнаруживает знания логических связей вопросов билета с другими разделами курса, но ответы недостаточно четкие. Обучающийся потенциально способен к овладению знаниями и обновлению их в ходе дальнейшей учебы и предстоящей профессиональной деятельности.

Оценку «удовлетворительно» (20-26 баллов) заслуживает обучающийся, обнаруживший знание основных вопросов дисциплины в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии; умеющий выполнить задания, предусмотренные программой, знакомый с основной учебной литературой, рекомендованной программой; допустивший непринципиальные погрешности в ответе на экзамене и обладающий знаниями для их устранения как самостоятельно, так и под руководством экзаменатора.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 20 баллов) выставляется обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала; допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой вопросов экзаменационного билета и не способному к их исправлению без дополнительных занятий по дисциплине.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль.

1. Устный опрос. Мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание - 3 балла. Итого: 3*16=48

2. Тест. Мaкс. возможное кол-во баллов - 6.

3. Письменная работа (контрольная). Мaкс. возможное кол-во баллов - 6.

Промежуточная аттестация.

Теоретический вопрос 1 - мaкс. возможное кол-во баллов - 20.

теоретический вопрос 2 - мaкс. возможное кол-во баллов - 20.

Итого: 100 баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н.
Философия
Москва [и др.]: ПЕР СЭ [и др.], 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/88238
 
Л1.2
под ред. В. П. Ратникова
Философия: учеб. для студентов вузов
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
1
http://www.iprbookshop.ru/66306
 
Л1.3
под ред. : В. Д. Бакулов, А. А. Кириллов ; Южный федерал. ун-т
Основы философии: учеб. для студентов-бакалавров нефилософ. специальностей
Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/87743
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Шалашников Г. В.
Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений
Тула: Изд-во ИЗУ ВПА, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/80638
 
Л2.2
Медведева О. А.
Философия. Человек. Общество. Культура: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2020
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК: 1. lib.sibsport.ru : 
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru  : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
стр. 16
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2019.plx
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы студентов необходимы кабинеты, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет: Аудитория 405, учебный корпус 2; Аудитория 407, учебный корпус 2; Аудитория 502, учебный корпус 2; Аудитория 602, учебный корпус 2; Аудитория 102, учебный корпус 4; Аудитория 305, учебный корпус 4; Аудитория 312, учебный корпус 4; Аудитория 222, учебный корпус 5; Аудитория 229, учебный корпус 5; Аудитория 422, учебный корпус 5; Аудитория 13, Дворец здоровья; Аудитория 21, легкоатлетический манеж; Аудитория 26, легкоатлетический манеж.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики