2021-2022_49_03_01 ФК ФО заочно 2019_plx_Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
__________2023 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx

49.03.01 Физическая культура

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.ДВ.04.02
 
зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Физкультурное образование
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
В том числе в форме практ.подготовки
2
2
2
2
Итого ауд.
4
4
8
8
12
12
Кoнтактная рабoта
4
4
8
8
12
12
Сам. работа
32
32
60
60
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
36
36
72
72
108
108
 
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
канд.пед.наук, доцент, Мухина М.П. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол.наук, доцент, Кайгородцева О.В. _________________
 
Инновации в физкультурно-спортивной деятельности
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  31.05.2022 0:00:00 протокол № 13
 
Протокол от 11.04.2023 г.  № 9

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Казызаева А.С.

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 12.05.2023 г.  № 7

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. ______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2024 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Казызаева А.С. _______

Теории и методики физической культуры и спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2023 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к педагогическому виду профессиональной деятельности для решения профессиональных задач, связанных с использованием инновационных технологий в профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования по физической культуре и спорту детей и взрослых.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина «Инновации в физкультурно-спортивной деятельности» относится к группе дисциплин по выбору вариативной части учебного плана профиля «Физкультурное образование» (индекс Б1.В.ДВ.04.02), опирается на содержание дисциплин «Теория и методика физической культуры» (индекс Б1.О.18), «Теория и методика избранного вида спорта» (индекс Б1.О.26), «Теория и методика обучения базовым видам спорта» (индекс Б1.О.28) и на формируемые в рамках указанных дисциплин компетенции.
2.1.2
Основными требованиями к «входным» знаниям студента, необходимым при освоении данной дисциплины, являются знание основ физической культуры и спорта; основ теории и методики обучения двигательным действиям в избранном виде спорта, основ теории и методики развития физических качеств; форм организации занятий физическими упражнениями с учетом возрастных особенностей развития, состояния здоровья, уровня подготовленности обучающихся.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Прикладная физическая культура
2.2.4
Технологии физкультурного образования
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК-1: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение реализации образовательной программы
 
ПК-1.2: знает содержание проектной деятельности педагога по физической культуре и спорту
 
ПК-1.4: умеет определять содержание и направленность проектной деятельности педагога по физической культуре и спорту
 
ПК-1.6: имеет опыт проектирования элементов образовательного процесса по физической культуре и спорту
 
ПК-6: Способен организовать методическое сопровождение деятельности специалистов в области физической культуры и спорта
 
ПК-6.1: знает содержание работы методической службы в физкультурно-спортивных организациях
 
ПК-6.2: умеет определять содержание и направленность методического сопровождения специалистов в области физической культуре и спорту в физкультурно-спортивных организациях
 
ПК-6.3: имеет опыт осуществления методического сопровождения специалистов в области физической культуре и спорту в физкультурно-спортивных организациях
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. Инновации в педагогической деятельности
0
 
1.1
Нововведения как объекты педагогической деятельности /Лек/
1
ПК-1.2
4
План: 1.Понятия «инновация», «педагогическая инновация», «инновационное обучение», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «педагогические инновации». 2.Сущность и структура идеальной педагогической инновации. 3.Основные принципы инновационного обучения.
0
 
стр. 5
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
1.2
Законодательные и нормативные документы, регламентирующие нововведения в сфере физической культуры и спорта /Ср/
32
ПК-1.2
4
Контрольная работа: Задание 1. 1.1.Изучите законодательные и нормативные документы (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Федеральная целевая программ развития образования. Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации). 1.2.Выделите требования к особенностям реализации инновационной деятельности в образовательных организациях. 1.3.Составьте тематический конспект.
0
 
1.3
Направленность развития инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта /Пр/
1
ПК-1.2 ПК-1.4
5
План: 1.Сущность и структура идеальной педагогической инновации. 2.Реальные формы инновирования образования. 3.Инновационный процесс. 4.Инновационная деятельность как тип. 5.Виды педагогических инноваций
0
 
 
Раздел 2. Инновационные процессы в физкультурном образовании
0
 
2.1
Общие закономерности инновационных процессов в системе дополнительного образования по физической культуре и спорту /Лек/
1
ПК-1.2
4
План: 1.Инновационные процессы в физкультурном образовании как социокультурный феномен. 2.Основные функции инновационной деятельности в педагогическом процессе. 3.Ранги инноваций по Н.Ю. Посталюку. 4.Закономерности протекания инновационных процессов.
0
 
2.2
Инновационные методы обучения, воспитания и развития в дополнительном образовании по физической культуре и спорту /Пр/
1
ПК-1.2 ПК-1.4
5
План: 1.Характеристика инновационных методов обучения, воспитания и развития, используемых в системе дополнительного образовании по физической культуре и спорту.
1
 
2.3
Интерактивное обучение /Пр/
1
ПК-1.4
5
План: 1.Сущность интерактивного обучения. 2.Особенности внедрения интерактивных форм обучения в системе образования по физической культуре и спорту.
1
 
2.4
Интерактивное обучение /Ср/
16
ПК-1.4
5
Контрольная работа: Задание 2. Составьте таблицы: 2.1. «Содержание и направленность инновационной деятельности в образовательных организациях»; 2.2.«Инновационные методы обучения, используемые в системе образования по физической культуре и спорту».
0
 
 
стр. 6
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
Раздел 3. Инновации в профессиональной деятельности педагога по физической культу-ре и спорту
0
 
3.1
Инновационная деятельность современного педагога по физической культуре и спорту: структура, характеристика и содержание /Лек/
1
ПК-1.2
4
План: 1.Педагогическое творчество и инновации в исследованиях отечественных педагогов. 2.Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога. 3.Модель инновационной деятельности педагога. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.
0
 
3.2
Операционные компоненты инновационной деятельности педагога по физической культуре и спорту /Пр/
1
ПК-1.4
5
План: 1.Сущность инновационных процессов. 2.Операционные компоненты: личностно-мотивированная переработка имеющихся инновационных образовательных проектов, анализ собственных возможностей; формулирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшества; прогнозирование средств достижения целей; создание «месива» идей; реализация инновационных действий; осуществление контроля и коррекции введения новшества, рефлексия самореализации педагога.
0
 
3.3
Рефлексия в инновационной деятельности педагога по физической культуре и спорту /Пр/
1
ПК-1.4 ПК-1.6
5
План: 1.Взаимосвязь творческой деятельности с рефлексией. 2.Уровни рефлексии. 3.Модели инновационной деятельности педагога физической культуре и спорту.
0
 
3.4
Операционные компоненты инновационной деятельности педагога по физической культуре и спорту /Ср/
8
ПК-1.4 ПК-1.6
5
Контрольная работа: Задание 2.3. Составьте таблицу «Учебно-методическое сопровождение инновационной деятельности в образовательных организациях».
0
 
 
Раздел 4. Инновационная деятельность образовательных организаций
0
 
4.1
Развитие организации как инновационный процесс /Лек/
1
ПК-6.1
4
План: 1.Характеристика режимов жизнедеятельности организации. 2.Программа развития образовательной организации. 3.Структура и характеристика компонентов. 4.Управленческие инновации. 5.Инновационный потенциал образовательной организации.
0
 
стр. 7
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
4.2
Прогнозирование и планирование инновационной деятельности в организациях дополнительного образования по физической культуре и спорту /Пр/
1
ПК-6.1 ПК-6.2
5
План: 1.Научно-техническое прогнозирование. 3.Классификация прогнозов. 4.Методы научно-технического прогнозирования.
0
 
4.3
Прогнозирование и планирование инновационной деятельности в организациях дополнительного образования по физической культуре и спорту /Ср/
18
ПК-6.2 ПК-6.3
5
Контрольная работа: Задание 3 3.1. Составьте проект программы внедрения инноваций в работу педагогов по физической культуре и спорту образовательной организации. 3.2. Составьте доклад, мультимедийную презентацию. 3.3.Публичная защита.
0
 
 
Раздел 5. Эффективность инновационной деятельности образовательных организаций
0
 
5.1
Методы оценки эффективности инновационной деятельности образовательных организаций в области физической культуры и спорта /Пр/
1
ПК-6.2
5
План: 1.SWOT-анализ эффективности инновационной деятельности образовательной организации в области физической культуры и спорта: понятие, сущность и содержание. 2.Особенности проведения.
0
 
5.2
Социальные и экономические аспекты внедрения инноваций в сфере физической культуры и спорта /Пр/
1
ПК-6.2 ПК-6.3
5
План: 1.Причины торможения инновационных процессов. 2.Инновационное поведение работников. 3.Мотивация инновационной деятельности
0
 
5.3
Методы оценки эффективности инновационной деятельности образовательных организаций в области физической культуры и спорта /Ср/
18
ПК-6.2 ПК-6.3
5
Контрольная работа: Задание 4. Выполнить SWOT-анализ эффективности инновационной деятельности в области физической культуры и спорта в образовательной организации, выработать практические рекомендации по преодолению выявленных причин торможения инновационной деятельности.
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
В рамках текущего контроля студент заочной формы обучения должен  выполнить контрольную работу, согласно своему варианту, и участвовать в работе на семинарских занятиях. Контрольная работа является формой промежуточной контроля освоения учебной дисциплины. Успешное выполнение контрольной работы - обязательное условие допуска к промежуточной аттестации в форме зачета. Бонус за выполненные в срок, в соответствии с планами семинарских занятий, письменные работы - 2 балла.  

Номер варианта определяется на основе заглавной буквы фамилии.

Вариант 1 ("А" - "Ж"). Организация дополнительного образования детей.

Вариант 2 ("З" - "О"). Организация дошкольного образования.

Вариант 3 ("П" - "Ц" ). Средняя общеобразовательная школа.

Вариант 4 ("Ч" - "Я"). Организация среднего профессионального образования (первая ступень).

1. Устные ответы на занятиях.

2. Контрольная работа:

       2.1. Письменная работа -  таблицы:  «Содержание и направленность инновационной деятельности в образовательных (физкультурно-спортивных) организациях»;  «Инновационные методы обучения, используемые в системе образования по физической культуре и спорту»; «Учебно-методическое сопровождение инновационной деятельности в образовательных (физкультурно-спортивных) организациях».

       2.2. Письменная работа - проект программы программы внедрения инноваций в работу педагогов по физической культуре и спорту образовательной организации.

 
стр. 8
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
       2.3. Письменная работа - доклад по теме проекта, мультимедийная презентация.

       2.4. Письменная работа - SWOT-анализа эффективности инновационной деятельности в области физической культуры и спорта в образовательной организации.

Контрольная работа оценивается следующим образом:

40 баллов ("зачтено"):

-работа выполнена в установленные сроки, в полном объеме;

-допущена одна ошибка или два-три недочета, что не является следствием незнания или непонимания учебного материала;

-показан достаточный объем знаний, умений в освоении пройденных тем.

Менее 40 баллов ("не зачтено"):

-работа выполнена не в полном объеме;

-допущены грубые ошибки, что свидетельствует о незнании или непонимании учебного материала;

-работа не сдана в установленные сроки.

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей в процессе изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.  
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:                        

Контрольная работа:

   1. Письменная работа -  таблицы (3*3-5=9-15) - 15 баллов.

   2. Письменная работа - проект программы внедрения инноваций в работу педагогов по физической культуре и спорту образовательной организации (22-30) - 30 баллов.

   3. Письменная работа - доклад по теме проекта, мультимедийная презентация (3-5) - 5 баллов.

   4. Письменная работа - SWOT-анализ эффективности инновационной деятельности в области физической культуры и спорта в образовательной организации (22-30) - 30 баллов.

Устные ответы на занятиях (5*1-2 балла) - 10 баллов.

Бонусы за выполненные  в срок письменные работы (5*2 балла) - 10 баллов.

Итого:  61-100 баллов

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Алексеев С. В.
Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учеб. для студентов вузов по направлениям 032101 "Физ. культура и спорт", 080507 "Менеджмент орг.", 030500 "Юриспруденция"
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/21000
 
Л1.2
Алексеев С. В.
Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: учеб. для студентов вузов по направлениям 032101 "Физ. культура и спорт", 080507 "Менеджмент орг.", 030500 "Юриспруденция"
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014
0
 
Л1.3
под ред. : Дж. Бича, С. Чедвик
Маркетинг спорта: практ. руководство : пер. с англ.
Москва: Альпина Паблишер, 2017
0
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
под общ. ред. : Р. М. Городничева, Е. А. Пивоваровой
Инновационные технологии повышения спортивной работоспособности: сб. тез. Всерос. науч.-практ. конф. (Великие Луки, 23-24 апр. 2013 г.)
Великие Луки: [б. и.], 2013
0
 
Л2.2
Мухина С. А., Соловьёва А. А.
Современные инновационные технологии обучения
Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008
3
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
 
стр. 9
УП: 49.03.01 ФК ФО заочно 2019.plx
 
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/).
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, компьютер, проектор, экран.
7.2
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой  с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (корп.5 - 202, 210, 229).  
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики