2021-2022_43_03_02 Туризм заочно 2019_plx_Формирование здорового образа жизни в процессе туристского обслуживания
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
 
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Формирование здорового образа жизни в процессе туристского обслуживания
__________2022 г.
Проректор по УР _______________
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
43.03.02 Туризм заочно 2019.plx

43.03.02 Туризм

_________________________Арбузин И.А.
Б1.В.10
 
зачеты 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
Профиль(специализация):
Туристско-экскурсионная деятельность
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
преподаватель, Фадеева А.Ю. 
 
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
 
 
канд.биол. наук, доцент, Кайгородцева О.В. _________________
 
Формирование здорового образа жизни в процессе туристского обслуживания
Рабочая программа дисциплины/ практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)
 
43.03.02 Туризм
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от  25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
 
Протокол от 26.04.2022 г.  № 12

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Кравчук Т.А.

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________

Протокол от 16.05.2022 г.  № 3

рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
 
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2027 г. № ____

_______

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. ______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

Протокол от  __ __________ 2026 г. № ___

_________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от  __ __________ 2025 г. № ___

  ____________

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кравчук Т.А. _______

Теории и методики туризма и рекреации
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Протокол от __ __________ 2024 г. № __

  ________

Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
1.1
подготовить обучающихся к сервисному виду профессиональной деятельности для решения профессиональной задачи – организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов, формирование клиентурных отношений на следующих объектах профессиональной деятельности: потребители туристской индустрии, их потребности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация досуга туристов
2.1.2
Анимация в туристской и экскурсионной деятельности
2.1.3
Ознакомительная практика
2.1.4
Рекреационные виды деятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Технологии массовых туристских мероприятий
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
 
ПК УВ-5: Способен организовать процесс обслуживания потребителей на основе нормативно-правовых актов, с учетом запросов потребителей и применением клиентоориентированных технологий
 
ПК УВ-5.1: Знает:

- клиентоориентированныхе технологии, способы ведения переговоров с туристами с учетом запросов потребителей;

 
ПК УВ-5.2: Умеет:

- вести переговоры с туристами на основе нормативно-правовых актов, согласовывая условия оказания туристских услуг;

 
ПК УВ-5.3: Имеет опыт:

- оказания туристских услуг с применением клиентоориентированных технологий;

 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Знает:

- основы здорового образа жизни для поддержания должного уровня физической подготовленности;

 
УК-7.4: Умеет:

- составлять программу самоподготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

 
УК-7.6: Имеет опыт:

- формирования здорового образа жизни и должного уровня физической подготовленности;

 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ 
Наименование  разделов и тем /вид занятия/
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Содержание тем
Практ.под
 
 
Раздел 1. 1. Здоровый образ жизни – основополагающий фактор здоровья человека.
0
 
1.1
Тема 1. Понятие индивидуального здоровья, его составляющие.

/Лек/

2
УК-7.1 УК-7.4
4
1. Понятия здоровье, болезнь, третье состояние. Многокомпонентная модель здоровья. Показатели здоровья. Функции здоровья. Виды здоровья. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Медико-статистические показатели состояния здоровья населения России. Ценность жизни и здоровья. Здоровые потребности и потребность в здоровье. Здоровье в иерархии потребностей.
0
 
стр. 5
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
1.2
Тема 1. Понятие индивидуального здоровья, его составляющие.

/Ср/

12
УК-7.4
4
1. Понятия здоровье, болезнь, третье состояние. Многокомпонентная модель здоровья. Показатели здоровья. Функции здоровья. Виды здоровья. Факторы, определяющие здоровье и болезнь. Компоненты здорового образа жизни: адекватная двигательная активность; сбалансированное питание; закаливание; личная гигиена; рациональный режим дня; психологический климат в семье, на работе и учебе; отсутствие вредных привычек, опасных для здоровья; внимательное отношение к собственному здоровью. Нормативные правовые документы в здоровьесберегающей деятельности.  Санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, здорового образа жизни. 
0
 
 
Раздел 2. 2. Двигательная активность как ведущий компонент ЗОЖ.
0
 
2.1
Тема 2. Здоровый образ жизни как целостная категория.

/Лек/

2
УК-7.6
4
2. Факторы, укрепляющие здоровье, факторы риска. Понятия «образ жизни» и «здоровый образ жизни». Категории образа жизни: экономическая (уровень жизни); социологическая (качество жизни); социально-психологическая (стиль жизни); социально-экономическая (уклад жизни).  Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Основные составляющие компоненты здорового образа жизни: адекватная двигательная активность; сбалансированное питание; закаливание; личная гигиена; рациональный режим дня; психологический климат в семье, на работе и учебе; отсутствие вредных привычек, опасных для здоровья; внимательное отношение к собственному здоровью.
0
 
2.2
Тема 3. Проблемы в формировании здорового образа жизни у различных возрастных групп населения

/Ср/

10
УК-7.1
4
3. Концептуальная модель формирования культуры здоровья у населения. Основы формирования мотивации и установок на здоровый образ жизни у различных возрастных групп населения. Направления деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья.
0
 
2.3
Тема 4. Адекватная двигательная активность как основополагающий компонент ЗОЖ.

  /Ср/

10
УК-7.1 УК-7.4 УК-7.6
4
4. Место и роль занятий физкультурой в режиме здорового образа жизни. Физический труд и оздоровительная тренировка. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий.
0
 
стр. 6
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
2.4
Тема 5. Природные факторы оздоровления человека.

/Ср/

10
УК-7.1
4
5. Понятие закаливания. Виды закаливания, значение, механизмы оздоровительного эффекта. Основные принципы организации и проведения. Закаливание воздухом. Закаливание водой. Закаливание солнцем. Оздоровительный эффект их использования и методика применения.
0
 
 
Раздел 3. 3. Рациональное питание в режиме ЗОЖ
0
 
3.1
Тема 6. Правильное питание как фактор здорового образа жизни.

/Ср/

10
УК-7.1
4
6. Понятие о рациональном питании. Основные принципы правильного питания. Характеристика сбалансированного питания. Калорийность и химический состав продуктов питания. Соотношение белков, жиров и углеводов у человека в зависимости от физического труда. 
0
 
3.2
Тема 6. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни.

/Пр/

2
УК-7.1
4
6. Основные принципы правильного питания. Характеристика сбалансированного питания. Значение белков, жиров, углеводов, их соотношение. Назначение витаминов, минеральных веществ в полноценном питание. Питьевой режим.
0
 
3.3
Тема 7. Пирамида здорового питания

/Пр/

2
УК-7.1
4
7. Основные правила приема пищи. Принципы составления рациона питания. Составление дневника питания. Оценка пищевого статуса организма. 
0
 
 
Раздел 4. 4. Психоэмоциональная культура как компонент ЗОЖ.
0
 
4.1

Тема 8. Роль режима труда и отдыха дня для сохранения здоровья.

/Пр/

6
ПК УВ-5.1 УК-7.1
4
8. Понятие о рациональном режиме дня. Режим дня и его физиологическое значение. Изменение умственной работоспособности в течение дня и недели. Эмоции и здоровье. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. Значение психической саморегуляции для сохранения здоровья.
0
 
4.2
Тема 8. Организация рационального режима дня.

/Ср/

10
УК-7.1
4
8. Организация рационального режима дня детей, учащихся и студентов, людей зрелого и пожилого возраста. Труд и здоровье. Режим дня – основа полноценного здоровья человека. Сон как важный фактор здоровья, его виды и роль для организма.
0
 
4.3
Тема 9. Психическая саморегуляция для сохранения здоровья.

/Ср/

10
УК-7.1
4
9. Методы для снятия стресса, регуляция эмоционального состояния и саморегуляция (творчество и здоровье, музыка и здоровье и др.). 
0
 
 
Раздел 5. 5. Формирование здорового образа жизни у студентов – будущих педагогов.
0
 
стр. 7
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
5.1
Тема 10. Стресс и профессиональное выгорание педагогов.

Характеристика составляющих индивидуальной оздоровительной программы.

Состояние здоровья педагогов на современном этап.

Формирование здорового образа жизни в процессе рекреационно-оздоровительной и туристкой деятельности.

/Ср/

10
УК-7.1 УК-7.4
4
10. Стресс и профессиональное выгорание педагогов.  Стресс и дистресс. Средства и методы профилактики профессионального выгорания педагогов. Характеристика составляющих индивидуальной оздоровительной программы: диагностика, рациональное питание, адекватная двигательная активность, психоэмоциональная культура и др. Состояние здоровья педагогов на современном этапе. Основные направления работы по формированию здорового стиля жизни у студентов как будущих педагогов. Формирование здорового образа жизни в процессе рекреационно-оздоровительной и туристкой деятельности. Средства и методы оздоровления. Физкультурно-оздоровительные технологии. Туризм  и рекреация в системе оздоровления.
0
 
5.2
Тема 10. Основные направления работы по формированию здорового образа жизни у различных возрастных групп населения.

/Ср/

8
ПК УВ-5.2 ПК УВ-5.3 УК-7.1
4
Тема 10. Роль педагога в формировании здоровья и профилактике заболеваний у детей, подростков и молодежи. Формы работы по сохранению, укреплению и формированию культуры здоровья у разных групп населения. Основы составления индивидуальной оздоровительной программы. Формирование здорового образа жизни в процессе туристского обслуживания. Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в учебное и внеучебное время. Формы и методы здоровьесберегающей деятельности, используемые в образовательных учреждениях
0
 
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
 
5.1. Текущий контроль
Шкала оценивания устных ответов на семинарских занятиях, оценивается в 2-5 баллов.

2-3 балла - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.; не смог ответить на дополнительные вопросы

4-5 баллов - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях и нормативно - правовых актах, с учетом внесенных в них изменений); использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати); анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения правовых проблем. уверенно владеет понятийным аппаратом; уверенно отвечает на дополнительные и уточняющие вопросы.

Документы для проведения мероприятия (положение, смета) - 5-10 баллов

5-6 баллов - частично подготовлены документы для проведения мероприятия (положение или смета), описание не подробное

7-8 баллов - подготовлены не все документы для проведения мероприятия - положение или смета, описание не подробное

9-10 баллов - подготовлены документы для проведения мероприятия - положение и смета, все пункты подробно описаны

Шкала оценивания презентации:

 
стр. 8
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
Объем презентации 10-15 слайдов, выполненных в программе Power Point. Презентация оценивается из 5-10 баллов

5-6 баллов -   нет лаконичности, логичности и последовательности представления информации; использование коротких слов и предложений; минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных; заголовки не привлекают внимание; один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений; использование одного  вида слайдов (только текст); использование возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

7-8 баллов - лаконичность, логичность и последовательность представления информации; использование коротких слов и предложений; минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных; заголовки привлекают внимание; один слайд содержит более трех фактов, выводов, определений; использование одного  вида слайдов (только текст); вся презентация оформлена в едином стиле; использование возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

9-10 баллов - лаконичность, логичность и последовательность представления информации; использование коротких слов и предложений; минимизация количества предлогов, наречий, прилагательных; заголовки привлекают внимание; один слайд содержит не более трех фактов, выводов, определений; использование разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами; вся презентация оформлена в едином стиле; использование возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Проект (пакет документов) (0-10 баллов)

а) актуальность проекта обоснована. Автор в достаточной мере выбрал и освоил оптимальные методы. Возможны незначительные ошибки. Соблюдена логическая последовательность постав-ленных задач, ресурсы и сроки адекватны поставленным задачам. Созданный проект решает поставленную проблему; проект соответствует изначально заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик обоснованы. Данный проект оригинален и не имеет полных аналогов (7-10 баллов);

б) актуальность проекта частично обоснована. Автор использовал не оптимальные методы. Не знаком со всем спектром методов в сфере проектирования. Логическая последовательность по-ставленных задач имеет недочёты, ресурсы и сроки не полностью адекватны поставленным задачам. Созданный проект частично решает поставленную проблему; частично соответствует заявленным характеристикам; изменения ключевых характеристик недостаточно обоснованы. Проект имеет аналоги, но по отдельным параметрам усовершенствован (4-6 баллов);

в) актуальность проекта не обоснована. Автор не имеет представления о существующих методах в сфере проектирования.

Планирование отсутствует или имеет логические несоответствия, сроки и ресурсы неадекватны поставленным задачам

Созданный проект вовсе не решает по-ставленную проблему; не соответствует ключевым характеристикам. Проект не оригинален, полностью копирует уже существующие проекты (0-3 баллов).

План мероприятия (5-10 баллов):

Шкала оценивания плана мероприятия оценивается в 5-10 баллов:

а) 5-6 баллов - план слабо разработан, допущены ошибки;

б) 7-8 баллов - план успешно разработан и реализован, допущены незначительные ошибки;

в) 9-10 баллов - план успешно разработан и реализован.

Бонус за посещаемость - 5 баллов (за посещаемость 100%).

 
5.2. Промежуточная аттестация
Зачет проставляется обучающемуся при условии набора в текущем контроле от 61 до 100 баллов.
 
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
Текущий контроль:

Устный опрос по пройденной теме - 5 баллов х 5 = 25;

Подготовка презентации - 10 баллов х 3 =  30;

Подготовка положения 10 баллов х 1 = 10;

Подготовка проекта 10 баллов х 2 = 20;

Проведение положения 10 баллов х 1 = 10 баллов;

Бонус за посещаемость - 5 баллов за посещаемость 100%, итого 1 х 5 = 5

Итого за текущий контроль 100 баллов.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.1
Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов
Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/65284
 
стр. 9
УП: 43.03.02 Туризм заочно 2019.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л1.2
Мисюк М. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.  и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2023
1
https://urait.ru/bcode/533120
 
Л1.3
Орехова И. Л., Романова Е. А., Щелчкова Н. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. практ. пособие
Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017
1
https://www.iprbookshop.ru/83862
 
Л1.4
Кувшинов Ю. А.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие
Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2013
1
https://www.iprbookshop.ru/55248
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Кол-во
Эл. адрес
 
Л2.1
Витун В. Г., Витун Е. В.
Повышение адаптационных возможностей студентов средствами физической культуры: учеб. пособие для студентов вузов
Оренбург: МАБИВ, 2015
1
https://www.iprbookshop.ru/54139
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
6.3.1.2
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
6.3.1.3
- браузер.
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ  
 
7.1
- учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран;
7.2
- для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 13 СОК "Зеленый остров", лаборатория музейного и экскурсионного дела, Лаборатория выставочной деятельности в туризме).
 
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Тип практики
Способы проведения
нет
Форма проведения
нет
Свой
Вид практики