2021-2022_49_03_01 ФК ФО заочно 2021_plx_Анатомия и морфология человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Анатомия и морфология человека
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.О.09
 
экзамены 1 зачеты 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
13
самостоятельная работа
175
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурно-спортивное образование
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
175
175
175
175
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд. биол. наук, доц., Черапкина Л.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Баймакова Л.Г. _________________
 
Анатомия и морфология человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 12
 
Протокол от 11.04.2023 г.  № 11

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Кудря О.Н.

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. ______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудря О.Н. _______

Анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Подготовка обучающихся к рекреационной, педагогической и организационно-методической деятельности для решения профессиональных задач, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся в процессе занятий, посредством освоения знаний о строении организма человека и составляющих его органов и систем на макро- и микроскопическом уровнях, формирования целостного представления об единстве строения и функции организма человека в процессе его жизнедеятельности, морфологических особенностей адаптации организма к воздействию физических упражнений, а также умений и навыков, необходимых для формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биохимия человека
2.2.2
Педагогика физической культуры
2.2.3
Психология физической культуры
2.2.4
Спортивные игры
2.2.5
Теория и методика физической культуры
2.2.6
Физиология человека
2.2.7
Легкая атлетика
2.2.8
Плавание
2.2.9
Преддипломная практика
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
ОПК-1.1: знает анатомо-морфологические и биохимические особенности занимающихся физической культурой и спортом в соответствии с их возрастом и полом
 
ОПК-1.3: знает анатомо-морфологические, биомеханические и биохимические основы развития физических качеств
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
ОПК-9.2: знает антропометрические и биомеханические методы исследования 
 
ОПК-9.5: умеет проводить анатомический анализ положений и движений, интерпретировать результаты антропометрических измерений и показателей физического развития, определяя степень соответствия их контрольным нормативам
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Анатомия человека
0
 
1.1
Морфология костной системы /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Общее сведения о строении и функциях скелета. Строение  костей: структурно-функциональная единица, губчатое и компактное вещество, химический состав костей, строение надкостницы. Классификация костей.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
1.2
Введение в мышечную систему /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Строение мышечной ткани, сократительный и трофический аппарат мышечного волокна. Виды мышечной ткани. Классификация мышц. Подъемная сила мышц и факторы ее определяющие. Вспомогательный аппарат мышц.  Виды работы мышц. Рычаговый принцип работы мышц.
0
 
1.3
Учение о внутренних органах  /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Общая характеристика, классификация и  функциональное значение внутренних  органов. Общий план строения стенки полых органов. Строение паренхиматозных органов.
0
 
1.4
Учение о нервной системе /Лек/
2
ОПК-1.1
1
Значение, строение и классификация нервной системы. Строение нервной ткани. Рефлекторная дуга соматической нервной системы. Классификация нервной системы. Значение и классификация проводящих  путей центральной   нервной системы. Понятие об ассоциативных, комиссуральных и проекционных проводящих путях.
0
 
1.5
Строение и соединения скелета туловища /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Отделы позвоночного столба. Строение позвоночника. Особенности строения позвонков различных отделов.  Строение ребер и грудины. Соединение позвоночного столба. Атлантозатылочный  и атлантоосевой суставы. Позвоночный столб в целом, его изгибы, оси, движения. Соединения ребер с позвоночным столбом и грудиной. Грудная клетка в целом. 
0
 
1.6
Мышцы  нижней конечности.  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Мышцы, приводящие движения тазобедренном суставе: названия, места начала и прикрепления. Проекция мышц  на теле. Мышцы, действующие на  коленный и голеностопный суставы, мышцы стопы: названия, места начала и прикрепления. Проекция  мышц на теле.
0
 
1.7
Контрольное занятие по разделам "Остеология" «Миология».  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Тестирование по разделам "Остеология" и "Миология". Практическое задание: демонстрация полученных умений на себе или натурщике
0
 
1.8
Строение сердца. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Местоположение, камеры сердца. Строение стенки сердца. Клапанный аппарат. Кровоснабжение и иннервация сердца. Круги кровообращения.
0
 
1.9
Строение спинного мозга. /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Местоположение. Внешнее строение, отделы спинного мозга, серое и белое вещество, ядра. Строение нервного сегмента  Оболочки спинного мозга. Нейроны спинного мозга и их расположение. Функция канатиков в спинном мозге. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
1.10
Контрольное занятие по разделам "Спланхнология", "Кардиоангиология" "Неврология".  /Пр/
2
ОПК-1.1
1
Тестирование по разделам "Спланхнология", "Кардиоангиология", "Неврология". Практическое задание: демонстрация полученных умений на анатомических препаратах, на себе или натурщике; решение ситуационных задач.
0
 
1.11
Анатомия человека /Ср/
110
ОПК-1.1
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций, работа с практикумом, анатомическим атласом, составление опорного конспекта. Выполнение контрольной работы.
0
 
 
Раздел 2. Спортивная морфология
0
 
2.1
Общее понятие о динамической анатомии. /Лек/
2
ОПК-9.5
1
Понятие о внешних и внутренних силах. Общий центр тяжести тела, площадь опоры. Виды равновесия и степень устойчивости, факторы, влияющие на них. Схема анатомического анализа положений и движений  тела. Классификация положений и движений  тела спортсмена, их общая характеристика.
0
 
2.2
Морфологические аспекты адаптации к физическим нагрузкам. /Лек/
2
ОПК-1.3
1
Понятие об адаптации, ее виды и уровни. Норма адаптивной реакции и факторы ее регулирующие. Стресс как механизм адаптации. Пути приспособления организма. 
0
 
2.3
Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена. /Пр/
2
ОПК-9.5
1
Характеристика типичных положений тела: «стоя», «стойка на кистях», «висы»,  «гимнастический мост», «упор лежа». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти положения. Характеристика типичных движений тела: «ходьба», «бег», «прыжок в длину с места»,  «сальто назад с места». Работа опорно-двигательного аппарата, обеспечивающего эти движения. Характеристика положений и  движений тела спортсмена в избранном виде спорта.
0
 
2.4
Контрольное занятие по разделам "Динамическая анатомия" и  "Спортивная морфология".  /Пр/
2
ОПК-1.3
1
Тестирование по разделу «Спортивная морфология». «Динамическая анатомия». Практическое задание «Анатомический анализ положения тела спортсмена»; «Морфологический «портрет» спортсмена в избранном виде спорта».
0
 
2.5
Спортивная морфология /Ср/
65
ОПК-1.3 ОПК-9.2 ОПК-9.5
1
Изучение теоретического материала учебника, лекций. Выполнение контрольной работы.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Первый семестр

В рамках текущего контроля обучающийся  должен выполнить  контрольную работу, пройти тест, представить для проверки выполненные практические работы.

 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
Второй семестр

В рамках текущего контроля обучающийся  должен выполнить  контрольную работу, пройти два теста, представить для проверки выполненные практические работы.

 
5.2. Промежуточная аттестация
В первом семестре промежуточной аттестацией является зачет. Зачет является итогом текущей успеваемости.

Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по отдельным контролируемым видам работ и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля, согласно схемы БРС

Во втором семестре промежуточной аттестацией является экзамен.

Промежуточная аттестация (экзамен) проводится в форме устного собеседования. Экзаменационный билет включает 3 вопроса.

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамен):

1. Виды тканей. Строение и функция соединительной и эпителиальной  тканей.

2. Развитие организма. Этапы развития. Возрастная периодизация.

3. Части, поверхности, области тела человека. Плоскости симметрии, оси вращения.

4. Строение кости как органа. Развитие и рост костей. Надкостница, ее строение и значение. Строение длинных трубчатых костей.

5. Классификация соединений костей. Непрерывные и полупрерывные соединения. Классификация суставов. Основные и вспомогательные элементы суставов.

6. Позвоночный столб, его отделы. Строение позвонка, его особенности в разных отделах. Соединения позвоночного столба. Атлантоосевой и атлантозатылочный суставы.

7. Состав грудной клетки. Строение грудины и ребер. Форма грудной клетки. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом.

8. Кости мозгового и лицевого черепа. Контрфорсы черепа. Возрастные особенности черепа. Соединения между костями черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.

9. Строение и соединения костей пояса верхней конечности. Грудино-ключичный сустав. Строение плечевого  и локтевого суставов (по схеме).

10. Строение плечевой кости и костей предплечья. Строение лучезапястного сустава (по схеме). Строение костей кисти.

11. Строение тазовой кости. Таз в целом. Особенности строения большого и малого таза. Половые отличия таза. Тазобедренный сустав (по схеме).

12. Строение бедренной кости и костей голени. Коленный  голеностопный суставы (по схеме). Строение и соединения костей стопы. Виды плоскостопия.

13. Классификация и строение мышц. Строение и механизм сокращения мышечного волокна. Вспомогательный аппарат мышц, его значение.

14. Виды работы мышц. Факторы, влияющие на силу мышц. Мышечный тонус. Рычаговый принцип работы мышц. Антагонизм и синергизм мышц.

15. Мышцы, участвующие в движениях нижней челюсти в височно-нижнечелюстном суставе. Мимические мышцы, их особенности и функциональное значение. Мышцы, участвующие в движениях пояса верхних конечности,  в движениях плеча в плечевом суставе.

16. Мышцы, участвующие в движениях предплечья в локтевом суставе. Мышцы, участвующие в движениях кисти в лучезапястном суставе. Собственные мышцы кисти.

17. Мышцы, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе, голени в коленном суставе, стопы в голеностопном суставе. Собственные мышцы стопы.

18. Мышцы, участвующие в сгибании и разгибании позвоночного столба. Мышцы вдоха  и выдоха основные и вспомогательные. Функциональное значение мышц брюшного пресса. Слабо защищенные места брюшной стенки, их функциональное значение.

19. Общее понятие о внутренних органах. Классификация внутренних органов по строению и функции: полые и паренхиматозные органы. Строение стенки полых внутренних органов.

20. Строение и функции полости рта и ее органов. Строение, функции и проекция слюнных желез. Строение, функции и проекция глотки.

21. Строение, функции и проекция поджелудочной железы. Внутреннее строение и функции печени.

22. Строение, функции и проекция пищевода,  желудка, тонкой и толстой  кишки. Брюшина, ее строение, ход, образования и функциональное значение.

23. Строение и функции носовой полости. Особенности строения стенки дыхательных путей. Строение, функции и проекция гортани. Строение, функции и проекция трахеи и бронхов.

24. Внешнее строение легких: части, поверхности, доли. Отличия в строении правого и левого легких. Внутреннее строение легких: бронхиальное дерево, понятие об ацинусе и альвеолах. Плевра, полость плевры. Понятие о средостении.

25. Внешнее строение, местоположение и проекция почек. Внутреннее строение почки. Функциональное значение нефрона и стадии образования мочи. Строение, функции и проекция мочеточников. Строение и функции внутренних половых органов.

26. Общее понятие о сердечно-сосудистой системе: классификация, функции, круги кровообращения. Состав крови.

27. Строение стенки сосудов. Микроциркуляторное сосудистое русло, его строение и функциональное значение. Понятие о лимфатической системе.

28. Строение сердца, особенности его топографии у спортсменов. Кровоснабжение и иннервация сердца.

29. Аорта, ее части и проекция. Ветви восходящей части дуги аорты. Наружная и внутренняя сонные артерии, их ветви и области кровоснабжения.

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
30. Подключичная артерия, ее ветви и области кровоснабжения. Артерии верхней конечности, их проекция и области кровоснабжения. Грудная и брюшная аорта, их ход, проекция ветви и области кровоснабжения.

31. Артерии таза, их ветви и области кровоснабжения. Артерии нижней конечности, их проекция и области кровоснабжения.

32. Вены верхней и нижней конечностей и их проекция. Система воротной вены и ее функциональное значение. Система верхней и нижней полых вен.

33. Общее понятие о нервной системе: развитие, функции и классификация. Строение и функции нервной ткани. Строение рефлекторной дуги, отличия соматической и вегетативной рефлекторных дуг. Проводящие пути ЦНС.

34. Строение спинного мозга: проекция, поверхности, борозды, корешки, деление на сегменты, топография серого и белого вещества, ветви спинномозгового нерва.

35. Строение и функции продолговатого мозга. Строение заднего мозга, его части и функциональное значение.

36. Строение среднего мозга, его части и функциональное значение. Строение промежуточного мозга, его части и функциональное значение.

37. Конечный мозг: его части, доли, борозды, извилины. I и II сигнальные системы конечного мозга. Локализация корковых концов анализаторов в полушариях конечного мозга. Ядра основания мозга и их функция.

38. Шейное сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации. Плечевое сплетение: его образование. Проекция, ветви и области иннервации.

39. Межреберные нервы, их проекция и области иннервации. Поясничное сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации. Крестцовое сплетение: его образование, проекция, ветви и области иннервации.

40. Строение, функции и отделы вегетативной нервной системы. Отличия этих отделов. Черепно-мозговые нервы, их функции, ветви и области иннервации.

41. Общая характеристика желез внутренней секреции, их назначение, классификация и свойства. Строение гипофиза и эпифиза, их функции, гормоны, кровоснабжение.

42. Строение щитовидной и паращитовидной желез, их функции, гормоны, кровоснабжение. Строение вилочковой железы и надпочечников, их функции, гормоны и кровоснабжение.

43. Общее понятие об органах чувств, их значение в жизни человека. Понятие об анализаторе: его части и назначение. Рецепторный аппарат: классификация, характеристика и функциональное значение. Строение и функции кожи.

44. Орган зрения, его отделы. Строение глазного яблока: его мышцы, вспомогательный аппарат и светопреломляющие среды глаза.

45. Орган слуха, его отделы и их строение. Строение вестибулярного аппарата.

46. Последовательность анатомического анализа положений и движений тела человека. Понятие о внешних и внутренних силах, обуславливающих положение тела в пространстве.

47. Общий центр тяжести, объема, виды равновесия, степень устойчивости. Площадь опоры, факторы, влияющие на степень устойчивости тела.

48. Спортивная морфология, её цели и задачи. Методы спортивной морфологии, правила проведения антропометрических измерений, основные инструменты.

49. Методы оценки физического развития. Конституция человека, её проявления, основы, типы.

50. Осанка, её виды. Факторы, определяющие осанку. Признаки, типы осанок по Николаеву. Возрастные изменения осанки тела. Методы определения осанки тела. Симметрия и асимметрия в строении тела человека.

51. Половой деморфизм, основные факторы половой дифференцировки, назначение женского и мужского пола. Уровни половых различий и их характеристика.

52. Правила и техника измерений продольных, поперечных и обхватных размеров тела.

53. Калиперометрия (измерение жировых складок), правила и техника. Определение удельного веса площади поверхности тела. Определение компонентного состава массы тела. Возрастная характеристика жирового компонента.

54. Методика динамометрии. Гониометрии. Плантография и подометрия. Методы индексов, стандартов и профилей.

55. Понятие об общей конституции как генотипе. Частные конституции как фенотипическое проявление генотипа. Соматотип как анатомическое проявление конституции и маркер временных параметров онтогенеза. Учет фактора конституции в спортивной практике.

56. Техника соматотипирования (измерительный и описательный подходы). Пропорции тела, их типы, изменение в процессе роста и развития человека. Схемы соматоскопирования Черноруцкого, Штефно-Островского, В.В.Бунака, В.Шелдона, В.П.Чтецова. Морфологическая модель здорового человека.

57. Женщина в современном спорте (антропологические особенности и возможности женского организма).

58. Адаптация, её уровни и виды. Норма реакции организма, факторы от которых она зависит. Реакция – стресс, её фазы и значение. Компенсаторно-приспособительные реакции и их проявления.

59. Адаптационные изменения костной системы на органном уровне. Изменения внутреннего строения костей под влиянием физических нагрузок. Внешние и внутренние факторы, влияющие на подвижность суставов.

60. Рабочая гипертрофия мышц, пути, морфологические признаки. Изменения в мышцах при действии физических нагрузок различного характера. Основные свойства красных и белых мышечных волокон. Изменения в мышцах при перетренированности.

61. Адаптация эндокринной, пищеварительной и мочевой систем к физическим нагрузкам.

62. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам.

63. Адаптация нервной системы к физическим нагрузкам.

Оценку «отлично» получают те, кто в течение семестра и на промежуточной аттестации набрал 87-100 баллов;

оценку «хорошо» - 73-86 баллов;

оценку «удовлетворительно» - 61-72 балла;

оценку «неудовлетворительно» - 60 баллов и менее.

 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль

1 семестр

выполнение практических работ  - мaкс. возможное кол-во баллов - 30 баллов за все работы в семестре, итого 30×1=30;

контрольная работа - мaкс. возможное кол-во баллов - 40 баллов за одно задание, итого 40×1=40;

тест - мaкс. возможное кол-во баллов - 30 баллов за тест, итого  30×1=30.

Итого 100 баллов

Текущий контроль

2 семестр

выполнение практических работ  - мaкс. возможное кол-во баллов - 10 баллов за все работы в семестре, итого 10×1=10;

контрольная работа - мaкс. возможное кол-во баллов - 30 баллов за одно задание (1 часть работы 15 баллов и 2 часть работы 15 баллов), итого 30×1=30;

тест - Мaкс. возможное кол-во баллов - 10 баллов за тест, итого  10×2=20.

Итого за текущий контроль - 60 баллов.

Промежуточная аттестация (экзамен):

Вопрос 1 - 15 баллов

Вопрос 2 - 15 баллов

Вопрос 3 - 10 баллов

Итого: 100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Иваницкий М. Ф.
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для  высш. учеб. заведений физ. культуры
Москва: Спорт, 2018
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Губа В. П., Чернова В. Н.
Спортивная морфология: учеб. для вузов
Москва: Сов. спорт, 2020
1
https://lib.rucont.ru/efd/713594
 
Л2.2
Рожков М. С.
Руководство к практическим занятиям по спортивной морфологии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2015
0
 
Л2.3
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корнякова В. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
0
 
Л2.4
Глухих Ю. Н., Соболева Н. В., Корягина Ю. В.
Практикум по анатомии человека: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2007
0
 
Л2.5
Алексанянц Г. Д., Абушкевич В. В., Тлехас Д. Б., Филенко А. М., Ананьев И. Н., Гричанова Т. Г.
Спортивная морфология: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 032100 - "Физ. культура" и специальности 032101 - "Физ. культура и спорт"
Москва: Сов. спорт, 2005
300
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
6.3.1.2
- браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
- научная электронная библиотека e-Elibrary.ru (https://elibrary.ru)
6.3.2.2
- Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
стр. 10
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
 
7.1
Учебная доска, 10 компьютерных столов, столы и стулья обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), препараты, муляжи, иллюстративный материал, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка,  мультимедиа проектор.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 13 ДЗ.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики