МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Прикладная физическая культура
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
канд.пед.наук, доцент, Мухина М.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.пед.наук, доцент, Мельникова Ю.А. _________________
Прикладная физическая культура
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 11.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 8
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач в системе образования в области физической культуры и спорта
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Обеспечение опытно-экспериментальной работы в физкультурно-спортивной деятельности
Основы соревновательной деятельности
Профессионально-ориентированная практика
Современные образовательные технологии дополнительного образования в области физической культуры и спорта
Основы проектной деятельности в сфере физической культуры и спорта
Методика преподавания физической культуры
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
Физкультурно-спортивная деятельность в образовательных организациях
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
ПК-1.1: знает содержание планирования образовательного процесса по физической культуре и спорту
ПК-1.3: умеет разрабатывать основные документы планирования образовательного процесса по физической культуре и спорту
ПК-1.5: имеет опыт планирования занятий физической культурой и спортом разных форм
ПК-3: Способен определять и использовать в образовательном процессе формы, методы, средства контроля и оценивания процесса и результатов освоения образовательной программы
ПК-3.1: знает содержание контроля в образовательном процессе по физической культуре и спорту
ПК-3.2: умеет подбирать формы, методы, средства контроля образовательного процесса по физической культуре и спорту
ПК-3.3: имеет опыт анализа эффективности занятий физической культурой и спортом
ПК-4: Способен осуществлять организационно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением
ПК-4.1: знает содержание организационного и методического обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением
ПК-4.2: умеет определять содержание и организацию методического обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением
ПК-4.3: имеет опыт определения соответствия содержания методического обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением предъявляемым требованиям
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Профессионально-прикладная физическая культура
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
Методологические основы профессионально-прикладной физической культуры /Лек/
План:
1.Системные основы профессионально-прикладной физической культуры.
2.Направления педагогических технологий, реализуемых в профессионально-прикладной физической культуре: формирование профессионально важных качеств специалистов конкретной профессии; общеразвивающая направленность двигательной активности; двигательная рекреация и реабилитация.
3.Методологические предпосылки исследования дидактических основ профессионально-прикладной физической культуры.
Понятие и сущность профессионально-прикладной физической подготовки, ее цель и задачи /Лек/
План:
1.Причины совершенствования и внедрения профессионально-прикладной физической подготовки в систему образования и сферу профессионального труда.
2.Профессиография.
3.Профессионально важные качества.
4.Методы исследования процесса обучения профессии и эффективности трудовой деятельности.
5.Цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
6.Учебные и самостоятельные занятия по профессионально-прикладной физической подготовке.
Профессионально-прикладная физическая подготовка и особенности реализации /Пр/
План:
1.Требования к физической подготовленности специалистов в различных сферах деятельности и тенденции их изменения.
2.Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков, физических и специальных качеств.
3.Основные понятия и термины в профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Контроль на занятиях профессионально-прикладной физической подготовкой.
Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки /Пр/
План:
1.Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки.
2.Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физической подготовке в системе среднего профессионального образования.
3. Организация контроля на занятиях профессионально-прикладной физической подготовкой.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
Психофизиология умственного труда /Пр/
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-3.1 ПК-3.2
План:
1.Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов.
2.Влияние на работоспособность трудящихся периодичности ритмических процессов в организме.
3.Использование физических упражнений как средства активного отдыха.
Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки /Ср/
ПК-1.3 ПК-1.5 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Задание:
1.Составить план-конспект учебного занятия по профессионально-прикладной физической подготовке учебно-тренировочного типа.
2. Составить банк тестовых заданий.
Раздел 2. Производственная физическая культура
Производственная физическая культура /Лек/
План:
1.Цели и задачи производственной физической культуры.
2.Производственная физическая культура в рабочее время: производственная гимнастика; вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка.
3.Производственная физическая культура во вне рабочее время: оздоровительно-восстановительные процедуры после работ; оздоровительно-профилактическая гимнастика; занятия в группах здоровья, общей физической подготовки и спортивных секциях; группы здоровья; группы общей физической подготовки; спортивные секции.
Основы методики подбора упражнений и составления комплексов различных видов производственной гимнастики /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2
План:
1.Классификации профессий Ф.Т. Ткачева.
2.Степень и характер умственного и нервно-эмоционального напряжения: рабочая поза; величина физической нагрузки; темп работы; монотонность труда; степень напряжения различных анализаторов и внимания; степень и характер умственного и нервно-эмоционального напряжения.
4.Средства и их направленность; требования, предъявляемые к подбору средств.
Основы методики подбора упражнений и составления комплексов различных видов производственной гимнастики /Ср/
Задание:
1.Составить два комплекса производственной гимнастики с учетом классификационной группы профессий.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Задание:
1.Составить реферат.
2. Составить доклад и мультимедийную презентацию по теме реферата.
Темы рефератов:
1. Этапы становления профессионально-прикладной физической культуры.
2. Развитие профессионально-прикладной физической культуры в советский период.
3. Развитие профессионально-прикладной физической культуры в России.
4. Развитие профессионально-прикладной физической культуры за рубежом.
5. Средства и методы реализации профессионально-прикладной физической подготовки.
6. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
7. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
8. Средства, методы и методика направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков ,устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально важных
физических и психических качеств.
9. Прикладная значимость видов спорта, тренировочных устройств для профессионально-прикладной физической культуры.
10. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической культуры.
Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение занятий профессионально-прикладной физической культуры
Организационно-методические требования к занятиям профессионально-прикладной физической культурой /Лек/
План:
1.Содержание и структура занятия.
2.Классификация занятий: общие и отличительные черты.
3.Особенности построения и проведения различных типов занятий по физической культуре и спорту.
4.Требования к методике проведения занятия.
5.Постановка задач занятий различных типов.
6.Организация учебной деятельности.
7.Регулирование физической нагрузки.
8.Профилактика травматизма.
9.Методические приёмы размещения и порядок выполнения заданий.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
Методика проведения занятий по профессионально-прикладной физической культуре /Пр/
План:
1.Содержание учебного материала.
2.Методика проведения различных частей занятия по профессионально-прикладной физической культуре с учётом реализуемого направления физического воспитания.
3.Подбор средств, методов и форм организации.
4.Средства и методы для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оперативное и текущее планирование учебного процесса по профессионально-прикладной физической культуре /Пр/
План:
1.Содержание и требования к разработке документов перспективного и оперативного планирования.
2.Технология разработки документов перспективного и оперативного планирования.
Оперативное и текущее планирование учебного процесса по профессионально-прикладной физической культуре /Ср/
Задание:
1. Составить план-конспект по профессионально-прикладной физической подготовке методико-практического типа.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент очной формы обучения должен выполнить обязательные задания и участвовать в работе на семинарских занятиях.
Бонус за выполненные в срок, в соответствии с планами семинарских занятий, письменными работами - 4 балла. Бонус за активность на семинарских занятиях - 2 балла. Бонус за оригинальность банка тестовых заданий - 4 балла.
1. Письменная работа - планы-конспекты учебных занятий по профессионально-прикладной физической подготовке.
2. Письменная работа - комплексы производственной гимнастики с учетом классификационной группы профессий.
3. Письменная работа - реферат.
Темы рефератов:
1. Этапы становления профессионально-прикладной физической культуры.
2. Развитие профессионально-прикладной физической культуры в советский период.
3. Развитие профессионально-прикладной физической культуры в России.
4. Развитие профессионально-прикладной физической культуры за рубежом.
5. Средства и методы реализации профессионально-прикладной физической подготовки.
6. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
7. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
8. Средства, методы и методика направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков ,устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально важных
физических и психических качеств.
9. Прикладная значимость видов спорта, тренировочных устройств для профессионально-прикладной физической культуры.
10. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической культуры.
4. Письменная работа - доклад, презентация.
5. Письменная работа - составление банка тестовых заданий.
6. Устные ответы на семинарских занятиях
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
1. Письменная работа - планы-конспекты (3*3-5=9-15) - 15 баллов.
2. Письменная работа - комплексы производственной гимнастики (3*3-5=9-15) - 15 баллов.
3. Письменная работа - реферат (15-20) - 20 баллов.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2020.plx
4. Письменная работа - доклад, презентация (6-10) - 10 баллов.
5. Письменная работа - составление банка тестовых заданий (14-20) - 20 баллов.
6. Устные ответы на занятиях (5*1-2 балла) - 10 баллов
Бонусы за выполненные в срок письменные работы - 4 балла
Бонус за оригинальность банка тестовых заданий - 4 балла
Бонус за активность на семинарских занятиях - 2 балла
Итого: 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А.
Физическая культура: учеб. для сред. проф. образования
6.1.2. Дополнительная литература
Кабачков В. А., Полиевский С. А., Буров А. Э.
Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие для студентов вузов
https://lib.rucont.ru/efd/187011
Цой О. Е., Цубан Ю. В., Резенова М. В., Андреева Е. Ю.
Самостоятельные занятия студентов физической культурой и спортом: учеб.-метод. пособие
Москва: Изд-во Рос. тамож. акад., 2016
https://www.iprbookshop.ru/69779
Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. пособие для вузов
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Сайт библиотеки СибГУФК: lib.sibsport.ru :
Образовательный портал и система дистанционного обучения: moodle.sibgufk.ru :
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ