МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме
Проректор по УР _______________
43.03.02 Туризм очно 2019.plx
43.03.02 Туризм
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Туристско-экскурсионная деятельность
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Кравчук Т.А. _________________
Информационно-коммуникативные и гис-технологии в туризме
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2021 0:00:00 протокол № 9
Протокол от 10.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г.
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 18.05.2022 г. № 9
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2023 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Баймакова Л.Г. _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование у студентов теоретических знаний, умений и практических навыков в использовании информационных технологий и ГИС-инструментария для решения прикладных задач.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Деловые коммуникации и культура речи
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Исследовательская практика
Межкультурные коммуникации на иностранном языке
Иностранный язык делового общения (второй)
Проектно-технологическая практика
Иностранный язык в профессиональной деятельности (второй)
Программное обеспечение и автоматизация деятельности предприятия туризма
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-1: Способен применять технологические новации и современное программное обеспечение в туристской сфере
ОПК-1.1: Знает:
- принципы и методы применения современных информационных технологий в индустрии туризма;
- принципы работы с системами ввода/вывода графической и текстовой информации геоинформационных систем
ОПК-1.3: Умеет:
- использовать технологические новации и специализированные программные продукты в сфере туризма;
- работать операционной системе Windows на уровне опытного пользователя;
- работать с картографическим материалом
ОПК-1.5: Имеет опыт:
- работы в среде ГИС;
- работы с программами MapInfoPro, ArcGIS;
ОПК-1.8: Имеет опыт:
- поиска, анализа, отбора технологических новаций и современных программных продуктов в профессиональной туристской деятельности;
ОПК-8: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-8.1: Знает:
- основные принципы работы современных информационных и коммуникационных технологий;
ОПК-8.2: Умеет:
- использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОПК-8.3: Владеет:
- навыками применения мультимедиа и Интернет-технологий, а также других современных информационных технологий, связанных с профессиональной деятельностью;
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1: Знает:
- методы обработки информации в сфере туризма с использованием современных технических средств коммуникации и связи;
- современные информационные технологии в сфере туризма;
УК-4.4: Умеет:
- обрабатывать информацию на русском и иностранном языках для разработки экскурсионных маршрутов с использованием информационно-коммуникативных и гис технологий;
УК-4.6: Имеет опыт:
- применения современных коммуникативных и гис технологий, методов анализа и обработки данных в сфере туризма в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для профессионального взаимодействия;
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Предмет и основные понятия информационных технологий.
Лекция 1. Предмет и основные понятия информационных технологий /Лек/
1.1. Информатизация, информационное общество и информационная культура.
1.2. Компьютерные информационные технологии и их классификация.
1.3. Основные направления применения ИТ в сфере туризма.
1.4. Информация, виды информации, качественные и количественные характеристики.
Практическая работа № 1. Системы счисления /Пр/
Самостоятельная работа № 1 /Ср/
Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую.
Раздел 2. Техническое обеспечение информационных технологий
Лекция 2. Техническое обеспечение информационных технологий /Лек/
1.1. Базовые понятия технических средств информатизации.
1.2. История развития вычислительной техники (ВТ). Основные принципы построения ЭВМ.
1.3. Персональный компьютер: разновидности; состав и назначение основных элементов; характеристики, определяющие производительность ПК.
1.4. Современные тенденции развития ВТ в сфере туризма.
Самостоятельная работа № 2 /Ср/
Доклад-презентация на тему «Основные направления применения информационных технологий в сфере туризма»
Раздел 3. Компьютерная обработка данных
Лекция 3. Компьютерная обработка данных /Лек/
1.1. Технологии представления и обработки текстовой информации. Текстовые процессоры и их функциональные возможности.
1.2. Представление и обработка информации в электронных таблицах. Функциональные возможности табличных процессоров.
1.3. Представление и обработка графической информации. Форматы графических файлов.
1.4. Графические редакторы, средства создания электронных презентаций.
1.5. Форматы представления и основные принципы создания мультимедийных объектов.
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
Практическая работа № 2 /Пр/
Основы работы с графическими редакторами
Практическая работа № 3 /Пр/
Основы работы с текстовыми процессорами
Практическая работа № 4 /Пр/
Табличный процессор Excel
Практическая работа № 5 /Пр/
Программа подготовки презентаций Power Point
Практическая работа № 6 /Пр/
Основы работы с базами данных
Самостоятельная работа № 3 /Ср/
Графические редакторы. Векторная и растровая графика.
Самостоятельная работа № 4 /Ср/
Текстовый редактор Word (форматирование текста, таблицы, вставка, рисование, макросы, гиперссылки)
Самостоятельная работа № 5 /Ср/
Табличный процессор Excel (вычисления по формулам, диаграммы, функции, анализ данных, поиск решения, макросы, создание пользовательской функции)
Самостоятельная работа № 5 /Ср/
Программа подготовки презентаций Power Point (настройка анимации, таблицы, диаграммы, гиперссылки)
Самостоятельная работа № 6 /Ср/
Проектирование баз данных Access
Раздел 4. Коммуникационные технологии
Лекция 4. Коммуникационные технологии /Лек/
1.1. Основы компьютерной коммуникации. Виды и компоненты компьютерных сетей.
1.2. Глобальная сеть Интернет. Принципы устройства. Адресация компьютеров и ресурсов в Интернете.
1.3. Сервисы и протоколы прикладного уровня. Веб-технологии.
1.4. Информационные ресурсы сферы туризма.
Практическая работа № 7 /Пр/
Организация поиска информации в сети Интернет
Самостоятельная работа № 7 /Ср/
Локальная компьютерная сеть. Службы Internet.
Самостоятельная работа № 8 /Ср/
Локальная компьютерная сеть. Службы Internet.
Раздел 5. ГИС-технологии в сфере туризма
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
Лекция 5. ГИС-технологии в сфере туризма /Лек/
1.1. Основы геоинформатики. Понятие о геоинформационных системах (ГИС). История развития
1.2. ГИС. Структура и функциональные возможности современных ГИС. Сферы применения ГИС.
1.3. Перспективы развития. Правовые основы использования ГИС и геоданных.
Практическая работа № 7 /Пр/
Основы работы в gvSIG Desktop
Практическая работа № 8 /Пр/
Создание интерактивных карт на базе сервиса izi.travel*
Самостоятельная работа № 8 /Ср/
Анализ возможностей ГИС-технологий в туристской деятельности
Самостоятельная работа № 9 /Ср/
Создание интерактивных карт на базе сервиса izi.travel
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Практическая работа
(до 10 баллов) Работа выполнена полностью. Нет ошибок в логических рассуждениях. Возможно наличие одной неточности или описки, не являющихся следствием незнания или непонимания учебного материала. Студент показал полный объем знаний, умений в освоении тем и применение их на практике - 10 б.
Работа выполнена полностью, но обоснований шагов решения недостаточно. Допущена одна ошибка или два-три недочета. 5-9 б.
Работа не сдана 0 б.
Тест
Оценивается (до 10 баллов)
В тесте 100-91% правильно выполненных заданий - 20 б.
в работе90-71% правильно выполненных заданий - 19-15 б.
ставится, если: 70-51 %правильно выполненных заданий 14-1 б.
меньше 51% правильно выполненных заданий; допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере - 0 б.
Интерактивная лекция (до 5 баллов) Оценивается индивидуально, в автоматическом режиме в зависимости от количества правильно выполненных заданий, представленных в ходе изучения материала, с использованием элемента «Лекция».
Интерактивное задание (до 5 баллов) Оценивается индивидуально, в автоматическом режиме в соответствии с настройками SCORM-пакета. Задание выполнено верно.
Виды дополнительных заданий для обучающихся, пропустивших занятия:
Опрос по теме, пропущенной обучающимся - 5 б.
Выполнение практического задания по теме, пропущенной обучающимся - 10 б.
Выполнение контрольной работы по разделу, пропущенному обучающимся -15 б.
Написание реферата по теме, пропущенной обучающимся - 10 б.
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется с использованием накопительного рейтингового оценивания на образовательном портале в соответствии с бально-рейтиновой оценкой, определяющей объем заданий, которые студент должен выполнить в течение семестра в установленные сроки и служит своеобразным ориентиром для планирования деятельности. В соответствии бально-рейтиноговой оценкой по дисциплине посещение занятий и выполнение заданий в ходе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы оценивается исходя из максимальной отметки –100 баллов.
Все полученные обучающимся баллы суммируются и итоги размещаются в журнале на Образовательном портале СибГУФК. Обучающийся может в любой момент ознакомиться с результатами обучения.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
Практическая работа № 1.1 Системы счисления 5 5
Практическая работа № 3.1 Основы работы с графическими редакторами 5 5
Практическая работа № 3.2 Основы работы с текстовыми процессорами 5 5
Практическая работа № 3.3 Табличный процессор Excel 5 5
Практическая работа № 3.4 Программа подготовки презентаций Power Point 5 5
Практическая работа № 3.5 Основы работы с базами данных 5 5
Практическая работа № 4.1 Организация поиска информации в сети Интернет 5 5
Практическая работа № 5.1 Основы работы в gvSIG Desktop 5 5
Практическая работа № 5.2 Создание интерактивных карт на базе сервиса izi.travel 5 5
Доклад-презентация на тему «Основные направления применения информационных технологий в сфере туризма» 10 10
Тест 10 10
Интерактивная лекция № 1-5 5 25
Интерактивные задания 10 10
Итого: 100
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
сост. С. Ю. Махов; Межрегиональная Акад. безопасности и выживания
Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб.-метод. пособие
https://www.iprbookshop.ru/95400
Гаврилов М. В., Климов В. А.
Информатика и информационные технологии: учеб. для вузов
https://urait.ru/book/informatika-i-informacionnye-tehnologii-449779
Информационные технологии в туристической индустрии: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
https://www.iprbookshop.ru/80359
Информационные технологии: учеб. пособие
Саратов: Вузов. образование, 2018
https://www.iprbookshop.ru/74552
6.1.2. Дополнительная литература
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие
Соликамск: Изд-во СГПИ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/86547
Информационно-коммуникационные технологии: конспект лекций для студентов вузов
Донецк: Изд-во ДонГУУ, 2016
https://www.iprbookshop.ru/62360
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие
Москва: Изд-во МГПУ, 2011
https://www.iprbookshop.ru/26487
авт. -сост. Т. Е. Заборская ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Лабораторный практикум по информатике "Прикладное программное обеспечение": учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2010
Трайнев В. А., Теплышев В. Ю., Трайнев И. В.
Новые информационные коммуникационные технологии в образовании
Москва: Дашков и К°, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Образовательный портал и система дистанционного обучения : https://www.moodle.sibgufk.ru/
Официальный сайт вуза : https://sibsport.ru/
Сайт библиотеки СибГУФК : http://lib.sibsport.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
УП: 43.03.02 Туризм очно 2019.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, компьютеры для обучающихся, стол и стулья (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной группе), компьютер, стол, стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для проведения аудиторных занятий и осуществления самостоятельной работы необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет"и возможностью доступа к электронной информационно-образовательной среде СибГУФК (аудитория 405, учебный корпус 2; аудитория 407, учебный корпус 2; аудитория 502, учебный корпус 2; аудитория 602, учебный корпус 2; аудитория 102, учебный корпус 4; аудитория 305, учебный корпус 4; аудитория 312, учебный корпус 4; аудитория 222, учебный корпус 5; аудитория 229, учебный корпус 5; аудитория 422, учебный корпус 5; аудитория 13, дворец здоровья; аудитория 21, легкоатлетический манеж; аудитория 26, легкоатлетический манеж).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ