49.03.01 Физическая культура
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н.
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой ___________________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
________
ции
Коллоквиум:
14- 15 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал по 5 баллов:
- тест выполнен на 80-100% правильных ответов (5 баллов);
- тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями. (5 баллов);
- в форме собеседования безошибочно отвечает по 5 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (5 баллов).
12-13 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал по 4 балла:
- тест выполнен на 60-79% правильных ответов (4 балла);
- тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями (4 балла);
- в форме собеседования безошибочно отвечает по 4 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (4 балла).
9-10 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал 3 или 4 балла балла:
- тест выполнен на 50-59% правильных ответов (3 балла);
- тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления (3 балла);
- в форме собеседования безошибочно отвечает по 3 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (3 балла).
отдельные виды заданий выполненные из пунктов а,б или в могут быть суммированы по усмотрению преподавателя, например, выполнение теста на 4 балла, подготовке доклада на 4 балла и защите лабораторных работ на 5 баллов, позволяет выставить обучающемуся 13 баллов за коллоквиум по разделу.
Контрольная работа:
28-30 баллов: задания контрольной выполнены в полном объеме, без ошибок, либо имеются неточности в формулировке выводов отдельных заданий. Либо студент прислал контрольную вне срока.
25-28 баллов: задания контрольной работы выполнены в полном объеме, есть замечания к практической части заданий.
20-24 балла: задания контрольной выполнены, но есть грубые ошибки при выполнении теоретической части, практической части работы, нарушены сроки выполнения контрольной. оформление текста не отформатировано.
Контрольная работа, выполненная на 50% объема не оценивается.
Премиальные баллы
10 баллов -Подготовка научного доклада и выступление на конференции / подготовка публикации по темам дисциплины
2×20=40 баллов
Собеседование каждого из вопросов оценивается следующим образом:
18-20 баллов: Полно раскрыто содержание материала билета: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопросы в билете.
Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений,
используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплин специальности. Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы
14-17 баллов: Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении
допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия. При ответе на дополнительные вопросы комиссии полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов
10-13 10 баллов: Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплин специальности; имеются затруднения с выводами.
0 баллов ставится, если:
Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационных вопросов. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.
Перечень вопросов к экзамену:
1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие физиологии человека.
2. Основные свойства организма человека (обмен веществ, гомеостаз, адаптация, ритмичность физиологических процессов). Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций активного долголетия.
3. Раздражимость и возбудимость. Понятие о возбудимых тканях. Способы измерения возбудимости (порог возбудимости, хронаксия, лабильность).
4. Центральная нервная система и ее функции. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС (рефлекс, рефлекторная дуга и обратные связи).
5. Нейрон. Его структура и функции, разновидности нейронов. Функции глиальных клеток.
6. Мембранные потенциалы покоя и действия, механизмы их возникновения.
7. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения возбуждения. Возбуждающий и тормозной постсинаптический потенциалы, механизм возникновения, их роль в возникновении импульсного ответа нейрона
8. Функциональная организация спинного мозга, роль его центров в регуляции движений и висцеральных функций.
9. Задний (продолговатый мозг и варолиев мост) и средний мозг, их функции.
10. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбугровой области (гипоталамуса).
11. Сетевидное образование (ретикулярная формация), его функции.
12. Функции подкорковых ядер (полосатого тела, бледного ядра и ограды) и мозжечка (Л.А. Орбели).
13. Особенности структурно-функциональной организации лимбической системы и ее функции.
14. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий (многослойность, функциональные единицы, поля, соматотопическая и динамическая локализация функций). Электрическая активность коры больших полушарий.
15. Вегетативная нервная система, морфофункциональная организация и функции ее отделов. Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем организма.
16. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Сенсорные системы и их функции. Общая физиология рецепции (классификация, механизм возбуждения, адаптация и чувствительность рецепторов, кодирование информации).
17. Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движениями. Оптическая система глаза (преломляющие свойства глаза, острота зрения, поля зрения).
18.Воспринимающая система (фоторецепторы, их функции, цветовое зрение, адаптация к свету и темноте). Поисковая функция глаза. Корковый уровень зрительной сенсорной системы.
19. Слуховая сенсорная система. Функции структур наружного, среднего и внутреннего уха. Воздушная и костная проводимость. Фонорецепторы, механизм восприятия звука.
20. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулорецепторы, механизм рецепции. Функции отолитового аппарата преддверия и полукружных каналов. Вестибулярные рефлексы как источник помех при выполнении упражнений в избранном виде спорта. Вестибулярная устойчивость.
21. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы (мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы), механизм рецепции. Корковое представительство. Роль в управлении движениями.
22. Безусловные рефлексы, их виды и значение в жизни животных и человека.
23. Условные рефлексы, механизм и условия их образования (И.П. Павлов). Значение условных рефлексов при спортивной деятельности.
24. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов.
25. Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Первая и вторая сигнальные системы.
26. Понятие о функциональной системе (П.К.Анохин) как принципе работы мозга.
27. Типы мышц и свойства поперечнополосатых мышц. Двигательные единицы, их виды (большие и малые, медленные и быстрые) и особенности их деятельности при динамической работе и статическом усилии.
28. Строение мышечного волокна. Механизм (теория скольжения), химизм и энергетика мышечного сокращения.
29. Типы и формы работы мышц. Типы и режимы мышечного сокращения. Коэффициент полезного действия мышц.
30. Сила мышц и их рабочая гипертрофия. Регуляция силы сокращения мышц. Электромиография.
31. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (условно-рефлекторные механизмы, двигательный динамический стереотип, экстраполяция, двигательная память, сенсорная афферентация).
33. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности.
34. Гормоны гипофиза, функции.
35. Гормоны щитовидной железы, функции.
36. Гормоны поджелудочной железы, функции.
37. Гормоны надпочечников, функции.
38. Гормоны мужских половых желез, функции.
39. Гормоны женских половых желез, функции. Фазы менструального цикла
55. Состав, объем и основные функции крови.
56. Эритроциты, их количество и функции.
57. Лейкоциты, их количество и функции.
58. Тромбоциты и свертывание крови.
59. Группы крови и резус-фактор. Переливание крови.
60. Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.
61. Автоматизм сердечной мышцы, его природа. Проводящая система сердца. Возбудимость и проводимость сердечной мышцы.
62. Механическая работа сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура.
63. Показатели деятельности сердца (частота сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови).
64. Артериальное давление, происхождение, методы измерения и факторы, определяющие его величину.
65. Регуляция системной гемодинамики в покое и при мышечной работе.
66. Значение дыхания для организма. Дыхательные мышцы, механизм вдоха и выдоха.
67. Легочные объемы и емкости, воздухоносные пути и их функции.
68. Показатели внешнего дыхания в покое и при мышечной работе.
69. Обмен газов между кровью и тканями.
70. Общая характеристика основных пищеварительных процессов. Работы И.П. Павлова и его школы в исследовании пищеварения.
71. Пищеварение в полости рта. Механизм секреции слюны, ее состав и ферменты.
72. Пищеварение в желудке. Механизм секреции желудочного сока.
73. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Роль желчи в пищеварении.
74. Пищеварение в тонком кишечнике. Ферменты кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение.
75. Пищеварение в толстом кишечнике.
76. Всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. Механизм всасывания.
77. Органы и процессы выделения. Выделительная функция потовых желез.
78. Функции почек. Нефрон как структурно-функциональная единица почек, кровоснабжение, функции его отделов.
79. Процесс мочеобразования. Количество, состав и свойства мочи.
80. Сущность обмена веществ и энергии.
81. Обмен белков, жиров, углеводов в покое и при мышечной работе, его регуляция.
82. Обмен энергии (основной обмен, обмен в состоянии относительного покоя и при мышечной работе).
83. Тепловой баланс организма, тепловой гомеостаз, температура тела.
84. Теплопродукция и теплоотдача в покое и при мышечной работе.
85. Понятие об адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам и ее основные функциональные эффекты.
86. Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы, по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упражнений.
87. Физиологическая классификация спортивных упражнений по В.С. Фарфелю. Классификация упражнений избранного вида спорта.
88. Физиологическая характеристика ациклических упражнений (силовые и скоростно-силовые упражнения). Позы и статические усилия. Феномен статического усилия (Д. Линдгард). Натуживание и его влияние на дыхание, кровообращение, мышечную силу. Взрывные усилия.
89. Физиологическая характеристика предстартового состояния (механизмы возникновения, особенности функциональных изменений).
90. Разновидности предстартового состояния и способы управления ими.
91. Физиологическая характеристика разминки (механизмы и особенности функциональных сдвигов, общая и специальные части разминки, сохранение эффектов разминки). Ее особенности в избранном виде спорта.
92. Физиологические закономерности и механизмы врабатывания. Факторы, его определяющие. «Мертвая точка» и «второе дыхание», механизмы возникновения этих состояний. Пути преодоления «мертвой точки».
93. Утомление, как биологический процесс (острое и хроническое, общее и локальное утомление). Признаки утомления. Чувство усталости. Компенсированное и некомпенсированное утомление.
94. Восстановление и восстановительный период. Их физиологические закономерности. Кислородный долг (его компоненты) и восстановление энергетических запасов организма.
95. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.
96. Морфофункциональные особенности женского организма, лимитирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Менструальный цикл и его фазы (морфофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).
97. Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсменов. Значение генетического фактора и условий
98. Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность (физические механизмы теплоотдачи и физиологические механизмы ее усиления).
99. Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях низкой температуры воздуха (лыжный и конькобежный спорт): изменения функций организма и особенности акклиматизации.
100. Влияние горных условий на организм человека. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления. Горная акклиматизация.
101. Влияние биоритмов (циркадианных и др.) на работоспособность спортсменов. Физиологические изменения в организме при смене временных поясов.
102. Влияние водной среды на спортивную работоспособность (факторы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).