МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы здорового образа жизни
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
к.б.н., доцент, Зав.каф., Л.Г.Баймакова
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
к.б.н., доцент, Зав.каф., Л.Г. Баймакова _________________
Основы здорового образа жизни
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 10.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 10
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______
Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса и ценностного отношения к здоровью
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Физическая культура и спорт
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Спортивное ориентирование
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Понятие здоровья и здорового образа жизни, принципы и методы формирования здорового образа жизни
Человек и его здоровье. Пропаганда здорового образа жизни. /Пр/
Здоровье. Здоровый образ жизни. Человек и окружающая среда. Факторы окружающей среды: физические, химические, биологические, социальные, психические.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Социально-психологические аспекты здорового образа жизни /Пр/
Понятие о здоровье. Потенциал здоровья, компоненты здоровья. Виды здоровья. Основные факторы, формулирующие здоровье. Этапы формирования здоровья. Понятие об образе жизни.
Образ жизни и основные факторы риска. Понятие о стрессе и дистрессе. /Пр/
Образ жизни и потребности человека. Факторы, обеспечивающие здоровый образ жизни. Мотивации здоровья и здорового образа жизни.
Понятие о стрессе и дистрессе. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп.
Образ жизни и основные факторы риска /Пр/
Раздел 2. Вредные привычки, их профилактика
Алкоголь, курение, наркотики и здоровье /Пр/
Понятие о вредных привычках. Подростковая наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение. Терминология веществ, вызывающих зависимость. Причины употребления наркотических веществ.
Физиологические последствия вредных привычек /Пр/
Факторы, влияющие на возникновение зависимости от наркотических веществ. Вред, наносимый организму при употреблении наркотических веществ. Передозировка наркотиков, симптомы. Первая медицинская помощь. Профилактика возникновения вредных привычек.
Алкоголь, курение, наркотики и здоровье /Пр/
Мультимедийная презентация
Раздел 3. Биоритмы и человек
Ритмичные процессы в организме человека, их природа. Десинхронозы. /Пр/
Ритмичные процессы в организме человека, их природа.
Определение индивидуального биологического возраста /Пр/
Практическая работа "Определение индивидуального биологического возраста"
Основные группы здоровья. Причины формирования /Пр/
Причины формирования групп здоровья. Основные группы здоровья. Показатель определяющие здоровье детей.
Раздел 4. Рациональное питание
Рациональное питание и здоровье. /Пр/
Рациональное питание и здоровье. Диеты. Недостатки и преимущества.
Здоровьесберегающие технологии /Пр/
Здоровьесберегающие технологии, их функции, виды, основополагающие принципы и компоненты
Рациональное питание и здоровье /Пр/
Мультимедийная презентация
Диеты. Недостатки и преимущества /Пр/
Анализ диет. Составление плана питания.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Шкала оценивания тестов
10 вопросов выполнено правильно 2 балла
9 – 7 вопросов выполнено правильно 1 балла
6 и менее вопросов выполнено правильно 0 баллов
Критерии оценки реферата (max – 2 балла, min – 0,5 балла)
- «2 балла» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 8 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана с использованием примеров, с обоснованием собственной позиции и мнения по данной проблеме;
- «1 балл» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 5 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана с обоснованием собственной позиции и мнения по данной проблеме;
- «0,5 баллов» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 4 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана.
Критерии оценки мультимедийной презентации (max – 5 баллов, min – 2 балла)
1) Содержание (сформулирована цель работы, понятны поставленные задачи, содержание адекватно отражает решение поставленных задач, сделаны выводы).
2) Дизайн (единое стилевое решение, наличие рисунков, схем и таблиц, анимационных эффектов).
3) Эффект (соответствие оформления эстетическим требованиям, дизайн не противоречит содержанию, имеется в наличии понятная навигация).
4) Структура (правильное оформление титульного листа, логическая последовательность информации на слайдах, краткость, точность, законченность информации, достоверность информации).
Баллы
Критерии 5 баллов
4 балла
3 балла
2 балла
Содержание + + + +
Дизайн + + + - -
Эффект + - - -
Структура + + + -
Критерии оценивания устного ответа
2 балла:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, научным языком;
• ответ самостоятельный.
1 балл:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах.
0 баллов:
• отсутствие ответа.
Критерии оценивания практических работ
(max 4 балла – min 1 балл)
4-3 балла ставится, если обучающийся овладел:
- правильно определена цель практической работы;
- выполнена работа в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы и сделаны выводы.
2-1 балл ставится, если обучающийся овладел:
- практическую работу выполнил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности описаний;
- или было допущено два-три недочета;
- выводы сделаны неполные.
Критерии оценивания разноуровневых задач и заданий
5 баллов – обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
логической последовательности
4 балла – обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала
3 – 1 балл – обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения
0 баллов – обучающийся не может решить задачу или выполнить задание
Контроль качества освоения дисциплин обучающегося осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа обучающихся оценивается по результатам активности работы на занятии, тестирования, выполнения практических работ.
В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, длительное освобождение от занятий и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к прохождению тестирования по теоретическим и практическим вопросам.
В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, студент не допускается к зачету.
Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 100 баллов. Формой промежуточной аттестации студента по дисциплине "Основы здорового образа жизни" является зачет.
Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.
5.2. Промежуточная аттестация
Для получения зачёта студенту необходимо набрать от 61 до 100 баллов
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля Распределение баллов по видам работ
Текущий контроль виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Выполнение тестовых заданий 2*2=4
Реферат по теме занятия 5*3=15
Мультимедийная презентация по теме занятия 5*3=15
Устный ответ по теме занятия 2*6=12
Выполнение практической работы 4*6=24
Решение разноуровневых задач и заданий (деловая игра, задачи, письменный опрос, составление рациона питания, составление режима дня) 5*6=30
итого: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.3.1 Перечень программного обеспечения
офисный пакет MS OFFICE либо аналог
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»
Аудитория 3 (межкафедральная лаборатория игровых видов спорта), учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
Мультимедийный проектор – 1, экран – 1, ноутбук – 1, учебная доска – 1, видеотека (42 учебных фильма), электронный секундомер – 1, Полар-система 2 (система онлайн). - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice). На компьютере установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
Аудитория 4, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 21; для преподавателя – 1.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Доска – 1, столы учебные – 5, компьютерные столы – 3, экран проекционный – 1, компьютер – 3, принтер – 2, видеотека – 7, презентационный материал – 54, раздаточный материал – 16, научные журналы – 20. На компьютерах установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
Аудитория 6, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
Доска – 1, столы учебные – 8, стол для преподавателя – 1, методические указания к выполнению лабораторно-практических работ, аттестационные материалы.
Аудитория 7, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
Доска – 1, столы учебные – 12, стол для преподавателя – 1, экран проекционный – 1, таблицы – 20, презентационный материал – 48, видеотека – 16 учебных фильмов.
Аудитория 10, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 22; для преподавателя – 1.
Доска – 1, столы учебные – 11, экран проекционный – 1, по реализуемым дисциплинам наглядные пособия – 10, видеотека – 13, презентационный материал – 6, раздаточный материал – 16.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ