2021-2022_49_03_01 ФК ФО заочно 2019_plx_Спортивная ориентация и отбор
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Спортивная ориентация и отбор
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.08
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
16
16
В том числе в форме практ.подготовки
2
2
2
2
Итого ауд.
12
12
8
8
20
20
Кoнтактная рабoта
12
12
8
8
20
20
Сам. работа
24
24
60
60
84
84
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доцент, Мухина М.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, доцент, Кайгородцева О.В. _________________
 
Спортивная ориентация и отбор
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 10
 
Протокол от 11.04.2023 г.  № 9

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Казызаева А.С.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
– подготовить обучающихся к педагогическому, и организационно-методическому видам профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с разработкой и реализацией программ по спортивной ориентации и отбору детей для занятий спортом для объектов профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования по физической культуре и спорту.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы соревновательной деятельности
2.1.2
Профессионально-ориентированная практика
2.1.3
Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
2.1.4
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
2.1.5
Организационная практика
2.1.6
Документационное обеспечение физкультурно-спортивной деятельности
2.1.7
Методика преподавания физической культуры
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-3: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
 
ПК-3.1: знает содержание контроля в образовательном процессе по физической культуре и спорту
 
ПК-3.2: умеет подбирать формы, методы, средства контроля образовательного процесса по физической культуре и спорту
 
ПК-3.4: имеет опыт оценки подготовленности занимающихся физической культурой и спортом
 
ПК-5: Способен осуществлять организационно-методическое обеспечение оказания услуг по спортивной подготовке в физкультурно-спортивных организациях
 
ПК-5.1: знает содержание документационного обеспечения оказания физкультурно-спортивных и спортивных услуг в физкультурно-спортивных организациях с учетом действующей нормативной базы
 
ПК-5.2: умеет определять содержание и организацию методического обеспечения оказания физкультурно-спортивных и спортивных услуг в физкультурно-спортивных организациях
 
ПК-5.3: имеет опыт определения соответствия содержания и организации в физкультурно-спортивных организациях методического обеспечения оказания физкультурно-спортивных и спортивных услуг предъявляемым требованиям
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Система спортивного отбора
0
 
1.1
1.2.Содержание отбора ориентации и селекции в спорте /Пр/
2
ПК-3.1
4
План: 1.Понятия "спортивный отбор", "спортивная ориентация", "селекция", "пригодность", "одаренность", "талант" в спорте. 2.Содержание, цель, задачи отбора в спорте.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
1.2
1.1.Отбор, ориентация и селекция в спорте /Лек/
1
ПК-5.1
4
План: 1.Отбор в спорте как система организационно-методических мероприятий комплексного характера направленных на выявления одаренных спортсменов. 2.Спортивная ориентация как система организационно-методических мероприятий направленных на выявление пригодности спортсмена к узкоспециализированной спортивной деятельности. 3.Спортивная селекция как отбор перспективных для спортивного совершенствования и отсеивание бесперспективных спортсменов. 4.Спортивный талант и спортивная деятельность.
0
 
1.3
1.4.Особенности формирования органов и систем организма в онтогенезе /Пр/
2
ПК-3.1
4
План: 1.Особенности морфофункционального развития человека. 2.Формирование двигательного аппарата и развитие моторики. 3.Формирование систем энергетического обеспечения мышечной деятельности. Обмен белков, жиров и углеводов. 4.Кровь и кровообращение. 5.Дыхание. 6.Обмен энергии. 7.Динамика физической работоспособности.
0
 
1.4
1.5.Моделирование в спорте. Модельные характеристики спортсменов /Лек/
1
ПК-3.1
4
План: 1.Моделирование в спорте, типы моделей. 2.Модельные характеристики. Состав и содержание модельных характеристик. 3.Модельные характеристики спортсменов в различных видах спорта. 4.Общие подходы построения модельных характеристик. 5.Определение количественных и качественных показателей.
0
 
1.5
1.3.Возрастные аспекты спортивной ориентации и отбора /Лек/
1
ПК-3.1
4
План: 1.Возрастная периодизация. 2.Принципы психолого-педагогической, методико-биологической возрастной периодизации. 3.Значение ранней спортивной специализации и определение оптимального возраста для достижения спортивного мастерства. 4.Общая характеристика и основные закономерности развития человека. 5.Рост и развитие как основные понятия науки ауксологии – индивидуального развития. 
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
1.6
1.6.Моделирование в спорте /Пр/
4
ПК-5.1 ПК-5.2
4
План: 1.Модельные характеристики спортсменов в различных видах спорта. 2.Общие подходы построения модельных характеристик. 3.Определение количественных и качественных показателей. 4.Модельные характеристики спортивной деятельности и спортсменов на различных этапах их подготовки
2
 
1.7
Возрастные аспекты спортивной ориентации и отбора /Ср/
8
ПК-3.2 ПК-3.4
4
Задание: Составить таблицу «Оптимальный возраст для достижения спортивного мастерства с учетом избранного вида спорта».
0
 
1.8
Моделирование в спорте. Модельные характеристики спортсменов /Ср/
16
ПК-5.2 ПК-5.3
4
Задание:

1. Составить на основе анализа протоколов тестирования таблицы «Модельные характеристики спортсмена в избранном виде спорта».

2. Составить программу проведения спортивного отбора/программу мероприятий по спортивной ориентации детей в образовательной организации. 

0
 
 
Раздел 2. Критерии и методы спортивного отбора
0
 
2.1
2.1.Методика определения спортивной пригодности в различных видах спорта /Лек/
1
ПК-3.1
4
План: 1.Методика определения спортивной пригодности (ориентация и отбор). 2.Основные системы определения спортивной пригодности. 3.Комплексные методы определения спортивной пригодности (педагогические, медико-биологические, психологические, социологические). 4.Стадии и этапы определения спортивной пригодности. Показатели отбора в сборные команды. 
0
 
2.2
2.2.Методика определения спортивной пригодности /Пр/
2
ПК-3.2 ПК-3.4
5
План: 1.Критерии ориентации и отбора на различных этапах определения спортивной пригодности. 2.Методика определения спортивной пригодности. 3.Характеристика критериев и состава используемых тестов и методов обследования на различных этапах отбора.
0
 
2.3
Методика определения спортивной пригодности /Ср/
48
ПК-3.2 ПК-3.4
5
Задание: 1.Составить программу проведения спортивного отбора на примере избранного вида спорта. 2.Выполнить анализ протоколов тестирования.
0
 
 
Раздел 3. Прогнозирование спортивных результатов
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
3.1
3.1.Прогнозирование в спорте /Пр/
2
ПК-3.1
5
План: 1.Прогнозирование в спорте как вид познавательной деятельности направленной на формирование суждения о развитии объекта прогноза. 2.Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта. 3.Содержание процесса отбора, ориентации, прогнозирования в спорте. 4.Цель, задачи, методы и средства отбора и прогнозирования в спорте. 5.Стадии и этапа отбора в спорте.
0
 
3.2
3.2.Основы прогнозирования в спорте /Пр/
2
ПК-3.1
5
План: 1.Основы прогнозирования в спорте. Категории и понятия прогностики. 2.Прогноз, прогнозирование, методология спортивного прогнозирования. 3.Методы прогнозирования (интуитивное предвидение, метод экспертных оценок, метод экстраполяции, метод моделирования). 4.Формы моделей (предметные, физические, логические, математические, кибернетические) их характеристика. 5.Этапы, и стадии прогнозирования. 
0
 
3.3
3.3.Содержание прогнозирования в спорте /Пр/
2
ПК-3.2
5
План: 1.Основные направления прогнозирования в спорте. 2.Методические принципы прогнозирования. 3.Объект и задачи спортивного прогнозирования. 4.Верификция прогноза. 5.Комплексный подход к прогнозированию в спорте, его сущность и содержание.
0
 
3.4
Содержание прогнозирования в спорте /Ср/
12
ПК-3.2 ПК-3.4
5
Задание: Составить  таблицу "Основные направления прогнозирования в спорте".
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент заочной формы обучения должен  выполнить контрольную работу, участвовать в работе на семинарских занятиях.

Контрольная работа является формой промежуточной контроля освоения учебной дисциплины. Успешное выполнение контрольной работы - обязательное условие допуска к промежуточной аттестации в форме зачета.

Бонус за выполненную в срок контрольную работу - 4 балла. Бонус за активность на занятиях в течение семестра - 1-4 балла. Бонус за оригинальность выполненного задания - 2-6 баллов.

       1. Устные ответы на семинарских занятиях.

       2. Контрольная работа:

2.1. Письменная работа - таблица «Оптимальный возраст для достижения спортивного мастерства с учетом избранного вида спорта».

2.2. Письменная работа - таблица «Модельные характеристики спортсмена в избранном виде спорта».

2.3. Письменная работа - таблица «Основные направления прогнозирования в спорте».

2.4. Письменная работа - анализ протоколов тестирования общей, специальной физической  и технической подготовленности.

2.5. Письменная работа - программа проведения спортивного отбора/программа мероприятий по спортивной ориентации 

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
детей в образовательной организации.

Контрольная работа оценивается следующим образом:  

40 баллов ("зачтено"):

-работа выполнена в установленные сроки, в полном объеме;

-допущена одна ошибка или два-три недочета, что не является следствием незнания или непонимания учебного материала;

-показан достаточный объем знаний, умений в освоении пройденных тем.

Менее 40 баллов ("не зачтено"):

-работа выполнена не в полном объеме;

-допущены грубые ошибки, что свидетельствует о незнании или непонимании учебного материала;

-работа не сдана в установленные сроки.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля. 
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:                        

1. Устные ответы на занятиях (3*1-2=3-6) - 6 баллов.

2. Контрольная работа - 80 баллов:

   2.1. Письменная работа - таблицы  (3*6-10=18-30) - 30 баллов.

   2.2. Письменная работа - анализа протокола тестирования   (3*6-10=18-30) - 30 баллов.  

   2.3. Письменная работа - программа проведения спортивного отбора/программа мероприятий по спортивной ориентации детей в образовательной организации (15-20) - 20 баллов.

Бонус за выполненную  в срок контрольную работу  - 4 балла.

Бонус за активность на занятиях в течение семестра (1-4) - 4 балла.

Бонус за оригинальность выполненного задания (3*2=6) - 6 баллов.

Итого:  61-100 баллов

                                                             

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Семенова Г. И.
Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: учеб. пособие по направлению подгот. "Физ. культура"
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/68299
 
Л1.2
Сергиенко Л. П.
Спортивный отбор: теория и практика: монография
Москва: Сов. спорт, 2013
1
https://lib.rucont.ru/efd/279321
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Матвеев Л. П.
Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для студентов вузов по укрупненной гр. специальностей и направлений подг. 49.00.00 - Физ. культура и спорт"
Москва: Спорт, 2019
15
 
Л2.2
Волков В. М., Дорохов Р. Н., Быков В. А.
Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Смоленск: [б. и.], 1998
2
 
Л2.3
Волков В. М., Филин В. П.
Спортивный отбор
Москва: Физкультура и спорт, 1983
8
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru : 
 
Э2
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru : 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).   
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики