2021-2022_43_03_02 Туризм очно 2019_plx_Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
43.03.02 Туризм очно 2019.plx

43.03.02 Туризм

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.09.01
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
70
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Туристско-экскурсионная деятельность
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
70
70
70
70
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст.преп., Каримова Я.Г. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Кравчук Т.А. _________________
 
Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
 
43.03.02 Туризм
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  26.05.2021 0:00:00 протокол № 9
 
Протокол от 10.05.2022 г.  № 15

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 18.05.2022 г.  № 9

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2023 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2022 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у студентов теоретических знаний, умений и практических навыков в использовании информационных технологий и ГИС-инструментария для решения прикладных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Деловые коммуникации и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Исследовательская практика
2.2.2
Межкультурные коммуникации на иностранном языке
2.2.3
Иностранный язык делового общения (второй)
2.2.4
Проектно-технологическая практика
2.2.5
Иностранный язык в профессиональной деятельности (второй)
2.2.6
Преддипломная практика
2.2.7
Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятия туризма
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в туристской сфере
 
ОПК-1.1: Знает:

- принципы и методы применения современных информационных технологий в индустрии туризма;

- принципы работы с системами ввода/вывода графической и текстовой информации геоинформационных систем

 
ОПК-1.3: Умеет:

- использовать технологические новации и специализированные программные продукты в сфере туризма;

- работать операционной системе Windows на уровне опытного пользователя;

- работать с картографическим материалом

 
ОПК-1.5: Имеет опыт:

- работы в среде ГИС;

- работы с программами MapInfoPro, ArcGIS;

 
ОПК-1.8: Имеет опыт:

- поиска, анализа, отбора технологических новаций и современных программных продуктов в профессиональной туристской деятельности;

 
ОПК-8: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-8.1: Знает:

- основные принципы работы современных информационных и коммуникационных технологий;

 
ОПК-8.2: Умеет:

- использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;

 
ОПК-8.3: Владеет:

- навыками применения мультимедиа и Интернет-технологий, а также других современных информационных технологий, связанных с профессиональной деятельностью;

 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Знает:

- методы обработки информации в сфере туризма с использованием современных технических средств коммуникации и связи;

- современные информационные технологии в сфере туризма;

 
УК-4.4: Умеет:

- обрабатывать информацию на русском и иностранном языках для разработки экскурсионных маршрутов с использованием информационно-коммуникативных и гис технологий;

 
УК-4.6: Имеет опыт:

- применения современных коммуникативных и гис технологий, методов анализа и обработки данных в сфере туризма в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для профессионального взаимодействия;

 
стр. 5
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Предмет и основные понятия информационных технологий.
0
 
1.1
Лекция 1. Предмет и основные понятия информационных технологий /Лек/
2
ОПК-1.1 УК-4.1 ОПК-8.1
3
1.1. Информатизация, информационное общество и информационная культура. 1.2. Компьютерные информационные технологии и их классификация.   1.3. Основные направления применения ИТ в сфере туризма. 1.4. Информация, виды информации, качественные и количественные характеристики.
0
 
1.2
Практическая работа  № 1. Системы счисления /Пр/
2
УК-4.1 ОПК-8.2
3
Системы счисления
0
 
1.3
Самостоятельная работа № 1 /Ср/
6
УК-4.1 ОПК-8.2
3
Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую.
0
 
 
Раздел 2. Техническое обеспечение информационных технологий
0
 
2.1
Лекция  2. Техническое обеспечение информационных технологий /Лек/
2
ОПК-1.1 УК-4.1 ОПК-8.1
3
1.1. Базовые понятия технических средств информатизации. 1.2. История развития вычислительной техники (ВТ). Основные принципы построения ЭВМ.   1.3. Персональный компьютер: разновидности; состав и назначение основных элементов; характеристики, определяющие производительность ПК.   1.4. Современные тенденции развития ВТ в сфере туризма.
0
 
2.2
Самостоятельная работа № 2 /Ср/
6
ОПК-1.3 ОПК-1.8 ОПК-8.3
3
Доклад-презентация на тему «Основные направления применения информационных технологий в сфере туризма»
0
 
 
Раздел 3. Компьютерная обработка данных
0
 
3.1
Лекция  3. Компьютерная обработка данных /Лек/
2
ОПК-1.1 УК-4.1 ОПК-8.1
3
1.1. Технологии представления и обработки текстовой информации. Текстовые процессоры и их функциональные возможности. 1.2. Представление и обработка информации в электронных таблицах. Функциональные возможности табличных процессоров. 1.3. Представление и обработка графической информации. Форматы графических файлов. 1.4. Графические редакторы, средства создания электронных презентаций. 1.5. Форматы представления и основные принципы создания мультимедийных объектов.
0
 
стр. 6
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
3.2
Практическая работа № 2 /Пр/
2
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
Основы работы с графическими редакторами
0
 
3.3
Практическая работа № 3 /Пр/
2
ОПК-1.3 ОПК-8.3
3
Основы работы с текстовыми процессорами
0
 
3.4
Практическая работа  № 4 /Пр/
4
ОПК-1.3 ОПК-8.3
3
Табличный процессор Excel
0
 
3.5
Практическая работа  № 5 /Пр/
2
ОПК-1.3 ОПК-8.3
3
Программа подготовки презентаций Power Point
0
 
3.6
Практическая работа № 6 /Пр/
2
ОПК-1.8 УК-4.6
3
Основы работы с базами данных
0
 
3.7
Самостоятельная работа № 3 /Ср/
6
ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
Графические редакторы. Векторная и растровая графика.
0
 
3.8
Самостоятельная работа № 4 /Ср/
6
ОПК-1.3 ОПК-1.8
3
Текстовый редактор Word (форматирование текста, таблицы, вставка, рисование, макросы, гиперссылки)
0
 
3.9
Самостоятельная работа № 5 /Ср/
6
ОПК-1.3 ОПК-1.8 ОПК-8.3
3
Табличный процессор Excel (вычисления по формулам, диаграммы, функции, анализ данных, поиск решения, макросы, создание пользовательской функции)
0
 
3.10
Самостоятельная работа № 5 /Ср/
6
3
Программа подготовки презентаций Power Point (настройка анимации, таблицы, диаграммы, гиперссылки)
0
 
3.11
Самостоятельная работа № 6 /Ср/
6
3
Проектирование баз данных  Access
0
 
 
Раздел 4. Коммуникационные технологии
0
 
4.1
Лекция  4. Коммуникационные технологии /Лек/
2
ОПК-1.1 УК-4.1 ОПК-8.1
3
1.1. Основы компьютерной коммуникации. Виды и компоненты компьютерных сетей. 1.2. Глобальная сеть Интернет. Принципы устройства. Адресация компьютеров и ресурсов в Интернете. 1.3. Сервисы и протоколы прикладного уровня. Веб-технологии. 1.4. Информационные ресурсы сферы туризма.
0
 
4.2
Практическая работа № 7 /Пр/
2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
Организация поиска информации в сети Интернет
0
 
4.3
Самостоятельная работа № 7 /Ср/
6
ОПК-8.1 ОПК-8.2
3
Локальная компьютерная сеть. Службы Internet.
0
 
4.4
Самостоятельная работа № 8 /Ср/
6
ОПК-1.5 ОПК-8.1
3
Локальная компьютерная сеть. Службы Internet.
0
 
 
Раздел 5. ГИС-технологии в сфере туризма
0
 
стр. 7
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
5.1
Лекция  5. ГИС-технологии в сфере туризма /Лек/
2
ОПК-1.1 УК-4.1 ОПК-8.1
3
1.1. Основы геоинформатики. Понятие о геоинформационных системах (ГИС). История развития 1.2. ГИС. Структура и функциональные возможности современных ГИС. Сферы применения ГИС. 1.3. Перспективы развития. Правовые основы использования ГИС и геоданных.
0
 
5.2
Практическая работа № 7 /Пр/
4
ОПК-1.3 ОПК-1.5
3
Основы работы в gvSIG Desktop
0
 
5.3
Практическая работа № 8 /Пр/
4
ОПК-1.3 ОПК-1.5 ОПК-8.3
3
Создание интерактивных карт  на базе сервиса izi.travel*
0
 
5.4
Самостоятельная работа № 8 /Ср/
8
ОПК-1.3 ОПК-1.5 ОПК-8.3
3
Анализ возможностей ГИС-технологий в туристской деятельности
0
 
5.5
Самостоятельная работа № 9 /Ср/
8
ОПК-1.3 ОПК-1.5
3
Создание интерактивных карт  на базе сервиса izi.travel
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль

Практическая работа

(до 10 баллов) Работа выполнена полностью. Нет ошибок в логических рассуждениях. Возможно наличие одной неточности или описки, не являющихся следствием незнания или непонимания учебного материала. Студент показал полный объем знаний, умений в освоении тем и применение их на практике - 10 б.

Работа выполнена полностью, но обоснований шагов решения недостаточно. Допущена одна ошибка или два-три недочета. 5-9 б.

Работа не сдана 0 б.

Тест

Оценивается  (до 10 баллов)

В тесте 100-91% правильно выполненных заданий - 20 б.

в работе90-71% правильно выполненных заданий - 19-15 б.

ставится, если: 70-51 %правильно выполненных заданий 14-1 б.

меньше 51% правильно выполненных заданий; допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере - 0 б.

Интерактивная лекция (до 5 баллов) Оценивается индивидуально, в автоматическом режиме в зависимости от количества правильно выполненных заданий, представленных в ходе изучения материала, с использованием элемента «Лекция».

Интерактивное задание (до 5 баллов) Оценивается индивидуально, в автоматическом режиме в соответствии с настройками SCORM-пакета. Задание выполнено верно.

Виды дополнительных заданий для обучающихся, пропустивших занятия:

Опрос по теме, пропущенной обучающимся - 5 б.

Выполнение практического задания по теме, пропущенной обучающимся - 10 б.

Выполнение контрольной работы по разделу, пропущенному обучающимся -15 б.

Написание реферата по теме, пропущенной обучающимся - 10 б.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется с использованием накопительного рейтингового оценивания на образовательном портале в соответствии с бально-рейтиновой оценкой, определяющей объем заданий, которые студент должен выполнить в течение семестра в установленные сроки и служит своеобразным ориентиром для планирования деятельности. В соответствии бально-рейтиноговой оценкой по  дисциплине посещение занятий и выполнение заданий в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы оценивается исходя из максимальной отметки –100 баллов.

Все полученные обучающимся баллы суммируются и итоги размещаются в журнале на Образовательном портале СибГУФК. Обучающийся может в любой момент ознакомиться с результатами обучения.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов

 
стр. 8
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
Практическая работа № 1.1 Системы счисления 5 5

Практическая работа № 3.1 Основы работы с графическими редакторами 5 5

Практическая работа № 3.2 Основы работы с текстовыми процессорами 5 5

Практическая работа № 3.3 Табличный процессор Excel 5 5

Практическая работа № 3.4 Программа подготовки презентаций Power Point 5 5

Практическая работа № 3.5 Основы работы с базами данных 5 5

Практическая работа № 4.1 Организация поиска информации в сети Интернет 5 5

Практическая работа № 5.1 Основы работы в gvSIG Desktop 5 5

Практическая работа № 5.2 Создание интерактивных карт  на базе сервиса izi.travel 5 5

Доклад-презентация на тему «Основные направления применения информационных технологий в сфере туризма» 10 10

Тест 10 10

Интерактивная лекция № 1-5 5 25

Интерактивные задания 10 10

Итого: 100

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
сост. С. Ю. Махов; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб.-метод. пособие
Орел: МАБИВ, 2020
1
https://www.iprbookshop.ru/95400
 
Л1.2
Гаврилов М. В., Климов В. А.
Информатика и информационные технологии: учеб. для вузов
М.: Юрайт, 2020
1
https://urait.ru/book/informatika-i-informacionnye-tehnologii-449779
 
Л1.3
Есаулова С. П.
Информационные технологии в туристической индустрии: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
1
https://www.iprbookshop.ru/80359
 
Л1.4
Журавлева Т. Ю.
Информационные технологии: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2018
1
https://www.iprbookshop.ru/74552
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Абрамова И. В.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие
Соликамск: Изд-во СГПИ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/86547
 
Л2.2
Семичастный И. Л.
Информационно-коммуникационные технологии: конспект лекций для студентов вузов
Донецк: Изд-во ДонГУУ, 2016
1
https://www.iprbookshop.ru/62360
 
Л2.3
Фатеев А. М.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие
Москва: Изд-во МГПУ, 2011
1
https://www.iprbookshop.ru/26487
 
Л2.4
авт. -сост. Т. Е. Заборская ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Лабораторный практикум по информатике "Прикладное программное обеспечение": учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2010
0
 
Л2.5
Трайнев В. А., Теплышев В. Ю., Трайнев И. В.
Новые информационные коммуникационные технологии в образовании
Москва: Дашков и К°, 2009
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательный портал и система дистанционного обучения : https://www.moodle.sibgufk.ru/
 
Э2
Официальный сайт вуза : https://sibsport.ru/
 
Э3
Сайт библиотеки СибГУФК : http://lib.sibsport.ru/
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- система тестирования;
6.3.1.3
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).    
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
стр. 9
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, компьютеры для обучающихся, стол и стулья (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной группе), компьютер, стол, стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
7.2
Для проведения аудиторных занятий и осуществления самостоятельной работы необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет"и возможностью доступа к электронной информационно-образовательной среде СибГУФК (аудитория 405, учебный корпус 2; аудитория 407, учебный корпус 2; аудитория 502, учебный корпус 2; аудитория 602, учебный корпус 2; аудитория 102, учебный корпус 4; аудитория 305, учебный корпус 4; аудитория 312, учебный корпус 4; аудитория 222, учебный корпус 5; аудитория 229, учебный корпус 5; аудитория 422, учебный корпус 5; аудитория 13, дворец здоровья; аудитория 21, легкоатлетический манеж; аудитория 26, легкоатлетический манеж). 
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики