МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Физкультурное образование
Распределение часов дисциплины по курсам
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
канд.пед.наук, доцент, Мухина М.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд.биол.наук, доцент, Кайгородцева О.В. _________________
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
Протокол от 11.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Казызаева А.С.
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 12.05.2023 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______
Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с использованием инновационных технологий в профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования по физической культуре и спорту детей и взрослых.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплина «Инновации в физкультурно-спортивной деятельности» относится к группе дисциплин по выбору вариативной части учебного плана профиля «Физкультурное образование» (индекс Б1.В.ДВ.04.02), опирается на содержание дисциплин «Теория и методика физической культуры» (индекс Б1.О.18), «Теория и методика избранного вида спорта» (индекс Б1.О.26), «Теория и методика обучения базовым видам спорта» (индекс Б1.О.28) и на формируемые в рамках указанных дисциплин компетенции.
Основными требованиями к «входным» знаниям студента, необходимым при освоении данной дисциплины, являются знание основ физической культуры и спорта; основ теории и методики обучения двигательным действиям в избранном виде спорта, основ теории и методики развития физических качеств; форм организации занятий физическими упражнениями с учетом возрастных особенностей развития, состояния здоровья, уровня подготовленности обучающихся.
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Прикладная физическая культура
Технологии физкультурного образования
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
ПК-1: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
ПК-1.2: знает содержание проектной деятельности педагога по физической культуре и спорту
ПК-1.4: умеет определять содержание и направленность проектной деятельности педагога по физической культуре и спорту
ПК-1.6: имеет опыт проектирования элементов образовательного процесса по физической культуре и спорту
ПК-6: Способен организовать методическое сопровождение деятельности специалистов в области физической культуры и спорта
ПК-6.1: знает содержание работы методической службы в физкультурно-спортивных организациях
ПК-6.2: умеет определять содержание и направленность методического сопровождения специалистов в области физической культуре и спорту в физкультурно-спортивных организациях
ПК-6.3: имеет опыт осуществления методического сопровождения специалистов в области физической культуре и спорту в физкультурно-спортивных организациях
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Инновации в педагогической деятельности
Нововведения как объекты педагогической деятельности /Лек/
План:
1.Понятия «инновация», «педагогическая инновация», «инновационное обучение», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «педагогические инновации».
2.Сущность и структура идеальной педагогической инновации.
3.Основные принципы инновационного обучения.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Законодательные и нормативные документы, регламентирующие нововведения в сфере физической культуры и спорта /Ср/
Контрольная работа:
Задание 1.
1.1.Изучите законодательные и нормативные документы (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Федеральная целевая программ развития образования. Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации).
1.2.Выделите требования к особенностям реализации инновационной деятельности в образовательных организациях.
1.3.Составьте тематический конспект.
Направленность развития инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта /Пр/
План:
1.Сущность и структура идеальной педагогической инновации.
2.Реальные формы инновирования образования.
3.Инновационный процесс.
4.Инновационная деятельность как тип.
5.Виды педагогических инноваций
Раздел 2. Инновационные процессы в физкультурном образовании
Общие закономерности инновационных процессов в системе дополнительного образования по физической культуре и спорту /Лек/
План:
1.Инновационные процессы в физкультурном образовании как социокультурный феномен.
2.Основные функции инновационной деятельности в педагогическом процессе.
3.Ранги инноваций по Н.Ю. Посталюку.
4.Закономерности протекания инновационных процессов.
Инновационные методы обучения, воспитания и развития в дополнительном образовании по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Характеристика инновационных методов обучения, воспитания и развития, используемых в системе дополнительного образовании по физической культуре и спорту.
Интерактивное обучение /Пр/
План:
1.Сущность интерактивного обучения.
2.Особенности внедрения интерактивных форм обучения в системе образования по физической культуре и спорту.
Интерактивное обучение /Ср/
Контрольная работа:
Задание 2. Составьте таблицы:
2.1. «Содержание и направленность инновационной деятельности в образовательных организациях»;
2.2.«Инновационные методы обучения, используемые в системе образования по физической культуре и спорту».
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Раздел 3. Инновации в профессиональной деятельности педагога по физической культу-ре и спорту
Инновационная деятельность современного педагога по физической культуре и спорту: структура, характеристика и содержание /Лек/
План:
1.Педагогическое творчество и инновации в исследованиях отечественных педагогов.
2.Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога.
3.Модель инновационной деятельности педагога. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.
Операционные компоненты инновационной деятельности педагога по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Сущность инновационных процессов.
2.Операционные компоненты: личностно-мотивированная переработка имеющихся инновационных образовательных проектов, анализ собственных возможностей; формулирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшества; прогнозирование средств достижения целей; создание «месива» идей; реализация инновационных действий; осуществление контроля и коррекции введения новшества, рефлексия самореализации педагога.
Рефлексия в инновационной деятельности педагога по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Взаимосвязь творческой деятельности с рефлексией.
2.Уровни рефлексии.
3.Модели инновационной деятельности педагога физической культуре и спорту.
Операционные компоненты инновационной деятельности педагога по физической культуре и спорту /Ср/
Контрольная работа:
Задание 2.3. Составьте таблицу «Учебно-методическое сопровождение инновационной деятельности в образовательных организациях».
Раздел 4. Инновационная деятельность образовательных организаций
Развитие организации как инновационный процесс /Лек/
План:
1.Характеристика режимов жизнедеятельности организации.
2.Программа развития образовательной организации.
3.Структура и характеристика компонентов.
4.Управленческие инновации.
5.Инновационный потенциал образовательной организации.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
Прогнозирование и планирование инновационной деятельности в организациях дополнительного образования по физической культуре и спорту /Пр/
План:
1.Научно-техническое прогнозирование.
3.Классификация прогнозов.
4.Методы научно-технического прогнозирования.
Прогнозирование и планирование инновационной деятельности в организациях дополнительного образования по физической культуре и спорту /Ср/
Контрольная работа:
Задание 3
3.1. Составьте проект программы внедрения инноваций в работу педагогов по физической культуре и спорту образовательной организации.
3.2. Составьте доклад, мультимедийную презентацию.
3.3.Публичная защита.
Раздел 5. Эффективность инновационной деятельности образовательных организаций
Методы оценки эффективности инновационной деятельности образовательных организаций в области физической культуры и спорта /Пр/
План:
1.SWOT-анализ эффективности инновационной деятельности образовательной организации в области физической культуры и спорта: понятие, сущность и содержание.
2.Особенности проведения.
Социальные и экономические аспекты внедрения инноваций в сфере физической культуры и спорта /Пр/
План:
1.Причины торможения инновационных процессов.
2.Инновационное поведение работников.
3.Мотивация инновационной деятельности
Методы оценки эффективности инновационной деятельности образовательных организаций в области физической культуры и спорта /Ср/
Контрольная работа:
Задание 4. Выполнить SWOT-анализ эффективности инновационной деятельности в области физической культуры и спорта в образовательной организации, выработать практические рекомендации по преодолению выявленных причин торможения инновационной деятельности.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В рамках текущего контроля студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу, согласно своему варианту, и участвовать в работе на семинарских занятиях. Контрольная работа является формой промежуточной контроля освоения учебной дисциплины. Успешное выполнение контрольной работы - обязательное условие допуска к промежуточной аттестации в форме зачета. Бонус за выполненные в срок, в соответствии с планами семинарских занятий, письменные работы - 2 балла.
Номер варианта определяется на основе заглавной буквы фамилии.
Вариант 1 ("А" - "Ж"). Организация дополнительного образования детей.
Вариант 2 ("З" - "О"). Организация дошкольного образования.
Вариант 3 ("П" - "Ц" ). Средняя общеобразовательная школа.
Вариант 4 ("Ч" - "Я"). Организация среднего профессионального образования (первая ступень).
1. Устные ответы на занятиях.
2. Контрольная работа:
2.1. Письменная работа - таблицы: «Содержание и направленность инновационной деятельности в образовательных (физкультурно-спортивных) организациях»; «Инновационные методы обучения, используемые в системе образования по физической культуре и спорту»; «Учебно-методическое сопровождение инновационной деятельности в образовательных (физкультурно-спортивных) организациях».
2.2. Письменная работа - проект программы программы внедрения инноваций в работу педагогов по физической культуре и спорту образовательной организации.
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
2.3. Письменная работа - доклад по теме проекта, мультимедийная презентация.
2.4. Письменная работа - SWOT-анализа эффективности инновационной деятельности в области физической культуры и спорта в образовательной организации.
Контрольная работа оценивается следующим образом:
40 баллов ("зачтено"):
-работа выполнена в установленные сроки, в полном объеме;
-допущена одна ошибка или два-три недочета, что не является следствием незнания или непонимания учебного материала;
-показан достаточный объем знаний, умений в освоении пройденных тем.
Менее 40 баллов ("не зачтено"):
-работа выполнена не в полном объеме;
-допущены грубые ошибки, что свидетельствует о незнании или непонимании учебного материала;
-работа не сдана в установленные сроки.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:
Контрольная работа:
1. Письменная работа - таблицы (3*3-5=9-15) - 15 баллов.
2. Письменная работа - проект программы внедрения инноваций в работу педагогов по физической культуре и спорту образовательной организации (22-30) - 30 баллов.
3. Письменная работа - доклад по теме проекта, мультимедийная презентация (3-5) - 5 баллов.
4. Письменная работа - SWOT-анализ эффективности инновационной деятельности в области физической культуры и спорта в образовательной организации (22-30) - 30 баллов.
Устные ответы на занятиях (5*1-2 балла) - 10 баллов.
Бонусы за выполненные в срок письменные работы (5*2 балла) - 10 баллов.
Итого: 61-100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учеб. для студентов вузов по направлениям 032101 "Физ. культура и спорт", 080507 "Менеджмент орг.", 030500 "Юриспруденция"
https://www.iprbookshop.ru/21000
Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учеб. для студентов вузов по направлениям 032101 "Физ. культура и спорт", 080507 "Менеджмент орг.", 030500 "Юриспруденция"
под ред. : Дж. Бича, С. Чедвик
Маркетинг спорта: практ. руководство : пер. с англ.
Москва: Альпина Паблишер, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
под общ. ред. : Р. М. Городничева, Е. А. Пивоваровой
Инновационные технологии повышения спортивной работоспособности: сб. тез. Всерос. науч.-практ. конф. (Великие Луки, 23-24 апр. 2013 г.)
Великие Луки: [б. и.], 2013
Мухина С. А., Соловьёва А. А.
Современные инновационные технологии обучения
Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ