МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Профессионально-спортивное мастерство
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
к.п.н., доц., Блинов В.А.;к.п.н., ст.преп., Ермолов Ю.В.;ст.преп., Евдокимова Г.Б.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
О.В.Кайгородцева _________________
Профессионально-спортивное мастерство
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 0:00:00 протокол № 12
Протокол от 11.05.2022 г. № 17
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой
Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2022 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой ______
Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой ______
Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой _______
Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой _______
Теории и методики футбола и хоккея
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины является повышение уровня профессионального мастерства в избранном виде спорта
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Профессионально-спортивное совершенствование
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Профессионально-спортивное совершенствование
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-5: Способен совершенствовать своё индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владеть в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности
ПК-5.1: знает правила соревнований в избранном виде спорта
ПК-5.2: умеет использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий
ПК-5.3: умеет составлять собственные тренировочные занятия с учетом требований правил соревнований и индивидуальных возможностей
ПК-5.4: умеет находить ошибки, определять их причины при соревновательной деятельности
ПК-5.5: умеет подбирать адекватные средства и методы развития для сдачи нормативов по СФП
ПК-5.6: умеет планировать собственный учебно-тренировочный процесс и вести дневник самоконтроля
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
ПК-5.7: владеет техникой, тактической, технико-тактической подготовкой, в соответствии с особенностями избранного вида спорта
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Развитие физических качеств
Развитие общей выносливости /Лек/
Характеристика выносливости. Методика оценки и развития общей выносливости. Физиологические обоснования энергообеспечения
Характеристика скоростных возможностей. Методика развития скорости у хоккеистов различной квалификации
Развитие скоростно-силовых качеств /Пр/
Развитие скоростно-силовых качеств
Понятие, оценка, методика развития гибкости
Понятие, оценка, методика развития силы
Характеристика выносливости /Ср/
Методика оценки и развития общей выносливости /Ср/
Физиологические обоснования энергообеспечения
Характеристика скоростных возможностей
Методика развития скорости у хоккеистов/футболистов различной квалификации /Ср/
Развитие скоростно-силовых качеств /Ср/
Характеристика скоростно-силовых возможностей /Ср/
Понятие, оценка, методика развития гибкости /Ср/
Понятие, оценка, методика развития силы /Ср/
Построение тренировочного процесса на начальном этапе подготовки /Ср/
Построение тренировочного процесса учебно-тренировочных групп /Ср/
Построение тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования /Ср/
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Развитие общей выносливости /Ср/
Развитие скоростно-силовых качеств /Ср/
Раздел 2. Совершенствование технико-тактических действий
Совершенствование техники /Лек/
Применение имитационных упражнений для совершенствования техники. Особенности применения специально-подготовительных упражнений. Методика исправления ошибок. Упражнения для совершенствования техники
Совершенствование тактики /Пр/
Применение ситуационных упражнений для совершенствования тактики. Методика исправления ошибок
Владение технико-тактическими действиями /Ср/
Оценка технико-тактических действий. Методика исправления ошибок.
Применение имитационных упражнений для совершенствования техники /Ср/
Особенности применения специально-подготовительных упражнений /Ср/
Упражнения для совершенствования техники. Методика исправления ошибок /Ср/
Применение ситуационных упражнений для совершенствования тактики /Ср/
Методика исправления ошибок
Оценка технико-тактических действий /Ср/
Методика исправления ошибок
Построение и распределение нагрузки тренировочного процесса /Ср/
Применение имитационных упражнений для совершенствования техники /Ср/
Особенности применения специально-подготовительных упражнений /Ср/
Упражнения для совершенствования техники /Ср/
Упражнения для совершенствования технико-тактических действий /Ср/
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
Упражнения для совершенствования тактических действий /Ср/
Раздел 3. Соревновательная практика
Классификация соревнований. Участники соревнований. Правила
Квалификационные соревнования /Ср/
Проведение мандатной комиссии, жеребьевки и составление календаря соревнований
Классификация соревнований. Участники соревнований. /Ср/
Правила проведения соревнований
Проведение мандатной комиссии, жеребьевки и составление календаря соревнований /Ср/
Классификация соревнований /Ср/
Правила соревнований /Ср/
Проведение мандатной комиссии, жеребьевки и составление календаря соревнований /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Собеседование
Ответы оцениваются по следующей схеме:
9 баллов - студент свободно, достаточно подробно излагает изучаемый материал;
7 баллов - студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не демонстрирует целостного понимания;
5 баллов - студент слабо владеет изучаемым материалом, практически не пользуется терминологией.
2. Реферат
9 баллов - реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 10 источников), объем не менее 15 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 параграфов, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ-2003) ;
7 баллов - реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 7 источников), объем не менее 12 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2-3 параграфов, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ-2003);
6 баллов - реферат представляет собой теоретический анализ современных литературных источников по изучаемой проблеме (не менее 5 источников), объем не менее 10 страниц компьютерного текста, состоящий из введения, 2 параграфов, выводов, списка литературы (оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ-2003).
3. План-конспект учебно-тренировочного занятия
7 баллов - студент свободно, достаточно подробно излагает изучаемый материал, задачи соответствуют представленным упражнениям, дозировка упражнений составлена корректно, упражнения разнообразны;
6 баллов - студент подробно излагает изучаемый материал, задачи соответствуют представленным упражнениям, дозировка упражнений составлена не корректно, упражнения разнообразны;
5 баллов - студент подробно излагает изучаемый материал, задачи частично соответствуют представленным упражнениям, дозировка упражнений составлена не корректно, упражнения не разнообразны;
4. Разноуровневые задачи и задания
9 баллов - студент должен знать основы планирования, уметь интерпретировать нагрузку, владеть навыками анализа записей для совершенствования тренировочного процесса, наличие предоставляет зачетно-квалификационных документов по ИВС, подтверждающие присвоения разряда, соответствие задач и упражнений в представленных заданиях;
7 баллов-студент частично знает основы планирования, умеет интерпретировать нагрузку, владеть навыками анализа записей для совершенствования тренировочного процесса. Отсутствуют зачетно-квалификационных документов по ИВС, подтверждающие присвоения разряда. Частичное соответствие задач и упражнений в представленных заданиях.
5 баллов - студент не знает основы планирования, умеет интерпретировать нагрузку, частично владеет навыками анализа записей для совершенствования тренировочного процесса. Отсутствуют зачетно-квалификационных документов по ИВС, подтверждающие присвоения разряда. Частичное соответствие задач и упражнений в представленных заданиях.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
5. Проведение тренировки
9 баллов- студент самостоятельно, под контролем преподавателя, проводит урок по избранному виду спорта, следит за техникой выполнения упражнений, указывает на ошибки, корректирует, управляет дисциплиной, использует различные методики тренировки, корректирует нагрузку.
7 баллов-студент самостоятельно, под контролем преподавателя, проводит урок по избранному виду спорта, следит за техникой выполнения упражнений, частично указывает на ошибки, не корректирует, управляет дисциплиной, использует некоторые методики тренировки, корректирует нагрузку.
5 баллов - студент самостоятельно, под контролем преподавателя, проводит урок по избранному виду спорта, следит за техникой выполнения упражнений, не указывает на ошибки, не корректирует, управляет дисциплиной, использует некоторые методики тренировки, не корректирует нагрузку.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачёт
Для получения зачёта студенту необходимо набрать от 61 до 100 баллов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Собеседование 2*5-9=10-18
Реферат 1*6-9=6-9 баллов
План-конспект учебно-тренировочного занятия 4*5-7=20-28
Разноуровневые задачи и задания 3*5-9=15-27
Проведение тренировки 2*5-9=10-18
Итого 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Аикин В. А., Михалев В. И., Корягина Ю. В., Реуцкая Е. А.
Совершенствование подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации в шорт-треке, биатлоне, легкой атлетике (виды на выносливость): метод. рекомендации
Омск: Изд-во СибГУФК, 2014
Блинов В. А., Арбузин И. А.
Межличностные отношения в юношеских футбольных командах и пути коррекции конфликтов: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 034300.62 "Физ. культура" специализации "Футбол"
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
Корягина Ю. В., Блинов В. А., Сиренко Ю. И.
Комплексный контроль в футболе: учеб. пособие для студентов направления 034300 "Физ. культура", магистрантов профиля магистер. подгот. "Система подгот. высококвалифицированных спортсменов в игровых видах спорта", для слушателей ФПК, тренеров по футболу, науч. работников и специалистов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2012
Платонов В. Н., Булатова М. М.
Выносливость спортсмена и методика ее совершенствования: учеб. метод. пособие
авт.-сост. О. М. Литвинова
Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры
Футбол. Тренировка "техники игровых эпизодов", начинающихся после остановки игры: учеб.-метод. пособие
Москва: ТВТ Дивизион, 2015
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС заочно 2019.plx
6.1.2. Дополнительная литература
Реуцкая Е. А., Романова Я. С.
Лыжный спорт: теория и методика: учеб. пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
сайт библиотеки СибГУФК : lib.sibsport.ru
образовательный портал и система дистанционного обучения : moodle.sibgufk.ru
официальный сайт вуза : sibsport.ru
официальный сайт РФС : rfs.ru
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, Libre Office)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Проведения занятий по дисциплине предполагает наличие:
- методического кабинета с персональным компьютером и принтером, телевизором, видеомагнитофоном, проектором, экраном, стереодинамиками;
- доступа через сеть Internet к образовательному порталу учебного заведения, содержащему в электронном виде учебно-методический комплекс;
- Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечение доступа и электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (Аудитория 405, 407, 502, 602 - учебный корпус 2; аудитория 102, 305, 312 - учебный корпус 4; аудитория 222, 229, 422 - учебный корпус 5; аудитория 13 - дворец здоровья; аудитория 21, 26 - легкоатлетический манеж) дисциплины, который включает теоретические материалы и методические указания по дисциплине;
- макетов и графических планшетов футбольной площадок с магнитными фигурами игроков;
- учебно-методической литературы, в частности профессорско-преподавательского состава кафедры, периодических изданий и интернет-ресурсов (в том числе представленные в электронной библиотеке образовательной организации);
- футбольное поле СибГУФК, площадки СибГУФК;
- Ворота, мячи, стойки, фишки, свистки, конусы, манишки.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ