49.03.01 Физическая культура
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой ______________Кудря О.Н.
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Зав. кафедрой ______________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
_______
Зав. кафедрой ______________Кудря О.Н. ______
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
_________
Зав. кафедрой ______________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
____________
Зав. кафедрой ______________Кудря О.Н. _______
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
________
ции
5 баллов - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем. Уверенно владеет понятийным аппаратом; Уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы;
3 балла - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений, но допускает отдельные неточности непринципиального характера; дает ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера. Владеет понятийным аппаратом;
1 балл - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе; проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы.
0 баллов - ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос. Отказался отвечать на вопросы.
Реферат
10 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
8 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
5 баллов - Соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно- объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
0 баллов - оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет- источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата)
Практическая работа :
5 баллов - практическая работа выполнена на занятии, выполнена полностью, без ошибок. Вывод сформулирован правильно, полно
3 балла- практическая работа выполнена с незначительными ошибками, вывод не полный
0 баллов- практическая работы выполнена не до конца, нет обобщения результатов
Контрольная работа:
15 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал по 5 баллов:
- тест выполнен на 80-100% правильных ответов (5 баллов);
- тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик излагает информацию по памяти, уверенно владеет фактическим материалом, отвечает на вопросы аудитории.
- в форме собеседования безошибочно отвечает по 5 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (5 баллов).
12 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал по 4 балла:
- тест выполнен на 60-79% правильных ответов (4 балла);
- тема доклада раскрыта полностью, при подготовке использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; докладчик читает текст доклада, избирательно отвечает на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, выполненной в соответствии с принятыми требованиями (4 балла);
- в форме собеседования безошибочно отвечает по 4 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (4 балла).
8 баллов выставляется обучающемуся при условии, если за отдельные виды работ обучающийся набрал 3 или 4 балла балла:
- тест выполнен на 50-59% правильных ответов (3 балла);
- тема доклада раскрыта не полностью, при подготовке было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); доклад представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; докладчик читает текст доклада, затрудняется при ответе на вопросы аудитории. Доклад сопровождается презентацией, не соответствующей принятым требованиям оформления (3 балла);
- в собеседовании безошибочно отвечает по 3 выполненным лабораторным работам по темам раздела по выбору преподавателя (3 балла).
Премиальные баллы
10 баллов - премиальные баллы могут быть выставлены обучающемуся в случае 100% посещения всех лекционных и практических занятий и активную работу на них.
10 баллов -Подготовка научного доклада и выступление на конференции / подготовка публикации по темам дисциплины
2×20=40
Собеседование каждого из вопросов оценивается следующим образом:
18-20 баллов: Полно раскрыто содержание материала билета: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопросы в билете.
Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно
используется терминология. Демонстрируются глубокие знания дисциплин специальности. Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы
14-17 баллов: Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются систематизировано и последовательно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении
допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия. При ответе на дополнительные вопросы комиссии полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов
10-13 10 баллов: Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов. Демонстрируются поверхностные знания дисциплин специальности; имеются затруднения с выводами.
0 баллов ставится, если:
Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационных вопросов. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.
Перечень вопросов к экзамену:
1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие физиологии человека.
2. Основные свойства организма человека (обмен веществ, гомеостаз, адаптация, ритмичность физиологических процессов). Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций активного долголетия.
3. Раздражимость и возбудимость. Понятие о возбудимых тканях. Способы измерения возбудимости (порог возбудимости, хронаксия, лабильность).
4. Центральная нервная система и ее функции. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС (рефлекс, рефлекторная дуга и обратные связи).
5. Нейрон. Его структура и функции, разновидности нейронов. Функции глиальных клеток.
6. Мембранные потенциалы покоя и действия, механизмы их возникновения.
7. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения возбуждения. Возбуждающий и тормозной
8. Функциональная организация спинного мозга, роль его центров в регуляции движений и висцеральных функций.
9. Задний (продолговатый мозг и варолиев мост) и средний мозг, их функции.
10. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбугровой области (гипоталамуса).
11. Сетевидное образование (ретикулярная формация), его функции.
12. Функции подкорковых ядер (полосатого тела, бледного ядра и ограды) и мозжечка (Л.А. Орбели).
13. Особенности структурно-функциональной организации лимбической системы и ее функции.
14. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий (многослойность, функциональные единицы, поля, соматотопическая и динамическая локализация функций). Электрическая активность коры больших полушарий.
15. Вегетативная нервная система, морфофункциональная организация и функции ее отделов. Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем организма.
16. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Сенсорные системы и их функции. Общая физиология рецепции (классификация, механизм возбуждения, адаптация и чувствительность рецепторов, кодирование информации).
17. Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движениями. Оптическая система глаза (преломляющие свойства глаза, острота зрения, поля зрения).
18.Воспринимающая система (фоторецепторы, их функции, цветовое зрение, адаптация к свету и темноте). Поисковая функция глаза. Корковый уровень зрительной сенсорной системы.
19. Слуховая сенсорная система. Функции структур наружного, среднего и внутреннего уха. Воздушная и костная проводимость. Фонорецепторы, механизм восприятия звука.
20. Вестибулярная сенсорная система. Вестибулорецепторы, механизм рецепции. Функции отолитового аппарата преддверия и полукружных каналов. Вестибулярные рефлексы как источник помех при выполнении упражнений в избранном виде спорта. Вестибулярная устойчивость.
21. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы (мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы), механизм рецепции. Корковое представительство. Роль в управлении движениями.
22. Безусловные рефлексы, их виды и значение в жизни животных и человека.
23. Условные рефлексы, механизм и условия их образования (И.П. Павлов). Значение условных рефлексов при спортивной деятельности.
24. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов.
25. Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Первая и вторая сигнальные системы.
26. Понятие о функциональной системе (П.К.Анохин) как принципе работы мозга.
27. Типы мышц и свойства поперечнополосатых мышц. Двигательные единицы, их виды (большие и малые, медленные и быстрые) и особенности их деятельности при динамической работе и статическом усилии.
28. Строение мышечного волокна. Механизм (теория скольжения), химизм и энергетика мышечного сокращения.
29. Типы и формы работы мышц. Типы и режимы мышечного сокращения. Коэффициент полезного действия мышц.
30. Сила мышц и их рабочая гипертрофия. Регуляция силы сокращения мышц. Электромиография.
31. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков (условно-рефлекторные механизмы, двигательный динамический стереотип, экстраполяция, двигательная память, сенсорная афферентация).
32. Фазы формирования двигательного навыка, автоматизация движений спортсмена. Соматический и вегетативный компоненты двигательного навыка. Особенности формирования двигательного навыка в различных видах спорта.
33. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности.
34. Гормоны гипофиза, функции.
35. Гормоны щитовидной железы, функции.
36. Гормоны поджелудочной железы, функции.
37. Гормоны надпочечников, функции.
38. Гормоны мужских половых желез, функции.
39. Гормоны женских половых желез, функции. Фазы менструального цикла
55. Состав, объем и основные функции крови.
56. Эритроциты, их количество и функции.
57. Лейкоциты, их количество и функции.
58. Тромбоциты и свертывание крови.
59. Группы крови и резус-фактор. Переливание крови.
60. Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.
61. Автоматизм сердечной мышцы, его природа. Проводящая система сердца. Возбудимость и проводимость сердечной мышцы.
62. Механическая работа сердца. Сердечный цикл и его фазовая структура.
63. Показатели деятельности сердца (частота сердечных сокращений, систолический и минутный объемы крови).
64. Артериальное давление, происхождение, методы измерения и факторы, определяющие его величину.
65. Регуляция системной гемодинамики в покое и при мышечной работе.
66. Значение дыхания для организма. Дыхательные мышцы, механизм вдоха и выдоха.
67. Легочные объемы и емкости, воздухоносные пути и их функции.
68. Показатели внешнего дыхания в покое и при мышечной работе.
69. Обмен газов между кровью и тканями.
70. Общая характеристика основных пищеварительных процессов. Работы И.П. Павлова и его школы в исследовании пищеварения.
71. Пищеварение в полости рта. Механизм секреции слюны, ее состав и ферменты.
72. Пищеварение в желудке. Механизм секреции желудочного сока.
73. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Роль желчи в пищеварении.
75. Пищеварение в толстом кишечнике.
76. Всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. Механизм всасывания.
77. Органы и процессы выделения. Выделительная функция потовых желез.
78. Функции почек. Нефрон как структурно-функциональная единица почек, кровоснабжение, функции его отделов.
79. Процесс мочеобразования. Количество, состав и свойства мочи.
80. Сущность обмена веществ и энергии.
81. Обмен белков, жиров, углеводов в покое и при мышечной работе, его регуляция.
82. Обмен энергии (основной обмен, обмен в состоянии относительного покоя и при мышечной работе).
83. Тепловой баланс организма, тепловой гомеостаз, температура тела.
84. Теплопродукция и теплоотдача в покое и при мышечной работе.
85. Понятие об адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам и ее основные функциональные эффекты.
86. Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы, по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упражнений.
87. Физиологическая классификация спортивных упражнений по В.С. Фарфелю. Классификация упражнений избранного вида спорта.
88. Физиологическая характеристика ациклических упражнений (силовые и скоростно-силовые упражнения). Позы и статические усилия. Феномен статического усилия (Д. Линдгард). Натуживание и его влияние на дыхание, кровообращение, мышечную силу. Взрывные усилия.
89. Физиологическая характеристика предстартового состояния (механизмы возникновения, особенности функциональных изменений).
90. Разновидности предстартового состояния и способы управления ими.
91. Физиологическая характеристика разминки (механизмы и особенности функциональных сдвигов, общая и специальные части разминки, сохранение эффектов разминки). Ее особенности в избранном виде спорта.
92. Физиологические закономерности и механизмы врабатывания. Факторы, его определяющие. «Мертвая точка» и «второе дыхание», механизмы возникновения этих состояний. Пути преодоления «мертвой точки».
93. Утомление, как биологический процесс (острое и хроническое, общее и локальное утомление). Признаки утомления. Чувство усталости. Компенсированное и некомпенсированное утомление.
94. Восстановление и восстановительный период. Их физиологические закономерности. Кислородный долг (его компоненты) и восстановление энергетических запасов организма.
95. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.
96. Морфофункциональные особенности женского организма, лимитирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Менструальный цикл и его фазы (морфофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).
97. Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсменов. Значение генетического фактора и условий среды в прогнозировании спортивных результатов.
98. Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность (физические механизмы теплоотдачи и физиологические механизмы ее усиления).
99. Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях низкой температуры воздуха (лыжный и конькобежный спорт): изменения функций организма и особенности акклиматизации.
100. Влияние горных условий на организм человека. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления. Горная акклиматизация.
101. Влияние биоритмов (циркадианных и др.) на работоспособность спортсменов. Физиологические изменения в организме при смене временных поясов.
102. Влияние водной среды на спортивную работоспособность (факторы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).
при условии получения максимального количество баллов за каждый вид работ БРС выглядит следующим образом (60 баллов):
Устный ответ 5 б х2=10 баллов
Реферат 1×10 б=10 баллов
Контрольная работа 2×15 б = 30 баллов
Практическая работа 2х 5б= 10 баллов
Итого текущий контроль 60 баллов
Текущий контроль
при условии получения минимального количество баллов за виды работ БРС выглядит следующим образом (40 баллов)
Устный ответ 1 б х 4=4 баллов
Реферат 1×5б =5 баллов
Практическая работа 3х 5б= 15 баллов
Контрольная работа 2×8 б = 16 баллов
Итого текущий контроль 40 баллов
10 баллов - премиальные баллы могут быть выставлены обучающемуся в случае 100% посещения всех лекционных и практических занятий и активную работу на них.
10 баллов -Подготовка научного доклада и выступление на конференции / подготовка публикации по темам дисциплины
Промежуточная аттестация
Собеседование -20бх2=40 б
Итого за промежуточную аттестацию 40 баллов
Итого 100 баллов
Оценка по дисциплине формируется как сумма текущего контроля и промежуточной аттестации.
60 и менее - неудовлетворительно
61-72 - удовлетворительно
73-86 - хорошо
87-100 - отлично