2021-2022_44_03_05 ПО очно 2021_plx_Биохимия человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Биохимия человека
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.05 ПО очно 2021.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.01.01
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
Профиль(специализация):
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
32
32
32
32
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.биол.наук, Зав.каф., Л.Г. Баймакова;ст.преп., Т.А. Линдт 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
Т.А. Кравчук _________________
 
Биохимия человека
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
 
Протокол от 10.05.2023 г.  № 17

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 8

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
Формирование у студентов знаний о химических процессах, происходящих в организме человека под влиянием внешних факторов среды, и компетенций, позволяющих использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биомеханика двигательной деятельности
2.1.2
Возрастная анатомия и физиология
2.1.3
Гимнастика
2.1.4
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
2.1.5
Лыжная подготовка
2.1.6
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гигиенические основы физической культуры и спорта
2.2.2
Основы психодиагностики
2.2.3
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.4
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.5
Легкая атлетика
2.2.6
Основы национальной безопасности и обороны государства
2.2.7
2.2.8
Психология физической культуры
2.2.9
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.10
Физиология физической культуры
2.2.11
Плавание
2.2.12
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
2.2.13
Врачебно-педагогический контроль
2.2.14
История физической культуры
2.2.15
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
2.2.16
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
2.2.17
Физкультурно-оздоровительная деятельность
2.2.18
Обеспечение безопасности образовательной организации
2.2.19
Основы школьного туризма
2.2.20
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
2.2.21
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
2.2.22
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.23
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
2.2.24
Дорожно-транспортная безопасность
2.2.25
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.26
Междисциплинарная практика
2.2.27
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
2.2.28
Мониторинг физического состояния человека
2.2.29
Пожарная безопасность
2.2.30
Противодействие терроризму
2.2.31
Информационная безопасность
2.2.32
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.33
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
2.2.34
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
2.2.35
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
2.2.36
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.2.37
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов 
 
ПК-1.1: Знает:

- биохимические аспекты мышечной деятельности;

- закономерности протекания биохимических процессов в организме человека с учетом возраста и пола;

 
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся 
 
ПК-3.15: Имеет опыт:

- владения приемами и методами устранения метаболитов обмена углеводов, липидов, белков, образующихся при мышечной деятельности различного характера;

 
ПК-3.3: Знает:

- влияние различных химических элементов и веществ на жизнедеятельность человека;

- закономерности протекания биохимических процессов в организме человека;

 
ПК-3.9: Умеет:

- с помощью методов экспресс-диагностики определить протекание восстановительных процессов;

- моделировать процессы, происходящие на клеточном и организменном уровне в процессе влияния различных средовых факторов;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Статическая биохимия
0
 
1.1
Химический состав организма человека  /Лек/
2
ПК-3.3
3
Химический состав организма человека (химические элементы, неорганические вещества). Вода: содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. Водно-дисперсные системы, классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. Буферные системы организма: состав, механизм буферного действия. 
0
 
1.2
Химический состав организма человека /Пр/
2
ПК-3.3
3
Химический состав организма человека (химические элементы, неорганические вещества). Влияние различных химических элементов и веществ на жизнедеятельность человека.
0
 
1.3
Биоорганические соединения /Пр/
2
ПК-1.1
3
Низко- и высокомолекулярные органические соединения. Углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты: строение, классификация, функции.
0
 
1.4
Водно-дисперсные системы организма /Пр/
2
ПК-1.1
3
Вода: содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. Водно-дисперсные системы, классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. Буферные системы организма: состав, механизм буферного действия. 
0
 
1.5
Витамины.  /Пр/
2
ПК-3.9
3
Витамины. Классификация, механизм воздействия витаминов на процессы обмена веществ. Понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах. 
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
1.6
Ферменты. Влияние различных факторов на активность ферментов /Пр/
2
ПК-3.9
3
Понятие о ферментах. Строение и значение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация. 
0
 
1.7
Гормоны. Роль отдельных гормонов в жизнедеятельности организма /Пр/
2
ПК-3.3
3
Биологическая роль, классификация, механизм действия, влияние гормонов на интенсивность биохимических процессов в организме.
0
 
1.8
Контрольная работа по статической биохимии /Пр/
2
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9
3
Систематизация знаний по статической биохимии.
0
 
1.9
Химические элементы и вещества  /Ср/
4
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9
3
Химические элементы и вещества в организме человека. Классификация, состояния, распределение, свойства, значение для организма
0
 
1.10
Понятие о ферментах. Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация /Ср/
4
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9
3
Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация. Значение для жизнедеятельности человека
0
 
1.11
Влияние витаминов на жизнедеятельность человека /Ср/
4
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9
3
Классификация витаминов. Влияние на процессы жизнедеятельности. Нормы потребления (с учетом возраста, пола, физической активности).
0
 
 
Раздел 2. Динамическая биохимия
0
 
2.1
Обмен веществ и энергии  /Лек/
2
ПК-3.3 ПК-3.9
3
Общая характеристика обмена веществ и энергии (три этапа энергетического обмена). Цикл Кребса. Биологическое окисление (особенности, понятие об аэробном и анаэробном окислении, дыхательная цепь, окислительное и субстратное фосфорилирование, энергетический эффект этих процессов)
0
 
2.2
Обмен углеводов  /Лек/
2
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
3
Особенности переваривания углеводов. Мобилизация и синтез гликогена в мышцах и печени. Использование углеводов в энергетическом обмене. Анаэробный распад гликогена и глюкозы (гликолиз). Энергетический эффект. Пути устранения молочной кислоты во время работы и в период отдыха. Аэробное окисление гликогена и глюкозы. Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ.
0
 
2.3
Обмен липидов /Лек/
2
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
3
Особенности переваривания и усвоения липидов. Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Пути устранения кетоновых тел.
0
 
2.4
Обмен белков и нуклеиновых кислот  /Лек/
2
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
3
Особенности переваривания и дальнейшее использование свободных аминокислот. Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Пути устранения аммиака из организма
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
2.5
Обмен веществ и энергии  /Пр/
2
ПК-1.1
3
Общая характеристика обмена веществ и энергии (три этапа энергетического обмена). Цикл Кребса. Биологическое окисление (особенности, понятие об аэробном и анаэробном окислении, дыхательная цепь, окислительное и субстратное фосфорилирование, энергетический эффект этих процессов). 
0
 
2.6
Обмен углеводов /Пр/
2
ПК-3.15
3
Особенности переваривания углеводов. Мобилизация и синтез гликогена в мышцах и печени. Использование углеводов в энергетическом обмене. Анаэробный распад гликогена и глюкозы (гликолиз). Энергетический эффект. Пути устранения молочной кислоты во время работы и в период отдыха. Аэробное окисление гликогена и глюкозы. Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ.
0
 
2.7
Обмен липидов /Пр/
2
ПК-3.15
3
Особенности переваривания и усвоения липидов. Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Пути устранения кетоновых тел.
0
 
2.8
Обмен белков и нуклеиновых кислот  /Пр/
2
ПК-3.15
3
Особенности переваривания и дальнейшее использование свободных аминокислот. Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Пути устранения аммиака из организма.
0
 
2.9
Обмен воды и минеральных солей  /Пр/
2
ПК-1.1
3
Взаимосвязь обменов веществ. Потребность человека в воде. Экзогенная и эндогенная вода. Минеральные вещества организма человека, распределение их между отдельными тканями, биологическая роль. Потребность организма человека в различных минералах в зависимости от физической активности. Регуляция обмена воды и минеральных солей.
0
 
2.10
Контрольная работа по динамической биохимии /Пр/
2
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
3
Систематизация знаний о процессах обмена веществ в организме
0
 
2.11
Обмен веществ в организме. Взаимосвязь обменных процессов. /Ср/
20
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
3
Взаимосвязь процессов обмена веществ в организме. Особенности обменных процессов в зависимости от возраста, пола, двигательной активности. Протекание восстановительных процессов в организме.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля обучающийся на занятиях должен устно отвечать на вопросы преподавателя, выполнить 5 практических работ, 2 контрольные работы, решать ситуационные задачи и на последнем занятии пройти собеседование по изучаемым темам с преподавателем.

Дополнительные виды работ: решение тестов по изучаемым темам (при результате выше 60%); реферат с мультимедийной 

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
презентацией; заполнение таблиц по теме гормоны; бонус при 100% посещении занятий (5 баллов).

 
5.2. Промежуточная аттестация
Форма аттестации - зачет.

Зачтено 61-100. Не зачтено 60 и менее баллов.

 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный ответ - 2*10 = 20

Выполнение практических работ - 2*5 = 10

Контрольная работа - 6*2 = 12

Собеседование по дисциплине (обязательный вид работ) - 10

Решение ситуационных задач - 3*3 = 9

Всего:   61 балл

Дополнительные виды работ

Решение тестов по изучаемым темам (при результате выше 60%) 2*10=20

Реферат с мультимедийной презентацией 1*10 = 10

Заполнение таблиц (тема гормоны) 1*4=4

Бонус при 100% посещении занятий 5 баллов

Всего: 39 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Черемисинов В. Н.
Биохимия человека: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: ТВТ Дивизион, 2018
0
 
Л1.2
сост. : О. Н. Кудря, Т. А. Линдт, Л. Н. Тюрина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Курс лекций по биохимии: учеб. пособие для студентов вузов по направлению - Физ. культура
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Капилевич Л. В., Дьякова Е. Ю., Кошельская Е. В., Андреев В. И.
Биохимия человека: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Юрайт, 2019
0
 
Л2.2
Кулиненков О. С., Лапшин И. А.
Биохимия в практике спорта: науч.-метод. пособие для врачей спорт. медицины, преподавателей, тренеров и студентов вузов физ. культуры и спорта
Москва: Спорт, 2019
0
 
Л2.3
Мочульская Н. Н., Максимова Н. Е., Емельянов В. В.
Биоорганическая химия: учеб. пособие для вузов
Москва [и др.]: Юрайт [и др.], 2018
0
 
Л2.4
Анфиногенова И. В., Бабков А. В., Попков В. А.
Химия для непрофильных направлений: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
0
 
Л2.5
сост. : Л. Н. Тюрина, Т. А. Линдт ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Руководство к лабораторно-практическим занятиям по биологической химии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
163
 
Л2.6
Михайлов С. С.
Биохимия двигательной деятельности: учебник
Москва: СПОРТ, 2018
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS OFFICE либо аналог
6.3.1.2
браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
- научная электронная библиотека (https://www.elibrary.ru)
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
 
6.3.2.2
- Академия Google (https://scholar.google.ru)
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы для обучающихся, стулья для обучающихся, стол и стул для преподавателя. Мультимедийный проектор. Химическая посуда и химические реактивы.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к.2, 502 к. 2, 602 к.2, 102 к. 4, 305 к. 4, 321 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5, ауд. 403 к.4, ауд. 413 к. 4, ауд 414 к, 4).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики