МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Спортивная подготовка в избранном виде спорта
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
ст.преп., Романенко Максим Васильевич
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 0:00:00 протокол № 12
Протокол от 18.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Синельник Е.В.
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 3
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. ______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. ______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. _______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2024 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Синельник Е.В. _______
Теории и методики циклических видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины - организация систематического тренировочного процесса студентов, разностороннее совершенствование спортивной подготовленности занимающихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Основы здорового образа жизни
Спортивное ориентирование
Физическая культура и спорт
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Спортивное ориентирование
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1: знает методические основы физического воспитания и самосовершенствования физических качеств, техники двигательных действий с учётом социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2: умеет самостоятельно поддерживать и развивать основные физические качества в процессе занятий физическими упражнениями, осуществлять подбор необходимых прикладных физических упражнений и нагрузки для адаптации организма к различным условиям труда и специфическим воздействиям внешней среды
УК-7.3: имеет опыт самодиагностики, самооценки физической подготовленности и состояния здоровья, самостоятельного выбора и использования средств, различных форм двигательной деятельности для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности с учётом определенных трудовых действий
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой на спортивных сооружениях. Освоение техники циклических видов, прыжков.
Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой на спортивных сооружениях. /Пр/
особенности организации учебных и учебно-тренировочных занятий на стадионе и манеже.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Навыки самостоятельной разминки. Освоение навыков правильного выполнения специальных беговых упражнений, навыка работы рук при беге, навыка правильной постановки стопы при беге с различной скоростью. /Пр/
выполнение комплексов ОРУ различной направленности.
Освоение техники спортивной ходьбы, бега на короткие дистанции, бега на средние дистанции, бега на длинные дистанции. /Пр/
развитие выносливости средствами легкой атлетики.
Освоение навыка прыжков в высоту, длину с разбега, в длину с места. /Пр/
развитие взрывной силы, координации, силы средствами легкой атлетики
Раздел 2. Развитие скоростно-силовых качеств средствами легкой атлетики
Развитие скоростных способностей с средствами легкой атлетики /Пр/
Выполнение стартов из различных положений. (с высокого старта, с низкого старта) Бег на коротких отрезках (20-80 метров), средних отрезках 100-400 метров.
Развитие скоростно-силовых способностей средствами легкой атлетики /Пр/
Выполнение комплексов прыжковых упражнений: прыжки «в шаге», прыжки скачками на одной ноге, прыжки скачками со сменой ног через 1,2,3.4,5 скачков.
Прыжки через барьеры.
Развитие силы средствами легкой атлетики /Пр/
Броски ядра: двумя руками с низу вверх вперед, двумя руками с низу вверх назад.
Развитие скоростных способностей и навыком командного взаимодействия средствами легкой атлетики /Пр/
Эстафетный бег 4/100 метров, 4\200 метров.
Раздел 3. Развитие выносливости средствами легкой атлетики
Развитие выносливости средствами легкой атлетики /Пр/
Развитие скоростной выносливости средствами легкой атлетики /Пр/
Повторный бег на отрезках (от 200 до 600 метров)
Развитие специальной выносливости средствами легкой атлетики /Пр/
Фартлек (от 20 до 40 минут)
Переменный бег на средних и длинных отрезках
Развитие силовой выносливости средствами легкой атлетики /Пр/
Раздел 4. Развитие координационных способностей средствами легкой атлетики
Ходьба барьеров различными способами. /Пр/
Через середину, левым, правым боком, с вращением, перелазы под барьерами, бег по отметкам.
Прыжки в высоту различными способами /Пр/
Волна, перешагиванием, фосбери – флоп.
Метание гранаты, копья с полного разбега. /Пр/
Метание с места, с неполного разбега, с полного разбега
Эстафетный бег 4/100 метров, 4\200 метров /Пр/
Тренировка передачи эстафетной палочки в коридоре. на месте, в ходьбе, в беге.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Раздел 5. Самостоятельная работа
Основы техники легкоатлетических видов /Ср/
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Для допуска к прохождению процедуры промежуточной аттестации (зачету) обучающимся необходимо в течение семестра набрать не менее 40 баллов.
Текущий контроль успеваемости обучающихся представляет собой систематическую проверку знаний, проводимую преподавателем на практических занятиях в течении семестра, согласно расписанию учебных занятий в соответствии с учебным планом направления.
1. Шкала оценивания плана-конспекта
Высокий уровень: правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология - 9-10 баллов.
Средний уровень: правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов учтена специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология - 8-9 баллов.
Уровень ниже среднего: правильно сформулированы задачи тренировки; выбранные средства и методы избранного вида спорта соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология - 7-8 баллов.
Низкий уровень: правильно сформулированы задачи тренировки; не все выбранные средства и методы соответствуют задачам тренировочного занятия (тренировочной программы); при выборе средств и методов не учтены специфика избранного вида спорта, контингент занимающихся, их спортивная квалификация; соблюдена терминология фитнес-упражнений - 6-7 баллов.
2. Шкала оценивания выполнения нормативов по физической подготовке
Высокий уровень: упражнение выполняется без ошибок, результат соответствует высокому уровню физической подготовленности - 9-10 баллов.
Средний уровень: упражнение выполняется с мелкими ошибками, результат соответствует высокому уровню физической подготовленности - 8-9 баллов.
Уровень ниже среднего: упражнение выполняется с грубыми ошибками, результат соответствует среднему уровню физической подготовленности - 7-8 баллов.
Низкий уровень: упражнение выполняется с грубыми ошибками, результат соответствует низкому уровню физической подготовленности - 6-7 баллов.
3. Шкала оценивания реферата
Высокий уровень: соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате имеются ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата) - 5 баллов.
Средний уровень: соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта полностью, при написании реферата использовались фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой обобщение и анализ различных взглядов на исследуемый вопрос с соответствующими выводами; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата) - 4 балла.
Уровень ниже среднего: соблюдены стандартные требования к оформлению рефератов; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальной литературы и современных исследований научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата) - 3 балла.
Низкий уровень: оформление реферата не соответствует стандартам; тема реферата раскрыта не полностью, при написании реферата было изучено недостаточно фундаментальная литература и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); реферат представляет собой изложение одного из
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
взглядов на исследуемый вопрос, не отражая полную картину; в реферате отсутствуют ссылки на действующие интернет-источники с текстовыми, фото- и видео-материалами (соответствующие теме реферата) - 2 балла.
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет выставляется тем обучающимся, которые не имеют задолженностей по контрольным точкам изучения дисциплины и набирают от 61 до 100 баллов по итогам текущего контроля.
Зачтено: 61-100 баллов
Не зачтено менее 60 баллов.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Устный опрос 2х5 баллов = 10 баллов
Подготовка реферата 2х10 баллов = 20 баллов
Выполнение контрольных нормативов 4х10=40 баллов
Подготовка конспекта занятия по развитию базовых физических качеств 1х10 баллов = 10 баллов
Проведение занятия по развитию базовых физических качеств 1х10 баллов = 10 баллов
Дополнительные виды работ: до 10 баллов
Итого: 100 баллов
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Грецов Г. В., Германова А. А., Войнова С. Е., Костюченко В. Ф., Янковский А. Б., Зайко Д. С.
Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению подгот. "Физ. культура"
6.1.2. Дополнительная литература
Барчуков И. С., Барчукова Г. В.
Физиологические показатели тренированности спортсменов: учеб. пособие
Николаев А. А., Семенов В. Г.
Развитие выносливости у спортсменов
https://www.iprbookshop.ru/65573
Физическая культура: методики практического обучения: учеб. по дисциплине "Физ. культура"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог).
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://www.elibrary.ru/)
Академия Google (https://scholar.google.ru)
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Лекционная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран,
Учебная аудитория Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран, мультимедиа проектор, экран.
Приборы для выполнения практических работ: приборы для выполнения практических работ: ростомер -1 шт., весы электронные -1 шт., спирометры суховоздушные портативные -8 шт., динамометр становой -1 шт., динамометры кистевые - 4 шт., тонометры – 8 шт., фонендоскопы - 8 шт., секундомер -1 шт., велоэргометр -1 шт.
Аудитория 405, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
УП: 49.03.01 ФК СП в ИВС очно 2020.plx
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 20 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 4 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 407, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 10, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 20, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 компьютерных столов, 7 компьютерных кресел, 15 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка, 6 жалюзи, мультимедиа проектор.
Аудитория 502, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 9, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 22, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 7 учебных столов, 13 стульев, 5 компьютерных столов, 10 компьютерных кресел, 1 стол для преподавателя, трибуна, 4 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 602, учебный корпус 2 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 31, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 31 стул, 6 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 102, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 6, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 18, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 6 скамеек, 6 столов для компьютеров, 6 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 305, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7; для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 24; для преподавателя – 1.
8 учебных столов, 24 стула, 8 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 312, учебный корпус 4 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 19, для преподавателя - 1
Учебная доска, 6 учебных столов, 19 стульев, 7 столов для компьютеров, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 1 огнетушитель, 2 жалюзи.
Аудитория 222, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 8, для преподавателя – 0.
Количество посадочных мест: для студентов – 28, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 20 стульев, 8 компьютерных столов, 5 компьютерных кресел, 3 стула, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 2 жалюзи.
Аудитория 229, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 11, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 4 учебных стола, 16 стульев, 11 компьютерных столов, 6 компьютерных кресел, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, трибуна, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, колонки.
Аудитория 422, учебный корпус 5 Количество компьютеров: для студентов – 7, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 17, для преподавателя – 1.
Учебная доска, 5 учебных столов, 10 стульев, 7 компьютерных столов, 2 компьютерных кресла, 5 стульев, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, тумбочка.
Аудитория 13, Дворец здоровья Количество компьютеров: для студентов – 12, для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 37; для преподавателя – 1.
Магнитная доска, 20 учебных столов, 37 стульев, 12 компьютерных столов, экран на треноге, проектор, 12 компьютеров с выходом в сеть Интернет (неттоп – 12, монитор – 12).
Аудитория 21, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 12; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 36; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 6 учебных столов, 36 стульев, 12 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, 3 жалюзи, мультимедиа проектор, экран.
Аудитория 26, легкоатлетический манеж Количество компьютеров: для студентов – 11; для преподавателя – 1.
Количество посадочных мест: для студентов – 27; для преподавателя – 1.
Учебная доска, 10 учебных столов, 27 стульев, 9 компьютерных столов, 1 стол для преподавателя, 1 стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ