2021-2022_49_03_01 ФК ФО заочно 2019_plx_Философия
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Философия
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.01
 
экзамены 2
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
4
4
6
6
10
10
Кoнтактная рабoта
4
4
6
6
10
10
Сам. работа
32
32
57
57
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Кандидат философских наук, доцент, Константинов Дмитрий Владимирович;Доктор культурологии, профессор, Берсенева Татьяна Павловна 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Татьяна Анатольевна _________________
 
Философия
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 29.04.2022 г.  № 10

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой 

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой  ______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой  _______

Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
формирование представления о специфике философии как сфере знания, основных разделах современной философии, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социология физической культуры
2.2.2
Олимпийское движение и профессиональный спорт
2.2.3
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: знает сущностные характеристики основных периодов в развитии философской мысли, особенности философского мировоззрения, предметное поле применения философских знаний, основы философского учения о бытии, познании, человеке, обществе, культуре
 
УК-5.5: умеет найти в основных периодах в развитии философской мысли общее и особенное, указать специфические социально-экономические, религиозно-мировоззренческие и этнокультурные черты каждого из периодов, умеет оценивать значение философии в науке и общественной жизни
 
УК-5.6: умеет анализировать социокультурные проблемы современности с позиций философии, рассматривать место человека в истории, обществе и культуре
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы и формы философии.
0
 
1.1
Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. /Лек/
2
УК-5.1
1
- Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания. - Основные течения в онтологии. - Мировоззрение и философия. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения. - Основные функции философии и ее роль в жизни общества. 
0
 
1.2
Философия, ее смысл и назначение. /Пр/
2
УК-5.1 УК-5.5
2
- Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания. - Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. - Основные направления и виды философского мировоззрения. Причины возникновения и основания материализма и идеализма. Объективный и субъективный идеализм. Атеизм. Монизм, дуализм, плюрализм. - Основные функции философии и ее роль в жизни общества. Философия и наука. Философия и искусство.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
1.3
Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы и формы философии. /Ср/
10
УК-5.1 УК-5.5
1
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу
0
 
1.4
Философия, ее смысл и назначение. /Ср/
4
УК-5.1 УК-5.5
2
Письменный ответ на вопросы семинарского занятия
0
 
1.5
Философия, ее смысл и назначение. /Ср/
6
УК-5.1 УК-5.5
2
Выполнение контрольной работы 
0
 
1.6
Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы и формы философии. /Ср/
3
УК-5.1 УК-5.5
2
Прохождение итогового тестирования
0
 
 
Раздел 2. Онтология и гносеология.
0
 
2.1
Бытие и материя. /Лек/
2
УК-5.1
1
- Истоки и развитие проблемы бытия. - Философский смысл понятия «бытие». - Основные формы бытия. - Понятие материи. - Атрибуты материи.
0
 
2.2
Онтология и гносеология. /Ср/
10
УК-5.1 УК-5.5
1
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу
0
 
2.3
Онтология – философское учение о бытии. /Ср/
6
УК-5.1 УК-5.5
2
Выполнение контрольной работы 
0
 
2.4
Онтология и гносеология. /Ср/
3
УК-5.1 УК-5.5
2
Прохождение итогового тестирования
0
 
 
Раздел 3. Философское учение о человеке.
0
 
3.1
Проблема человека в философии. /Пр/
4
УК-5.1 УК-5.6
2
- Проблема сущности (природы) человека. Биологическое и социальное в человеке. Человек. Индивид. Личность. Изменение представлений о сущности человека в истории философии. - Основные философско-антропологические концепции. Фрейдизм и неофрейдизм о психике человека и соотношении в нем сознательного и бессознательного. К.Г. Юнг о «коллективном бессознательном» в культуре и человеке. Идеи Э. Фромма об анатомии человеческой деструктивности и путях преодоления агрессии. Идеи Й. Хейзинги о сущности человека. - Проблема антропосоциогенеза. Основные теории происхождения человека. - Жизнь и смерть в философской антропологии. Проблема смысла жизни человека. - Философия и будущее. Формы предсказания будущего. Утопия. Футурология. Прогностика. - Основные цели и ценности человеческого существования.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
3.2
Философское учение о человеке. /Ср/
10
УК-5.1 УК-5.6
1
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу
0
 
3.3
Проблема человека в философии. /Ср/
8
УК-5.1 УК-5.6
2
Письменный ответ на вопросы семинарского занятия
0
 
3.4
Философское учение о человеке. /Ср/
3
УК-5.1 УК-5.6
2
Прохождение итогового тестирования
0
 
 
Раздел 4. Человек в истории, обществе и культуре.
0
 
4.1
Человек в истории, обществе и культуре. /Ср/
2
УК-5.1 УК-5.6
1
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу
0
 
4.2
Человек в истории, обществе и культуре. /Ср/
8
УК-5.1 УК-5.6
2
Самостоятельное изучение теоретического материала с опорой на лекционный курс и рекомендуемую литературу
0
 
4.3
Философский анализ общества. Культура и цивилизация /Ср/
12
УК-5.1 УК-5.6
2
Выполнение контрольной работы 
0
 
4.4
Человек в истории, обществе и культуре. /Ср/
4
УК-5.1 УК-5.6
2
Прохождение итогового тестирования
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Письменная работа (семинар)

Участие в семинаре оценивается по следующей схеме (до 4 баллов за каждый вопрос, всего 3 вопроса):

а) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой; демонстрирует понимание изученного материала; корректно пользуется философской терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 4 балла;

б) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой; демонстрирует понимание изученного материала (с незначительными ошибками); корректно пользуется философской терминологией; может самостоятельно делать выводы – 2-3 балла (в зависимости от количества и характера допущенных ошибок);

в) студент в целом владеет материалом, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется философской терминологией, допускает ошибки – 1 балл;

г) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов либо содержащий плагиат – 0 баллов.

Письменная работа (контрольная)

Контрольная работа оценивается по следующей схеме (до 4 баллов за каждый вопрос, всего 4 вопроса):

а) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и философскими текстами; демонстрирует понимание изученного материала; корректно пользуется философской терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 4 балла;

б) студент умеет самостоятельно работать с учебной литературой и философскими текстами; демонстрирует понимание изученного материала (с незначительными ошибками); корректно пользуется философской терминологией; может самостоятельно делать выводы – 2-3 балла (в зависимости от количества и характера допущенных ошибок);

в) студент в целом владеет материалом, но не достаточно полно демонстрирует его понимание, мало пользуется философской терминологией, допускает ошибки – 1 балл;

г) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов либо содержащий плагиат – 0 баллов.

Итоговый тест

Тестирование оценивается следующим образом: выставляется 0,66 баллов за каждый верный ответ, результат округляется до целого числа (тест содержит 30 вопросов закрытого типа, предполагающих выбор одного верного варианта ответа).

Тесты для самоконтроля

За успешное выполнение всех тестов для самоконтроля (хотя бы 3 верных ответа из 5 в каждом тесте для самоконтроля) студент получает 6 баллов.

Бонус за отправленный в срок семинар

3 балла, если работа отправлена с срок, указанный в графике изучения дисциплины

 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
Бонус за отправленную в срок контрольную

3 балла, если работа отправлена с срок, указанный в графике изучения дисциплины

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.

Перечень вопросов для подготовки к экзаменационному тестированию:

1. Возникновение философии. Предмет и основные аспекты философского знания.

2. Мировоззрение и философия. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения.

3. Основные направления и виды философского мировоззрения. Причины и основания материализма и идеализма. Дуализм.

4. Основные функции философии и ее роль в жизни общества.

5. Милетская школа в Древней Греции. Философия Гераклита и Демокрита.

6. Философия Сократа.

7. Философия Платона и Аристотеля.

8. Философия средних веков: основные школы и виднейшие представители.

9. Эмпирическая философия Нового Времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс).

10. Рационалистическая философия Нового Времени (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза).

11. Философия эпохи Просвещения (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

12. Философия И. Канта. Этика И. Канта.

13. Философия Г. Гегеля. Основные законы диалектики и основные требования к диалектической логике.

14. Философские воззрения К. Маркса и Ф.Энгельса.

15. Русская философия XIX-XX вв. Предпосылки, идейные источники, течения и виднейшие представители.

16. Рационалистическая философия XX века, ее основные особенности и виднейшие представители.

17. Философский иррационализм и его основные разновидности.

18. Религиозная, научная, философская и обыденные картины мира, их особенности и взаимосвязь.

19. Проблема бытия в философии. Основные формы бытия: бытие материального мира, бытие духовного мира, бытие человека в мире.

20. Материя. Детерминизм, системность и самоорганизация как основные свойства материального мира.

21. Движение, пространство и время как основные атрибуты материи.

22. Религиозная, идеалистическая и материалистическая концепции сознания.

23. Сознание и бессознательное. Сознание и мозг.

24. Сознание и язык. Сознание и самосознание.

25. Проблема человека в истории философии. Научная, религиозная и философская антропологии.

26. Проблема сущности (природы) человека. Соотношение биологического, социального и духовного в человеке.

27. Жизнь и смерть в философской антропологии. Проблема смысла жизни человека.

28. Основные цели и ценности человеческого существования.

29. Познание как предмет философского исследования. Субъект и объект познания.

30. Чувственное познание и его формы.

31. Рациональное познание и его формы.

32. Проблема истины в науке, религии и философии.

33. Общество как предмет философии. Общество и природа. Идеалистический и материалистический взгляды на развитие общества.

34. Экономическая жизнь общества. Теория общественно-экономических формаций.

35. Личность и общество. Проблема свободы и ответственности.

36. Философия и история. Философские концепции исторического развития.

37. Наука и ее роль в жизни общества. Особенности научного познания.

38. Научно-технический прогресс: социальные и этические проблемы. Современная философия о гуманизации научно-технического знания.

39. Культура и цивилизация как проявление деятельности людей. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в различных философских концепциях.

40. Техногенная цивилизация и традиционное общество.

41. Эстетическое сознание и эстетические ценности, их значение в жизни человека и общества.

42. Нравственность и мораль. Значение нравственности в жизни человека и общества.

43. Религия как ценностное отношение человека к миру. Особенности религиозного сознания.

44. Глобальные проблемы современности. Причины появления и пути решения глобальных проблем.

Часть 1 (проверка знаний) экзаменационного теста содержит 32 вопроса закрытого типа,  предполагающих выбор одного верного варианта ответа. За каждый верный ответ студент получает 1 балл.

Часть 2 (проверка умений и навыков) экзаменационного теста содержит 2 вопроса-кейса, предполагающих работу с философскими текстами. За каждый верный ответ студент получает до 4 баллов.

Всего за итоговый тест можно получить максимально 40 баллов.

Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов; оценку «хорошо» - 73-86 баллов; оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла; оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

Письменная работа (семинар) - 12 баллов

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
Письменная работа (контрольная) - 16 баллов

Итоговый тест - 20 баллов

Тесты для самоконтроля - 6 баллов

Бонус за отправленный в срок семинар - 3 балла

Бонус за отправленную в срок контрольную - 3 балла

Промежуточная аттестация (экзамен):

Экзаменационный тест (часть 1) - 30 баллов

Экзаменационный тест (часть 2) - 10 баллов

Итого: 100 баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н.
Философия
Москва [и др.]: ПЕР СЭ [и др.], 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/88238
 
Л1.2
под ред. : В. Д. Бакулов, А. А. Кириллов ; Южный федерал. ун-т
Основы философии: учеб. для студентов-бакалавров нефилософ. специальностей
Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/87743
 
Л1.3
под ред. В. П. Ратникова
Философия: учеб. для студентов вузов
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015
1
http://www.iprbookshop.ru/66306
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
под ред. Г. М. Левина ; Санкт-Петербургский гос. ун-т технологий и дизайна
Философия: курс лекций
Санкт-Петербург: Петрополис, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/84674
 
Л2.2
Медведева О. А.
Философия: учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК : 
 
Э2
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения : 
 
Э3
sibsport.ru – официальный сайт вуза : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 413 к. 4, 414 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5, 13 ДЗ).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики