МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
канд. пед. наук, доцент, Багаутдинова Н.В.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд. биол. наук, Зав.каф., Баймакова Лариса Григорьевна _________________
Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 10
Протокол от 07.03.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Синельник Е.В.
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. ______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. ______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. _______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. _______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью изучения дисциплины является овладение студентами средствами и методами идивидуализации спортивной подготовкой в избранном виде спорта для обеспечения полноценной профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Управление соревновательной деятельностью спортсмена
Методическое обеспечение деятельности тренера в избранном виде спорта
Профессионально-ориентированная практика
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки
ПК-1.1: знает методы, показатели и критерии оценки результатов спортивно-педагогического, медицинского и комплексного контролей в спорте
ПК-1.2: знает методы измерения и оценки спортивной подготовленности и качества учебно-тренировочного процесса
ПК-1.5: умеет метрологически грамотно использовать измерительную информацию для обработки и анализа показателей физической, технической, тактической, теоретической и других видов подготовленности спортсменов, и их соревновательных и тренировочных нагрузок
ПК-1.7: умеет формулировать рекомендации по коррекции тренировочного процесса на основе результатов комплексного медико-биологического контроля
ПК-2: Способен реализовывать индивидуальный подход в процессе спортивной подготовки
ПК-2.1: знает индивидуальные особенности спортсменов различного возраста к выполнению тренировочных программ различной направленности
ПК-2.10: имеет опыт применения результатов исследования индивидуально-психологических особенностей спортсменов при реализации индивидуального плана подготовки спортсменов
ПК-2.6: умеет обосновывать индивидуальную коррекцию тренировочного процесса при выявлении отклонений в состоянии у спортсмена
ПК-2.8: умеет разрабатывать программу индивидуальной подготовки на основе данных физиологического тестирования
ПК-2.9: имеет опыт составления рекомендаций по индивидуальной коррекции тренировочного процесса на основе результатов врачебно-педагогических наблюдений и дневника самоконтроля
ПК-4: Способен осуществлять руководство соревновательной деятельностью спортсменов.
ПК-4.1: знает технологию планирования подготовки спортсменов к участию в соревнованиях в избранном виде спорта
ПК-4.2: умеет разрабатывать планы подготовки спортсменов к участию в соревнованиях в избранном виде спорта на различных этапах подготовки
ПК-4.3: умеет определять стратегию соревновательной деятельности спортсменов в избранном виде спорта, включая контроль и коррекцию тренировочного процесса
ПК-6: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
ПК-6.1: знает порядок составления и ведения учетно-отчетной документации
ПК-6.2: знает нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией
ПК-6.3: умеет использовать методы календарного планирования
ПК-7: Способен использовать в образовательном процессе педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
ПК-7.2: знает методы, формы, приемы и средства реализации образовательного процесса по физической культуре и спорту в организациях различного типа
ПК-7.3: умеет выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов
ПК-7.5: умеет использовать на занятиях различных форм педагогически обоснованные формы, методы, средства, приемы обучения и организации деятельности обучающихся
ПК-8: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-8.1: знает формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-8.2: знает методы и организацию комплексного контроля в физическом воспитании и спортивной подготовке
ПК-8.3: знает условия и факторы, влияющие на качество обучения, воспитания и тренировки в спорте
ПК-8.4: знает особенности построения процесса многолетней подготовки в избранном виде спорта, структуру и название этапов многолетней подготовки, продолжительность многолетней подготовки в избранном виде спорта, современные методы тренировочной работы в избранном виде спорта, методы контроля и оценки физической подготовленности обучающихся в избранном виде спорта
ПК-8.8: умеет оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий, психологические особенности обучающихся с учетом возраста, мотивацию спортсмена к занятиям избранным видом спорта
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Планирование учебно-тренировочного процесса в избранном виде спорта
Основы построения процесса спортивной подготовки /Лек/
Методические положения и структура построения многолетнего процесса тренировки и соревнований спортсменов в избранном виде спорта.
Спортивная подготовка в избранном виде спорта как многолетний процесс и её структура /Лек/
Построение тренировки в малых циклах. Построение тренировки в средних циклах. Построение тренировки в больших циклах
Индивидуализация процесса подготовкой спортсменов в избранном виде спорта /Лек/
Модельные характеристики подготовленности спортсменов различной квалификации в избранном виде спорта.
Контроль за состоянием подготовленности спортсменов в избранном виде спорта /Лек/
Тренировочные и соревновательные нагрузки. Динамика нагрузок и спортивных результатов у спортсменов различной квалификации в избранном виде спорта. Особенности процесса спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек в избранном виде спорта.
Построение многолетней подготовки спортсменов в избранном виде спорта. /Пр/
Особенности построения многолетней подготовки спортсменов в избранном виде спорта.
Построение тренировки в микроциклах в избранном виде спота. Типы и характеристика /Пр/
Типы и характеристика в избранном виде спорта.
Построение тренировки в мезоциклах в избранном виде спорта. Типы и характеристика микроциклов. /Пр/
ПК-2.1 ПК-2.6 ПК-2.10 ПК-8.4
Типы и характеристика микроциклов в избранном виде спорта.
Построение тренировки в макроциклах. Варианты построения процесса подготовки спортсменов в избранном виде спорта в годичном цикле. /Пр/
ПК-1.5 ПК-8.4 ПК-7.2 ПК-7.3
Варианты построения процесса подготовки спортсменов в избранном виде спорта в годичном цикле.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Модельные характеристики подготовленности спортсменов различной квалификации в избранном виде спорта. /Пр/
ПК-2.9 ПК-2.10 ПК-8.1 ПК-8.3 ПК-8.8
Характеристики подготовленности спортсменов различной квалификации в избранном виде спорта.
Средства и методы коррекции тренировочной работы в избранном виде спорта на основе показателей контроля. /Пр/
Коррекция тренировочной работы в избранном виде спорта на основе показателей контроля.
Разработать модели-схемы построения многолетней подготовки спортсменов в избранном виде спорта /Ср/
ПК-2.9 ПК-2.10 ПК-4.1 ПК-4.3 ПК-7.2 ПК-7.3
Модели-схемы построения многолетней подготовки спортсменов в избранном виде спорта
Разработать вариант построения процесса подготовки спортсменов в избранном виде спорта в годичном цикле. /Ср/
ПК-1.7 ПК-2.8 ПК-7.2 ПК-7.3
Варианты построения процесса подготовки спортсменов в избранном виде спорта в годичном цикле.
Составить модельные характеристики команд, спортсменов различной квалификации в избранном виде спорта /Ср/
Модельные характеристики команд, спортсменов различной квалификации в избранном виде спорта
Составить конспекты (2) для проведения контрольного тренировочного занятия со спортсменами различной квалификации /Ср/
Конспекты для проведения контрольного тренировочного занятия со спортсменами различной квалификации
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль обучающихся по дисциплине "Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта" представлен следующими видами работ:
1. Доклад
2. Презентация
3. Кейс-задание
4. Проведение тренировочного занятия
5. Практическое задание
6. Разработка плана-конспекта тренировочного занятия
5.2. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по контрольным точкам изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
Зачтено: 61-100 баллов.
Не зачтено менее 60 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль обучающихся по дисциплине "Индивидуализация процесса спортивной подготовки в избранном виде спорта" представлен следующими видами работ:
1. Доклад: 3х5-3 балла = 15-9 баллов
2. Презентация: 2х5-3 балла = 10-6 баллов
3. Кейс-задание: 2х15-5 баллов = 30-10 баллов
4. Проведение тренировочного занятия: 15-5 баллов
5. Практическое задание: 15-5 баллов
6. Разработка плана-конспекта тренировочного занятия: 15-5 баллов
Итого: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для студентов вузов по укрупненной гр. специальностей и направлений подг. 49.00.00 - Физ. культура и спорт"
https://www.iprbookshop.ru/98646
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П.
Спорт высших достижений: теория и методика: учеб. пособие
https://www.iprbookshop.ru/74302
Орлова О. Ю., Цитлионок А. И.
Теория и методика конькобежного спорта: учеб. пособие по направлению 49.03.01 "Физ. культура"
Санкт-Петербург: [б. и.], 2015
Тренировка юных конькобежцев: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры
Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Спортивная подготовка конькобежцев на начальном этапе в условиях длительного соревновательного периода: монография
Трутаева И. Н., Мартыненко И. В.
Теория и методика конькобежного спорта: практикум по дисциплине физ. культура "Конькобежный спорт" для студентов 2 курса
Теоретические основы построения спортивной подготовки конькобежцев на начальном этапе: учеб. пособие
сост. : Б. А. Стенин, Г. К. Подарь, Ю. И. Разинов
Теория и методика конькобежного спорта: программа для базовых фак. ин-тов физ. культуры. Специальность 0303 "Физ. культура"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
фисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Лекционная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран,
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран, мультимедиа проектор, экран.
Приборы для выполнения практических работ: приборы для выполнения практических работ: ростомер -1 шт., весы электронные -1 шт., спирометры суховоздушные портативные -8 шт., динамометр становой -1 шт., динамометры кистевые - 4 шт., тонометры – 8 шт., фонендоскопы - 8 шт., секундомер -1 шт., велоэргометр -1 шт.
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Аудитория 21, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 36; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 26, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ