МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Физкультурно-спортивное образование
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.б.н., доц., Баймакова Л.Г. _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
Протокол от 07.03.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Синельник Е.В.
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. ______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. ______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. _______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. _______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Целью освоения дисциплины является освоением студентами системы научно-практических знаний, умений и навыков в области теории и методики лыжного спорта и реализация их в своей профессиональной деятельности, а так же овладение технологиями планирования и проведения занятий и спортивно-массовых мероприятий для осуществления профессиональной образовательной и рекреационной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ОПК-3: Способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
ОПК-3.1: знает историю и современное состояние базовых видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта), их место и значение в физической культуре, науке и образовании
ОПК-3.2: знает методы, средства и основы обучения базовым видам спорта и возможности их применения в сфере спортивной подготовки и сфере образования
ОПК-3.3: знает методику развития физических качеств средствами базовых видов спорта, а также контроль и оценку технической и физической подготовленности занимающихся
ОПК-3.4: знает правила судейства и организацию соревнований в базовых видов спорта
ОПК-3.5: умеет использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по базовым видам спорта в зависимости от поставленных задач
ОПК-3.6: умеет контролировать и оценивать качество выполнения упражнений занимающимися в базовых видах спорта и определять ошибки в технике
ОПК-3.7: умеет нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, контролировать динамику развития физической подготовленности обучающихся
ОПК-3.8: имеет опыт проведения занятий и физкультурно-спортивных мероприятий с использованием средств базовых видов спорта
ОПК-3.9: имеет опыт участия в судействе физкультурно-спортивных мероприятий по базовым видам спорта
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение в предмет. История развития лыжного спорта. Характеристика видов лыжного спорта.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
Лыжный спорт в системе физического воспитания. /Лек/
Характеристика видов лыжного спорта. Предмет, задачи, содержание дисциплины "Лыжный спорт”. Организация и проведение занятий. Зачетные требования. Лыжная подготовка и лыжный спорт. Краткие сведения по истории развития лыжного спорта. Появление и первоначальное использование лыж. Развитие лыжного спорта в России, участие и успехи спортсменов России, СССР в первенствах Мира, Олимпийских Играх. Классификация видов лыжного спорта.
Развитие лыжного спорта в России и за рубежом. /Ср/
Характеристика видов лыжного спорта.
Раздел 2. Материально-техническое обеспечение занятий по лыжной подготовке.
Выбор и подготовка лыжного инвентаря к занятиям лыжным спортом. /Ср/
Технология нанесения лыжной мази и парафинов. Подготовка лыжного инвентаря к практическим занятиям. Индивидуальная подбор лыжного инвентаря с учетом физических данных занимающихся и стиля передвижения на лыжах.
Выбор и подготовка экипировки и лыжного инвентаря к занятиям. /Ср/
Индивидуальная подгонка лыжного инвентаря.
Выбор и подготовка лыжного инвентаря к занятиям лыжным спортом. /Пр/
Подготовка лыжного инвентаря к практическим занятиям. Индивидуальная подбор лыжного инвентаря с учетом физических данных занимающихся и стиля передвижения на лыжах.
Раздел 3. Основы техники передвижения на лыжах.
Основы техники передвижения на лыжах. /Лек/
Понятие о технике лыжника-гонщика. Основные технические действия лыжника-гонщика. Взаимодействие сил при передвижении на лыжах. Терминологические понятия в лыжном спорте. Внутренние и внешние силы, действующие на лыжника-гонщика. Классификация способов передвижения на лыжах.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
Основы техники передвижения на лыжах классическими ходами /Пр/
Классификация классических ходов. Анализ техники передвижения попеременного двухшажного хода. Анализ техники одновременных классических ходов (бесшажного, одношажного и двухшажного).
Основы техники подъёмов на склон различной крутизны и спусков на лыжах. Особенности техники подъемов: ступающим, скользящим шагом, полуелочкой, елочкой, лесенкой. Особенности техники спусков: в высокой, средней, низкой стойках. Основы техники торможения и поворотов в движении на лыжах.
Изучение техники торможения на лыжах: упором, плугом, боковым соскальзыванием, падением. Особенности техники поворотов в движении: упором, плугом, переступанием
Выполнение зачетных требований по технике лыжных ходов /Пр/
Выполнение зачетных требований по технике лыжных ходов: попеременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; одно-временный одношажный ход; одновременный двухшажный ход; торможение плугом, поворот в движении переступанием.
Особенности выбора и подготовки мест занятий на лыжах. /Ср/
Этапы обучения. Организация занятий по лыжной подготовке.
Основы техники передвижения на лыжах классическими ходами /Ср/
Особенности выбора и подготовки мест занятий на лыжах. Этапы обучения. Организация занятий по лыжной подготовке.
Раздел 4. Особенности методики обучения и организации занятий по лыжному спорту.
Особенности проведения занятий на лыжах с контингентом различного возраста. /Пр/
Принципы, методы обучения, организация занятий по лыжной подготовке, типы уроков по лыжной подготовке.
Методика обучения способам передвижения на лыжах. /Пр/
Подбор средств и методов обучения способам передвижения на лыжах. Конструирование и оформление планов-конспектов занятий по лыжной подготовке. Методические приемы обучения техники отдельных лыжных ходов и развития физических качеств, необходимых лыжнику.
Структура урока и содержание частей урока по лыжной подготовке. /Ср/
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.7
Конструирование и оформление планов-конспектов урока по лыжной подготовке.
Особенности методики обучения /Ср/
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-3.7
Структура урока и содержание частей урока по лыжной подготовке. Конструирование и оформление планов-конспектов урока по лыжной подготовке. Проверка конспекта преподавателем.
Раздел 5. Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам. /Лек/
Классификация соревнований. Планирование соревнований. Правила соревнований. Подготовка и обслуживание соревнований. Организация работы главной судейской коллегии. Права и обязанности судейских бригад, представителей и участников соревнований. Документы, регламентирующие организацию и проведение соревнований по лыжным гонкам.
Организация соревнований по лыжным гонкам. /Пр/
Классификация и характеристика соревнований по лыжным гонкам. Характеристика составления календарного плана соревнований и программы соревнований.
Современные формы проведения лыжных соревнований /Ср/
Особенности организации и проведения соревнований. Состав главной судейской коллегии, судейских бригад на старте, финише. Обязанности судей.
Особенности организации и проведения соревнований. /Ср/
Состав главной судейской коллегии, судейских бригад на старте, финише. Обязанности судей.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Реферат
2. Презентация
3. Устный опрос
4.План-конспект учебно-тренировочного занятия
5. Проведение части тренировочного занятия
6. Техника передвижения на лыжах
7. Контрольная работа
8. Разработка положения о проведении соревнований
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по контрольным точкам изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
Зачтено: 61-100 баллов
Не зачтено менее 60 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
1. Реферат 6-10 баллов
2. Презентация 6-10 баллов
3. Устный опрос 6 - 10 баллов
4.План-конспект учебно-тренировочного занятия 6-10 баллов
5. Проведение части тренировочного занятия 7-10 баллов
6. Техника передвижения на лыжах 15-25 баллов
7. Контрольная работа 6-15 баллов
8. Разработка положения о проведении соревнований 6-10 баллов
ИТОГО 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
М-во спорта Рос. Федерации
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки: приказ М-ва спорта Рос. Федерации от 20 март. 2019 г. № 250
Саратов: Вузов. образование, 2019
https://www.iprbookshop.ru/87569
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx
Сергеев Г. А., Мурашко Е. В., Сергеева Г. В., Скрипкина Т. М., Жукова В. С.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лыжный спорт: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"
Лыжный спорт с методикой преподавания: учеб. пособие
Архангельск: Изд-во САФУ, 2015
https://lib.rucont.ru/efd/637527
Лыжный спорт в высшем учебном заведении: учеб. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2013
под ред. С. А. Луценко ; Ин-т спец. педагогики и психологии
Базовые виды двигательной деятельности и методика обучения. Лыжный спорт: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Санкт-Петербург: НОУ "Ин-т спец. педагогики и психологии, 2013
https://www.iprbookshop.ru/29969
Макаров А. Г., Сорокин С. Г.
Организация и судейство соревнований по лыжным гонкам: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
под общ. ред. Ж. В. Никулиной ; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта
Теория и методика обучения базовым видам спорта: лекции для обучающихся по основной образовательной программе по направлению подготовки 49.03.01 "Физическая культура": учеб.-метод. пособие
Великие Луки: [б. и.], 2019
https://lib.rucont.ru/efd/714071
Жданкина Е. Ф., Добрынин И. М.
Лыжная подготовка студентов в вузе: учеб. пособие для студентов вузов по программам бакалавриата и магистратуры по направлению "Физ. культура"
Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015
https://www.iprbookshop.ru/68255
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт Федерации лыжных гонок России : http://www.flgr.ru/
Сайт библиотеки СибГУФК : http://lib15.sibsport.ru/
Официальный сайт вуза : https://sibsport.ru/
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice)
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- Сайт Федерации лыжных гонок России (http://www.flgr.ru/)
- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
225 комплектов лыж (лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки), снегоукладывающая машина, снегоход «Буран», резак лыжни, тренажёр «Тензометрический коврик», тренажер «SportStar», экспандеры резиновые, лыже-роллеры, секундомеры – 2, пульсометры – 3.
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечение доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к.2; 407 к.2; 502 к.2; 602 к.2; 102 к.4; 305 к.4; 312 к.4; 222 к.5; 229 к.5; 422 к.5).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2021.plx