МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
канд. биол. наук, доц., Ефимова Т.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Баймакова Л.Г. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 12.04.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Кудря О.Н.
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______
Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к тренерской деятельности для решения профессиональных задач по проведению тренировочных мероприятий со спортсменами, на основе знаний о функционировании организма при занятиях различными видами спорта, медико-биологических критериев спортивного отбора, умений и навыков их использования в практической деятельности, а также индивидуального подхода на основе функциональных возможностей занимающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Анатомия и морфология человека
Методическое обеспечение деятельности тренера в избранном виде спорта
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Управление процессом спортивной подготовки в избранном виде спорта
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-2: Способен реализовывать индивидуальный подход в процессе спортивной подготовки
ПК-2.1: знает индивидуальные особенности спортсменов различного возраста к выполнению тренировочных программ различной направленности
ПК-2.3: знает закономерности адаптации к физическим нагрузкам, динамику различных физиологических показателей во время акклиматизации спортсменов, при чрезмерных физических нагрузках, а также в период их подготовки к ответственным соревнованиям
ПК-2.8: умеет разрабатывать программу индивидуальной подготовки на основе данных физиологического тестирования
ПК-3: Способен организовывать участие спортсменов в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки
ПК-3.4: знает физиологические основы физкультурно-спортивной деятельности, методики контроля и оценки функциональной и физической подготовленности спортсменов
ПК-3.8: умеет проводить, анализировать, интерпретировать данные тестирования функциональных и физических возможностей и предложить мероприятия по совершенствованию спортивной подготовки на их основе
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Физиологические основы мышечной деятельности
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
АДАПТАЦИЯ К МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА /Лек/
Предмет физиология спорта. Адаптация к физическим нагрузкам. Общий адаптационный синдром. Фазы адаптации, их характеристика. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии. Цена адаптации. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация. Изменения функций различных органов и систем организма. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов.
Физиологические принципы классификации физических упражнений и их характеристика /Пр/
Лабораторная работа 3. Физиологическая характеристика циклической работы максимальной мощности
Лабораторная работа 4. Функциональные изменения в организме при статических усилиях
Лабораторная работа 5. Физиологическая характеристика циклических движений различной относительной мощности
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности /Пр/
Лабораторная работа 6. Физиологические эффекты разминки
Лабораторная работа 7. Утомление нервно-мышечного аппарата при статической и динамической работе
Физиологические основы мышечной деятельности /Ср/
ПК-2.3 ПК-2.8 ПК-3.4 ПК-3.8
Теоретическое изучение тем:
- Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
- Физиологическая характеристика развития физических качеств
Подготовка реферата «Физиологическая характеристика избранного вида спорта».
Подготовка доклада
Выполнение лабораторных работ.
Раздел 2. Физиологические основы спортивной тренировки
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ /Лек/
Физиологическая характеристика тренировки. Физиологическая характеристика состояния тренированности. Два основных функциональных эффекта тренировки. Пороговые тренирующие нагрузки. Интенсивность и длительность тренировочных нагрузок. Частота и объем тренировочных нагрузок. Оптимизация спортивной деятельности. Специфичность тренировочных эффектов в отношении двигательного навыка (спортивной техники). Специфичность тренировочных эффектов, проявляемая при различных условиях внешней среды. Обратимость тренировочных эффектов. Тренируемость. Физиологическое обоснование основных принципов спортивной тренировки.
Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности /Пр/
Лабораторная работа 12. Оценка степени тренированности
Физиологические основы спортивной тренировки женщин и юных спортсменов /Пр/
Лабораторная работа 15. Сравнительная характеристика физиологических показателей девушек и юношей.
Лабораторная работа 16. Оценка физической работоспособности школьников
Физиологические основы спортивной тренировки /Ср/
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.8 ПК-3.4 ПК-3.8
Теоретическое изучение темы:
- Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды
Подготовка реферата «Физиологическая основы построения тренировки в избранном виде спорта».
Выполнение лабораторных работ.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Собеседование по теме занятия оценивается по следующей схеме:
а) 5 баллов - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем.
- уверенно владеет понятийным аппаратом;
- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы;
б) 3 балла - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.
- владеет понятийным аппаратом;
в) 1 балл - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
вопросы
г) 0 баллов - ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос; отказался отвечать на вопросы.
Практическая/лабораторная работа оценивается по следующей схеме:
а) 5 баллов - самостоятельно выполненная работа с анализом фактов и процессов, формулированием выводов, демонстрацией своего видения решения проблемы в виде рекомендаций, уверенным владением и оперированием понятийным аппаратом и безошибочными ответами на вопросы преподавателя по представленной работе;
б) 3 балла - самостоятельно выполненная работа с анализом фактов и процессов, формулированием обобщенных, но не конкретных выводов, демонстрацией решения проблемы в виде обобщенных рекомендаций, неуверенным владением понятийным аппаратом и ответами на вопросы преподавателя не исчерпывающего характера.
в) 1 балл - работа выполнена в группе, самостоятельно сделан один из видов работ (измерение, формулировка выводов, подсчет параметров и т.д.), произведен анализ фактов и процессов, сформулированы обобщенные, но не конкретные выводы, демонстрация решения проблемы в виде обобщенных рекомендаций, неуверенное владение понятийным аппаратом и ответами на вопросы преподавателя не исчерпывающего характера.;
г) 0 баллов - работа выполнена не самостоятельно (даже частично), на вопросы по работе не отвечает, понятийным аппаратом не владеет, затрудняется в пояснении полученных фактов и формулировании выводов.
Контрольная работа
а) 40 баллов - соответствие требованиям по информации и оформлению (выполнено более 80% заданий)
б) 30 баллов - частичное соответствие требованиям по информации и оформлению (выполнено 70-80% заданий)
в) 20 баллов - допустимое соответствие требованиям по информации и оформлению (выполнено 50-70% заданий)
г) 0 баллов - недопустимое соответствие требованиям по информации и оформлению (выполнено менее 50% заданий)
Реферат
10 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
7 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
Студент получает зачет по дисциплине, если сумма всех видов заданий, выполненный в течение учебного курса по дисциплине составляет 61 балл.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым темам и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
При условии максимального набора баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (100 баллов):
Контрольная работа 2×40 баллов = 80
Собеседование 1×5 баллов =5
Практическая/лабораторная работа 1×5 баллов = 5
Реферат 1×10 баллов =10
При условии минимального набора баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (61 балл):
Контрольная работа 2×20 баллов = 40
Собеседование 4×1 балл =4
Практическая/лабораторная работа 10×1 балл = 10
Реферат 1×7 баллов =7
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Смирнов В. М., Фудин Н. А., Поляев Б. А., Смирнов А. В.
Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студентов вузов
Москва: Мед. информ. агентство, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
сост. С. Ю. Махов; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Физиология физического воспитания и спорта: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/95434
Хайбуллин Ю. В., Попова И. А., Берестень Л. А.
Спортивная физиология: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/85904
Замчий Т. П., Салова Ю. П.
Физиология физкультурно-спортивной деятельности: практикум
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
Корягина Ю. В., Салова Ю. П., Замчий Т. П.
Курс лекций по физиологии физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
Селиверстова В. В., Мельников Д. С.
Исследование генетических особенностей и функционального состояния спортсменов: учеб. пособие для вузов по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран Механический прибор для измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая, кистевой динамометр механический - 6, спирометр - 4, становый динамометр – 1, велоэргометр – 1, степ-платформа - 2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13, легкоатлетический манеж - 21,26.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ