2021-2022_49_03_01 ФК СП в ИВС заочно 2019_plx_Физиология спорта
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Физиология спорта
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.07
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
4
4
8
8
12
12
Кoнтактная рабoта
4
4
8
8
12
12
Сам. работа
68
68
24
24
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
36
36
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Ефимова Т.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Баймакова Л.Г. _________________
 
Физиология спорта
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 12.04.2022 г.  № 9

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кудря О.Н.

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к тренерской деятельности для решения профессиональных задач по проведению тренировочных мероприятий со спортсменами, на основе знаний о функционировании организма при занятиях различными видами спорта, медико-биологических критериев спортивного отбора, умений и навыков их использования в практической деятельности, а также индивидуального подхода на основе функциональных возможностей занимающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Тренерская практика 
2.1.2
Спортивная биохимия
2.1.3
Спортивный отбор
2.1.4
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
2.1.5
Физиология человека
2.1.6
Биохимия человека
2.1.7
Анатомия и морфология человека
2.1.8
Тренерская практика 
2.1.9
Методическое обеспечение деятельности тренера в избранном виде спорта
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
2.2.2
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Психология спорта
2.2.4
Спортивная медицина
2.2.5
Управление процессом спортивной подготовки в избранном виде спорта
2.2.6
Психология спорта
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-2: Способен реализовывать индивидуальный подход в процессе спортивной подготовки
 
ПК-2.1: знает индивидуальные особенности спортсменов различного возраста к выполнению тренировочных программ различной направленности
 
ПК-2.3: знает закономерности адаптации к физическим нагрузкам, динамику различных физиологических показателей во время акклиматизации спортсменов, при чрезмерных физических нагрузках, а также в период их подготовки к ответственным соревнованиям
 
ПК-2.8: умеет разрабатывать программу индивидуальной подготовки на основе данных физиологического тестирования
 
ПК-3: Способен организовывать участие спортсменов в мероприятиях медико-биологического, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивной подготовки
 
ПК-3.4: знает физиологические основы физкультурно-спортивной деятельности, методики контроля и оценки функциональной и физической подготовленности спортсменов
 
ПК-3.8: умеет проводить, анализировать, интерпретировать данные тестирования функциональных и физических возможностей и предложить мероприятия по совершенствованию спортивной подготовки на их основе
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Физиологические основы мышечной деятельности
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
1.1
АДАПТАЦИЯ К МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА /Лек/
2
ПК-2.3
4
Предмет физиология спорта. Адаптация к физическим нагрузкам. Общий адаптационный синдром. Фазы адаптации, их характеристика. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии. Цена адаптации. Срочная и долговременная адаптация  к физическим нагрузкам. Понятие о физиологических резервах организма, их  характеристика и классификация. Изменения функций различных органов и систем организма. Прикладное значение функциональных изменений  для оценки работоспособности спортсменов.
0
 
1.2
Физиологические принципы классификации физических упражнений и их характеристика /Пр/
2
ПК-2.1 ПК-3.8
5
Лабораторная работа 3. Физиологическая характеристика циклической работы максимальной мощности Лабораторная работа 4. Функциональные изменения в организме при  статических усилиях Лабораторная работа 5. Физиологическая характеристика циклических движений различной относительной мощности
0
 
1.3
Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности /Пр/
2
ПК-2.1 ПК-3.8
5
Лабораторная работа 6. Физиологические эффекты разминки Лабораторная работа 7.  Утомление нервно-мышечного аппарата при статической и динамической работе
0
 
1.4
Физиологические основы мышечной деятельности /Ср/
68
ПК-2.3 ПК-2.8 ПК-3.4 ПК-3.8
4
Теоретическое изучение тем: - Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков - Физиологическая характеристика развития физических качеств Подготовка реферата «Физиологическая характеристика избранного вида спорта». Подготовка доклада Выполнение лабораторных работ.
0
 
 
Раздел 2. Физиологические основы спортивной тренировки 
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
2.1
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ /Лек/
2
ПК-2.3 ПК-3.4
4
Физиологическая  характеристика тренировки. Физиологическая  характеристика состояния тренированности.  Два основных функциональных эффекта тренировки. Пороговые тренирующие нагрузки. Интенсивность и длительность тренировочных нагрузок. Частота и объем тренировочных нагрузок. Оптимизация спортивной деятельности. Специфичность тренировочных эффектов в отношении двигательного навыка (спортивной техники). Специфичность тренировочных эффектов, проявляемая при различных условиях внешней среды. Обратимость тренировочных эффектов. Тренируемость. Физиологическое обоснование основных принципов спортивной тренировки.
0
 
2.2
Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности  /Пр/
2
ПК-2.8 ПК-3.4 ПК-3.8
5
Лабораторная работа 12. Оценка степени тренированности
0
 
2.3
Физиологические основы спортивной тренировки женщин и юных спортсменов  /Пр/
2
ПК-2.1 ПК-2.8 ПК-3.8
5
Лабораторная работа 15. Сравнительная характеристика физиологических показателей девушек и юношей. Лабораторная работа 16. Оценка физической работоспособности школьников
0
 
2.4
Физиологические основы спортивной тренировки  /Ср/
24
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-2.8 ПК-3.4 ПК-3.8
5
Теоретическое изучение темы: - Физиологические основы спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды Подготовка реферата «Физиологическая основы построения тренировки в избранном виде спорта». Выполнение лабораторных работ.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Собеседование по теме занятия оценивается по следующей схеме:

а) 5 баллов - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);

- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем.

- уверенно владеет понятийным аппаратом;

- уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы;

б) 3 балла - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;

- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.

- владеет понятийным аппаратом;

в) 1 балл - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений);

- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные 

 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
вопросы

г) 0 баллов - ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос; отказался отвечать на вопросы.

Практическая/лабораторная работа оценивается по следующей схеме:

а) 5 баллов - самостоятельно выполненная работа с анализом фактов и процессов, формулированием выводов, демонстрацией своего видения решения проблемы в виде рекомендаций, уверенным владением и оперированием понятийным аппаратом и безошибочными ответами на вопросы преподавателя по представленной работе;

б) 3 балла - самостоятельно выполненная работа с анализом фактов и процессов, формулированием обобщенных, но не конкретных выводов, демонстрацией решения проблемы в виде обобщенных рекомендаций, неуверенным владением понятийным аппаратом и ответами на вопросы преподавателя не исчерпывающего характера.

в) 1 балл - работа выполнена в группе, самостоятельно сделан один из видов работ (измерение, формулировка выводов, подсчет параметров и т.д.), произведен анализ фактов и процессов, сформулированы обобщенные, но не конкретные выводы, демонстрация решения проблемы в виде обобщенных рекомендаций, неуверенное владение понятийным аппаратом и ответами на вопросы преподавателя не исчерпывающего характера.;

г) 0 баллов - работа выполнена не самостоятельно (даже частично), на вопросы по работе не отвечает, понятийным аппаратом не владеет, затрудняется в пояснении полученных фактов и формулировании выводов.

Контрольная работа

а) 40 баллов - соответствие требованиям по информации и оформлению (выполнено более 80% заданий)

б) 30 баллов - частичное соответствие требованиям по информации и оформлению (выполнено 70-80% заданий)

в) 20 баллов - допустимое соответствие требованиям по информации и оформлению (выполнено 50-70% заданий)

г) 0 баллов - недопустимое соответствие требованиям по информации и оформлению (выполнено менее 50% заданий)

Реферат

10 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

7 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и  видео-материалами (соответствующие теме реферата)

Студент получает зачет по дисциплине, если сумма всех видов заданий, выполненный в течение учебного курса по дисциплине составляет 61 балл.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым темам и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля. 
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
При условии максимального набора баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (100 баллов):

Контрольная работа 2×40 баллов = 80

Собеседование 1×5 баллов =5

Практическая/лабораторная работа 1×5 баллов = 5

Реферат 1×10 баллов =10

При условии минимального набора баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (61 балл):

Контрольная работа 2×20 баллов = 40

Собеседование 4×1 балл =4

Практическая/лабораторная работа 10×1 балл = 10

Реферат 1×7 баллов =7

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Спорт, 2015
2
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.2
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для вузов физ. культуры
Москва: Сов. спорт, 2012
38
 
Л1.3
Смирнов В. М., Фудин Н. А., Поляев Б. А., Смирнов А. В.
Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студентов вузов
Москва: Мед. информ. агентство, 2012
101
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
сост. С. Ю. Махов; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Физиология физического воспитания и спорта: учеб.-метод. пособие
Орел: МАБИВ, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/95434
 
Л2.2
Хайбуллин Ю. В., Попова И. А., Берестень Л. А.
Спортивная физиология: учеб. пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/85904
 
Л2.3
Замчий Т. П., Салова Ю. П.
Физиология физкультурно-спортивной деятельности: практикум
Омск: Изд-во СибГУФК, 2018
0
 
Л2.4
Корягина Ю. В., Салова Ю. П., Замчий Т. П.
Курс лекций по физиологии физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
0
 
Л2.5
Селиверстова В. В., Мельников Д. С.
Исследование генетических особенностей и функционального состояния спортсменов: учеб. пособие для вузов по направлению 49.04.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2014
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо его аналог (LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран Механический прибор для измерения артериального давления - 6, лента сантиметровая, кистевой динамометр механический - 6, спирометр - 4, становый динамометр – 1, велоэргометр – 1, степ-платформа - 2
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (учебный корпус №2 - ауд. 405,407,502,602, учебный корпус №4 - ауд. 102,305,312, учебный корпус №5 - ауд. 222, 229,422, дворец здоровья - ауд. 13, легкоатлетический манеж - 21,26.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики