МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
44.03.05 ПО очно 2021.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
канд.биол.наук, Зав.каф., Л.Г. Баймакова;ст.преп., Т.А. Линдт
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Т.А. Кравчук _________________
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 11
Протокол от 10.05.2023 г. № 17
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Формирование у студентов знаний о химических процессах, происходящих в организме человека под влиянием внешних факторов среды, и компетенций, позволяющих использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биомеханика двигательной деятельности
Возрастная анатомия и физиология
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной сфере
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Учебная практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них
Основы национальной безопасности и обороны государства
Психология физической культуры
Современные средства оценивания результатов обучения
Физиология физической культуры
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности
Врачебно-педагогический контроль
История физической культуры
Педагогическая практика по профилю "Безопасность жизнедеятельности"
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по физической культуре
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Обеспечение безопасности образовательной организации
Педагогическая практика по профилю "Физическая культура"
Учебная практика по профилю "Физическая культура"
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства
Дорожно-транспортная безопасность
Лечебная физическая культура и массаж
Междисциплинарная практика
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
Мониторинг физического состояния человека
Противодействие терроризму
Информационная безопасность
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
Организационно-методическое сопровождение ВФСК ГТО
Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных организациях
Методы измерения и оценки физического развития занимающихся
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Мировой опыт реализации программ обеспечения безопасности жизнедеятельности
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен осуществлять обучение учебному предмету (ФК и БЖ) на основе использования знаний, накопленных в предметной области, и современных методических подходов
ПК-1.1: Знает:
- биохимические аспекты мышечной деятельности;
- закономерности протекания биохимических процессов в организме человека с учетом возраста и пола;
ПК-3: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ПК-3.15: Имеет опыт:
- владения приемами и методами устранения метаболитов обмена углеводов, липидов, белков, образующихся при мышечной деятельности различного характера;
ПК-3.3: Знает:
- влияние различных химических элементов и веществ на жизнедеятельность человека;
- закономерности протекания биохимических процессов в организме человека;
ПК-3.9: Умеет:
- с помощью методов экспресс-диагностики определить протекание восстановительных процессов;
- моделировать процессы, происходящие на клеточном и организменном уровне в процессе влияния различных средовых факторов;
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Статическая биохимия
Химический состав организма человека /Лек/
Химический состав организма человека (химические элементы, неорганические вещества). Вода: содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. Водно-дисперсные системы, классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. Буферные системы организма: состав, механизм буферного действия.
Химический состав организма человека /Пр/
Химический состав организма человека (химические элементы, неорганические вещества). Влияние различных химических элементов и веществ на жизнедеятельность человека.
Биоорганические соединения /Пр/
Низко- и высокомолекулярные органические соединения. Углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты: строение, классификация, функции.
Водно-дисперсные системы организма /Пр/
Вода: содержание, состояние, распределение в организме, биологическая роль. Водно-дисперсные системы, классификация, свойства (активная реакция среды, диффузия, осмос). Понятие об алкалозах и ацидозах. Буферные системы организма: состав, механизм буферного действия.
Витамины. Классификация, механизм воздействия витаминов на процессы обмена веществ. Понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах.
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Ферменты. Влияние различных факторов на активность ферментов /Пр/
Понятие о ферментах. Строение и значение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация.
Гормоны. Роль отдельных гормонов в жизнедеятельности организма /Пр/
Биологическая роль, классификация, механизм действия, влияние гормонов на интенсивность биохимических процессов в организме.
Контрольная работа по статической биохимии /Пр/
Систематизация знаний по статической биохимии.
Химические элементы и вещества /Ср/
Химические элементы и вещества в организме человека. Классификация, состояния, распределение, свойства, значение для организма
Понятие о ферментах. Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация /Ср/
Строение ферментов. Механизм действия ферментов. Классификация. Значение для жизнедеятельности человека
Влияние витаминов на жизнедеятельность человека /Ср/
Классификация витаминов. Влияние на процессы жизнедеятельности. Нормы потребления (с учетом возраста, пола, физической активности).
Раздел 2. Динамическая биохимия
Обмен веществ и энергии /Лек/
Общая характеристика обмена веществ и энергии (три этапа энергетического обмена). Цикл Кребса. Биологическое окисление (особенности, понятие об аэробном и анаэробном окислении, дыхательная цепь, окислительное и субстратное фосфорилирование, энергетический эффект этих процессов)
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
Особенности переваривания углеводов. Мобилизация и синтез гликогена в мышцах и печени. Использование углеводов в энергетическом обмене. Анаэробный распад гликогена и глюкозы (гликолиз). Энергетический эффект. Пути устранения молочной кислоты во время работы и в период отдыха. Аэробное окисление гликогена и глюкозы. Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ.
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
Особенности переваривания и усвоения липидов. Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Пути устранения кетоновых тел.
Обмен белков и нуклеиновых кислот /Лек/
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
Особенности переваривания и дальнейшее использование свободных аминокислот. Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Пути устранения аммиака из организма
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
Обмен веществ и энергии /Пр/
Общая характеристика обмена веществ и энергии (три этапа энергетического обмена). Цикл Кребса. Биологическое окисление (особенности, понятие об аэробном и анаэробном окислении, дыхательная цепь, окислительное и субстратное фосфорилирование, энергетический эффект этих процессов).
Особенности переваривания углеводов. Мобилизация и синтез гликогена в мышцах и печени. Использование углеводов в энергетическом обмене. Анаэробный распад гликогена и глюкозы (гликолиз). Энергетический эффект. Пути устранения молочной кислоты во время работы и в период отдыха. Аэробное окисление гликогена и глюкозы. Энергетический эффект, стадии синтеза АТФ.
Особенности переваривания и усвоения липидов. Использование липидов в обмене веществ. Синтез и мобилизация жира, окисление глицерина, жирных карбоновых кислот. Пути устранения кетоновых тел.
Обмен белков и нуклеиновых кислот /Пр/
Особенности переваривания и дальнейшее использование свободных аминокислот. Внутриклеточные превращения аминокислот. Синтез белка, реакции переаминирования, декарбоксилирования, дезаминирования. Пути устранения аммиака из организма.
Обмен воды и минеральных солей /Пр/
Взаимосвязь обменов веществ. Потребность человека в воде. Экзогенная и эндогенная вода. Минеральные вещества организма человека, распределение их между отдельными тканями, биологическая роль. Потребность организма человека в различных минералах в зависимости от физической активности. Регуляция обмена воды и минеральных солей.
Контрольная работа по динамической биохимии /Пр/
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
Систематизация знаний о процессах обмена веществ в организме
Обмен веществ в организме. Взаимосвязь обменных процессов. /Ср/
ПК-1.1 ПК-3.3 ПК-3.9 ПК-3.15
Взаимосвязь процессов обмена веществ в организме. Особенности обменных процессов в зависимости от возраста, пола, двигательной активности. Протекание восстановительных процессов в организме.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля обучающийся на занятиях должен устно отвечать на вопросы преподавателя, выполнить 5 практических работ, 2 контрольные работы, решать ситуационные задачи и на последнем занятии пройти собеседование по изучаемым темам с преподавателем.
Дополнительные виды работ: решение тестов по изучаемым темам (при результате выше 60%); реферат с мультимедийной
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
презентацией; заполнение таблиц по теме гормоны; бонус при 100% посещении занятий (5 баллов).
5.2. Промежуточная аттестация
Форма аттестации - зачет.
Зачтено 61-100. Не зачтено 60 и менее баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный ответ - 2*10 = 20
Выполнение практических работ - 2*5 = 10
Контрольная работа - 6*2 = 12
Собеседование по дисциплине (обязательный вид работ) - 10
Решение ситуационных задач - 3*3 = 9
Всего: 61 балл
Дополнительные виды работ
Решение тестов по изучаемым темам (при результате выше 60%) 2*10=20
Реферат с мультимедийной презентацией 1*10 = 10
Заполнение таблиц (тема гормоны) 1*4=4
Бонус при 100% посещении занятий 5 баллов
Всего: 39 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Биохимия человека: учеб. пособие для студентов вузов
Москва: ТВТ Дивизион, 2018
сост. : О. Н. Кудря, Т. А. Линдт, Л. Н. Тюрина ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Курс лекций по биохимии: учеб. пособие для студентов вузов по направлению - Физ. культура
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Капилевич Л. В., Дьякова Е. Ю., Кошельская Е. В., Андреев В. И.
Биохимия человека: учеб. пособие для студентов вузов
Кулиненков О. С., Лапшин И. А.
Биохимия в практике спорта: науч.-метод. пособие для врачей спорт. медицины, преподавателей, тренеров и студентов вузов физ. культуры и спорта
Мочульская Н. Н., Максимова Н. Е., Емельянов В. В.
Биоорганическая химия: учеб. пособие для вузов
Москва [и др.]: Юрайт [и др.], 2018
Анфиногенова И. В., Бабков А. В., Попков В. А.
Химия для непрофильных направлений: учеб. и практикум для академ. бакалавриата
сост. : Л. Н. Тюрина, Т. А. Линдт ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта
Руководство к лабораторно-практическим занятиям по биологической химии: учеб. пособие
Омск: Изд-во СибГУФК, 2008
Биохимия двигательной деятельности: учебник
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS OFFICE либо аналог
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
- научная электронная библиотека (https://www.elibrary.ru)
УП: 44.03.05 ПО очно 2021.plx
- Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы для обучающихся, стулья для обучающихся, стол и стул для преподавателя. Мультимедийный проектор. Химическая посуда и химические реактивы.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к.2, 502 к. 2, 602 к.2, 102 к. 4, 305 к. 4, 321 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5, ауд. 403 к.4, ауд. 413 к. 4, ауд 414 к, 4).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ