МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта"
рабочая программа дисциплины (модуля) / практики
Становление российской государственности
Проректор по УР _______________
49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
49.03.01 Физическая культура
_________________________Арбузин И.А.
Виды контроля в семестрах:
Физкультурно-спортивное образование
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
канд., ист. наук, доц., Волхонская Г.П.
Председатель учебно-методической комиссии факультета:
канд., пед. наук, проф., Кравчук Т.А. _________________
Становление российской государственности
Рабочая программа дисциплины/ практики
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
49.03.01 Физическая культура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2023 0:00:00 протокол № 14
Протокол от 29.04.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В.
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
______________________________________________
Протокол от 16.05.2022 г. № 7
рабочая программа утверждена на учебно-методической комиссии факультета
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Протокол от __ __________ 2027 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2027 г. № ____
_______
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. ______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2026 г. № ___
_________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Протокол от __ __________ 2025 г. № ___
____________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Ворожко Ю.В. _______
Общественных и гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
________
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Визирование РПД/РПП для исполнения в очередном учебном году
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Цель изучения дисциплины: формирование у студентов научных представлений об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, этапах в истории России, ее социокультурном своеобразии, месте и роли в мировой цивилизации; навыков получения, анализа и обобщения исторической информации; высоких нравственных и гражданских качеств, толерантности в восприятии культурного многообразия мира, активной жизненной позиции в личностном и социальном планах.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) / практики необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта
Олимпийское движение и профессиональный спорт
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.10: имеет опыт анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов
УК-5.3: знает закономерности и особенности развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем, основные этапы и важнейшие события истории России, роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Формирование Древнерусской государственности
Формирование Древнерусской государственности /Лек/
1. Этногенез славян
2. Предпосылки образования Древнерусского государства.
3. Первые киевские князья (1Х – сер. Х в.).
4. Расцвет Древнерусского государства (П пол. Х – сер. Х1 вв.)
5. Древнерусское государство в период феодальной раздробленности
Генезис и эволюция древнерусской государственности IX-XII вв. /Пр/
1. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Причины возникновения государства у восточных славян.
2. Возникновение и развитие Киевской Руси. Деятельность первых киевских князей.
3. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Формирование Древнерусской государственности /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
Раздел 2. Образование Российского централизованного государства
Образование Российского централизованного государства /Лек/
1. Монголо-татарское нашествие и его последствия.
2. Причины и особенности образования единого российского государства.
3. Политическая централизация Руси (XIII в. - начало XVI в.)
4. Правление Ивана Грозного): поиск альтернативных путей социально – политического развития Руси.
5. Смутное время: причины, ход, итоги.
Русь в период формирование российского централизованного государства /Пр/
1. Ордынское нашествие: иго и дискуссия о его роли в становлении Российского государства.
2. Причины и особенности образования единого российского государства.
3. Политическая централизация Руси (XIII в. - начало XVI в.)
Образование Российского централизованного государства /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
Раздел 3. Образование Российской империи (XVIII- начало XX вв.)
Образование Российской империи (XVIII- начало XX вв.) /Лек/
1. Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества.
2. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм»
3. Александр I и его попытки реформирования политической системы в России; проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева.
4. Реформы Александра II.
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
Россия в XVIII-XIX вв. /Пр/
1. Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества.
2. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм»
3. Александр I и его попытки реформирования политической системы в России; проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева.
4. Крестьянский вопрос: этапы решения. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты.
Россия в XVIII-XIX вв. /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
Раздел 4. Становление и развитие Советского государства.
Становление и развитие Советского государства /Лек/
1. Утверждение тоталитарного режима в СССР.
2. Политика большого скачка: индустриализация, коллективизация, культурная революция.
3. Вторая мировая война.
СССР в послевоенный период (1945-1991) /Пр/
1. Развитие СССР в период "хрущевской оттепели".
2. Развитие СССР в застойный период.
3. Политика перестройки: сущность, осуществление, итоги.
Становление и развитие Советского государства /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
Раздел 5. Формирование и развитие новой российской государственности (1992-2020 гг.).
1. Внутриполитическое развитие России в начале XXI веке
2. Социально-экономическое развитие России в начале XXI веке
3. Россия в системе современных международных отношений
Формирование и развитие новой российской государственности (1992-2020 гг.). /Ср/
Самостоятельная подготовка к семинарскому занятию, тестированию, контрольной работе (написание конспектов, подготовка устных сообщений и т.д.)
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Текущий контроль (для студентов очной формы обучения)
Тест (0-5 баллов)
Тест оценивается следующим образом:
а) верно выполнено 92-100 % тестовых заданий – 5 баллов;
б) верно выполнено 84-91 % тестовых заданий – 4 балла;
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
в) верно выполнено 76-83 % тестовых заданий – 3 балла;
г) верно выполнено 68-75 % тестовых заданий – 2 балла;
д) верно выполнено 60-67 % тестовых заданий – 1 балл;
е) верно выполнено 0-59 % тестовых заданий – 0 баллов.
Эссе (0-5 баллов) оценивается по следующей схеме:
а) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события, соотносит его с социокультурным контекстом конкретной эпохи и цивилизации; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы; имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать – 5 баллов;
б) студент умеет самостоятельно работать с историческими источниками; свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует (с незначительными ошибками) понимание исторических процессов и фактов по указанной теме; раскрывает причины того или иного исторического события; корректно пользуется исторической терминологией; может самостоятельно делать выводы – 4 балла;
в) студент умеет работать с историческими источниками, указанными преподавателем; может излагать изученный материал, но допускает в таком изложении незначительные ошибки; корректно пользуется исторической терминологией – 3 балла
г) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов по пройденным темам, мало пользуется исторической терминологией, допускает ошибки – 2 балла;
д) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не пользуется исторической терминологией – 1 балл;
е) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов.
Собеседование (устный ответ) (0-5 баллов за одно семинарское занятие)
Работа на семинаре оценивается по следующей схеме:
а) студент свободно, достаточно подробно излагает изученный материал; демонстрирует понимание исторических процессов и фактов; пользуется исторической терминологией; участвует в дискуссии; умеет аргументированно отстаивать свою позицию – 5 баллов;
б) студент достаточно подробно излагает изученный материал; с некоторыми ошибками характеризует исторические процессы и факты; пользуется исторической терминологией; участвует в дискуссии – 4 балла;
в) студент, в целом, владеет изучаемым материалом, но не достаточно полно демонстрирует понимание исторических процессов и фактов, мало пользуется исторической терминологией – 3 балла;
в) студент может излагать изученный материал, но допускает значительные ошибки, плохо понимает исторические процессы и факты, практически не пользуется исторической терминологией – 2 балла;
г) студент слабо владеет изучаемым материалом, плохо его понимает, практически не пользуется научной терминологией - 1 балл;
д) ответ, не соответствующий требованиям предыдущих пунктов или содержащий плагиат – 0 баллов
5.2. Промежуточная аттестация
Аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля. «Зачтено» - студент получает при наличии от 61 до 100 баллов без дополнительного собеседования. «Не зачтено» – в процессе изучения дисциплины студент набрал менее 61 балла. Он обязан ликвидировать текущую задолженность и пройти повторную аттестацию.
5.3. Бально-рейтинговая система оценки
иды контроля Распределение баллов по видам работ
Текущий контроль
виды работ мaкс. возможное кол-во баллов за 1 задание сумма баллов
Собеседование (устный ответ) 5 30
Тест 5 30
Эссе 10 10
Контрольная работа 20 20
Итоговый тест 10 10
Поощрительный балл 1
Итого 61 100
Промежуточная
аттестация (зачет) - - -
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
под ред. : Е. П. Супруновой, Г. А. Трифоновой
История Отечества: учебник
Саратов: Вузов. образование, 2020
https://www.iprbookshop.ru/88497
История России: учеб. пособие для студентов вузов
Москва [и др.]: ПЕР СЭ [и др.], 2019
https://www.iprbookshop.ru/88166
Бабаев Г. А., Иванушкина В. В., Трифонова Н. О.
История России: учеб. пособие для студентов вузов
Саратов: Науч. книга, 2019
https://www.iprbookshop.ru/80987
авт.-сост. Г. П. Волхонская ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта, Колледж физ. культуры
История: электрон. учеб.-метод. пособие для внеаудитор. самост. работы студентов по специальности сред. проф. образования 49.02.01 "Физ. культура"
Пыж В. В., Кислицына И. Л.
История (История России с древнейших времен до распада Древнерусского государства): учеб. пособие
Санкт-Петербург: [б. и.], 2018
История: учеб. пособие для бакалавров и специалистов
Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2018
6.1.2. Дополнительная литература
История. История России XX - начала XXI века: учеб. пособие для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/78567
История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение): учеб. пособие для студентов вузов
Москва: Изд-во МПГУ, 2018
https://www.iprbookshop.ru/79050
Сушко А. В., Глазунова Т. В., Гермизеева В. В., Петин Д. И., Машкарин М. И., Рыбаков Р. В.
История России: учеб. пособие для студентов вузов
https://www.iprbookshop.ru/78435
Бакирова А. М., Томина Е. Ф.
История: учеб.-метод. пособие для студентов вузов
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2017
https://www.iprbookshop.ru/71280
История философии древнего мира: учеб. для студентов вузов философ. специальностей
Москва: Акад. проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/110076
История: учеб.-метод. пособие к семинар. занятиям для самостоят. работы студентов
Омск: Изд-во СибГУФК, 2016
6.3.1 Перечень программного обеспечения
- офисный пакет MS Office либо аналог (например, LibreOffice);
- программы для просмотра документов в формате pdf (Adobe Reader или аналог);
- программа для просмотра видео и набор соответствующих кодеков;
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
lib.sibsport.ru – сайт библиотеки СибГУФК
moodle.sibgufk.ru – образовательный портал и система дистанционного обучения
sibsport.ru – официальный сайт вуза
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ПРАКТИКИ
Учебная доска, столы и стулья для обучающихся (число посадочных мест не менее количества обучающихся в отдельной учебной группе), стол и стул для преподавателя, мультимедиа проектор, экран.
Для самостоятельной работы обучающихся необходимы помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ФГБОУ ВО СибГУФК (ауд. 405 к. 2, 407 к. 2, 502 к. 2, 602 к. 2, 102 к. 4, 305 к. 4, 312 к. 4, 222 к. 5, 229 к. 5, 422 к. 5, 13 ДЗ, 21 л/а манеж, 26 л/а манеж).
УП: 49.03.01 ФК ФО очно 2021.plx
8. ВИД, ТИП И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ