2021-2022_49_03_01 ФК СП в ИВС очно 2020_plx_Основы здорового образа жизни
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Основы здорового образа жизни
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
ФТД.05
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
6
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
Профиль(специализация):
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Часы на контроль
6
6
6
6
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.б.н., доцент, Зав.каф., Л.Г.Баймакова 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
к.б.н., доцент, Зав.каф., Л.Г. Баймакова _________________
 
Основы здорового образа жизни
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 10.05.2022 г.  № 15

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 10

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова ______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Л.Г. Баймакова _______

Естественно-научных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни участников образовательного процесса и ценностного отношения к здоровью
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мини футбол
2.1.2
Футбол
2.1.3
Легкая атлетика
2.1.4
Прикладное многоборье
2.1.5
Подвижные игры
2.1.6
Стритбол
2.1.7
Оздоровительное плавание
2.1.8
Плавание
2.1.9
Физическая культура и спорт
2.1.10
Подвижные игры
2.1.11
Футбол
2.1.12
Футбол
2.1.13
Стритбол
2.1.14
Прикладное многоборье
2.1.15
Прикладное плавание
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Силовая гимнастика
2.2.3
Силовые виды спорта
2.2.4
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Футбол
2.2.6
Спортивное ориентирование
2.2.7
Силовая гимнастика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
 
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Понятие здоровья и здорового образа жизни, принципы и методы формирования здорового образа жизни
0
 
1.1
Человек и его здоровье. Пропаганда здорового образа жизни. /Пр/
2
УК-7.1
6
Здоровье. Здоровый образ жизни. Человек и окружающая среда. Факторы окружающей среды: физические, химические, биологические, социальные, психические. 
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
1.2
Социально-психологические аспекты здорового образа жизни /Пр/
2
УК-7.2
6
Понятие о здоровье. Потенциал здоровья, компоненты здоровья. Виды здоровья. Основные факторы, формулирующие здоровье. Этапы формирования здоровья. Понятие об образе жизни.
0
 
1.3
Образ жизни и основные факторы риска. Понятие о стрессе и дистрессе. /Пр/
2
УК-7.3
6
Образ жизни и потребности человека. Факторы, обеспечивающие здоровый образ жизни. Мотивации здоровья и здорового образа жизни. Понятие о стрессе и дистрессе. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп.
0
 
1.4
Образ жизни и основные факторы риска /Пр/
2
УК-7.2
6
Реферат 
0
 
 
Раздел 2. Вредные привычки, их профилактика
0
 
2.1
Алкоголь, курение, наркотики и здоровье /Пр/
2
УК-7.3
6
Понятие о вредных привычках. Подростковая наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение. Терминология веществ, вызывающих зависимость. Причины употребления наркотических веществ.
0
 
2.2
Физиологические последствия вредных привычек /Пр/
4
УК-7.2 УК-7.3
6
Факторы, влияющие на возникновение зависимости от наркотических веществ. Вред, наносимый организму при употреблении наркотических веществ. Передозировка наркотиков, симптомы. Первая медицинская помощь. Профилактика возникновения вредных привычек.
0
 
2.3
Алкоголь, курение, наркотики и здоровье /Пр/
2
УК-7.2
6
Мультимедийная презентация
0
 
 
Раздел 3. Биоритмы и человек
0
 
3.1
Ритмичные процессы в организме человека, их природа. Десинхронозы. /Пр/
2
УК-7.3
6
Ритмичные процессы в организме человека, их природа. 
0
 
3.2
Определение индивидуального биологического возраста /Пр/
2
УК-7.2
6
Практическая работа "Определение индивидуального биологического возраста"
0
 
3.3
Основные группы здоровья. Причины формирования /Пр/
2
УК-7.3
6
Причины формирования групп здоровья. Основные группы здоровья. Показатель определяющие здоровье детей.
0
 
 
Раздел 4. Рациональное питание
0
 
4.1
Рациональное питание и здоровье.  /Пр/
2
УК-7.2
6
Рациональное питание и здоровье.  Диеты. Недостатки и преимущества.
0
 
4.2
Здоровьесберегающие технологии /Пр/
2
УК-7.1 УК-7.2
6
Здоровьесберегающие технологии, их функции, виды, основополагающие принципы и компоненты
0
 
4.3
Рациональное питание и здоровье /Пр/
2
УК-7.2
6
Мультимедийная презентация
0
 
4.4
Диеты. Недостатки и преимущества /Пр/
2
УК-7.2
6
Анализ диет. Составление плана питания.
0
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Шкала оценивания тестов 10  вопросов выполнено правильно 2 балла 9 – 7 вопросов выполнено правильно 1 балла   6 и менее вопросов выполнено правильно 0 баллов Критерии оценки реферата (max – 2 балла, min – 0,5 балла) - «2 балла» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 8 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана с использованием примеров, с обоснованием собственной позиции и мнения по данной проблеме; - «1 балл» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 5 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана с обоснованием собственной позиции и мнения по данной проблеме; - «0,5 баллов» выставляется студенту, если реферат выполнен в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, реферат включает в себя план, список литературы (не менее 4 источников), содержит развернутый материал по всем вопросам плана. Критерии оценки мультимедийной презентации (max – 5 баллов, min – 2 балла) 1) Содержание (сформулирована цель работы, понятны поставленные задачи, содержание адекватно отражает решение поставленных задач, сделаны выводы). 2) Дизайн (единое стилевое решение, наличие рисунков, схем и таблиц, анимационных эффектов). 3) Эффект (соответствие оформления эстетическим требованиям, дизайн не противоречит содержанию, имеется в наличии понятная навигация). 4) Структура (правильное оформление титульного листа, логическая последовательность информации на слайдах, краткость, точность, законченность информации, достоверность информации).                      Баллы Критерии 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла Содержание + + + + Дизайн + + + - - Эффект + - - - Структура + + + - Критерии оценивания устного ответа 2 балла: • ответ полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последовательности, научным языком; • ответ самостоятельный. 1 балл: • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный. • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах. 0 баллов: • отсутствие ответа. Критерии оценивания практических работ (max 4 балла – min 1 балл) 4-3 балла ставится, если обучающийся овладел: - правильно определена цель практической работы; - выполнена работа в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения; - научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы и сделаны выводы. 2-1 балл ставится, если обучающийся овладел: - практическую работу выполнил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности описаний; - или было допущено два-три недочета; - выводы сделаны неполные. Критерии оценивания разноуровневых задач и заданий 5 баллов – обучающийся дает полный и правильный ответ на вопросы, поставленные в задаче, излагает материал в 
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
логической последовательности 4 балла – обучающийся дает обстоятельный ответ, но допускает несущественные ошибки в ответах на вопросы, поставленные в задаче, нарушает логику изложения материала 3 – 1 балл – обучающийся допускает существенные, ошибки в ответе на вопросы ситуационной задачи; при ответе наблюдается нарушение логики изложения 0 баллов – обучающийся не может решить задачу или выполнить задание Контроль качества освоения дисциплин обучающегося осуществляется в течение семестра на основе балльной системы. Текущая работа обучающихся оценивается по результатам активности работы на занятии, тестирования, выполнения практических работ. В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, длительное освобождение от занятий и т.п.), обучающийся самостоятельно готовится к прохождению тестирования по теоретическим и практическим вопросам. В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме,  студент не допускается к зачету. Максимальное количество баллов по итогам дисциплины - 100 баллов. Формой промежуточной аттестации студента по  дисциплине "Основы здорового образа жизни" является зачет. Минимальное количество баллов для получения зачета (автоматически) - 61 балл.
 
5.2. Промежуточная аттестация
Для получения зачёта студенту необходимо набрать от 61 до 100 баллов
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Виды контроля Распределение баллов по видам работ Текущий контроль виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов Выполнение тестовых заданий 2*2=4 Реферат по теме занятия 5*3=15 Мультимедийная презентация по теме занятия 5*3=15 Устный ответ по теме занятия 2*6=12 Выполнение практической работы 4*6=24 Решение разноуровневых задач и заданий (деловая игра, задачи, письменный опрос, составление рациона питания, составление режима дня)    5*6=30 итого: 100 баллов
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
офисный пакет MS OFFICE либо аналог 
6.3.1.2
браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
1. lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК;
6.3.2.2
2. moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения;
6.3.2.3
3. sibsport.ru – официальный сайт вуза.
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Перечень помещений для самостоятельной работы обучающихся
7.2
Наименование помещений для самостоятельной работы, оснащенных компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет»
7.3
Аудитория 3 (межкафедральная лаборатория игровых видов спорта), учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.4
Мультимедийный проектор – 1, экран – 1, ноутбук – 1, учебная доска – 1, видеотека (42 учебных фильма), электронный секундомер – 1, Полар-система 2 (система онлайн). - офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice). На компьютере установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
7.5
Аудитория 4, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 21; для преподавателя – 1.
 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
 
7.6
Доска – 1, столы учебные – 5, компьютерные столы – 3, экран проекционный – 1, компьютер – 3, принтер – 2, видеотека – 7, презентационный материал – 54, раздаточный материал – 16, научные журналы – 20. На компьютерах  установлены система тестирования; программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
7.7
Аудитория 6, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.8
Доска – 1, столы учебные – 8, стол для преподавателя – 1, методические указания к выполнению лабораторно-практических работ, аттестационные материалы.
7.9
Аудитория 7, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
7.10
Доска – 1, столы учебные – 12, стол для преподавателя – 1, экран проекционный – 1, таблицы – 20, презентационный материал – 48, видеотека – 16 учебных фильмов.
7.11
Аудитория 10, учебный корпус 3 – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся. Количество посадочных мест: для студентов – 22; для преподавателя – 1.
7.12
Доска – 1, столы учебные – 11, экран проекционный – 1, по реализуемым дисциплинам наглядные пособия – 10, видеотека – 13, презентационный материал – 6, раздаточный материал – 16.
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики