49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Кудря О.Н.
Протокол от 12.05.2023 г. № 10
Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
________
ции
Преподаватель может начислить до 5 поощрительных баллов за успешное освоение дисциплины, проявленную активность в процессе ее изучении, посещение занятий.
Оценочные средства для текущего контроля представлены в приложении.
Для получения допуска к промежуточной аттестации (экзамену) студент при текущем контроле в течение семестра должен набрать не менее 40 баллов.
Перечень вопросов для промежуточной аттестации (экзамена)
1. Цель, задачи и содержание спортивной медицины.
2. Организация спортивной медицины. Основные направления работы врачебно-физкультурного диспансера и кабинета врачебного контроля.
3. Первичное медицинское обследование. Задачи. Содержание.
4. Повторное медицинское обследование. Задачи. Содержание. Связь с этапами тренировки.
5. Дополнительное медицинское обследование. Задачи. Содержание.
6. Виды медицинского обследования при занятиях спортом: оперативное, текущие, этапное, углубленное. Их задачи, содержание и связь с этапами тренировки.
7. Медицинское заключение. Его разделы и значение для тренера.
8. Медицинское обеспечение соревнований. Задачи. Содержание основных этапов медицинского обеспечения соревнований.
9. Медицинское обеспечение учебно-тренировочных сборов. Задачи. Организация и содержание.
10. Врачебный контроль за детьми, занимающимися спортом. Цель, задачи, организация.
11. Врачебный контроль за юными спортсменами. Цель, задачи, организация.
12. Медико-биологические основы спортивного отбора и ориентации.
13. Особенности врачебного контроля за женщинами, занимающимися спортом.
14. Врачебный контроль за лицами зрелого и пожилого возраста, занимающимися спортом. Цель, задачи и содержание.
15. Медико-биологические средства постнагрузочного восстановления и повышения работоспособности спортсмена. Классификация. Общие принципы использования.
16. Гигиенические средства постнагрузочного восстановления и повышения работоспособности спортсмена. Классификация. Показания к применению.
17. Физические средства постнагрузочного восстановления и повышения работоспособности спортсмена. Классификация. Показания к применению.
18. Фармакологические средства постнагрузочного восстановления и повышения работоспособности спортсмена. Задачи и принципы использования.
19. Общая характеристика общеклинических и дополнительных методов медико-биологического исследования лиц,
20. Анамнез, содержание его основных разделов, значение для медико-биологического контроля занятий спортом.
21. Исследование двигательного анализатора. Методы исследования кинестетической и проприоцептивной чувствительности. Оценка результатов.
22. Исследование двигательного анализатора. Методика проведения Теппинг-теста и определения скорости двигательной реакции. Оценка результатов.
23. Исследование функции вегетативной нервной системы: ортостатическая и клиностатическая пробы, дермография. Методика проведения и оценка результатов.
24. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы при занятиях спортом (ЭКГ, ЭхоКГ).
25. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, методика проведения и оценка результатов. Характеристика изменений функциональных показателей в пробе при нарастании тренированности.
26. Варианты типов реакции в функциональной пробе Летунова. Характеристика атипических (патологических) типов реакции.
27. Тест Руфье-Диксона. Методика проведения. Расчет и оценка показателя.
28. Гарвардский степ-тест. Методика проведения. Расчет и оценка показателя.
29. Тест РWC170. Методика проведения шагового и велоэргометрического варианта. Расчет и оценка показателей.
30. Определение общей физической работоспособности по данным теста РWC 170 со специфической нагрузкой. Методика проведения с учетом избранного вида спорта. Расчет и оценка показателей.
31. Максимальное потребление кислорода (МПК). Методы исследования. Оценка показателей.
32. Тест Новакки. Методика проведения и оценка результатов.
33. Тест Купера (два варианта). Методика проведения и оценка результатов.
34. Дополнительные методы исследования функции внешнего дыхания (пневмотахометрия и спирография). Методика проведения и оценка показателей.
35. Функциональные пробы внешнего дыхания: пробы Розенталя, Лебедева, Шафрановского. Методика проведения и оценка результатов.
36. Гипоксические пробы (Штанге и Генчи, с гипервентиляцией и физической нагрузкой). Методика проведения и оценка результатов.
37. Врачебно-педагогических наблюдения. Цель, задачи, формы организации и методы.
38. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочного занятия. Задачи, методика проведения и оценка результатов.
39. Врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными нагрузками. Задачи, методика проведения и оценка результатов.
40. Врачебно-педагогические наблюдения с повторными нагрузками. Задачи, организация, методика оценки.
41. Самоконтроль спортсмена. Задачи. Форма организации.
42. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Использование данных самоконтроля в управлении тренировочным процессом.
43. Внешние признаки утомления. Оценка степени утомления.
44. Переутомление. Причины и условия развития. Признаки, двигательный режим, меры профилактики.
45. Перетренированность. Причины возникновения, стадии, признаки, реабилитационные мроприятия и меры профилактики.
46. Понятие о физическом перенапряжении. Причины возникновения. Клинические формы.
47. Дистрофия миокарда вследствие хронического физического перенапряжения. Причины возникновения, механизм развития, признаки, двигательный режим, меры профилактики.
48. Гипертонические состояния у спортсменов. Классификация. Причины и механизм развития. Меры профилактики.
49. Гипотонические состояния у спортсменов. Классификация. Причины и механизм развития. Меры профилактики.
50. Острая сердечно-сосудистой недостаточность. Понятие. Причины и механизм развития, симптомы, меры профилактики.
51. Гравитационный шок. Причины и механизм развития, признаки, меры профилактики.
52. Ортостатический коллапс. Причины и механизм развития, симптомы, меры профилактики.
53. Гипогликемическое состояние, гипогликемический шок. Причины и механизм развития, признаки, меры профилактики.
54. Внезапная смерть в спорте. Причины возникновения и меры профилактики.
Оценка по дисциплине формируется из суммы баллов, полученных при текущем контроле и промежуточной аттестации:
60 и менее – неудовлетворительно
61-72 – удовлетворительно
73-86 – хорошо
87-100 - отлично
Практическая работа (3 балла за одну работу), итого 3 х 10= 30 баллов
Ситуационная задача (3 балла за одну задачу), итого 3 х 2= 6 баллов
Кейс-задание (4 балла), итого 4 х 1= 4 баллов
Тест (5 баллов за один тест), итого 5 х 3= 15 баллов
Поощрительные баллы = 5 баллов
Всего за текущий контроль 60 баллов
Теоретический вопрос №1- 10 баллов
Теоретический вопрос №2 - 10 баллов
Теоретический вопрос №3- - 10 баллов
Дополнительный вопрос - 10 баллов
Всего за промежуточную аттестацию (экзамен) 40 баллов