МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Спортивная ориентация и отбор
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
канд.пед.наук, доцент, Мухина М.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Спортивная ориентация и отбор
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 11.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
– подготовить обучающихся к педагогическому, и организационно-методическому видам профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с разработкой и реализацией программ по спортивной ориентации и отбору детей для занятий спортом для объектов профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования по физической культуре и спорту.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы соревновательной деятельности
Профессионально-ориентированная практика
Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
Документационное обеспечение физкультурно-спортивной деятельности
Методика преподавания физической культуры
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-3: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-3.1: знает содержание контроля в образовательном процессе по физической культуре и спорту
ПК-3.2: умеет подбирать формы, методы, средства контроля образовательного процесса по физической культуре и спорту
ПК-3.4: имеет опыт оценки подготовленности занимающихся физической культурой и спортом
ПК-5: Способен осуществлять организационно-методическое обеспечение оказания услуг по спортивной подготовке в физкультурно-спортивных организациях
ПК-5.1: знает содержание документационного обеспечения оказания физкультурно-спортивных и спортивных услуг в физкультурно-спортивных организациях с учетом действующей нормативной базы
ПК-5.2: умеет определять содержание и организацию методического обеспечения оказания физкультурно-спортивных и спортивных услуг в физкультурно-спортивных организациях
ПК-5.3: имеет опыт определения соответствия содержания и организации в физкультурно-спортивных организациях методического обеспечения оказания физкультурно-спортивных и спортивных услуг предъявляемым требованиям
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Система спортивного отбора
1.2.Содержание отбора ориентации и селекции в спорте /Пр/
План:
1.Понятия "спортивный отбор", "спортивная ориентация", "селекция", "пригодность", "одаренность", "талант" в спорте.
2.Содержание, цель, задачи отбора в спорте.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
1.1.Отбор, ориентация и селекция в спорте /Лек/
План:
1.Отбор в спорте как система организационно-методических мероприятий комплексного характера направленных на выявления одаренных спортсменов.
2.Спортивная ориентация как система организационно-методических мероприятий направленных на выявление пригодности спортсмена к узкоспециализированной спортивной деятельности.
3.Спортивная селекция как отбор перспективных для спортивного совершенствования и отсеивание бесперспективных спортсменов.
4.Спортивный талант и спортивная деятельность.
1.4.Особенности формирования органов и систем организма в онтогенезе /Пр/
План:
1.Особенности морфофункционального развития человека.
2.Формирование двигательного аппарата и развитие моторики.
3.Формирование систем энергетического обеспечения мышечной деятельности. Обмен белков, жиров и углеводов.
4.Кровь и кровообращение.
5.Дыхание.
6.Обмен энергии.
7.Динамика физической работоспособности.
1.5.Моделирование в спорте. Модельные характеристики спортсменов /Лек/
План:
1.Моделирование в спорте, типы моделей.
2.Модельные характеристики. Состав и содержание модельных характеристик.
3.Модельные характеристики спортсменов в различных видах спорта.
4.Общие подходы построения модельных характеристик.
5.Определение количественных и качественных показателей.
1.3.Возрастные аспекты спортивной ориентации и отбора /Лек/
План:
1.Возрастная периодизация.
2.Принципы психолого-педагогической, методико-биологической возрастной периодизации.
3.Значение ранней спортивной специализации и определение оптимального возраста для достижения спортивного мастерства.
4.Общая характеристика и основные закономерности развития человека.
5.Рост и развитие как основные понятия науки ауксологии – индивидуального развития.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
1.6.Моделирование в спорте /Пр/
План:
1.Модельные характеристики спортсменов в различных видах спорта.
2.Общие подходы построения модельных характеристик.
3.Определение количественных и качественных показателей.
4.Модельные характеристики спортивной деятельности и спортсменов на различных этапах их подготовки
Возрастные аспекты спортивной ориентации и отбора /Ср/
Задание:
Составить таблицу «Оптимальный возраст для достижения спортивного мастерства с учетом избранного вида спорта».
Моделирование в спорте. Модельные характеристики спортсменов /Ср/
Задание: 1. Составить на основе анализа протоколов тестирования таблицы «Модельные характеристики спортсмена в избранном виде спорта».
2. Составить программу проведения спортивного отбора/программу мероприятий по спортивной ориентации детей в образовательной организации.
Раздел 2. Критерии и методы спортивного отбора
2.1.Методика определения спортивной пригодности в различных видах спорта /Лек/
План:
1.Методика определения спортивной пригодности (ориентация и отбор).
2.Основные системы определения спортивной пригодности.
3.Комплексные методы определения спортивной пригодности (педагогические, медико-биологические, психологические, социологические).
4.Стадии и этапы определения спортивной пригодности. Показатели отбора в сборные команды.
2.2.Методика определения спортивной пригодности /Пр/
План:
1.Критерии ориентации и отбора на различных этапах определения спортивной пригодности.
2.Методика определения спортивной пригодности.
3.Характеристика критериев и состава используемых тестов и методов обследования на различных этапах отбора.
Методика определения спортивной пригодности /Ср/
Задание:
1.Составить программу проведения спортивного отбора на примере избранного вида спорта.
2.Выполнить анализ протокола тестирования.
Раздел 3. Прогнозирование спортивных результатов
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
3.1.Прогнозирование в спорте /Лек/
План:
1.Прогнозирование в спорте как вид познавательной деятельности направленной на формирование суждения о развитии объекта прогноза.
2.Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта.
3.Содержание процесса отбора, ориентации, прогнозирования в спорте.
4.Цель, задачи, методы и средства отбора и прогнозирования в спорте.
5.Стадии и этапа отбора в спорте.
3.2.Основы прогнозирования в спорте /Лек/
План:
1.Основы прогнозирования в спорте. Категории и понятия прогностики.
2.Прогноз, прогнозирование, методология спортивного прогнозирования.
3.Методы прогнозирования (интуитивное предвидение, метод экспертных оценок, метод экстраполяции, метод моделирования).
4.Формы моделей (предметные, физические, логические, математические, кибернетические) их характеристика.
5.Этапы, и стадии прогнозирования.
3.3.Содержание прогнозирования в спорте /Пр/
План:
1.Основные направления прогнозирования в спорте.
2.Методические принципы прогнозирования.
3.Объект и задачи спортивного прогнозирования.
4.Верификция прогноза.
5.Комплексный подход к прогнозированию в спорте, его сущность и содержание.
Содержание прогнозирования в спорте /Ср/
Задание:
Составить таблицу "Основные направления прогнозирования в спорте".
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы обучения должен выполнить обязательные задания, участвовать в работе на семинарских занятиях.
Бонус за выполненную в срок контрольную работу - 4 балла. Бонус за активность на занятиях в течение семестра - 1-4 балла. Бонус за оригинальность выполненного задания - 2-6 баллов.
1. Устные ответы на семинарских занятиях.
2. Письменная работа - таблица «Оптимальный возраст для достижения спортивного мастерства с учетом избранного вида спорта».
3. Письменная работа - таблица «Модельные характеристики спортсмена в избранном виде спорта».
4. Письменная работа - таблица «Основные направления прогнозирования в спорте».
5. Письменная работа - анализ протоколов тестирования общей, специальной физической и технической подготовленности.
6. Письменная работа - программа проведения спортивного отбора/программа мероприятий по спортивной ориентации детей в образовательной организации.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
1. Устные ответы на занятиях (3*1-2=3-6) - 6 баллов.
2. Письменная работа - таблицы (3*6-10=18-30) - 30 баллов.
3. Письменная работа - анализа протокола тестирования (3*6-10=18-30) - 30 баллов.
4. Письменная работа - программа проведения спортивного отбора/программа мероприятий по спортивной ориентации детей в образовательной организации (15-20) - 20 баллов.
Бонус за выполненную в срок контрольную работу - 4 балла.
Бонус за активность на занятиях в течение семестра (1-4) - 4 балла.
Бонус за оригинальность выполненного задания (3*2=6) - 6 баллов.
Итого: 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: учеб. пособие по направлению подгот. "Физ. культура"
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015
https://www.iprbookshop.ru/68299
Спортивный отбор: теория и практика: монография
https://lib.rucont.ru/efd/279321
6.1.2. Дополнительная литература
Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для студентов вузов по укрупненной гр. специальностей и направлений подг. 49.00.00 - Физ. культура и спорт"
Волков В. М., Дорохов Р. Н., Быков В. А.
Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Волков В. М., Филин В. П.
Москва: Физкультура и спорт, 1983
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru :
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru :
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx